Пиратство и DRM в Indie

Опыт одного проекта

После нескольких лет разработки в одиночку, 1 ноября 2018 я релизнул в Early Access в Steam первую Alpha1 версию своего хадкорного тайкуна «CoffeeBiz».

Несмотря на некоторые опасения и обилие готовых решений (как от самого Steam, так и сторонних разработчиков), DRM я делать не стал, т.к. сам настрадался от него в AAA (особенно во времена CD-ROM и StarForce). Кроме того, проект задумывался в модели сильного взаимодействием с сообществом, с регулярными обновлениями и патчами, и проблема пиратства казалось какой-то далекой и неважной. Возможно это было ошибкой.

Важно упомянуть, что в маркетинг игры перед релизом не было никаких финансовых затрат и минимум затрат времени. Практически весь трафик и продажи – с платформы Steam. Возможно поэтому пиратская версия игры появилась только спустя два месяца после релиза – 4 января.

Этот момент очень хорошо виден на графике активных пользователей в Unity Analytics.

Активные игроки до и после
Активные игроки до и после
DAU  до и после
DAU  до и после

На продажах Steam в этот день – сильный спад, но это скорее из-за окончания зимней распродажи. А вот дальше весь месяц продажи за полный ценник в разы ниже чем в такой же период и по такой же цене в декабре. Тут очевидна роль пиратов.

Продажи до и после
Продажи до и после

С одной стороны, картина удручающая - продажи ощутимо упали, люди предпочитают скачать пиратку покупке. И их можно понять – они не доверяют Early Access и разработчикам без имени, и предпочитают сперва взять посмотреть игру на торрентах, прежде чем пойти к Габену. А вы отслеживаете последствия появления пиратской версии вашей игры?

Как появление пиратской версии повлияло на продажи вашей игры?
Сильно, падение в разы
Ощутимо, но не критично
Незначительно, даже не заметили
Не следим/не может быть пиратки

С другой стороны, количество игроков выросло в разы, а значит есть вероятность, что на каком-то этапе развития проекта они купят игру. Нужно только придумать и добавить механизмы такой конвертации.

Сейчас, перед релизом Alpha2, всё-таки размышляю над внедрением DRM. Т.к. у игры нет никакого хайпа, то это может на пару недель или месяцев отодвинуть появление на торрентах. Для инди разработчика каждый день продаж на счету. Поэтому вопрос к сообществу:

Вы добавляете DRM в свои Indie-игры?
Да, готовое стороннее решение
Да, своё самописное решение
Нет, т.к. игре не нужен DRM (игра завязана на онлайн, игра бесплатная и т.д.)
Нет

Другие идеи, которые я сейчас обдумываю:

  • Путь GameDev Tycoon – превентивно залить на торренты вроде как пиратку, но с вшитой для игроков неочевидной проблемой. Так же изящно и «в тему» как у них не получится, но самая идея кажется красивой и интересной. Подробней про их опыт
  • Мягкое воздействие и работа с совестью и чувством вины. Встроить в игру сообщение вроде "окей, ты спиратил игру, но тогда хотя бы оставь багрепорт, расскажи друзьям, а если игра понравилась, поддержи разработчика и купи"

  • Выпустить демо-версию, что бы удовлетворить тех, кто пиратит что бы убедитсья что это не asset-flipper, это интересно и в это можно играть

  • Ladderboard, достижения, мастерская – что бы повысить ценность для активных пользователей Steam. Планировал сделать это намного позже, но придётся поменять приоритет

Если получатся интересные результаты, расскажу что сработало, а что нет. Рассказывайте о своём опыте и последствиях пиратства в комментариях.

Edited: добавил график DAU в хорошем масштабе

7171
99 комментариев

В корне неправильные выводы. Продажи игры за полную цену упали из-за распродажи, пиратство не повлияло никак. Продажи за полную цену всегда резко падают, как игра появляется в распродажах - игроки неохотно покупают то, что совсем недавно продавалось гораздо дешевле. Учите матчасть. А то пираты у него продажи обрушили...

28
Ответить

Спасибо за мнение, конечно это тоже имеет значение, но я думаю это важно для больших проектов которые рассчитаны на продажи в первые недели релиза. Тот же Prison Architect регулярно идёт со скидкой, и судя по динамике отзывов продажи неплохие всё время. Ну и было бы ещё где поучить эту самую матчасть - по маркетингу в стиме только разрозненные отдельные статьи, порой с совершенно различными выводами.

2
Ответить

1 - В свете того, что выходят мало годных игр, пиратство - скорее благо, чем болезнь.
2 - И опять же мы забываем, что не у всех есть безлимитный проводной интернет, а для них пиратки - это единственная возможность поиграть.
Я уж молчу про покупку Л-диска п.ч. первый же патч исчерпает месячный лимит интернета во всеми вытекающими.
3 - Не хочу повторять истину
- Хорошую игру обязательно купят, а плохую - нет.
Пираты - это такие тестировщики игр и если её ломают значит игра - годная.
DLC Tundra и Orbit к игре Anno 2205 до сих пор не взломали п.ч. DLC - туфта.

14
Ответить

Хорошую игру обязательно купят, а плохую - нет.

Расскажи это Prey.

33
1
Ответить

Хорошую игру обязательно купят

Святая наивность...

28
Ответить

У тебя не хватает интернета чтобы скачать патч, поэтому ты просто качаешь всю игру с торрентов? Серьезно? Чтобы сэкономить триста мегабайт траффла - скачаю-ка я несколько гигов сборки. Ну и к тому же патчи не обязательно прям ставить, если это не No Man Sky

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить