Отключая Adblock: cамая дикая реклама мобильных игр
И как она работает.
Тенесси Уильямс называл создателей рекламы единственными настоящими поэтами нашего времени. Возможно, это действительно так. Современная реклама вынуждена быть невероятно изобретательной и оригинальной, чтобы выделиться на фоне информационного шума. При этом ей необходимо максимально сжато и доступно донести нужный посыл. Но главное — она должна привлекать внимание.
Сфера мобильных игр в этом мало чем отличается от остальных. Одни стараются завлечь пользователей сильными сторонами своего продукта: геймплеем или сюжетом. Другие заворачивают его в яркую, красивую упаковку. Отличный пример такого подхода — серия роликов Game of War с участием Кейт Аптон, которая обошлась издателю в 40 миллионов долларов.
Но что делать, если у игры нет никаких сильных сторон, а из бюджета только половина бутерброда? В этот момент приходится забыть о всякой оригинальности и начинать штамповать рандомные картинки с рандомными фразами. Туда же в топку летит и посыл. Потому что у не спавшего три недели студента с аутсорса нет времени даже дочитать название игры, не то что запускать её. Как итог — реклама никак не отражает свой продукт. К примеру, всем известный «Великий султан» — это стратегия, а не дэйт-сим.
Единственное что остаётся — стремление привлечь к себе внимание. И тут в ход идут самые грязные приёмы, в том числе эксплуатация человеческих слабостей и нарушение норм приличия. Об этих случаях мы и поговорим сегодня. Для этого мы отключили Adblock, прошерстили интернет и в особенности — саб-реддит r/shittymobilegameads. А чтобы не потеряться в море картинок и GIF-анимаций, разделим статью на семь условных категорий.
Важно оговориться, что приведённые в тексте образцы рекламы мобильных игр — никакие не показатели всего труда рекламщиков в целом. Это даже не реклама, а дешёвые способы привлечения внимания, которые зачастую не несут никакой информации о самой игре. Зато они бывают очень смешными.
Похоть
Существует мнение, что секс продаёт — и рекламщики часто это используют. Стройные девушки в нижнем белье и мускулистые парни без рубашек — привычный инструмент продвижения многих продуктов: от пива до бомбардировщиков.
Разумеется, создатели недо-реклам также никак не могли обойти его стороной. Мало что способно так быстро приковать к себе внимание, как секс. Особо преуспели в этом игры вроде Episode, Choises, Chapters и прочих подобных. Поскольку они строятся почти полностью вокруг плотских утех. Но порой результат получается мягко говоря очень странный.
Стоит отметить, что в случае с дэйт-симами логика в использовании секса есть. Как никак он играет существенную роль в отношениях. Другое дело, когда приложение никак с ним не связано. В таком случае это простая эксплуатация основного инстинкта.
Отдельная линия в череде сексуализированной недо-рекламы — это супружеские измены. Причём почти всегда в ней говорится, что есть возможность «сообразить на троих». Здесь внимание привлекается даже не самим сексом, а пикантностью ситуации. Её использует даже игра по поиску предметов.
Также находят свою аудиторию приложения, ненавязчиво предлагающие «сменить команду».
Если же супружеских измен и заигрывания с ориентацией окажется недостаточно, то всегда можно прибегнуть и к инцесту.
Самое странное в том, что большинство подобных примеров рассчитано на мужчин. И это при том, что женская аудитория мобильных игр куда обширнее. Хотя это смотря где искать:
Гнев
Гнев выбран в качестве следующего «триггера» неслучайно. Многие исследователи занимаются вопросом связи гнева и сексуального возбуждения: как при изучении психологии человека и отношений, так и ментальных патологий.
Одно из худших и вместе с тем наиболее освещаемых проявлений такого «союза» — это насильственные преступления сексуального характера. Неудивительно, что такие темы нашли место и в продвижении некоторых мобильных игр.
Честно говоря. непонятно, куда отнести следующую картинку. Но если выбор стоит между убийством и соблазнением, то ничего хорошего ждать не стоит.
Слава богу, что иногда гнев — это просто гнев. В минуты наибольшего раздражения. Когда хочется выпустить негативные эмоции наиболее деструктивным способом. На помощь приходят мобильные игры, предлагающие без малого уничтожить всю планету.
Не понятно, зачем Патрику вдруг потребовалось совершать глобальный геноцид. Но если такой юмор вам кажется слишком «попсовым», то вот вариант поострее.
Для тех, чьего гнева ещё недостаточно для целой планеты, существуют цели и попроще. К примеру, женщины, притворяющиеся беременными.
Беременностям, фальшивым и нет, посвящено очень много мобильной рекламы. С неё-то и появилась идея этого текста, вдохновлённого постом пользователя lachtak. Вероятно, она нацелена в первую очередь на женщин, которые стремятся зачать, сочувствуют беременным и недолюбливают притворяющихся.
Лень
Время показало, что казуальные игры пользуются большим успехом у широкой аудитории. Хардкорное ретро, где нужно было проходить весь сюжет за один раз без сохранений, уступило место выбору сложности и чекпоинтам. А проекты, не прощающие ошибок, стали в основном нишевыми.
Кто-то скажет, что это из-за усреднённых показателей, большего выбора или ограниченного времени. Другие увидят простую человеческую лень, мешающую отточить навыки и освоить тактику.
Дальше всех в стремлении оградить игрока от любых трудозатрат зашли кликеры. В них иногда буквально не нужно ничего делать. И они не то, что не стыдятся этого, но и выставляют в виде главного преимущества.
Однако, как бы высока ни была жажда лёгкой победы в игроках. Нельзя забывать, что создатели недо-реклам — тоже люди. И ничто человеческое им не чуждо, в том числе и лень.
