ZeptoLab — автор одного хита или успешный разработчик?
Студия из двух человек, выпустив Cut The Rope в 2010 году, забрала лидерство у Angry Birds. Но останавливаться на достигнутом в ZeptoLab не собирались.
Зарождение и как пришли к Cut The Rope
Началось всё в Москве, когда в раннем возрасте братьям Ефиму и Семену Войновым родители купили первый компьютер. Это послужило толчком к их увлечению компьютерными играми. В студенческие годы они занимались разработкой приложений и игр для Palm OS (операционная система для КПК), работая в московском офисе издателя Reaxion. В компании они знакомятся с Михаилом Лялиным, которого позднее пригласят на должность руководителя своего старт-апа.
В 2007 Семён уезжает на три года в Финляндию, где работает главным художником по разработке мобильных игр в Digital Chocolate. Как он рассказывал, любимым проектом, над которым ему удалось поработать — California Gold Rush (2009).
Ефим тем временем остался в Москве. У него появилась необходимость сменить свой мобильный телефон на что-то новое и он начинает присматриваться к iPhone.
У меня никогда раньше не было продукта Apple, и мне было интересно попробовать его, услышав различные мнения от моих друзей и коллег. Телефон предлагал гораздо больше возможностей по сравнению со старыми функциональными телефонами, с которыми я раньше работал.
Запуск App Store в 2008 позволил независимым разработчикам довольно легко выйти на рынок мобильных проектов и Ефим чувствовал, что не может упустить эту возможность. Так у него появляется идея создания своей собственной студии разработки мобильных игр — ZeptoLab.
Мы обнаружили, что для мелких застройщиков нет никаких барьеров. На платформе iOS можно добиться успеха и без огромной команды.
Семён возвращается из Финляндии, и начинается работа над первым проектом.
Ефим потратил много времени на разработку собственного движка, который мог имитировать поведение верёвки. Для этого ему пришлось обратиться к учебникам по физике. Существовали и другие физические движки с открытым исходным кодом, но ему нравилось создавать собственные. Было так же важно, чтобы движок хорошо работал даже на устройстве со слабым железом.
Но в последний момент братья решили заменить верёвку парашютом. Так в феврале 2010 на iPhone выходит Parachute Ninja. Игра представляла собой головоломку, в которой с помощью наклонов телефона и резинки вы управляете шаровидным ниндзя.
Это отличная маленькая игра, основанная на тактильном физическом геймплее с продуманным дизайном уровней.
Parachute Ninja получил около 3 миллионов загрузок — солидный результат для дебютного проекта
Этот релиз дал хороший опыт работы с основными инструментами разработки, и Ефим с Семёном решили использовать свой верёвочный движок в следующем творении. Изучили Parachute Ninja и пришли к выводу, что сочетание сенсорного и наклонного управления довольно сложное для понимания игроком.
Поскольку игроков больше привлекали анимированные герои, решили создать и забавного персонажа — зелёного монстрика с большим аппетитом, Ам Няма.
Проект был готов, а издателем выбрали известного в тот период Chillingo, подаривший миру Angry Birds. Так в октябре 2010 на iPhone выходит новая игра ZeptoLab — Cut The Rope. Новинка имела ошеломительный успех. В первый же день попала в десятку лучших в App Store, а второй день заняла уже 1-е место. В течение 10 дней Cut The Rope превысила миллион загрузок и даже сместила с первого места такой хитовый, как Angry Birds, который долгое время удерживал первенство в чартах.
Яркий, творческий и в высшей степени отточенный, основанный на физике геймплей Cut the Rope показывает, что разработчик ZeptoLab умеет придать знакомым идеям уникальный оттенок.
Cut the Rope вышла не только для App Store и Google Play, но и для Symbian, BlackBerry и Facebook. Была даже экспериментальная версия для Google Glass.
Параллельно начался выпуск мерча, игрушек, комиксов и мультфильмов Om Nom Stories про приключения Ам Няма. Всё это делалось для раскрутки бренда ZeptoLab, чтобы пользователи ждали и скачивали каждую новую игру компании.
Благодаря продажам своего последнего хита, Семён и Ефим расширили свою команду разработчиков.
Офис располагался в Москве, по адресу 1-й Волоколамский пр-д, 10.
Новые релизы и их успехи
В 2011 вышло продолжение Cut the Rope — Experiments. Была и абсолютно новая игра — пазл-головоломка Pudding Monsters, вышедшая в конце 2012 года.
Цель каждого уровня — собрать все отдельные пудинги на экране вместе, чтобы сформировать один чудовищный пудинг. Делается это путем перемещения их по вертикали или горизонтали, следя за тем, чтобы они не упали с экрана.
Узнаваемый визуальный стиль, затягивающий геймплей и проработанные уровни — всё это достоинства Pudding Monsters. Но она оказалась слишком короткой, что не позволило ей стать таким же хитом как Cut the Rope. После запуска Pudding Monsters сумела выйти лишь на 10-е место, а спустя 4 месяца и вовсе выпала из топ-500 приложений. Тогда как тайтлы по Cut the Rope всё ещё держались в топ-100.
