Student Simulator. Level 19: семь смертных грехов по психотипам Бартла, инвесторы против паблишеров
Всем привет! Прошёл всего-навсего месяц - и я наконец возвращаюсь с рассказом о том, как учусь в Вышке делать игры. Предыдущая часть здесь, занятия заканчиваются, конец близок, погнали скорее!
Как говорится, вы находитесь здесь: основная часть учёбы позади, мы сдали все основные экзамены, впереди у нас только защита проекта. На ней я буду рассказывать, понятно, про то, как работала над карандашной адвенчурой про собаку Paper Bum. И следующий выпуск симулятора студента, судя по всему, будет последним - вот так всё быстро заканчивается:(
Последний месяц занятий мы слушали в основном про деньги: монетизацию, маркетинг и инвестиции. К этому можно относиться скептически, поругивая “донатные помойки” и мечтая о “нормальных играх”. Но в конечном итоге если не все, то очень многие хотели бы заработать на своих играх, в том числе и мы. Поэтому такие занятия я считаю, как минимум, не бесполезными.
Психологическая монетизация и смертные грехи
Наконец-то мы перешли к психотипам Бартла - я очень много о них слышала, но в самую глубь не ныряла. Ричард Бартл - это британский профессор, который придумал систему классификации игроков по психотипам - вот она.
Если коротко и на примере Киану Ривза, суть в том, что Киллеры любят убивать (да ладно?!), демонстрировать силу, участвовать в PvP-боях, рейтингах, марафонах, соревнованиях и так далее.
Карьеристы ценят прокачку уровней, навыков, скиллов, любят достижения, крафт, накапливают ресурсы и ценности. В другом варианте перевода их, кстати, называют “накопителями” (ага, внешние SSD).
Исследователи (мой любимый тип игроков, для них и стараемся) - любители нелинейного сюжета, квестов, диалогов, пасхалок, ценители многообразия выбора и баланса. В идеальной игре для игрока-исследователя есть огромные локации и обилие контента.
И, наконец, Социальщики - фанаты, как нетрудно догадаться, социальных активностей: чаты, форумы, кланы, репосты в соцсети, возможность общения с другими игроками - всё это их темы.
До занятия по монетизации я наивно полагала, что деление игроков нужно для того, чтобы формировать контент игры в зависимости от того, в какую целевую аудиторию метишь. Например, хочешь удивить исследователей - напихиваешь в игру квестов, разветвлений сюжета, морального выбора - и готово, они твои. Оказалось же, что чаще всё это деление сводится к деньгам, потому что игрок в зависимости от своего психотипа будет платить за разное.
А именно:
- Киллеры готовы платить за пропуск прокачки; мощное оружие; визуальное подтверждение силы.
- Карьеристы могут купить VIP (премиум), если он даст больше денег или ресурсов; мощную защиту, которая позволит не зависеть от других игроков; сундуки - если они дают ощущение власти и богатства.
- Исследователи - самый не платящий психотип (а я не сомневалась, всё не для денег, а для души). Впрочем, из них можно вытянуть немного кровно заработанных в обмен на подсказки, DLС, новые квесты и приключения.
- Социальщики готовы покупать образы, скины, прически и татуировки; вливать деньги в дополнительные возможности чата: цвет ников, рупоры, смайлы и стикеры.
Перейдём к самому интересному - обвинению четырёх психотипов игроков во всех смертных грехах (и это не фигура речи). Далее почти цитирую слайды с лекции.
1. Гордыня - всегда быть первым, везде быть первым
- Киллеры – убить всех людей! Я - д`Артатьян, а вы…
- Карьеристы – взобраться на вершину рейтинга!
- Социальщики – быть самым известным и популярным!
- Исследователи – хочу все знать!
2. Зависть - сравнение себя с другими игроками
- Киллеры – хочу меч “Тысячи душ” и чтобы при покупке в чат написали, пусть завидуют!
- Карьеристы – хочу уникальную ачивку!
- Социальщики – хочу уникальный скин!
- Исследователи – поскромнее остальных, но завидуют знаниям.
3. Гнев - разрушительная мощь, поэтому игроки пытаются оградить себя от него
- Киллеры – не хотят злиться, что не могут убить.
- Карьеристы – не хотят злиться, что их убивают.
- Социальщики – просто не хотят злиться.
- Исследователи – философы, ведь смерть - это тоже интересно.
4. Леность - я сюда отдыхать пришёл, а не работать!
