Как рисуют художники с дальтонизмом
«Ты болен и не должен рисовать. Почему ты продолжаешь пытаться?»: художники-дальтоники о том, как они добиваются успехов вопреки особенностям зрения.
Что такое дальтонизм?
Дальтонизм или цветовая слепота — это наследственная или приобретённая особенность человеческого зрения, которая влияет на восприятие цвета. Нарушение назвали в честь Джона Дальтона, который в 1974 году первым описал одну из разновидностей цветовой слепоты, целиком опираясь на собственный опыт.
Для людей с дальтонизмом в повседневной жизни обычные вещи могут стать проблемой. Например, покупка свежих фруктов и овощей, считывание сигналов светофора. Ещё хуже приходится художникам, особенно тем, которые работают с цветом.
Я изучал искусство в школе, но, думаю, уже тогда пытался скрыть свой недуг. Я много раз хотел бросить рисовать. Процесс казался слишком сложным, а у меня в голове засел голос. Он говорил: «Ты болен и не должен быть художником. Почему ты продолжаешь пытаться, вместо того, чтобы стать шеф-поваром или ещё кем-то?»
Причины и виды дальтонизма
Самая распространенная причина дальтонизма — неправильное развитие глаз. Если упрощать, то можно пояснить так: в сетчатке наших глаз есть специальные рецепторы — палочки и колбочки. Последние, согласно одной из теорий, чувствительны к трём цветам: красному, зелёному и синему, которые при смешении дают возможность получить любой другой оттенок. Дальтонизм возникает при повреждении одного или нескольких наборов колбочек.
Чаще дальтонизмом страдают мужчины. Всё из-за того, что передача цветовой слепоты по наследству связана с Х-хромосомами. У женщин две Х-хромосомы, и дефект в одной из них компенсируется другой. У мужчин же набор хромосом — XY, и в случае получения дефектного гена компенсировать его нечем.
Также дальтонизм может появиться в результате повреждения мозга, глаз или зрительного нерва.
Красно-зелёный дальтонизм — самая распространённая форма, следом идёт сине-жёлтый дальтонизм. Самый редкий вид — полная цветовая слепота, при которой человек не воспринимает цвета вообще. Весь мир для таких людей — чёрно-белый.
Великие дальтоники
С возрастом цветовое восприятие нарушилось и у Ильи Репина. В 1913 году иконописец Абрам Балашов проник в Третьяковскую галерею и изрезал картину «Иван Грозный и сын его Иван». Реставрировать полотно пригласили самого Репина. По воспоминаниям художника Игоря Грабаря, тот нарисовал голову Грозного «в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины». Работу остановили, свежие мазки сняли, и реставрацию продолжили другие специалисты.
А Виктор Чижиков, художник журнала «Мурзилка» и создатель Олимпийского Мишки для Олимпиады-1980, всю жизнь рисовал по пронумерованной палитре.
Как дальтонизм влияет на карьеру современных художников
Художники-иллюстраторы Пол Канаван и Бэн Цвайфель с детства плохо различают цвета.
Пол работает иллюстратором и арт-директором уже 12 лет, он успел посотрудничать с Wizards of the Coast, издателем Magic: The Gathering и Dungeons & Dragons, принять участие в создании AAA-синематиков для Destiny 2 и Guild Wars 2.
Я часто сидел в одной комнате с ведущими художниками и режиссёрами. Слушал, как они сомневаются в моём выборе цвета. Так бывало, когда я случайно красил солнце в зелёный и неуверенно оправдывал своё «решение».
Бэн Цвайфель рисовал для игр BattleTech, Humblewood и создавал обложки для книг издательства Orbit.
Я тоже дальтоник, по крайней мере, так мне говорили с юных лет. Я прошёл тест Ишихары (тесты с цветными точками, где нужно видеть форму, букву или число — прим. автора). Я смутно помню, как мне говорили, что тест повлияет на мою жизнь, может быть, я даже не смогу пройти отбор на профессию пилота или проводника поезда. Поэтому я выбрал профессию, которая не требует точного восприятия цвета. Я стал художником!
Пол с трудом различает зелёный, синий и жёлтый цвета, а у Бэна проблемы с восприятием оттенков красного и зелёного.
Художники даже подготовили специальную серию изображений на примере картины Джона Сингера Сарджента «Гвоздика, лилия, лилия, роза», чтобы показать, как они видят цвета. Бэн пропустил изображение через специальную программу.
Бэн сделал специальный цветовой круг, на котором отметил сложные для его восприятия цвета: белым помечены те, которые он практически не видит, чёрным — которые воспринимает, но не очень ярко.
Бэн отмечает, что если он верно разобрался с тоном в работе и его цвет не выбивается из контекста остальной картины — он не переживает о цветовых нюансах. В целом художник доверяет своему чувству цвета и старается рисовать естественно, но всё равно часто сверяется с цветовым кругом.
