Метод Лейендекера: создавать иллюстрации по принципу пазла

Как рисовал один из главных иллюстраторов Америки, надолго установивший новые художественные стандарты и создавший культовый рекламный образ стоимостью в 32 млн долларов.

Фрагмент работы Джозефа Лейендекера.
Фрагмент работы Джозефа Лейендекера.

Хотя в истории американской иллюстрации нарицательным стало имя Нормана Роквелла, до него все говорили о Джозефе Лейендекере. Роквеллу было всего 11 лет, когда Лейендекер прогремел на всю Америку с очень успешным рекламным образом. Именно с подражания Джозефу Норман и начал свою карьеру, бегая за кумиром в прямом и переносном смыслах: он следовал за ним по улице и наблюдал за его поведением; спрашивал у моделей иллюстратора, что тот делал, когда рисовал? Стоял или сидел? Общался ли с натурщиками? Какие кисти и краски использовал? И именно Роквелл спустя несколько десятилетий проводил Лейендекера в последний путь и заменил его на посту главного иллюстратора США и журнала The Saturday Evening Post в частности.

Лейендекер был одним из первых, кто в рекламных иллюстрациях продавал не столько товар, сколько образ жизни. На обложках The Post он создавал жизнь, которой не было у американцев, но к которой они стремились. За 44 года работы на издание Джозеф нарисовал 322 иллюстрации, изменив вид обложек журналов США и положив начало нескольким культовым образам и традициям. Например, дарить цветы в День матери и пускать фейерверки в День независимости. Ряд источников заявляют, что со знаменитым обликом Санта-Клауса из рекламы Кока-Колы тоже связан Лейендекер: якобы на его иллюстрации опирался художник Хэддон Сандблом, когда рисовал персонажа для рекламы газировки.

Санта Лейендекера.
Санта Лейендекера.

Но самая знаменитая работа Джозефа — рекламный образ мужчины для фирмы мужской одежды "Arrow Collar" (Воротнички Arrow). Вымышленный The Arrow Collar Man увеличил продажи компании до 32 миллионов долларов в год, стал иконой и получал тысячи писем от фанатов. Считается, что именно о нем говорит Дейзи Бьюкенен, обращаясь к Гэтсби со словами:

“Ты всегда безупречен. Как будто сошел с рекламы на Таймс-Сквер. Мужчина в безупречном костюме”.

Тот самый The Arrow Collar Man, которому даже не нужно существовать, чтобы получать больше писем от фанатов, чем ты (или я).
Тот самый The Arrow Collar Man, которому даже не нужно существовать, чтобы получать больше писем от фанатов, чем ты (или я).

Лейендекер не только задал стандарты национальной иллюстрации, он создал образ идеального американского мужчины того времени: высокого и ладно сложенного, спортивного и элегантного, хорошо одетого, с очерченными скулами, скульптурным подбородком и отстраненным взглядом.

Пикантная деталь в том, что главным вдохновением и моделью для The Arrow Collar Man был Чарльз Бич, любимый натурщик Лейендекера, его секретарь, менеджер и — любовник. Тогда в СМИ момент сожительства художника с мужчиной опускали, так как гомосексуальная ориентация была табуированной темой. Выходит, что через создание The Arrow Collar Man Лейендекер в каком-то смысле транслировал свой секретный роман всей стране.

Скетчи с Чарльзом Бичем в куртке Norfolk. Фото: Courtesy of PVH Archives/Vogue
Скетчи с Чарльзом Бичем в куртке Norfolk. Фото: Courtesy of PVH Archives/Vogue

Есть предположения, что намеки на ориентацию художника можно найти и в других работах Джозефа: даже на иллюстрациях с дамами мужчины якобы все равно смотрят друг на друга.

Мужчины поглядывают друг на друга, а не на леди.
Мужчины поглядывают друг на друга, а не на леди.

И еще пример:

И здесь тоже мужчины уделяют внимание друг другу, пока дама занята собачкой.
И здесь тоже мужчины уделяют внимание друг другу, пока дама занята собачкой.

Секрет Лейендекера

Джозеф выработал уникальную манеру письма, благодаря которой его легко отличить от других иллюстраторов. Он работал маслом и делал крупные четкие мазки по форме, а для этого нужно было, чтобы краска сохла быстро. Поэтому иллюстратор разработал собственный состав для разведения масла и держал его в секрете, раскрыв его только брату Францу.

Но частью своих методов Лейендекер открыто поделился. В письме начинающему художнику от декабря 1950 года он описал свой процесс создания иллюстрации.

Идея на первом месте

Сперва Лейендекер набрасывал в блокноте грубые скетчи примерно 5 на 8 см. Они все располагались на одном или смежных листах, чтобы их было удобно сравнивать друг с другом.

Из всех скетчей иллюстратор выбирал один, который лучше остальных передавал историю и был самым интересным по дизайну. Его Лейендекер по квадратам увеличивал до размера журнальной обложки, добавляя больше деталей и цвета по мере необходимости.

