Mega Man Maverick Hunter X: лекарство, оказавшееся ядом
Подробный разбор ремейка с непростой историей. Парад лицемерия уже не остановить...
Я уже многое посвятила теории по «вкату в Mega Man’а», теперь посмотрим, какая часть на практике покажет всё, что нужно. Перед нами ремейк Mega Man X — дебютной игры культовой подсерии с обилием экшена и исследования. И называется он Mega Man Maverick Hunter X, он же Irregular Hunter X в Японии.
Жанр: Платформер
Продолжительность: 4-8 часов
Год выхода: 2005
Платформы: PlayStation Portable
Разработчик: Capcom
Теорию и азы читайте в путеводителе, чтобы долго не останавливаться на элементарном. Там рассказано как про принципы всей Mega Man-франшизы, так и про особенности Mega Man X саги.
Я там упоминала, что Maverick Hunter X — хорошая часть для знакомства с франшизой, только вот не такая культовая, как оригинал. О ней мало вспоминают, ее проигнорировали даже фанаты. Да что там далеко ходить, и у меня она долго была припасена «на черный день». Почему все так грустно? Коротким ответом не обойтись...
В 2005 году Mega Man’у было плохо — продажи старых подсерий падали, новые арки не становились большими хитами. Уже почти десять лет общество твердило, что время 2D-платформеров прошло.
Ретроспективно посмотрим, как первое ответвление франшизы оказалось под угрозой вымирания.
♫~Sigma Palace Stage 3~♫
Mega Man X вышла в 1993-м году для SNES. Игра побила цифру в миллион с лишним продаж, большое дело для того времени. Но как только поколение консолей сменилось, игроки все меньше смотрели в сторону двухмерных платформеров. Людям хотелось больших трехмерных приключений.
Не сказать, что Mega Man такая принципиальная и хипстерская франшиза. В 1997-м году Capcom постарались удовлетворить запрос аудитории в Mega Man Legends — трехмерной яркой адвенчуре. Получилось так себе, продажи и там не задались. А что до Mega Man X… Вся надежда была на старых фанатов, так что, наперекор моде, продолжали выходить «старомодные» платформеры про Икса.
Как сейчас любят говорить геймеры, «просто делайте хорошие игры и их купят»…? Увы, мир не такой справедливый, как хотелось бы. Capcom убедились в этом все в том же 1997-м году, выпустив отличную Mega Man X4. Итог: пресса не оценила «верность традициям», а фанаты пусть и были рады, но купили не так много копий, как хотелось бы издателю.
Уже тогда Кэйдзи Инафунэ, продюсер серии, почувствовал, что арка выдыхается, и попросил устроить гранд финал. Еще при разработке первой части Mega Man X был заложен фундамент сквозного сюжета, так что нужно было ответить на давние вопросы…
У Capcom было другое видение ситуации. Они больше не рисковали блистать качеством ради сомнительного результата, как в случае с X4, но пока игры продавались уверенной сотней тысяч копий, «конвейер» не унимался. Так, вышли слабенькие X6 и X7.
Удивительно, но MMX7 пусть и пробила дно качества и так себе продалась, зато показала интересный, воодушевляющий результат — оказывается, Mega Man X все еще любим на Западе.
Данные показали, что японские игроки предпочитают портативные, ориентированные на детей части [Battle Network], в то время как американские фанаты чаще оказываются хардкорными игроками и проявляют большой интерес к X7. (прим. Инафунэ употребляет слово «хардкорный» в значении «брутальный»)
Получается, «домашний» рынок ускользает, зато можно попробовать ориентироваться на зарубежную аудиторию. Так, разработчики постарались над Mega Man X8 и сделали достойную игру. Это первый раз, когда номерной Mega Man вышел на Западе намного раньше, чем в Японии. Декабрь 2004-го года против марта 2005-го.
Команда серьезно отнеслась к критике X7. Мы тщательно изучили все обзоры и форумы фанатов, выявили сильные и слабые стороны, и передали эту информацию наверх.
Мы сосредоточились на том, что работало — несколько играбельных персонажей, способности Эксла и тому подобном, — и улучшили то, что не работало. X снова стал главным героем. Мы отказались от 3D-камеры и вложили средства в более качественную озвучку. Всё это сделано под влиянием критики американских игроков.
…Правда, фанаты не простили старых провалов. В Японии MMX8 продалась ужасно, в Америке приемлемо. Япония отчиталась о ~35 000 продажах к концу 2005-го года. Неизвестно, сколько копий купили в других регионах, но есть информация, что там дела намного лучше. В США «выгрузили» около 200 000 копий.
Этого достаточно, чтобы Capcom начали рассматривать разработку Mega Man X9, но до большего не дошло. Нам, фанатам, особенно обидно, потому что концовка X8 недвусмысленно намекает на оборванность истории. Больше о короткой истории MMX9 можете прочитать здесь, я взяла оттуда немало фактов для этой статьи.
