Индиапокалипсисы, с разных сторон

Привет, на связи какой-то мужик из Саратова . И сегодня я хочу поговорить с вами про индиапокалипсисы. Все написанное в этой статье является моим субъективным мнением и вы имеете полное право не соглашаться с ним полностью либо частично.

Сам я делаю свою инди игру (по вечерам после работы), но старался смотреть на ситуацию со стороны игрока, потому что я частенько покупаю и играю в инди игры. Про свою игру я тут писать не буду, но в конце статьи есть ссылка на группу вк, где, кроме моих статей, есть информация и про мою инди игру, скажем так.

Сначала немного истории.
Сначала немного истории.

Термин появился примерно одновременно с запуском Steam Greenlight (ну помните, вкладка в Стиме куда почти никто не заходил и там еще надо было непонятным, недоделанным инди играм лайки ставить) в районе 2015 года. Количество игр в Стиме с тех пор начало резко увеличиваться. Игр стало (условно) больше чем игроков, продажи инди игр упали (и до сих пор падают). Искать алмаз среди огромной кучи какашек всем стало просто лень.

Далее, после запуска (и последующего закрытия) гринлайта, все пошло по спирали. Т.к. стратегия «сделал игру — выложил в Стим — заработал миллионы» перестала работать, некоторые инди разработчики (и издатели) стали делать более качественные игры? Стараться показать игру людям? Неа, искать способы заабузить систему по максимуму, выжимая из Стима все соки. Обычно это прикрывается фразой «В правилах Стима не указано что (абузить систему этим методом) это запрещено». Через Х времени Стим прикрывает лазейку, иногда банит самых рьяных абузеров (которые потом ноют на дтф/реддите/где то еще) а выжившие начинают искать новую лазейку. Новые инди разработчики, пришедшие на Стим, видят что делают остальные и начинают делать так же (неосознанно записывая себя в группу риска для следующей волны банов).

Индиапокалипсисы, с разных сторон

Страдают невинные, рушатся судьбы, пропадают перспективные разработчики, в болоте тонут годные инди игры. Все это печально, но как это выглядит со стороны?

Вот я — просто игрок. У меня есть несколько любимых игр, в которые я регулярно играю (кс/дота/пабг/террария/субнатика/факторио/римворлд/*твоя любимая игра*). Иногда (раз в несколько месяцев) я покупаю заинтересовавшую меня ААА игру. Иногда, я устаю от своих любимых игр, а все ААА которые я хотел, я уже поиграл. Тогда я смотрю «че там по инди» одним из многих, многих доступных мне в Стиме способов (лента активности друзей, центры сообщества, группы/чаты по интресам, рекомендации самого стима на главной, мб по приколу потаскаю ползунки в лабораториях, если все очень плохо — полезу в тэги по жанрам). Скорее всего, я не уйду далее самых, самых, самых успешных и популярных игр в рассматриваемом сегменте.

Например, из буквально тысяч игр в категории Action, я посмотрю первую, максимум вторую, ну третью страницу, потом переключусь на другой способ поиска. За ГОДЫ активного пользования Стимом, я посмотрел пару-тройку тысяч страниц из 30 000 + игр в каталоге. Большую часть игр в Стиме я даже не видел. Хотя Стим очень старается показать мне их все.

Взято с паблика IGM
Взято с паблика IGM

Сначала в Стиме вообще появились инди игры, они были свежей вехой в развитии. Потом (гринлайт) инди игр стало больше — приходится их фильтровать. Затем (директ) — фильтровать стало бесполезно и (из за хентай пазлов) пришлось исключать некоторые метки из выдачи совсем. Доверия к игровым журналистам давно уже нет — они пишут про игры о которых и так все говорят. Блогеры/ютуберы совершенно спокойно рекламируют мне рейдшэдоулежендсз. Друзья в Стиме пишут положительные отзывы на фаллаут 76. Крч верить и так никому нельзя. Стим очень сильно (и очень навязчиво) старается показать мне потенциально интересные игры. Иногда у него даже получается.

