Восславим Caves - мобильные пещеры

Или повесть об одном из лучших мобильных «рогаликов».

Начальная заставка игры.
Начальная заставка игры.

В стародавние времена, когда я еще учился в 8 классе, за отличные успехи в учении родители подарили мне планшет. «Для учёбы и связи» — говорили они мне. Как оказалось позднее, он годился не только для этих целей. Play market открыл передо мной целые горы игр, которые я принялся исследовать, предвкушая часы интересного времяпровождения. Эх, наивный Слава из прошлого, незнакомый с мобильным геймингом! Еще никогда ты так не ошибался…

Однако, среди гор однообразных поделок и донатных гриндилок находились такие игры, что не стыдно было запустить и на ПК. Зачастую это были «рогалики»: Cardinal quest 2, Soul knight, Shattered pixel dungeon, Pocket rogue — список был чертовски хорош. Однако, была одна игра, которая захватила меня больше всего - та, которую я предпочитал всем остальным на планшете и в которой оставил порядка 800 часов (ничуть не жалея об этом). Имя ей — Caves (Roguelike).

Что за игра-то такая?

Caves (Roguelike) — мобильная игра в жанре «рогалик», работа над которой началась 14 ноября 2015 года. Сейчас игру делает практически в одиночку уроженец Екатеринбурга Валерий Пономарёв (он же 36dev), ранее - с некоторой помощью Павла Провоторова (помогавшего со сложными артами) и Владимира Вдовиченко aka Erimont — композитора игры.

Вот, кстати, трек из главного меню.

При создании Caves Валерий взял за основу классические пошаговые Roguelike в духе Dungeon Crawl Stone Soup (хотя сам признаётся, что вдохновение для игры черпал из Shattered planet), так что игрока, запустившего Пещеры на своём девайсе, ждёт рандомная генерация локаций, перманентная смерть с откатом до начала, пошаговость и другие атрибуты «рогаликов». Единственное, что не даёт Caves получить статус настоящего Roguelike — наличие метапрогрессии, которая выражается как в анлоках предметов для торгового автомата и костюмов, так и в улучшениях на фабрике, дающих постоянные бонусы на все последующие забеги.

Shattered planet
Shattered planet

Под стать жанру и сложность. «Рогалики» редко отличаются простотой, и Caves — не исключение. Хоть разработчик и утверждает, что игра балансируется под тяжёлую сложность, на которой можно запросто пройти 9 локаций, многие игроки не могут осилить 3 даже на лёгком. Что поделать — % казуальных игроков на мобильных устройствах куда выше, чем на ПК. Однако, сбавлять сложность Валерий не собирается, поясняя, что в первую очередь он хотел сделать игру, в которую сам бы с интересом играл. По той же причине, донат в игре чисто символический, позволяющий лишь отключить рекламу да чуть раньше разблокировать чертеж, который и так можно найти в вылазках.

Несмотря на то, что игре уже исполнилось 7 лет и в неё можно с удовольствием играть прямо сейчас, она ещё не закончена. Лично я вижу в этом некоторый шарм — после каждого обновления игра преображается в лучшую сторону за счёт добавления новых врагов, предметов и даже целых игровых механик. Ещё один плюс — наличие хорошей обратной связи. Валерий открыт для общения в группе ВК и Discord-сервере практически ежедневно: ему можно задать вопрос по игре, пожаловаться на баг или предложить идею для добавления в игру. Приятно видеть, как твои идеи, пусть и в несколько изменённой форме, попадают в игру. Добавьте к этому постоянно обновляющуюся Вики (к которой автор текста успел приложить руку) с доброжелательным и творческим комьюнити, готовым объяснить каждый аспект игры — и вы поймёте, почему при всей специфичности и сложности Caves имеет 4,5 звезд из 5 при более чем миллионе скачиваний.

Один из примеров фанатского творчества.

Это всё, несомненно, очень увлекательно. Но как играется это «чудо»?

Игра начинается с капсулы — медотсека, где главный герой выбирает себе костюм (в начале игры доступен только 1) и способность, а также распределяет очки характеристик между силой, ловкостью и удачей. После, игра предлагает почитать информатор с обучением (который мало кто читает, а зря) и… всё, делай что хочешь. После нескольких минут исследования Убежища персонаж обнаруживает:

  • Портал, ведущий игрока в начало забега.
  • Фабрику, где за изумруды можно обзавестись постоянными улучшениями на все забеги.
  • Пункт установки модулей, где за всё те же изумруды можно установить полезный модуль на 1 вылазку.
  • Торговые автоматы, где за золото можно купить некоторое оружие и расходники перед вылазкой.
  • Наконец, стол для крафта, где из ресурсов можно изготовить уникальные предметы, склад для крафтовых ресурсов и плавильную печь, где руда переплавляется в ресурсы.
Мой дом - моя крепость. Буквально.
Мой дом - моя крепость. Буквально.