Вместо номерной части, Capcom решили сделать Mega Man Maverick Hunter X. Классическая серия пошла по аналогичному пути и получила ремейк первой игры — Mega Man Powered Up. Компания очень рассчитывала на PSP и еще никто не представлял, что победителем гонки карманных консолей поколения окажется Nintendo DS…
GameSpy: Насчет Mega Man Maverick Hunter X, что подтолкнуло вас к идее сделать ремейк Mega Man X?
Инафунэ: В MMX-серии мы дошли уже до X8, и встал вопрос: «Делать ли X9 или нет?» Примерно в это время появилась PSP, и мы подумали, что это потрясающее устройство. Поэтому вместо того, чтобы идти по пути X9, мы решили вернуться к истокам серии и заново понять, что делает серию X настоящей классикой. Мы посчитали, что лучший способ это узнать — создать ремейк MMX. И, если этот ремейк окажется действительно популярным, мы задумаемся и о ремейках X2 и X3.
GameSpy: Значит, возвращение к классическим играм Mega Man — это способ для дизайнеров вспомнить старые подходы к разработке и использовать их, чтобы сделать Mega Man X9 или (держу пальцы крестиком) Mega Man 9 ещё лучше?
Инафунэ: С выходом новых игр мы начали терять то, что делало Mega Man таким крутым. Лично я был вовлечён в серию X только до X4, а после этого руководство серией перешло к другим людям. Создание этих ремейков и демонстрация того, что делало оригиналы такими увлекательными, поможет дизайнерам многому научиться — понять, что делает Mega Man таким особенным, что заставляет его «работать». Эти знания дизайнеры смогут применить при работе над X9 или, возможно, над Mega Man 9.
GameSpy: Учитывая ремейк MMX, ремейк оригинального Mega Man (хоть и улучшенный), а также недавние переиздания в Японии двух игр Mega Man Legends для PSP, не боитесь ли вы, что люди начнут считать PSP просто платформой для портов и переделок Mega Man'ов?
Инафунэ: Эти ремейки — мой способ показать как потребителям, так и дизайнерам в отделе исследований и разработок Capcom, что такое Mega Man на самом деле. Возвращаясь к корням серии, мы хотим, чтобы люди поиграли и подумали: «Погодите, это было гораздо веселее, чем я ожидал». Это может доказать, что создание Mega Man X9 или Mega Man 9 имеет смысл. Если же новые игры не получат поддержки, то, как бы мне это ни было неприятно, продолжать делать сиквелы будет нецелесообразно. Игровая индустрия работает на деньги. Я не делаю эти игры только ради собственного удовольствия — нам нужно зарабатывать прибыль. Если мы получим прибыль и это докажет, что Mega Man всё ещё популярен, я буду только рад продолжить серию с MMX9 и MM9. Особенно если игра хорошо продастся в Америке…
Maverick Hunter X и Powered Up провалились. Обидно, потому что это как раз те части, на которых точно не экономили, над которыми искренне постарались. Powered Up позволяет пройти игру даже за боссов и создавать собственные уровни. Maverick Hunter X, впервые после MMX4, порадовала игроков отлично анимированными катсценами, бонусным внутриигровым аниме и новой сюжетной кампанией.
Главная потеря — отмена запланированных продолжений. В идеальном таймлайне мы бы увидели даже Maverick Hunter X6 — были планы по ремейку первой шестерки Mega Man X.
Maverick Hunter X и Powered Up не заслужили такого холодного принятия. Я могу понять претензии только к внешнему виду игр и к тому, что они выступили «вместо» новых номерных частей. Конечно, сильнее всего хочется продолжения истории серий, развития лора и персонажей, а не смотреть на одно и то же.
Инафунэ упоминал, что ремейки это «разведка» — попытка понять, что же делает Mega Man’а таким веселым. Судя по следующим действиям в Mega Man 9, «навороты» сочли за отвлекающие факторы, мешающие продажам. А MMX вообще… показала себя как невостребованная серия. В Mega Man 9 Инафунэ послушает фанатов старой доброй Mega Man 2, низведет способности персонажа до «прыгай и стреляй», а также возродит моду на восьмибитную графику.
Удивительно, но все это сработало. По моим наблюдениям, фанбаза делится как минимум на два лагеря — «труъ-фанаты» и «ностальгирующие». Первые уважают развитие франшизы, следят за сюжетом и любят персонажей, а вторые… Видимо, делают кассу.
Когда я еще писала путеводитель, мне попалась «серьезная» журналистская статья из мира с какой-то альтернативной логикой:
Mega Man 3 — недоделанная и неотполированная игра, но это не главные ее недостатки. Мега Мэн там начал обрастать дополнительными способностями, что и привело к краху великой серии.