Индиапокалипсисы, с разных сторон

Однако, имеются и плюсы для всех сторон. Для Стима понятно — больше игр, больше продаж, больше денег.

Для разработчиков. Делать игры стало определенно проще. Инструменты становятся дешевыми либо вовсе бесплатными, можно сделать (простую) игру вообще без программирования. Толпы издателей самого разного уровня от «получи сто баксов за игру, собранную на коленке за две недели по туториалу с ютуба» до издателей с мировым именем, само попадание к которым чуть ли не гарантирует что игра, как минимум, не провалится с слишком громким треском. Можно вообще забить на издателя и выпустить игру самому, как тру инди. Жесткая конкуренция заставляет стараться делать игры в которых будет хоть что-то интересное. Ненадежность Стима заставляет рассматривать варианты выпустить игру на консоли. Сильно упавший трафик в Стиме подталкивает к тому, что надо хоть как то показывать свою игру кому-то кроме пары друзей. Слабые духом сдаются, освобождая место для более выносливых.

Для игроков. Борясь с бездумно абузящими систему разработчиками, и обратив внимание что стор Галенкина (хоть и с трудом, но) держится на плаву, Стим наконец-то зашевелился. За последние годы я стал гораздо, гораздо реже видеть игры, жанр которых мне не нравится. Непонятно как попавшие в Стим говноигры (я имею ввиду совсем откровенный треш) так же незаметно исчезают. Стали появляться хоть какие то положительные обновления. А при сравнении с ЭГС понимаешь на сколько Стим удобнее для игрока (пока что удобнее).

Индиапокалипсисы, с разных сторон

Для тех кто дочитал до этих строк — мое уважение. Для вас у меня есть супер свежий пример очередного витка индиапокалипсиса, который может привести к очередному засорению Стима и ужесточению правил/волне банов. Если вот прямо сейчас зайти на главную Стима, то вы увидите новейший тренд (абуза системы) маркетинга на платформе.

Бесплатные демо версии в популярных новинках.
Бесплатные демо версии в популярных новинках.

Причем сами демки от вполне годных игр... пока этим не начали заниматься все подряд (жду в популярных новинках бесплатную демку 30 рублевого хентай пазла). И да, бесплатные демки и раньше туда попадали, но сейчас их стало гораздо больше. Суть такова: разработчик/издатель покупает еще один стим директ (100 баксов) и создает отдельную страницу с бесплатной демо версией своей игры. Основная игра стоит денег и существует на другой странице в Стиме. На халяву слетаются, (ну вы поняли кто обычно слетаются на халяву) играют, пишут отзывы, добавляют основную игру в вишлист. Основная, платная игра, получает много-много вишлистов, попадает в популярные будущие проекты ( + трафик от Стима) и далее, опираясь на успех бесплатной демки, снова старается попасть в популярные новинки уже платной версией. Profit.

Естественно, это как бы не запрещено правилами Стима и как бы Стим не должен за такое наказывать. Только я вам напоминаю что то же самое говорили в свое время и про накрутку отзывов (а че такого, в интернет магазинах обычное дело же) и манипуляции с ценами/бандлами (а че такого, это же инструменты самого Стима) и манипуляции с датой выхода игры (а че такого, все так делают). А сейчас Стим это жестче ограничил и иногда вполне даже банит.

Плохо ли так поступать разработчикам/издателям — вопрос к Стиму. Черт их знает — сегодня можно, завтра нельзя. Меня, как игрока, бесят такие кликбейтные демки, которые собой загораживают другие игры. Но если схема работает, то почему бы и не воспользоваться. Ну а забанят и черт с ним — кто не рискует, тот не пьет шампанского. Тут вопрос совсем в другом. Некоторые расторопные (ноунейм) инди разработчики решили подсуетиться под релиз. Через бесплатную демку набрать вишлистов, влететь в популярные новинки и стать миллионерами. Однако выяснилось, что вышеописанное является лишь частью рабочей схемы. Ибо на реддите появился пост, где инди разработчик набрал через демку 16 000 + вишлистов, что конвертировалось в 357 проданных копий на релизе платной игры. Это фиаско, братан.

