7 приёмов создания древнегреческого колорита в музыке (1 часть).

Первое исполнение «Одиссеи» Гомером VIII веке до н.э. ("На маленьком плоту...")
Первое исполнение «Одиссеи» Гомером VIII веке до н.э. ("На маленьком плоту...")

В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы над созданием звуковой партитуры для игры, вдохновлённой древнегреческими мифами, под названием «АГАПИКА — героическое агентство».

О музыке Древней Греции мы знаем немало: она сопровождала все значимые общественные события и праздники, поэты читали нараспев эпические сказания под аккомпанемент инструментов. Кроме того, музыка была одним из четырёх ключевых элементов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Из греческого языка к нам пришло само слово «музыка», а также такие понятия, как «гармония», «ритм», «хор» и многие другие.

Однако никто не может с полной уверенностью сказать, как именно звучала музыка в то время. Все предположения остаются лишь гипотезами и догадками. Это открывает огромное пространство для творчества композиторам, создающим музыку в древнегреческом стиле.

Я не ставил перед собой цель воссоздать музыку того времени, которую изучал Пифагор и о которой писали Аристотель и Платон. Моя задача заключалась в том, чтобы создать колорит, который у современного человека ассоциировался бы с мифами и легендами Древней Греции.

Мне удалось выделить 7 приёмов, которые я использовал в своей работе. Сегодня я хочу рассказать о первых четырёх из них.

1) Использование старинных инструментов.

Из греческих мифов, дошедших до нас, мы узнаем о происхождении музыкальных инструментов, таких как флейта (авлос), кифара и лира. На вазописях можно увидеть различные виды и формы арф. Поэтому в выборе тембров для своей партитуры я остановился на щипковых инструментах. Избегая ярко узнаваемого колорита (таких как балалайка или укулеле), я отдал предпочтение старинным инструментам — арфа, лютня, теорба и другие. Мелодическую линию в основном исполняет флейта.

2) Создание мелодий на основе натуральных ладов

Многие из вас знакомы с пентатоникой — «китайской» музыкой, которая получается, если играть на фортепиано по чёрным клавишам. Так вот, натуральные же лады получатся, если использовать только белые клавиши, играя мелодии от разных звуков.

Всего существует семь таких ладов: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Более подробную информацию о них можно найти в любом учебнике гармонии. Продемонстрирую эту скучную теорию музыкальным примером, написанным в локрийском ладу.

3) Украшения (портаменто и мелизмы).

Давайте кратко поясним эти термины. Портаменто — этот приём можно называть неточным попаданием, «подъездом» к ноте снизу. Он часто встречается в эстрадной музыке, но берёт своё начало в народной (возможно, в древнегреческой музыке). Я прописываю портаменто в партитуре, начиная тремя тонами ниже главной ноты.

Мелизмы представляют собой украшения, к которым относятся форшлаги и морденты различных видов. Эти украшения могут состоять из одного вспомогательного звука (форшлаг) или из нескольких (мордент).

В представленном ниже фрагменте звучит середина композиции. Флейта уже не совсем точно попадает в ритм и совершенно свободно использует портаменто, а лютня добавляет разнообразные мелизмы везде, где только можно.

4) Переменные и несимметричные размеры.

К этому пункту, помимо музыки, я хотел бы добавить нотный пример.

(фрагмент)
(фрагмент)

Эти и другие мелодии вы можете найти в игре «АГАПИКА — героическое агентство».

99
12 комментариев

Ля, а каких музыкантов ДРЕВНЕЙ Греции знаешь?))

Говорят, Орфей неплохо бацал на лире.

1

Однако никто не может с полной уверенностью сказать, как именно звучала музыка в то времяНо ведь именно это интереснее всего!
А колорит создать просто, достаточно стилизовать музыку под популярные голливудские картины: Одиссей, Геркулес, или что там люди двадцать лет назад смотрели.

На ваш взгляд, удалось ли мне передать атмосферу Древней Греции в приведенных отрывках?

Нахуй все надо, просто используешь лады

Возможно, у вас есть предположения, какие шесть приёмов остались?