Инклюзивные компьютерные игры: от маркетинга к мему всего за 3 секунды
В статье упоминается ЛГБТ - деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации.
Краткое содержание : Изучил тему инклюзивности в играх, собрал все кейсы от Hogwarts Legacy до Battlefield V. Оказалось, что игры большинства стран делаются «для всех» превращаются в «ни для кого». Спойлер: если вы думаете, что выпустите небинарного персонажа и получите Оскар, я вас разочарую.
Как дошли до такой жизни?
Друзья, давайте будем честными. Раньше игры делались для того, чтобы играть. Сегодня их делают для того, чтобы ублажить Твиттер (ой, простите, уже X, который мы все еще называем Твиттером).
Теперь у нас есть божественный новый мир, где в средневековой RPG может быть трансгендерный персонаж, а в игре про постапокалипсис главная героиня выглядит как профессиональный бодибилдер. И это бы ничего, если бы это было вписано в сюжет и не было представлено как пункт в чек-листе маркетологов.
Давайте посмотрим на конкретные кейсы и покажем, что такое размышления.
Хогвартс в шоке: Наследие Хогвартса (2023)
В игре внезапно появился трансгендерный персонаж Сайрон Райан. Его роль в игре настолько незначительна, что 90% игроков даже не поняли, что он трансгендер.
Я вот представляю маркетинговое совещание:
- Маркетолог: «Нам надо добавить инклюзивность в игру!»
- Разработчик: "Может, сделать интересного персонажа с персонажем?"
- Маркетолог: «Нет времени, просто надписи трансгендера и скажите журналистам».
И вуаля – игра продали тиражом 15+ миллионов, несмотря на все «бойкоты»! То есть наличие, в общем-то, пофиг, есть там эта инклюзивность или нет, если игра хорошая.
Последние из нас: Последние из нас, часть II (2020)
А вот здесь инклюзивность уже часть сюжета. Лев – трансгендерный подросток, и его история действительно переплетается с основным повествованием. А вот Эбби с ее "натуральной" фигурой бодибилдера вызвала столько мемов, создатели которых, наверное, до сих пор порывают флешбеки.
Половина фанатов: "Это шедевр, показывающий разные люди!" Другая половина: «Зачем политика в моих зомби?!»
И обе стороны заплатили по 60 долларов. Гениально!
Dragon Age: The Veilguard грозит фанатам эксклюзивным апокалипсисом
А вот и новая Dragon Age — с квир-персонажами, романсами на любой вкус и, конечно, эпичными драмами! Биоуэр как всегда в своем репертуаре: тут тебе и небинарные спутники, и флирт с демонами (почти традиции), главный герой/героиня может быть кем угодно — хоть эльфом-анархистом, хоть представителем ЛГБТ.
Фэндом уже включается в два лагеря: одни кричат «Дайте нам больше репрезентаций!», другие — «Опять повестка?». Но все предшествуют появлению — потому что это тот же Dragon Age.
Когда мы платим за галочки в чек-листе
Прикольный факт: в Watch Dogs: Legion добавили глухого персонажа, но забыли добавить субтитры для фоновых диалогов. Получается, глухой персонаж не может «слышать» разговоры NPC, но и глухие игроки тоже не могут. Инклюзивность на максималках!
А в Cyberpunk 2077 можно сделать небинарного персонажа, но это абсолютно ни на что не влияет в игре. Типа "мы уважаем ваш выбор, но рассказывать будем всё равно историю цисгендерного наемника".
Главный вопрос: если добавить ЛГБТ+ персонажа, но никак не изменить геймплей и сюжет — это инклюзивность или профанация?
Когда инклюзивность действительно работает
Есть и хорошие примеры:
- Life is Strange — история о ЛГБТ+ отношениях, которая стала культовой, потому что была... ждем... искренней!
- Hellblade — игра про девушку с психозом, где ее состояние — часть игрового процесса, а не просто характеристика.
Это работает, потому что создатели не пытались впихнуть инклюзивность в игру, а создавали игру вокруг этих тем.
Инклюзивный провал века
Battlefield V заслуживает отдельной медали. Женщина с протезом руки на передовой Второй мировой войны — это как динозавр в "Титанике". Можно? Технически да. Имеет ли это смысл? Ну...
Когда разработчиков спросили, почему они искажают историю, они ответили: "Не покупайте игру, если вам не нравится". Спойлер: многие так и сделали!
Итоги моего расследования
Я понял три вещи:
- Инклюзивность ради инклюзивности не работает. Никто не любит, когда ему впихивают идеологию вместо игрового опыта.
- Хорошо вписанная инклюзивность никого не смущает. Если персонаж интересный, игрокам плевать на его ориентацию или гендер.
- Маркетологи всё портят. Как только инклюзивность становится маркетинговым ходом, она превращается в мем.
Что же делать?
Я предлагаю радикальное решение: делать хорошие игры. Просто хорошие игры. С интересными персонажами, которые могут быть какими угодно, если это вписывается в сюжет и мир.
А все эти "мы добавили трансгендера на 5 минут экранного времени" не впечатляют ни сторонников инклюзивности (они видят фальшь), ни противников (они злятся на идеологический подтекст).
Всем спасибо!
Кстати, на Podpiska.org есть подписка на Xbox и карты пополнения кошелька Playstation — играйте в лучшие проекты без лишних переплат!
P.S. А что вы думаете? Видели примеры, когда инклюзивность действительно помогла игре? Или наоборот, убила её? Расскажите в комментариях, я почитаю и, возможно, сделаю вторую часть с вашими историями.