Можете почитать по ссылке, как автор хвалит совершенство простоты второй части и ругает… самую обычную эволюцию. Я читала это с лицом лица, но, увы, это прекрасно объясняет, зачем и для кого были созданы Mega Man 9&10 и почему прекрасные MMX, MMZ и MMZX оказались не у дел. Ответвления про Икса и Зеро это уже не «просто» платформеры — продвинутые механики, повышенная скорость, обилие деталей… Короче, что-то для задротов. Это тебе не новомодные жанры, и при этом не душещипательная ностальгия.
Так что стараться «как лучше» — не всегда беспроигрышный вариант. Взять самую любимую публикой часть MMX и сделать все по лучшим современным стандартам… Скучно. Вот чем выделяется Maverick Hunter X на фоне библиотеки PSP? Да ничем, просто отличная игра в своем жанре, с низкой реиграбельностью и отсутствием мультиплеера.
Конечно, можно было подумать над новыми подходами и подать MMX иначе, но зачем? В это время у Capcom появился новый любимчик — серия Monster Hunter. Настоящий хит PSP. Так компания думает и сегодня — новая часть Monster Hunter точно приоритетнее продолжения Mega Man’а.
С тех пор MMX-серию ждали только отмененные игры, мерч, переиздания, появление персонажей в кроссоверах и неканоничная мобильная гача Mega Man X DiVE. Последняя работает на модифицированном движке Maverick Hunter X. Можете сравнить игры на вид:
Mega Man X не самая обделенная серия. Персонажей все еще вспоминают в гачах и рисуют на календарях (вау!), но вот увидим ли мы когда-нибудь Mega Man X9... Сами думайте, шанс X или ZERO.
Как я сказала ранее, действительно «взяли самую любимую публикой часть MMX и сделали все по лучшим современным стандартам» — в Maverick Hunter X обновили нарратив, графику, баланс.
Музыка почти не изменилась: старые темы подверглись арранжировкам, новых треков мало. На аудиопрезентации больше сказалось появление озвучки — постарались даже над английскими голосами, все звучит прилично.
♫~Flame Mammoth Stage - Prototype Weapons Plant~♫
О графике незачем долго говорить — все видно. 16-битный стиль променяли на 3D. Осуждаю, хотя на PSP все выглядит крупно и симпатично. Просто хорошая современная функциональная графика. Оригинал сохранился лучше, не просто же так каждый инди-разработчик мечтает воссоздать «ту самую» графику из «тех самых» времен.
Скриншоты ремейка:
Скриншоты оригинала:
Это уже первое серьезное непонимание «магии того самого Mega Man’а». Оригинал будоражил мрачностью, обилием электроники в дизайне… Характеристики, цифры, голограммы! Настоящий киберпанк и демонстрация «взросления» серии в каждой мелочи. В ремейке все скучнее, наглядно видно на примере с оформлением меню выбора уровня.
В оригинале ты берешь на себя роль тактика и анализируешь характеристики врага, изучаешь карту действий и смотришь фото местности. Может, в MMX нам еще не показали работу навигационного центра в красивом мультике, зато воссоздали армейскую обстановку в интерфейсе.
Оригинал старается впечатлить на каждом углу: на интро-уровне освещение меняется под фонарями, на этапах впечатляющая изменяемость окружения и яркие появления боссов. Ремейк сильно скуднее. Сравним то же появление Сторм Игла:
Хотя здесь тоже постарались воссоздать ауру брутальности и агрессивности — когда открывается режим Вайла, вся музыка искажается и становится безумнее и тяжелее, а главный экран наполняется взрывами. Та самая «крутость» из нулевых. Топорно, но работает. Кто не знает, Вайл это один из второстепенных антагонистов, движимый ненавистью и нонконформизмом, которому наконец-то дали звездный час.
♫~Stage Select (Vile)~♫
Баланс поправили осторожно — переместили апгрейды, разнообразили поведение боссов, чуть подправили левелдизайн, добавили высокий уровень сложности и сильно изменили финальные уровни. Небольшие детали, чтобы олдскульные фанаты хоть немного поломали голову над игрой.
Самое важное — теперь бастер Зеро и улучшенная пушка Икса сильно отличаются. Больше мотивации воздержаться от апгрейда рук, потому что бастер Зеро куда сильнее, чем подарок Лайта.
В остальном, Maverick Hunter X играется почти как оригинал. Я включала обе игры и сравнивала. Разве что на экране помещается меньше объектов, это меняет ощущения. А так, все как всегда замечательно. Кто-то жалуется на ухудшение отзывчивости в сравнении с двухмерными частями, но у меня таких проблем нет. Ощущается только задержка при повороте, но персонаж все равно всегда бежит вперед, так что повороты не доставляют дискомфорта.