Следующий год ознаменовался двумя релизами — Cut the Rope: Time Travel (2013) и Cut the Rope 2 (2013), но быть авторами одного хита ZeptoLab не хотелось.
Мы решили, что не хотим быть компанией одной игры. Мы хотим несколько франшиз, поэтому решили делать больше нового, чем поддерживать старое.
Начинается двухлетняя разработка абсолютно нового проекта, но были и эксперименты с Ом Номом.
My Om Nom (2014) — смесь тамагочи и популярной My Talking Tom (2014).
ZeptoLab предпочитала держать в секрете над чем ведётся работа. Делалось это путём загрузки пробного релиза через сторонний профиль — Dmitry Momzikov. В 2014 году на нём под кодовым названием появляется “Thieves”.
Вы уже наверняка догадались — это King of Thieves, вышедшая в феврале 2015 года. Король Воров был выбран из 120 идей и из более 50 сделанных прототипов. Приглашались люди со стороны для проведения семинаров и консультации, проходило четыре тестирования, прежде чем игра вышла в релиз.
King of Thieves — смесь onetouch платформера и tower defence, в которой путём различных ограблений и налётов геймеры доказывают своё первенство в воровской гильдии. Также требовалось отстраивать и с помощью различных ловушек защищать своё подземелье — чем-то эта механика была похожа на обустройство базы в Clash Of Clans (2009).
Как отмечали пользователи и западные порталы, у игры была большая проблема — система монетизации.
Это весело и развлекает вас какое-то время, но вы не можете не думать о том, насколько хорошей могла бы быть King of Thieves, если бы использовала другой подход к монетизации.
В рамках защиты своего подземелья игроки устанавливают замки, из которых только один открывает доступ в логово, остальные выступают в роли приманки. Для отпирания каждого из них требуется отмычка — своего рода энергия. Игра на удачу — одна и та же дверь может стоить одной отмычки, либо шести, а то и больше. Они автоматически восстанавливались, но никто не запрещал пополнять их за реальные деньги, покупая премиальную валюту.
И это один из примеров ловкой монетизации, но она не помешала Королю Воров обрести огромный успех. Наибольшую популярность игра приобрела в Китае — в первую неделю в стране появилось 2 млн пользователей, тогда как во всём остальном мире — 2,3 млн. В настоящий момент проект до сих пор развивается и получает обновления.
К 2015 году общее количество загрузок по Cut The Rope превышало уже 1 миллиард.
Отличительная особенность Magic — возможность превращать Ам Няма в различные магические формы. Например, в птицу, чтобы подлететь к леденцу; в рыбку, чтобы нырнуть на дно водоёма.
Благодаря профилю Dmitry Momzikov удалось выяснить, что в 2015 велась работа ещё над двумя тайтлами, которые, к сожалению, в релиз не вышли:
Зомби шутер Survivor Squad:
Аркада Slide Fight:
Годом позже уже на новом тестовом профиле ZeptoLab Roman Vasilyan выходит Backyard Battles. Своими механиками напоминала сразу несколько проектов: Banjo-Kazooie: Nuts & Bolts (2009) для XBOX, Bad Piggies (2012) от Rovio и Drive Ahead! (2015).
Так в апреле 2017 года российский разработчик презентует своего рода автобаттлер на самодельных машинах — CATS: Crash Arena Turbo Stars.
Игра не была нацелена на любителей экспериментировать — были ограничения в количестве присоединяемых деталей. Вы не сможете просто свалить всё, что вздумается в одну кучу — существуют определённые точки крепления частей. Также у людей много вопросов вызывала монетизация, баланс и матчмейкинг — тем, кто не платил реальные деньги было довольно трудно в долгосрочной перспективе.
Я смотрю, как играют вместо меня, ещё предлагают за это платить и смотреть рекламу.
За 4 месяца проект загрузили более 60 млн раз и ему до сих пор удаётся оставаться на волне популярности. CATS: Crash Arena Turbo Stars цепляла своим визуальным стилем и простотой, что в первую очередь привлекало казуальную аудиторию.
В 2017 году взяла награду за лучшую игру Google Play.
Продолжались и эксперименты c популярной франшизой — для VR вышла Where's Om Nom? (2017), в которой требовалось искать предметы.
В том же году ZeptoLab объявила об открытии собственного издательства, а штаб-квартира переехала из Москвы в Барселону (Испания).
С 2019 года развитие известной франшизы ушло новому филиалу — ZeptoLab Green.
Эксперименты с Ом Номом и поиск новых хитов
В 2020 после долгого затишья начинают активно выходить новые релизы. К сожалению или к счастью, большая их часть была по вселенной Om Nom с механиками других популярных игр. Что в целом хорошо для тех, кому нравился персонаж Ам Ням — они попробовали его в разных амплуа.
Тут и аркадный раннер Om Nom: Run, разработанный совместно с финской студией Koukoi Games. Игра очень похожа на Subway Surfers (2012) и других представителей этого жанра, но за полтора года набрала более 30 млн скачиваний.
Run Duel — довольно странная аркада, где предстояло взять на себя роль Ам Няма баскетболиста и на беговой дорожке сражаться с соперником.