Учитывая, что ресурсов, золота и изумрудов катастрофически мало, первое, что может прийти на ум игроку — добыть их в пещерах. И вот Проходчик храбро шагает в фиолетовое марево портала — на поиски знаний и богатств…

Пещеры приветствуют человека тихим гулом, звуками капающей воды, и эхом, проносящимся где-то вдалеке. С мечом в руке, пистолем на поясе, киркой за спиной и растерянностью на лице вы осматриваете породу, пытаясь понять, что делать.

Вместе с персонажем из Убежища вылетает контейнер с печеньками. Война войной, а обед по расписанию.
Вместе с персонажем из Убежища вылетает контейнер с печеньками. Война войной, а обед по расписанию.

Не удивляйтесь тому факту, что средневековое оружие спокойно соседствует со сложными механизмами Убежища, киборгами и прочей техникой. По лору игры, когда в мире Caves царили Средние века, высшие демоны выбрали его своим плацдармом для демонических разборок. После выяснения отношений поверхность планеты стала настолько непригодной для жизни, что выжившие спустились под землю и в спешном порядке стали развивать науку. Настолько спешном, что, когда появилось современное оружие, мечи и топоры ещё не успели исчезнуть.

Вначале вы решаете осмотреть себя. Все функции костюма, вроде бы, в норме: здоровье показывается в левом верхнем углу, рядом с ним — локатор для поиска интересных мест (работающий по принципу "горячо — холодно"), в другом углу — синяя полоса энергии — аналога магии, к которой люди не способны. Слева — кнопки для стрельбы, использующей боеприпасы, и спецспособности, тратящей энергию (на старте это, как правило, Суперскорость, позволяющая делать 2 действия за 1 ход), а также окно характеристик и предметов персонажа. Справа же — инвентарь, сканер и карта.

Удостоверившись, что ничего не повредилось во время перехода, вы идёте вперёд — искать приключения. Вскоре вы упираетесь в пустую породу, через которую не можете пройти — тогда вам на помощь приходит кирка! В Caves можно, как в Minecraft, прокопать себе путь практически к чему угодно. Например, к следующей пещере побольше, где вас могут ждать скелеты с недобрыми намерениями, сундуки с добычей или золотоносные жилы. Копание можно использовать и тактически: например, чтобы сбежать от превосходящих числом врагов. Или выкопать узкий коридор, где враги не смогут напасть одновременно.

Из врагов и сундуков падают ценные вещи. Их в игре около 500, потому описывать все смысла нет. Зелья и свитки (которые, по доброй традиции из Rogue, не опознаны до применения) помогут восстановить здоровье и расправиться с врагами или же сбежать от них. Новое оружие, скорее всего, кроме численного увеличения урона будет иметь особый эффект. Бронепластины уменьшат по вам урон, артефакты дадут персонажу разнообразные усиления (начиная от численных прибавок к характеристикам, заканчивая пассивным призывом случайных вещей и врагов вокруг себя), взрывчатка расправится с толпами врагов, скелеты из черепа отвлекут внимание на себя… список можно продолжать долго. И главное: если вы хотите пройти далеко, вам придётся научиться правильно использовать всё, что даёт вам игра. По крайней мере, на тяжёлом уровне сложности. Лёгкая сложность прощает много ошибок, но и там без предметов далеко не уйдёшь.

Одних лишь расходников - свыше 150!
Одних лишь расходников - свыше 150!

Грамотный менеджмент инвентаря — залог выживания в Пещерах.

Валерий Пономарёв, когда его спросили: "Как не умирать на первых локациях?".

Естественно, самые ценные вещи не лежат в сундуке посреди пещеры (хотя бывает и такое), а спрятаны в структурах. Самые важные из них можно найти с помощью локатора, а остальные — просто исследуя мир. Вот портал, ведущий на следующую локацию — его охраняет страж. Там торговый автомат с полезными, но дорогими вещами — за ним следят скелеты-киборги. Здесь Мастер, что за очки перков, полученные при повышении уровня, может дать вам пассивные способности. А вот Торговец, предлагающий за небольшую цену случайный товар определённой категории.

Торговец не любит скопидомов: чем больше наличных у персонажа, тем выше цены на предметы.
Торговец не любит скопидомов: чем больше наличных у персонажа, тем выше цены на предметы.

Самой главной находкой на локации будет вход в Древние руины, который выглядит как небольшая крепость со спуском вниз. Воспользовавшись им, вы попадёте в Крепость стражей — подлокацию размером с Пещеры. Здесь всё по-другому: враги другие — более опасные; добыча — такая, о которой вы и подумать не могли, исследуя пещеры; Вместо породы — небольшие комнаты из практически непробиваемых кирпичных стен, соединённых между собой коридорами. Но самое ценное что вы можете найти там — чертежи костюмов, предметов для торгового автомата в Убежище и рецепты для крафта.