Геймплей MHX:
Геймплей оригинала:
Самое интересное — обновление нарратива. Настоящие фанаты всегда верили, что за отсутствующими диалогами скрываются такие страсти, что всякие «Диско Элизиумы» могли бы и не выходить, пик уже достигнут.
Mega Man X всегда была среди самых интересных частей за счет предыстории. Томас Лайт, создатель Мегамена, создал последнее совершенное творение, робота Икса. Спустя сто лет, его нашел археолог Кейн и начал создавать подобных роботов, реплоидов. Полноценных членов общества с сознанием, подобным человеческому. Естественно, в этой социальной группе тоже появились преступники, Маверики, и «полицейские» — Охотники на Мавериков.
История Икса в оригинале начинается после того, как лидер Охотников, Сигма, начинает восстание. Тогда Икс решается помочь своему другу, Зеро, подавить армию предателей и ради этого сам становится Охотником.
Представляю персонажей (читаем описания):
Первая игра много на себя берет — построить азы лора новой подсерии, познакомить с новыми персонажами, намекнуть на загадки Икса, Сигмы и Зеро… Когда Mega Man X еще разрабатывалась, у Capcom уже были большие планы. Осторожно, ниже скрыты все спойлеры подсерии.
Многое пришлось оставить на воображение фанатов, что-то спрятать в мануал, от каких-то идей отказаться…или очень скрыть их реализацию. Моя любимая такая деталь лора — то, что до второй части у Зеро фальшивое тело. Это так и не вошло в канон и фанаты узнали об этой идее из случайного твита бывшего разработчика, но это все ставит на свои места, особенно хрупкость Зеро… Если бы мы увидели ремейк X2, надеюсь, там бы возродили задумку.
Те самые СПГС-твиты от планировщика (устаревшая должность в японской индустрии, аналог режиссера с расширенными полномочиями) Mega Man X2:
В Maverick Hunter X немного другие обстоятельства начала войны. Все показано в The Day of Σ (The Day of Sigma), OVA от почившей студии XEBEC, которая становится доступна в меню после прохождения игры, хотя и служит ее предысторией.
Даже если не будете играть в ремейк, настоятельно советую посмотреть. Отличная демонстрация, насколько динамичным и захватывающим могло бы быть полноценное MMX-аниме…
Эпизод даже включили в современные сборники-переиздания: Mega Man X Legacy Collection и Mega Man X Legacy Collection 2. Игру же добавить забыли…
The Day of Σ демонстрирует очень занятой день для Охотников — механилоиды сходят с ума, на заданиях большие потери, Икс снова боится выстрелить и попасть в товарищей. Зрителю показывают как проходят операции, как выглядят город Абель и штаб Охотников с комнатой координации и тренировочной зоной. Мини-экскурс — самое ценное в OVA.
А позже оказывается, что за беспорядками стоял Сигма. Все заканчивается жалкой дракой, в которой Зеро и Икс ничего не могут сделать Сигме, даже с силой флешбеков из детства. Так что это действительно его день, Сигмы. Красавчик.
Кстати, если верить японскому трейлеру, на стадии концепта стиль аниме был чуть иной, помрачнее...
Сам трейлер:
Я всегда воспринимала The Day of Σ не столько как альтернативный канон, сколько как дополнение к общему лору Mega Man X. Многое не противоречит оригиналу, просто теперь мы чуть лучше понимаем как функционирует база Охотников. Мотивация и действия персонажей тоже вписываются в первоисточник. Сложно воспринимать Вайла или Сигму как-то иначе, чем здесь, ведь в оригинале у них почти не было диалогов.
Единственное, в оригинале Сигма явно за реплоидов и против людей, а в ремейке у него размытые психопатические цели — достичь эволюции реплоидов через боль и разрушение. Про ненависть к людям ни слова. С другой стороны, здесь он тоже уверен в исключительности реплоидов, да и характер с поведением у него очень в духе старого Сигмы. Один мотив дополняет другой.
Я не одинока в стремлении объединить каноны: факты из Maverick Hunter X до сих пор периодически вписывают в мир Mega Man X. Например, именно здесь стало известно, что штаб Охотников находится в городе Абель. Так же назвали город в комиксах Archie и Marvel vs Capcom Infinite, хотя в них за основу берется канон оригинальных игр.
Вернемся к глобальному обзору обновленного нарратива. Главное отличие, «фишка» ремейка — акцент на главном герое. Вау! Кто не в курсе, с первого раза Capcom не удалось сделать «Икс»-серию про Икса, все внимание быстро перешло Зеро, любимчику главного продюсера.
Теперь главный герой сразу опытный Охотник, с бесконечным потенциалом и загадочными флешбеками. Хах, не знала, что фанаты Икса просто хотели персонажа «покруче». Может, вам тогда присмотреться к Зеро?
Объяснюсь. Как по мне, изменения сделали Икса только обычнее. Он теперь не вчерашний гражданский реплоид, а какой-никакой ветеран. Это уже не тот размах эмоциональных качелей.