- Киллеры – а можно не качаться и сразу все купить?
- Карьеристы – я пашу с утра до ночи, но готов купить, а за это ачивка будет?
- Социальщики – лень - это грех? Да ладно?
- Исследователи – очень интересно, а можно как-то все автоматизировать?
5. Алчность - больше золота! Но не для всех
- Киллеры – равнодушны, за золото же не убить! Или убить?
- Карьеристы – где деньги дают? А много?
- Социальщики – равнодушны, это же игра!
- Исследователи – а за золото можно открыть пасхалку?
6. Жадность (чревоугодие) - мне всего много и по скидке!
- Киллеры – Хочу убить всех!
- Карьеристы – Лишние вещи есть? Что знает нет?
- Социальщики – Вещи? Играть? А это не чат что ли?
- Исследователи – кому вещи отдать?
7. Похоть - универсальный грех для всех!
- Киллеры – секс? Ммм... а заверните, попробую!
- Карьеристы – мне без очереди и дайте два!
- Социальщики – секс в игре? хочешь займемся виртом?
- Исследователи – тут еще и секс есть? Так что же вы сразу об этом не сказали! /me “Ушел проверять секс”.
Пока исследователь ушёл проверять секс, пойдёмте посмотрим, к кому и когда можно соваться за деньгами.
Инвесторы и паблишеры: где искать и с чем идти
В самом конце курса нам прочитали лекции об инвестициях в играх два брата: Кирилл и Роман Гурские, лидеры игрового направления GEM Capital.
Зачем вообще нужны инвестиции? Помимо того, что деньги - это здорово и приятно, и на них можно покупать еду, инвестиции выполняют три функции для разработки: ускоряют рост проекта, дают экспертизу и привносят дисциплину.
А вот чем отличаются инвесторы от паблишеров.
Паблишеры:
- инвестируют в продукт;
- в первую очередь смотрят на продукт;
- рассчитывают на окупаемость, хотят долю в выручке, контролируют производство игры;
- готовы финансировать разработку игры, оказывают услуги по маркетингу и продвижению.
Инвесторы:
- инвестируют в компанию;
- в первую очередь смотрят на людей;
- хотят владеть частью компании;
- готовы финансировать разработку игры, для маркетинга и продвижения привлекают стороннего паблишера.
Где искать и тех, и других?
Google советовать не буду, скажу, что в список полезных ресурсов входят App2top и Investgame. Кроме того, создатели игры Torn Away поделились табличкой с огромным списком издателей. Кстати, если будет время, почитайте их грустную, долгую и трогательную историю.
Также имеет смысл ходить на профильные конференции: DevGAMM и White Nights.
С чем идти к инвестору?
Ответ на этот вопрос лучше всего искать на сайте инвестора, но базовые требования такие: и паблишер, и инвестор ждут от вас билд и игровую документацию. Разница в том, что инвесторы рассчитывают, что у вас уже есть игровая компания, в которую, собственно, можно инвестировать. Кроме того, и те, и другие попросят у вас Excel с расчётом вашего бюджета - надо же понять, сколько денег вы хотите и на что именно.
Ошибки, которые наши преподаватели советуют избегать:
1. Неинформативный питч дек (презентация с информацией об игре, команде и запрашиваемой суммой инвестиций. В дек должна входить информация об опыте команды, анализ ниши и конкурентов, USP (уникальные фичи) продукта, бюджет разработки.
2. Пыль в глаза. Лучше честно рассказать о своих сильных и слабых сторонах.
3. Отсутствие стратегии. Стоит изучить своих потенциальных инвесторов, понять, разбираются ли они в гейминге и инвестировали ли в проект, похожий на ваш.
4. Важные вопросы остались не заданными. Не надо стесняться, можно смело задавать интересующие и непонятные вопросы. А ещё можно попросить фидбек на инвестора у компаний, с которыми он уже работает.
5. Обида на отказ. С инвестором не стоит прекращать общаться после первого отказа, имеет смысл оставаться на связи, присылать квартальные обновления по прогрессу. И если прогресс оказался достойным - нет может вполне превратиться в да!
На этой оптимистичной ноте предлагаю закончить на сегодня:) Спасибо за то, что прочитали и до скорой встречи!
P. P. S. На случай, если кого-то заинтересуют технические подробности про курс, на котором я учусь - традиционно оставляю ссылку на программу “Менеджмент игровых проектов”.