Игры как искусство: разговор на «Радио России»

В прошлую пятницу на «Радио России» почти целый час рассуждали на тему «Можно ли считать компьютерные игры искусством?». О том, что игры вызывают агрессию, заменяют по сути наркотики, делают людей гомосексуалистами, унижают Родину и вообще придуманы Западом как инструмент пропаганды и зомбирования российской молодежи не говорили. «Радио России» – государственная компания, часть ВГТРК. Гостем студии был Ярослав Кравцов – медиахудожник, креативный директор Expload, куратор курса разработки игр на Unity в школе Scream School, координатор конференции разработчиков игр DevGAMM. Я выделю только основные моменты беседы:

· почему люди, далекие от игр, искусством их не считают,

· с каких игр стоит начинать тем, кто хочет убедиться в том, что игры – все-таки искусство, которое ставит серьезные нравственные вопросы перед игроком,

· не все игры – искусство, так же, как и не все фильмы, книги и музыка – искусство,

· в чем отличия современного искусства и компьютерных игр,

· насколько важна личность создателя игры в том, чтобы ее считали не просто безделушкой.

Ну, как говорится, и еще кое о чем тоже поговорили. С Ярославом беседовали Дарья Мухина и Юрий Геворкян (я). Я не буду вам рассказывать, насколько не шаблонным был разговор в рамках государственного СМИ. С моей стороны это было бы нескромно, а по отношению к вам оскорбительно. Каждый решает сам – это прописная, но от этого не менее верная истина. Я надеюсь только, что вы потратите немного времени, чтобы послушать запись. Независимо от того, как вы отнесетесь к услышанному, я буду вам за это очень, очень благодарен.

Вот, собственно, запись эфира:

А вот ссылка на эфир на сайте «Радио России»:

А вот о чем мне хотелось бы рассказать подробнее, так это о том, как согласовывалась тема эфира и как мы искали гостей. Мы на «Радио России» о компьютерных играх говорим не часто, но относительно регулярно, примерно раз-два в полгода. Говорим без паникерства и страшилок; обсуждаем с культурологами, гиками, кибеспортсменами и, конечно, психологами – из них стараемся выбирать специалистов с самым взвешенными мнением. Три-четыре раза в год поговорить о компьютерных играх – это, вроде бы, и не очень много, но каждая тема, чтобы ее утвердили, требует определенной настойчивости и, естественно, аргументации в том, почему это будет интересно слушателям. Донести тему про игры и искусство до эфира помогли три обстоятельства:

1) Как я рассказывал, пуча глаза и размахивая руками, о том, что мне не удалось зарегистрироваться на паблик-ток Гения в «Гараже», потому что регистрация открылась в 12:00 по Москве, а в 12:01 уже не было свободных мест.

2) Визит Кодзимы на Первый канал.

3) Тот факт, что билеты на ИгроМир и российский КомикКон закончились очень-очень быстро.

В общем, учитывая всё это, темы была одобрена. Правда практически в последний момент, и времени на то, чтобы найти эксперта в студию, у нас оставалось не слишком много. Опять говорить с культурологами и психологами не очень хотелось, нужны были разработчики и журналисты, пишущие об играх. И тут наш редактор столкнулась с такими сложностями:

  • кто-то отказался, потому что предложили практически в последний момент,

  • кто-то согласился, а потом внезапно передумал,

  • кто-то просто проигнорировал приглашение (Вадим, привет!).

Но была и еще одна причина – название «Радио России». Кто-то (прошу, без имён, хорошо?) отказался к нам приходить, потому что мы государственное СМИ и часть ВГТРК. Я не в праве комментировать работу коллег, но понимаю, почему так относятся к нашему бренду. Меня вот что удивляет: геймерское сообщество – и игроки, и журналисты, и разработчики – жалуется, что крупные СМИ в отношении него несправедливы, а иногда и просто нечестны, им не хватает знаний, погруженности в тему, они хватаются за самые сенсационные новости. Но при этом в отношении некоторых СМИ сообщество само мыслит стереотипами, мол, мы, журналисты, только и знаем, что выискивать скандалы в «Метро» и обвинять в проблемах молодежи «Доку 2». Я понимаю, что спор на тему того, кто «начал первым» и сделал так, чтобы взаимное недоверие только росло, может быть бесконечным. Мне кажется, что в такой ситуации, чтобы ее не делать еще хуже, нужно признать, что виноваты обе стороны. Журналисты – потому что порой не дают себе труда копнуть тему глубже. Игровое сообщество – потому что иногда очень неохотно идет на контакт.

Поэтому я очень благодарен Ярославу Кравцову за то, что он к нам на программу «Сигналы точного времени» все же пришел, хотя, насколько я понимаю, сперва у него тоже были опасения, что мы будем «мочить» компьютерные игры и вообще не об искусстве будем говорить, а о Кастовии.

Итог пионерско-идеалистический: я надеюсь, что и игроки, и журналисты начнут лучше понимать друг друга и избавятся хотя бы от части стереотипов, потому что возможность диалога важнее опасений.

174174
91 комментарий