Здесь видно, как он расчерчивал работу квадратами.
Здесь видно, как он расчерчивал работу квадратами.

И только после этого он приглашал натурщика. Лейендекер не подстраивал идею под натуру, а подстраивал натуру под идею. “Некоторые часто опираются на модель в иллюстрации, тогда как обложка требует более аккуратного и тщательного планирования”, — писал он.

С фотографиями иллюстратор никогда не работал и не советовал это делать другим. “Иногда из-за непомерно высоких расценок натурщиков или по другим причинам художники вынуждены опираться на фотографию, но по возможности старайтесь этого избегать”, — говорится в письме.

Лейендекер за работой.
Лейендекер за работой.

Рисуя с натуры, Джозеф сперва делал на холсте несколько стадиков (или, более профессионально, штудий) карандашом или углем, чтобы отработать проблемы и возможные будущие заминки перед тем, как приступать к финальной иллюстрации. Он настолько серьезно относился к этому этапу, что порой ставил подписи на свои стадики.

Потом Лейендекер выбирал самые многообещающие из них и на черновом холсте делал их полностью в цвете со множеством деталей. “Не зацикливайся на одной идее и будь готов поймать любое движение или позу, которые могут улучшить твою первоначальную задумку”, — советовал он.

Лейендекер рисовал не только холодных джентльменов и леди, по которым его хорошо знают, но создавал и весьма эмоциональные зарисовки.
Лейендекер рисовал не только холодных джентльменов и леди, по которым его хорошо знают, но создавал и весьма эмоциональные зарисовки.

Перед тем, как отпустить натурщика, иллюстратор убеждался, что сделал все необходимые стадики, так как далее можно будет опираться только на то, что успел нарисовать.

“Получившийся холст будет напоминать пазл, который предстоит собрать, подгоняя под задумку и избавляясь от лишних деталей. И все это с помощью кальки переводится на чистовой холст”, — пояснял Лейендекер. Обычно финальную иллюстрацию он делал размером в два раза больше журнальной обложки.

Холст со стадиками действительно напоминает разрозненный паззл.
Холст со стадиками действительно напоминает разрозненный паззл.

Еще один пример стадиков:

Помимо отдельных зарисовок, тут можно увидеть уже наметки финальной иллюстрации
Помимо отдельных зарисовок, тут можно увидеть уже наметки финальной иллюстрации

Над финальной иллюстрацией Лейендекер работал круглой или плоской кистью из соболя в технике лессировки, используя скипидар как растворитель. “Сохраняйте тени довольно прозрачными, — советовал он. — По мере рисования наносите краску более густо на освещенные участки, используя более крупную плоскую кисть-щетину, если нужно. По необходимости добавляйте немного макового или льняного масла. Но не забывайте оставлять тени прозрачными и насыщенными”. Когда краска высыхала, оставался финальный штрих — нанесение быстросохнущего ретуширующего лака кистью или распылителем.

Смотрите, как Лейендекер хорош, как мощны его лапищи :)
Смотрите, как Лейендекер хорош, как мощны его лапищи :)

Таким образом Лейендекер разработал 400 обложек для разных журналов, не считая остальных иллюстраций. Несмотря на огромную славу, со временем его карьера пошла на спад. И без того стеснительный и замкнутый художник почти полностью закрылся от мира в своем 14-комнатном особняке, где жил вместе с Чарльзом Бичем и старшей сестрой Мэри Августой. Когда Джозеф умер от сердечного приступа в 77 лет, на его похоронах было только пять человек: он пережил почти всех своих друзей и родственников. Гроб несли три любимых натурщика Джозефа и Норман Роквелл.

Хоть Лейендекер и был в трудном финансовом положении под конец жизни, он сумел оставить наследство в $60400 сестре и любовнику. После смерти иллюстратора они устроили распродажу оригинальных работ Лейендекера на заднем дворе дома. Среди них были и стадики, которые сам художник велел уничтожить. Хотя этого не произошло в привычном смысле слова, Бич (возможно, из-за горя и алкоголя) разрезал их на фрагменты разных форм и размеров. Иллюстрации были проданы всего за $75 за штуку, части стадиков — всего за $2.

Кусочки стадиков, собранные воедино по возможности:

Текст написала Асета Лиева, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

167167
31 комментарий

Великий мастер композиции, что невероятно трудно освоить, если нет дарования.

9
Ответить

И да и нет. Распространённое заблуждение, это нормально =). На самом деле если любить то что делаешь и фанатеть от этого, то результат будет хороший и все будут восхищаться. Это не дар, скорее наблюдательность и трудолюбие. Любой навык можно освоить если он не преграждается физическими ограничениями (например немой человек на врятли научится петь). Я это знаю и уверен на собственном опыте.

21
Ответить

Как завещал нам Боб Росс, талант - это то, к чему ты стремишься. Другими словами, все, в чем ты готов практиковаться, ты можешь делать.

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Теперь про Альфонса Муху написать надо ;)

3
Ответить

Отличная идея :З

1
Ответить

Очень нежно отношусь к его картинам. Каждый раз радуют взор.)

3
Ответить