Взрывные бочки могут доставить много неприятностей игроку, который окажется рядом с ними в момент взрыва. То же касается и врагов...
Взрывные бочки могут доставить много неприятностей игроку, который окажется рядом с ними в момент взрыва. То же касается и врагов...

После вылазки из Древних руин, можно с чистой совестью исследовать пещеры дальше. Шаг в портал… и снова удивление, потому что следующая локация — Кислотные пещеры — сильно отличается от обычных. Вместо скелетов — мутанты, повсюду — кислотные озера, а вместо Крепости стражей со стражами — Заброшенная лаборатория с роботами. Однако, и ценность предметов повышается. Скажем, если в обычных пещерах росли красные грибы, восстанавливающие немного здоровья, то в кислотных растут зелёные грибы, увеличивающие максимальное здоровье до конца вылазки. Также, там можно найти Транзитный портал, позволяющий вернуться в Убежище не умирая при этом. А это - возможность выложить ресурсы в склад, прикупить или сделать пару вещей, прокачать улучшения на фабрике и сменить костюм.

Небольшая головоломка: как достать золотой череп, не намочив ноги в кислоте?
Небольшая головоломка: как достать золотой череп, не намочив ноги в кислоте?

Третья локация — лавовые пещеры — тоже вас удивит хотя бы тем, что местные демоны не бродят по пещерам, а появляются из порталов, словно десант. А вот на 4-ой игра уйдет в петлю и вы снова окажетесь в обычных пещерах. Но не стоит грустить: в «цикле» враги становятся сильнее, появляются новые виды врагов (включая настоящих боссов), а в сундуках начинают попадаться предметы, которых ранее никогда там не было. То же касается и остальных локаций. Баланс в игре настроен так, что, хоть игрок и становится сильнее, враги усиливаются быстрее, так что, в определённый момент, игра одолеет вас. Но у самурая нет цели, у самурая есть только путь...

Очнувшись в своём Убежище 1-уровневым персонажем без вещей, вы решаете, что в следующий раз вместо 5 силы возьмёте 5 ловкости, чтобы лучше стрелять из пистоля, а вместо базового Проходчика — выбираете Разведчика, созданного под дальний бой. Вылезая из медотсека, вы замечаете, что, хоть ваши вещи и были утеряны, но золото и изумруды остались. А это значит, что можно приобрести какое-нибудь улучшение на фабрике или открыть новую спецспособность вроде "Невидимости" или "Теневой копии". Заглядывая в оружейную, вы находите, что ассортимент продаваемых вещей там расширился. А при посещении стола для крафта, вы видите первые найденные рецепты. Игра только начинается, ещё столько предстоит найти…

С помощью крафта можно создавать вещи, которые нельзя получить другим путём.
С помощью крафта можно создавать вещи, которые нельзя получить другим путём.

В этом и кроется "магия" Пещер. Игра постоянно удивляет тебя новыми предметами, костюмами, противниками. Более того, у каждого объекта в игре есть свойства, которых нет в описании и которые придётся искать самому. Можно 100 часов пользоваться магическим порошком, но так и не узнать, что кроме основной функции у него есть ещё 3 дополнительные. Можно долго не брать перк "Гриблер", полагая, что за 4 очка распыление кислотных спор при получении урона под грибной интоксикацией — неоправданно дорого, а потом взять его на пробу и понять, что кроме написанного, он имеет ещё 2 неявных эффекта (и притом, достаточно сильных). Можно долго мучиться с роботами, а потом кинуть в одного из флакон с кислотой от безысходности… и осознать, что кислота вызывает у роботов короткое замыкание, оглушая на 1 ход. И так — во всём. Чем-то это мне напомнило Noita, где до многих свойств предметов ты доходишь экспериментальным путём.

У этого перка куда больше применений, чем может показаться на первый взгляд.
У этого перка куда больше применений, чем может показаться на первый взгляд.

Что касается недостатков, то… мне сложно выделить какие-либо серьёзные огрехи — всё, что приходит в голову, оказывается не минусом, а, скорее, специфичной чертой. Адепты настоящих Roguelike ругают Caves за наличие метапрогрессии, любители графония — за пиксельную графику, а казуалы — за высокую сложность и несколько невнятное обучение. Если вышенаписанные черты не являются для вас недостатками, то вполне можете и забыть про написанное выше.

В динамике игра выглядит куда лучше, чем в статике.

Это - Caves. Возможно, не самый лучший "рогалик" на Андроид, но, без сомнения, один из самых захватывающих и интересных. Тот самый случай, когда мечта, умение и труд слились воедино, образовав игру мечты разработчика, о которой, как оказалось, мечтал не только он. Что же, благодарю почтенную публику за то, что дочитали до конца. А если хотите послушать ещё - приглашаю на Discord - сервер игры. Там, налив лучшее зелье лечения в бокал, игроки расскажут вам про Чаода и Каирина, про культ Выжившего и Дева, про Вики и про удивительные случаи, произошедшие с ними во время игры. Всего хорошего вам!

2222
6 комментариев