В аниме некоторые персонажи убеждены в том, что Икс особенный — самый чувственный и сомневающийся реплоид. В чем это проявляется? В колебании стрелять в товарищей, когда ситуация обязывает. Из-за этого он не может подняться выше B-ранга и не в особом почете среди коллег, кроме Зеро. Тот же верит в его великое будущее.
Кейн и Сигма тоже заинтересованы его скрытым потенциалом — как эволюционным, так и физическим. Ну да, в плане способностей все отлично, Лайт постарался. Копирование оружия побежденных врагов это мощно, внезапный режим берсерка тоже. А вот особенности мозга Икса быстро отходят на второй план, потому сомнения это не какое-то сокровище, а вещь, только мешающая на войне. Даже в опенинге игры написано «Don't hesistate to pull the trigger, X». В мирные времена Икс мог бы стать особенным, но судьба распорядилась иначе.
Икс быстро поймет урок и в самой игре будет врываться к боссам с криками, претензиями и готовностью убить. Его сомнения уже погубили город в The Day of Σ, больше он не будет сомневаться. Примерно здесь арка «особенного пацифиста» заканчивается, как минимум в моих глазах. Теперь Икс — самый обычный Охотник. Наконец-то его начнут уважать в казармах… наверное.
Выборочные сцены перед битвой (со звуком):
Увидели попытку мирно решить конфликт? Я тоже нет. Жестокая наивность. Сарсом сделали это уже во второй раз. Я не против.
Даже в оригинале из пары скудных диалогов было видно, что Икс на войне чужой. Он начинает не как сильный Охотник, а как небоевая машина, отчаянно желающая помочь.
Раз уж в ремейке больше повествовательных возможностей, было бы интересно увидеть столкновение военной идеологии Охотников и гражданского образа жизни Икса. Лучше всего это удалось комиксам Archie, в которых Икс просто помогал Охотникам от нечего делать и бесил своей наивной логикой Зеро. В таком случае у Икса действительно особая роль.
В играх, увы, Икс не особо выбивался из общей массы. Эту тему сильнее развили через другого сентиментального персонажа, Айрис из Mega Man X4. Ее не интересовала война, только благополучие близких. Пока Икс свыкался с необходимостью стрелять, Айрис отказывалась слушать о «целесообразности» насилия против любимых. Вот это действительно столкновение гражданской и военной перспектив.
Еще в MMX4 нам впервые показали о чем говорит Икс с боссами перед сражениями. И тут очень емко подан путь Икса из Maverick Hunter X:
Магма Драгун: Вот ты где, Икс!
Икс: Драгун, Почему?! Почему ты предал Охотников?
Драгун: ....Хаха. Если хочешь узнать, сражайся!
Икс: Это безумие! Я не буду драться с товарищем!
Драгун: ...Наивен как всегда, понятно... Давай я тебе кое-что расскажу. Это я уронил Небесную Лагуну (летающий город) на землю! Это было прекрасное чувство, боже! АХАХА!
Икс: ЧТО?! Ты...убил столько невинных! Ты уже не Драгун! Ты просто Маверик!
Драгун: Великолепно! Злись, Икс! Покажи чего ты стоишь!
***после битвы, последние слова Драгуна перед смертью***
Драгун: Отлично... Икс...
Икс: Драгун! Зачем ты это сделал?!
Драгун: Я всегда... хотел сразиться с тобой... И тогда... Он пришел...
Икс: «Он»? Кто «он»?
Драгун: Чтобы ты дрался серьезно... Он попросил меня присоединиться к восстанию Реплифорс...Икс: Безумие! Ты предал нас, чтобы сразиться со мной?!
Драгун: Это было... блаженством... сражаться с тобой... по-настоящему...
Икс: Драгун!
(Драгун взрывается и окончательно погибает)
Только это уже четвертая часть, а не предыстория первой игры. Как я понимаю, в оригинале была задумка такая: есть мягкий Икс, есть героичный воин Зеро. И постепенно их идеологии перекрещиваются… Именно в четвертой части Зеро видит свой главный грех в убийстве, а Икс учится стрелять даже в бывших товарищей и просто заблуждающихся воинов. Тот, кого создали жестоким и беспощадным Богом Войны, в итоге оказывается чувственнее Икса. Я подробно разбирала тонкости истории четвертой части здесь:
Мы можем только гадать, какую историю нам бы рассказали в переделанном таймлайне, но потеря этой «дистанции» в характере Икса кажется спорной. Он не успел показать свою мягкость в полной мере. Особенность персонажа компенсировали большим экранным временем и новыми способностями. Оригинал был глубже, а тут заспидранили арку лицемера.
А то, что Икс особенный потому что в нем вообще есть недостатки (сомнения) — бред. История мира Mega Man X раз за разом показывала, как реплоиды делали то, о чем потом жалели. Недостатков у всех хватает.