Я тут сделаю ремарку пожалуй. Я описал в статье несколько «сомнительных» способов взаимодействия разработчика/издателя со Стимом. Все (или почти все) эти способы уже давно не актуальны. Все (или почти все) кто этими способами пользовались /просто завели новые аккаунты/ забанены. Так же, разработчиков, которые сами, либо через мутного издателя, прибегают к таким способам — абсолютное меньшинство. Это, скажем так, соскоб с самого дна Стима. Обычный игрок, зайдя в обычный день в Стим, даже не увидит этих мутных ребят с их мутными играми. Гейб об этом уже позаботился.

На этом я закончу свою статью. Огромное спасибо всем, кто дочитал до конца — вы классные. Если по какой то нелепой случайности вы не подписаны на мою группу вк, то именно сейчас отличный момент это исправить — https://vk.com/brutal_muse .

6969
83 комментария

Пара наблюдений от потребителя инди, не идейного, но заметил, что в инди играю не реже ААА.

Первое - банальное, если игра не может предложить ничего уникального и интересного, то сколько бы слёз и пота разработчик в неё не вложил, не надо ругаться на плохих игроков/тренды/площадку. Ну и про рекламу, конечно, не стоит забывать, раз уж вас конкуренция за внимание игрока давит.

Второе. Многие жалуются на большое количество игр в стиме или странную систему рекомендаций, при этом начисто игнорируют тэги, разработчиков это тоже касается. Например, есть такая игра как Das Geisterschiff / The Ghost Ship. Её сложно назвать хоть сколько-нибудь известной, поэтому вряд ли вам её выдаст где-нибудь на первых страницах или в рекомендациях похожих игр. Но по тегам Dungeon Crawler и First-Person находит всего 115 результатов, добавляем Dungeon Crawler - и уже 67 результатов. И вот игрок, жаждущий определённых жанровых впечатлений нашёл ваше выстраданное творение. А как данная игра попала в эти 67 результатов? Потому что я, абсолютно левый человек, мимо проходил и поставил эти тэги, уже даже не вспомню как на неё наткнулся, через куратора, наверно. И не первый раз такое.

Поэтому товарищи творцы, не игнорируйте тэги, запихивайте их побольше, но при условии что они отражают суть, а не маленькие элементы. Тэги - это рабочий эффективный способ фильтрации.

11
Ответить

"я, абсолютно левый человек, мимо проходил и поставил эти тэги" - таким как ты надо памятники ставить ) Благодаря тебе та игра, вполне возможно, и стала себя лучше чувствовать. 

Со стороны разработчика - внутри админки стима можно поставить только основные тэги (прим: экшн, инди, стартегия). А для более специфичных, приходится заходить на собственную страницу игры в стиме и ставить их через плюсик руками. Я вообще не удивлен что часть разработчиков так не делают - они даже не догадываются что так можно делать.

4
Ответить

Не помню, но где-то читал, что разработчик может поставить ограниченное количество тегов (чтобы не абузили систему и не проставляли всё подряд). Большую часть как раз должны ставить пользователи.

Ответить

 добавляем Dungeon Crawler Хотел написать Grid-Based Movement, но буфер обмена меня предательски подвел.

Ответить

Вижу, что на связи мужик из Саратова - ставлю лайк.

10
Ответить
3
Ответить

Так это... в чем мысль поста? 

Ну ок: есть системы которые можно абузить.

Но продвижение игры через демки - это же пожалуй самый нормальный способ. И как правильно было подмечено - прохождение демки и добавление игры в "список Же" не гарантирует покупку игры на релизе или даже спустя пару лет по скидке.

Конечно будет жаль если и пресловутые хентай-пазлы заполонят раздел демок, но такие моменты неизбежны любой открытой системой. Остается надеяться что STEAM если что-то подобное произойдет сумеет среагировать. ¯\_(ツ)_/¯

7
Ответить