Пол же советует использовать кое-какие «хитрости» — и не упрекать себя за это.
Один из самых важных уроков для меня заключался в том, чтобы не слишком себя корить за «жульничество». Выбор цвета пипеткой с референсов мне необходим — даже просто для проверки, что я делаю всё правильно. Иногда я беру цветовые схемы с картин классиков и сохраняю их в качестве образцов для использования в будущем.
Ещё один приём — показывать работы человеку, у которого нет проблем с цветовым восприятием. Пол старается отдать рисунок на проверку другу, прежде чем отправить его клиенту. Правда, это не всегда возможно.
Мои родители — графические дизайнеры и иллюстраторы. Я рос в окружении искусства и ни о чём не подозревал, пока не стал изучать цвет. В начале своей карьеры я иногда сдавал работы, в которых было слишком много зелёного или агрессивно-красного. [...] Большинство арт-директоров, с которыми я регулярно работаю, знают, что я дальтоник. После того, как я сдаю работы, часто прошу немного подправить цвет.
А иллюстратор детских книжек Лорен Лонг (рисовал для книги Of Thee I Sing Барака Обамы) во время работы пользуется пронумерованными тюбиками с красками и располагает цвета на палитре в определённом порядке. Каждый номер привязан к конкретному цвету. Как говорит сам художник, номера помогают ему держаться заданного направления и не изображать листья на деревьях, например, коричневыми.
В детстве, когда Лорену поставили диагноз дальтонизм, врач сказал, что ему уже не стать художником.
Помню, как мы с мамой сели в машину, и по моему лицу потекли слезы. «В чём дело, Лорен?» — спросила мама. А я сказал: «Врач говорит, что я никогда не буду художником». Мама схватила меня за колено, не отвлекаясь от руля, и стиснула зубы: «Лорен, твои рисунки прекрасны. Не позволяй никому говорить, что ты не можешь быть художником!»
Очки для дальтоников
Художник и скульптор Дэниел Аршем не может различать красные и зелёные оттенки. В 2015 году ему подарили экспериментальные очки, созданные для того, чтобы люди с дальтонизмом могли видеть цвета. Линзы очков не возвращают способность видеть разные оттенки, но хитро симулируют их.
Я просто провел много времени, глядя на траву.
Раньше Аршем фокусировался на оттенках серого и много внимания уделял текстурам предметов и окружения, стараясь тем самым компенсировать нехватку цвета.
После того, как Аршам надел очки, он стал часто работать с насыщенным цветом в разных сочетаниях. Его последняя работа — розовый сад камней.
Несмотря на то, что с этими очками я могу видеть больше цвета, остаётся вопрос: вижу ли я то, что видят другие люди? Это открывает простор для размышлений об объективности и цвете.
Другой пример — фотограф-дальтоник Кэмерон Бушонг. Он не различает оттенки красного и зелёного.
Кэмерон тоже использует специальные очки, однако в первую очередь фотограф полагается на внутреннее чутьё и всё равно продолжает работать с цветом. В том числе — с красным.
Я не скучаю по цвету
Джин Ким — аниматор в студии Disney. У него нет художественного образования: на родине в Корее Джину отказали в поступлении из-за дальтонизма. Он выучился на экономиста, но всё равно много рисовал в свободное время, в итоге сделав это своей карьерой.
Сперва Джин создавал памфлеты и постеры для газеты, потом получил работу в местной анимационной студии. Позже он попал в Disney и стал рисовать чёрно-белые скетчи — создавал персонажей для мультфильмов «Холодное сердце», «Город героев», «Моана», «Рапунцель» и не только.
Джин не считает свою красно-зелёную слепоту помехой.
У всех есть свои слабости. Работа аниматором будто специально была создана для меня. Многие художники любят использовать цвет, но аниматоры в основном создают чёрно-белые скетчи для разных сцен.
Художник и преподаватель Питер Милтон тоже не стал расстраиваться, когда ему в детстве поставили диагноз «дальтонизм». Вместо попыток работать с цветом он сосредоточился на гравюрах и работе в чёрно-белых тонах. Отсутствие цвета художник решил компенсировать динамикой, образами, детализацией, отсылками и высокой насыщенностью кадра.
Чаще всего Милтон берет за основу чужие картины или фотографии, расширяя концепции оригиналов и поднимаемые темы. Например, его гравюра «Mary's Turn» была вдохновлена фотографией Гертруды Касебье 1908 года с девушкой, играющей в бильярд.
Милтон в гравюре заменил девушку на художницу Мэри Кассат, а бильярдные шары нарисовал висящими в воздухе, чтобы передать динамику. Также Милтон нарисовал на стенах картины самой Кассат и Эдгара Дега.
Я не скучаю по цвету. Нет ничего плохого в недуге. Я использую это слово, потому что оно очень сильное. Именно недуг может помочь вам сделать важный выбор, когда того будет требовать конкретный момент.
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.