В этом же 2005-м году, когда вышла Maverick Hunter X, закончили арку Mega Man Zero. И вот там, на мой взгляд, лучший Икс. Он перестал ныть и драться, а наконец-то ушел из армии в политику, чтобы постараться хоть что-то изменить и сделать мир лучше. А еще он ударился в религию и стал говорить какие-то жестокие вещи со спокойным лицом. Spicy!
А еще у меня маленький вопросик к разработчикам насчет Зеро… Что в оригинале, что в ремейке, он совсем не помогает Иксу и «ищет» базу Сигмы — что-то типа самого зловещего замка под самыми густыми фиолетовыми облаками и молниями. В общем, очень неприметное место. В оригинале у него было оправдание — в мануале сказано, что там он командир Охотников, то есть реплоид занятой. Тут я как-то упустила момент его повышения: что в игре, что в аниме, что в мануале… об этом написано только в фанатской вики!
Короче, могли бы и придумать ему какое-нибудь занятие. Или это тоже троллинг персонажа, как в случае с Иксом-лицемером? Икс — лицемер. Зеро — бездельник. Только Вайл нормальный…
В общем, ремейк не однозначно лучше оригинала в вопросах повествования и идей, зато в нем классные анимированные вставки и ряд очень интересных новых деталей. Лучше всего это работает как дополнение к оригиналу, а не замена.
Лор Mega Man X и так периодически берет отовсюду — например, идея дружбы Зеро и Сторм Игла в Maverick Hunter X явно навеяна мангой и ранобэ Ивамото. Это не канон, но уже в коллективном сознании даже разработчиков. Я периодически вижу, как спорные моменты канона проясняются в кроссоверах и побочных материалах, например, отношения Зеро и Айрис. В играх явно не проговаривалось, что Зеро любит ее в ответ, зато в кроссоверах, манге и артбуках близость на лицо. Да, это не абсолютный канон, но зачем-то Capcom тут и там внушают некие идеи.
Так что даже если Maverick Hunter X не создала отдельный канон, пусть новая информация из нее и дальше помогает основной вселенной.
Maverick Hunter X
♫~Spark Mandrill Stage - Electromagnetic Power Plant~♫
Сомневаюсь, что кто-то пойдет играть в MHX ради истории Икса, с таким же успехом можно пройти оригинал. Я играла в MMX очень давно, и даже так все показалось слишком знакомым. Приятным, но не новым. Может, потому что персонажи и история первой части самые заезженные — их еще вспомнят в нескольких печатных изданиях и Xtreme-частях с GameBoy Color.
Перепрятанные секреты сначала выбили из колеи, но все оказалось не так уж и далеко, как могло бы.
Пара-тройка часов игры за Икса пролетела быстро и приятно. Как только Икс находит апгрейд для рывка, это превращается в старого-доброго Mega Man X с приятнейшим управлением. А после получения ветряного и огненного оружия Икс и вовсе становится непобедимым. Я мало экспериментировала с оружием при прохождении MMX, сейчас решила чуть исправиться.
И да, диалоги тоже разнообразили опыт. Смешно слушать, как Икс на всех орет. Да он даже во время зарядки оружия издает боевой рык!
После первых титров открывается кампания Вайла, и вот это уже совсем другой разговор…
Что в оригинале, что здесь, с перспективы «героев» Вайл это просто безумный агрессивный реплоид, сеющий разрушения. Помощник Сигмы, не уступающий ему в защите и хитрости.
Некогда Вайл был Охотником SA-класса, коллегой Зеро из того же отряда. Правда, он выполнял свою работу слишком хорошо, не обращая внимания на сопутствующие потери. Так, его самого объявили Мавериком и посадили в темницу.
В MHX его отпускает Сигма, потому что Вайл тоже интересен с точки зрения эволюции реплоидов. Его не заражали, его никто не подстрекал. Он стал Мавериком из собственных убеждений. Слишком опасен сам по себе, чтобы жить.
Для героев, как выразился Зеро в X8, Вайл это просто ручная собачка Сигмы. Неугомонный преступник, ослепленный местью. Но давайте посмотрим на историю с его стороны…
♫~Vile's Stage Theme~♫
Кампания Вайла это не просто смена перспективы, это альтернативная вселенная. В чем-то более счастливая, учитывая концовку. Потому что Вайл — самый честный герой, и тот, кто правда достоин изменить этот мир.
А кто еще приведет мир к благополучию? Икс или Зеро? Первый — крикливый лицемер и наивный слабак. Стоит Вайлу его хоть немного тронуть, Икс прячется за спину друга. Он ни на что не способен без апгрейдов от папочки. А второй — бывший Маверик с садистскими замашками, который строит из себя самого крутого и правильного, так еще и вечно нянчится с «надеждой человечества и реплоидов». Твою мать… Не удивительно, что с такими «героями» таймлайн Mega Man’а обречен на сотни лет вперед.