К лени, безусловно, можно отнести и огромное количество опечаток и других ошибок.
А спонсор ляпов на русском языке — «Великий султан».
Гордыня
Между гордостью и гордыней, тщеславием и амбициями — очень тонкая грань. Как отличить стремление быть лучшим от слепой уверенности в собственной исключительности? Всё это темы для диссертаций в области психологии или философии.
Нас же интересует исключительно желание каждого человека доказать свою ценность, заявить о себе, бороться и побеждать.
Стандартная схема таких манипуляций стала уже своего рода мемом. «99% людей не могут пройти первый уровень», — гласит яркая надпись. И в этот момент в мозге зажигается стремление доказать всем, что он — тот самый выдающийся 1%: самый умный, самый ловкий... Самый наивный.
Всё было бы идеально в такой рекламе. Простая реверсивная психология и потребность самоактуализации. Если бы только её не было так много. А показанный геймплей не был бы настолько элементарным. Всё это заставляет задуматься, что студента с аутсорса уже давно заменила простая программка, подставляющая текст с вызовом к случайным картинкам.
Особый подвид «тщеславных» картинок — это противопоставления разных категорий игроков. И в ней не было бы ничего интересного, если бы не эти самые категории.
Алчность
Лёгкие деньги — приманка ничем не хуже секса и уязвлённого самолюбия. Поэтому ей часто пользуются недобросовестные разработчики. Как правило, делятся такие приложения на два вида: откровенно азартные игры, вроде лотерейных билетов или одноруких бандитов, и обычные игры, за время в которых кто-то якобы платит пользователю деньги.
Самое печальное, что существование такой рекламы говорит о каком-то проценте её эффективности.
Зависть
Кому же могут завидовать любители мобильных игр? Самый очевидный ответ — консольным и ПК-игрокам. У них столько игр с передовой графикой, большими мирами и интересными сюжетами. Вот бы всё это добро вышло на смартфонах.
Есть спрос, будет и предложение. И не важно, что это технически, юридически и логически невыполнимо. Всегда можно соврать.
Вариант первый — заявить, что ты выпустил долгожданную игру. Рассчитан он на пользователей, которые слабо знакомы с индустрией. Но тем не менее слышали о громких тайтлах: GTA V или Apex Legends.
Второй вариант ориентирован на тех, кто вообще ничего не знает о видеоиграх. Звучные названия им ничего не говорят, равно как и узнаваемые образы. В этом случае можно просто пустить поверх чужого трейлера свои оверлеи.
С другой стороны, из таких вот экземпляров можно сделать собственную игру-угадайку. А чтобы сделать её ещё интереснее, добавив вот такие экземпляры:
Порой создатели недо-реклам даже не задумываются, какой футаж вставлять для своего продукта. К примеру, авторы этой игры про пианино внезапно решили раскручиваться за счёт фильма «Хобс и Шоу». Единственное предположение — громкий летний блокбастер привлечёт внимание. А дальше дело за случайным нажатием.
Зачем просить соседа записывать наигранную реакцию, если Youtube полон талантов?
Мемоугодие
Поскольку сегодняшние примеры — это не совсем реклама, а просто средства завлечения, то и нацелены они зачастую не на конкретные группы потребителей, а на максимально широкую аудиторию. Для этого они должны быть неизменно актуальными и вынуждены оперативно подстраиваться под тренды.
А какой тренд прочнее всего вжился в сознание интернет-общественности? Мемы. Весёлые картинки и смешные подписи, которые распространяются по сети со скоростью света. Самое же приятное в них то, что весь креатив и юмор уже придумали другие.
Довольно забавно получается, когда авторы хотя бы чуть-чуть пытаются подогнать мем под свои реалии. Даже если это простая срисовка. В большинстве случаев они просто вставляют картинки в шаблоны. При чём не самые современные.
И уж не знаю почему, но особой популярностью пользуется Губка Боб.
В финале давайте пройдёмся по паре образцов, которые не удалось втиснуть ни в одну из семи категорий. Хотя уровень их странности обязывает их упомянуть.
А это нужно обязательно смотреть со звуком.
Всё, что мы видели в этой статье, принято называть рекламой. Собственно, именно так они обычно и подписаны. Но почему мы тогда так усиленно старались избегать этого термина?
ФЗ «О Рекламе» предлагает такое его понимание: «информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Плюс-минус также его трактуют и учебники.
Как мы видим, помимо привлечения внимания перед рекламой стоит задача рассказать о продукте и поддержать интерес к нему. К сожалению, почти никто из сегодняшних примеров с ней не справляется. И дело даже не в том, что конечный продукт плох (хотя в большинстве случае это и так).
Недо-реклама любыми средствами стремится исключительно завлечь пользователя в приложение. При этом заранее известно, что в нём нет ничего сексуального, оно не в состоянии бросить вызов и уж точно не поможет заработать. По-крайней мере пользователю.
Главное — чтобы человек «повёлся» и установил игру. А дальше и неважно, даже если он сразу удалит её. Приложение получит нужный ему трафик, поднимется в «топе», получит ещё больше скачиваний. И всё ради того, чтобы продать свои рекламные места. Так порочный круг и зацикливается.
Однако не стоит оценивать всю мобильную отрасль по этим индивидам. Скорее всего, такая ситуация вызвана молодостью мобильного рынка и относительно малым к нему вниманием. В каждой области в своё время бывали экземпляры, за которые до сих пор стыдно. В будущем, я уверен, мы с долей ностальгии будем вспоминать эту дикую, но по-своему забавную рекламу.