Тапер-симулятор Om Nom Idle Candy Factory, в котором нужно кормить Ам Няма конфетами, попутно развивая фабрику сладостей.
Разрабатывался он совместно с аргентинской студией Big Foot Games, в портфолио которой мне не удалось найти каких-то стоящих внимания тайтлов. Все они были похожи на ранее озвученную игру.
Со временем игра несколько обновилась — название потеряло слово "Factory", а сюжет и часть геймплея поменялись. Злая колдунья затопила город сахарным сиропом. С помощью менеджеров мы высасываем этот сироп, создавая сладости. Затем их продаём и восстанавливаем разрушенную местность.
А в 2021 году на iOS ZeptoLab выпускали даже аналог популярной Brawl Stars (2018) — Om Nom: Knockout.
Это только малая часть того, что выходило. Но что предлагалось тем, кого Zeptolab зацепил не их главным хитом?
Для такой аудитории — попытки пересмотреть свои старые хиты под другим соусом — аркада Robotics! (2020). Вместо котов с самодельными машинами были роботы.
Недавняя CATS: Crash Arena Turbo Stars, использующая ту же механику, обладает более уникальным стилем и в целом играется куда веселее чем Robotics!. К сожалению, Zeptolab подняла планку слишком высоко. Robotics! попросту упал плашмя.
Из этой серии другая аркада — Power Machines (2020). Теперь уже можно управлять своей машиной, но присутствовала и энергия действий, как в той же Clash Royale.
Наиболее заметным стал онлайн шутер Bullet Echo (2020), который скорее всего был переработкой невышедшей Survivor Squad.
Различные персонажи, обладающие набором уникальных способностей. Доступно и 3 игровых режима: командный поединок 5 на 5, царь горы и баттл рояль. Bullet Echo понравилась аудитории, разве что вызывают вопросы баланс и подбор противников.
Хотелось бы также отметить необычную головоломку Evo Pop (2020) с той же механикой из Clash Royale — энергией действий. Вы играете персонажем Эво, который имеет несколько видов, отличающиеся цветом и набором способностей. Сражаясь против других игроков, побеждает тот, кто последним останется на карте.
Довольно оригинальная игра-головоломка, очень красочная и живая, с интересной системой развития и интригующим геймплеем, который иногда становится немного медленным и громоздким.
На данный момент последним релизом компании является аркада Downhill Smash, вышедшая в декабре 2021. В постапокалиптическом мире вы создаёте свою смертоносную машину и, убивая зомби, проходите уровни.
В целом пользователям понравилась Downhill Smash, но много вопросов вызывала система монетизации, реклама и затягивающий геймплей, который быстро наскучивал.
Игра то хороша, система прикольная, но вы принудительно заставляете после 2-ух минутного заезда смотреть 30 секунд рекламы? То есть 20% геймплея — реклама (я молчу про прокачку). Без интернета не работает — смотри рекламу в любом случае. Я понимаю, что всем кушать хочется и игра бесплатная, но не настолько же.
Можно по разному относиться к ZeptoLab.
С одной стороны, я видел множество жалоб пользователей на жадность разработчика. Донат, который чуть ли не душит, множество рекламы и без вложений играть невозможно, а про баланс в сетевых тайтлах можно спорить часами.
Бесплатные версии Cut The Rope имеют энергию, реклама вылезает после каждого уровня, если не чаще. Ещё и предлагают месячную подписку за 790₽. Всё это, кроме энергии, есть даже в премиальной версии за 65-75 рублей в Google Play и 179₽ в App Store,
Но с другой стороны, компания публикует купоны с призами или в случае какого-то сбоя дарит награды.
Блокируются и читеры, чтобы честным пользователям было комфортно играть.
Можно упрекнуть и в том, что разработчики доят свою франшизу Om Nom, выпуская игры с очевидными механиками от других популярных тайтлов. Но, судя по многочисленным отзывам, пользователям нравился этот персонаж и ZeptoLab даёт возможность попробовать его в разных вариациях. Сама Cut The Rope, как мне кажется, попросту себя изжила. Хотя в одном из интервью разработчикам поступала интересная идея — дать игрокам возможность самим создавать уровни.
В 2010-ом братьям Войновым удалось создать уникального персонажа и которого не стали забрасывать, дабы показать аудитории — мы не авторы одного хита. ZeptoLab до сих пор успешно продолжает развитие Om Nom — мультсериал на YouTube суммарно собрал уже 3 млрд просмотров.
Для одних Rockstar — это серия GTA или Red Dead Redemption, для других — Max Payne или Manhunt. Для кого-то Electronic Arts — это серия Need For Speed и Battlefield, а для кого-то Sims или FIFA. Думаю вы поняли мысль.
Так и с Zeptolab. Кому-то это только Om Nom, остальным — King Of Theirs, CATS, Bullet Echo и другие проекты. А может и всё вместе.
И всё же, Zeptolab — это автор одного хита? Лично я считаю, что нет.
А как думаете вы?
Ранее я писал большой материал о мобильном разработчике из Сан-Франциско — Glu Mobile. Советую ознакомиться, если ещё не сделали этого.