Вайл же прекрасно выполнял свою работу, а сейчас покажет собственную справедливость в мести и искренности. Ему не нужно, как Иксу и Зеро, называть что-то злом, дабы уничтожить это… Он просто берет и разрушает. Без оправданий перед собой и миром.
Кейн, Сигма и Зеро считают Икса объектом изучения скрытого потенциала реплоидов. Это бесит. Что они нашли в этом нытике? Этот фарс ущербен, и Вайл убьет всех, кто в нем участвует. Даже подручных Сигмы, своих «товарищей», как сказал бы тот наивный идиот Икс. Все эти бывшие Охотники SA-класса, «революционеры», просто не имеют своего мнения и следуют за авторитетом Сигмы. Жалкое зрелище.
Чтобы вы понимали, вот примеры предлогов для устранения бесполезного раздражающего металлолома:
Даже визуально игра намекает, что в собственной истории Вайл сам по себе. Никакого больше знака Сигмы на шлеме, Вайл это Вайл. Если надо будет, он уничтожит и самого Сигму.
Зачем это все? Черт его знает… Вайл сам не понял, ради чего шел по тропе разрушения. Просто потому что это правильно. Но героя встретил такой же мерзкий конец, как и все происходящее вокруг.
Вайл оказался сильнейшим и умнейшим, но даже его победили. Как? Количеством. Чертовой «дружбой». Два гламурных ублюдка, корчась от боли, кое-как убили его. Они смотрелись жалко… С разрушенной броней и сломленным взглядом… Им пришлось идти на уловки, чтобы был хоть какой-то шанс. Чтобы над ними не продолжили закономерно издеваться. Вместо того, чтобы начать из себя хоть что-то представлять, они выбрали подлость.
Но Вайл не в обиде. Это закономерно. Все как всегда. Глупость, наивность, идиотия, пресмыкательство, лицемерие… Это всегда было и будет. Главное, что он — Вайл, и если потребуется, благодаря силе ненависти он восстанет даже из могилы.
Хотя через экран все равно ощущается эта… ярость. Одиночество. То самое чувство, когда ты проигрываешь не потому что ты слабее, а потому что ты сам по себе. Когда обвиняют только тебя, хотя все вокруг ничуть не лучше.
Умолчим о том, что вне своего безумного сна Вайл все-таки зависим от Сигмы и сам не гнушается грязными методами — в оригинале он победил Зеро не спортивно, а заманил в ловушку. Главное, что все поняли психологию Вайла.
А чем орудует сильнейшая машина разрушения? Своей честно заработанной экипировкой. Никакой системы воровства способностей, только огромный арсенал пушек с черного рынка.
После каждого пройденного уровня Вайл расширяет запас доступного оружия и может поставить что угодно, ограничиваясь лишь потолком ресурса… В чем-то это напоминает механику «веса», на картинках понятнее:
Пушка на ладони, ракетница на плече, бомбы из колен. Никакой дополнительной брони и функции рывка нет, только апгрейд на быстрый бег и улучшенную защиту. Все, что нужно для революции.
Игровой процесс наглядно:
Тут может возникнуть вопрос — а где его легендарная броня наездника? Она лежит где-то посередине уровней и доступна всего 30 секунд, потом взрывается. Ничего практичного, просто метод сбора некоторых апгрейдов и расчистки препятствий. Я не люблю броню в MMX, поэтому проигнорировала этот геймплейный аспект. Она неуправляемая! Да и Вайл настолько самодостаточен в собственном мире, что ему уже не надо прятаться за дополнительным слоем железа.
Геймплей за Вайла уникален для серии и не похож ни на скоростную стрельбу за Икса, ни на лазерное иайдзюцу Зеро, ни на мобильный гейминг за Эксла. Форте и Рок из «классики» тоже управляются совсем иначе. Серьезно, самое ближайшее — Кнот Берет из фанатского мода MMX4. Он похоже кидает бомбы.
Как говорил Инафунэ, сделать вторую ветку от лица Зеро было бы слишком скучно и предсказуемо... Ну да, у него в это время были только бастер и кулаки. Получился бы второй Икс.
Так что спасибо Capcom за свежий опыт. Чтобы игроки совсем удивились, разработчики еще поменяли всех врагов на уровнях, подкорректировали левелдизайн, переставили апгрейды и сделали нового финального босса.
Пожалуюсь только на баланс и музыку. Начнем с баланса.
В начале играть за Вайла очень сложно и непривычно. Пока не дадут апгрейда брони (а первое время даже не знаешь, что такая будет и бьешься в отчаянии), Вайл умирает слишком быстро. Увеличение здоровья тоже ищешь вслепую, все апгрейды же переставили. Где-то первый час за Вайла я прям страдала, хотя без проблем прошла кампанию Икса.
