Месопотамская скульптура в цвете: новое прочтение древнего искусства
Иллюстрации автора: собирательный образ фигурки шумерского адоранта на основе находок в Мари в мраморе и типичной окраске.
Посетители музеев давно привыкли видеть античную скульптуру в монохромном виде — белом мраморе или темном камне. Однако исследования последних десятилетий доказали, что древние статуи, в том числе греческие и месопотамские, изначально были раскрашены. Несмотря на то, что следы пигментов не всегда заметны невооруженным глазом, современные технологии позволяют восстановить утраченные цвета, открывая новые грани восприятия древнего искусства.
Долгое время вопрос полихромии месопотамской скульптуры оставался на периферии научных исследований. Одни ученые считали, что статуи покрывали краской лишь для маскировки дефектов камня, другие полагали, что тщательно отполированная поверхность не требовала дополнительной окраски. Однако находки, подобные раскрашенной глиняной голове из Тель-Ишчали (1943 г.), заставили археологов задуматься: возможно, цвет был неотъемлемой частью скульптурного образа.
Сегодня благодаря спектроскопическим методам анализа ученые могут изучать пигменты, не повреждая артефакты. Ультрафиолетовая и рентгеновская спектроскопия выявляют даже микроскопические следы красителей. Из 178 исследованных статуй в 59 случаях были обнаружены явные следы окраски. Это подтверждает, что цвет играл важную роль в создании скульптур.
Древние мастера использовали ограниченный набор пигментов: красный (гематит), черный (битум или углеродные соединения) и изредка белый (свинцовые белила или гипс). Синие и зеленые оттенки на статуях практически не встречаются, что, возможно, связано с культурными предпочтениями или технологическими ограничениями.
Цвета не смешивались, что, вероятно, было осознанным выбором. Например, волосы и бороды всегда изображались черными, а кожа — в теплых тонах: от желтовато-коричневого в III тысячелетии до н. э. до ярко-красного во II тысячелетии. Одежда также варьировалась от светлых охристых оттенков до насыщенных коричневых и красных.
Интересно, что цветовая гамма отражала не только эстетические, но и символические принципы. В аккадской литературе красный цвет ассоциировался с жизненной силой, а черный («черноголовые») стал поэтическим обозначением человечества. Бороды богов и царей описывались как «лазуритовые» — это указывало не столько на синий оттенок, сколько на блеск и благородство.
В месопотамской культуре цвет не был просто декоративным элементом — он нес глубокую смысловую нагрузку. Контраст светлого и темного, например, мог символизировать дуализм мироздания. Это прослеживается в деталях: кайма одежды часто выделялась другим оттенком, что, вероятно, имело не только эстетическое, но и сакральное значение.
Даже дорогие материалы, такие как диорит, покрывались краской, что противоречит современным представлениям о ценности камня. Однако для древних мастеров важнее была не фактура, а визуальный образ: яркие, сияющие цвета передавали ощущение жизненной силы и божественного присутствия.
Исследования полихромии месопотамской скульптуры меняют наше восприятие древнего искусства. Цвета были не просто украшением, а важным элементом художественного и религиозного языка. Они подчеркивали социальный статус, символизировали божественную природу и отражали представления о гармонии мира.
Henri Frankfort – The Art and Architecture of the Ancient Orient
I.Winter – Standing in the Presence
Edith Porada (ed.) – The Art of Ancient Mesopotamia
Louvre Museum & Iraq Museum Catalogs
André Parrot – Mari: Capital of Northern Mesopotamia
Написал и нарисовал historia.maximum