Зато когда получаешь мощное оружие и апгрейды, игра становится слишком легкой. Финальный босс просто убожество, можно танчить даже без траты дополнительных запасов здоровья (сабтанков). Сделали бы им хотя бы две полоски здоровья… А лучше еще и вторую форму.
Ситуацию могла бы спасти возможность менять уровень сложности в процессе прохождения… Но нет, до такого не додумались. Нужно определиться заранее, до интро-уровня. Отстой.
А музыка... Чтобы легче было почувствовать себя безумным роботом, Capcom поставили один и тот же трек на все восемь уровней. Тот самый, который я уже вставляла выше, в начале рассказа о перспективе Вайла. Да, это крутой металл, но хотелось бы побольше музыки.
Некоторые мелодии Икса «скорраптили» в кампании Вайла... С таким же успехом могли бы изменить основные темы боссов.
Пример изменения саундтреков:
♫~Stage Clear (X)~♫
♫~Stage Clear (Vile)~♫
Так что рут Икса лучше выверен: там и с балансом все отлично, и с музыкой никаких проблем. Пришлось чем-то жертвовать ради уникального безумного экспириенса!
Mega Man Maverick Hunter X не стала разгадкой к вопросу «Как сделать Mega Man X, который всем понравится?». Игра представляет ценность только за счет кампании Вайла, иначе ее спокойно можно было бы пройти на видеохостингах и мало что потерять.
Как попытка реставрировать всю подсерию — любопытно, но не дальновидно. Интерес перед Mega Man Maverick Hunter X2 не сравнится с желанием узнать ответы на вопросы из MMX8. Новый таймлайн не настолько качественно переписывает историю, чтобы захотелось отказаться от всех прошлых наработок.
Напирать на ностальгию тоже глупый ход: в 2005-м Mega Man X исполнилось всего 12 лет, а сама серия все еще гремела на каждом шагу.
Это отличная игра сама по себе, но не то, чего хотели фанаты. Оригинал не устарел и в чем-то остался лучше, а новый контент Maverick Hunter X спрятан за вторым прохождением.
Больше пользы было бы ремейкнуть какой-нибудь Mega Man X7… Вообще, надеюсь когда-нибудь войдет в моду переделывать плохие или нишевые части, а не самые популярные, в которые все и так играли.
Так что, играть ли в Maverick Hunter X?
Если вы хотите познакомиться с Mega Man и не любите пиксели — ОПРЕДЕЛЕННО! Это делали прям для Вас.
В иных случаях — играть стоит ради Вайла, чтобы познакомиться с MMX сразу в самом «законченном» варианте и если вам мало номерных частей. Я больше из последней категории.
Мне понравилось, хотя и есть легкое разочарование. Весь бесконечный потенциал Mega Man X так и не раскрыли!
Все еще множество вопросов без ответов. Та же манга-адаптация от Ивамото — более смелое и глубокое переосмысление, с вниманием к особенностям характера персонажей.
Презентацию Maverick Hunter X тоже недожали — стоило учесть и улучшить все графические особенности оригинала, разнообразить саундтрек в кампании Вайла.
Отлично, что постарались сделать что-то новенькое хотя бы для второго прохождения, но в истории Икса Capcom так и не переплюнули себя из прошлого.
Это не ощущается как достойная замена MMX9 или полноценная номерная часть серии. Просто хорошая игра, которую повезет заиметь у себя на консоли или на эмуляторе. Отличный способ скрасить несколько вечеров. Ничего серьезного, что бы существенно расширило мир и историю Mega Man X. Остается надеяться только на то, что Maverick Hunter X поможет кому-то познакомиться с франшизой. Так что, новички... мотайте на ус!
Благодарю всех, кто дочитал! Просто лайкающим и комментирующим тоже привет. Любой актив важен, чтобы люди узнали о не самой известной, но хорошей игре.
Обещаю, что следующая большая статья ТОЧНО будет не про мегамена. Правда...
Большое спасибо всем, кто поддерживал меня духовно и материально в эти непростые дни. Это мои любимые бустеры...
Sydo (4 тир), VioleGreis (3 тир), Кирилл Ефимов (3 тир), Monstrrro из Анимемании (3 тир), Макак Бананович (2 тир), GalaxyAngel (2 тир), Зелёж (2 тир), cptnSail (2 тир), MayoSamurai (2 тир), Kavich (2 тир), xyberia (1 тир), Andrei Apanasik (1 тир), Гумир Агафуров (1 тир), Сода (1 тир), Erya (1 тир), Cpt Rankz (1 тир), омские собаки (1 тир).
...И все остальные читатели. Не стесняйтесь поддерживать любимую обзорщицу, кидайте донаты на сигны с Марисой или подписывайтесь на бусти просто так.
P.S. И да, cptnSail снова дополнительное спасибо за помощь с плашками.