The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Эту игру я заприметила очень давно, когда начали выходить новости, называющие её гибридом «Ведьмака» и «Disco Elysium». Ни на кого из них она оказалась не похожа, но выглядела всё равно заманчиво. Если бы не одно «но» — поразительное множество отрицательных отзывов на русскоязычных платформах. Причина тому нашлась быстро – польская повестка.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Само слово «повесточка» нынче ассоциируется с западными играми, куда создатели толкают радужные и лево-либеральные темы, а потом кричат, что в их игру не играют, потому что все геймеры — гомофобы и расисты.

Однако повестка в той или иной форме имеется у каждой страны. У некоторых даже не одна.

Американские игроделы любят радугу. Или ненавидят – обратная повестка за традиционные патриархальные или христианские ценности выглядит довольно убого (хотя, будем честными, я ни разу не встречала её в играх – только в комиксах и книгах).

Европейские часто клонятся в сторону экоактивизма, веганства и прочей защиты природы. Или тоже радуги. Куда клонятся русские, я говорить не буду – вы сами прекрасно знаете, что у нас на повестке (пкек)) дня.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Китайцы тоже не отстают – несмотря на то, что желания партии колеблются как метроном во время землетрясения, по китайским играм можно вычислить, что ей точно нравится, а что нет. Казино для детей – почему бы и да. Лозунг в поддержку Тайваня – минус социальный рейтинг, плюс бан.

Вы знали, что у Михоё есть коммунистический отдел, который следит, чтобы партии нравились их гачи?

Повестка есть и у Японии – почему люди в аниме так часто носят кимоно вне зависимости от показанного века? Потому что это нравится консерваторам, которые финансируют художников.

Повестка есть у Польши.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Как и у других стран, не все студии и творцы её используют. Но в современных польских произведениях встречаются сюжеты о том, как маленькая, но гордая, Польша боролась против иностранных империй. Преимущественно России. Или СССР, что в целом то же самое.

The Thaumaturge повесточный на все 100%. Как бы ни пытались разработчики или игроки оправдывать её словами «время такое было» или «да тогда все друг друга ненавидели», это не очень работает.

Да, сюжет игры происходит в начале 20-го века, прямо перед Первой Мировой, но симпатии разработчиков видны весьма ярко. Есть злая империя – Российская. Её поддерживают только негодяи. Есть маленькая гордая Польша, которая ей противостоит.

Как понять, что перед тобой негодяй? Он будет говорить плохое про Польшу и не считать её самостоятельной. Как понять, что перед тобой хороший бро? Он поляк. Или еврей. Кто угодно, кроме русского.

В игре есть Распутин. Поначалу подаётся как неоднозначный персонаж, но легко можно догадаться, каков он на самом деле
В игре есть Распутин. Поначалу подаётся как неоднозначный персонаж, но легко можно догадаться, каков он на самом деле

К чести разработчиков, их РПГ не чёрно-белая. Среди поляков есть немало ушлёпков, среди бро найдётся несколько неоднозначных, а среди русских — один или два хороших парня, хотя если играть невнимательно, их можно и не найти.

Но недовольство российских геймеров вполне объяснимо.

Не знаю, рассчитывали ли разработчики на российскую аудиторию, но The Thaumaturge получился потрясающе срачегонным. Уж не поэтому ли я слышала о нём так мало в рунете?

Геймеры в ярости. Небольшая часть геймеров, ведь отзывы у игры в Стиме «очень положительные», но зато каждый второй отрицательный горит с политоты
Геймеры в ярости. Небольшая часть геймеров, ведь отзывы у игры в Стиме «очень положительные», но зато каждый второй отрицательный горит с политоты

Впрочем, если абстрагироваться от национальных тем, игра-то сама по себе отличная. Атмосферная РПГ в жанре городского фэнтези, достойная каждого потраченного на неё часа. Коих было 34 – с учётом того, что я читала каждый текст, обшаривала каждую локацию и переигрывала некоторые диалоги, чтобы посмотреть, что было в другом выборе.

Я заприметила её ещё до выхода, в новости, которая обещала, что The Thaumaturge – это такой гибрид «Ведьмака» и «Диско Элизиум». Новость соврала.

Из сходств с «Ведьмаком» у «Тауматурга» только разработчики-поляки. От «Диско» — изометрический внешний вид. И детектив, хотя его можно не заметить.

По сюжету герой получает сообщение о смерти отца и возвращается в родную Польшу (не забываем – страдающую под гнётом Российской империи, игра будет тыкать в этот факт почти в каждой катсцене) на похороны. Где узнаёт, что погиб папка при загадочных обстоятельствах, а наследство – книга магических знаний – таинственным образом исчезло.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Дальше можно отыграть Гарри Дюбуа на полставки – пойти вести расследование, бухать и дружить с коммунистами. А ещё щёлкать пальцами, чтобы магия подсвечивала улики.

А можно и нет.

Спектр рпг-отыгрыша не особо велик. Побуянить как следует не дадут, да и сюжет глобально разветвится только ближе к концу, когда отыграются все принятые ранее решения. Но выбрать, какой ты тауматург сегодня, можно.

Я выбрала богатенького мажора, который сидит на шее у сестры-суфражистки, тратит семейные деньги на гулянки, толстых шлюх и маленькие развлечения, пока она работает. Прости, борьба с режимом, меня ждёт урок балета, а потом надо зарисовать тех пьяниц в кабаке и отнести портному свеженький журнал французской моды, чтоб пошил мне новый плащ.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Да, я собирала все журналы мод в игре. И все костюмчики – жаль только они одинаковые, и даже цветами различаются не сильно.

Фишка местной системы диалога – изъяны. Душа героя отравлена гордыней, и в диалоговом окошке время от времени появляются ответы с красным значком – их использование будет прокачивать изъян.

По краткому описанию реплик не всегда понятно, что герой собирается сказать, но за красным значком обычно прячутся дерзкие, грубые или самодовольные реплики. Которые часто смешные сами по себе или приводят к забавным ситуациям – в игре на удивление годный юмор. Не раз она заставляла кекнуть над чем-нибудь.

Шутки про мамку — классека!
Шутки про мамку — классека!

Правда, это влияет на концовку — прокачанный изъян будет открывать одни решения и закрывать другие. Поэтому надо выбирать, где и кому хамить. Случайной гопоте – можно. Сестре, которая оплачивает твоего портного – не лучшее решение.

Изъяны привлекают демонов – главное оружие тауматургов. В начале игры у героя один грешок и один демон, но уже в прологе он получит второго. И в целом многие главные квесты заканчиваются получением нового демона.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

Они могут бить вражин, хилить героя, накладывать усиления или ослабления, сводить с ума, прокачивать навыки, открывать секретики и новые реплики в диалогах… Даже детективная часть зависит от того, сколько демонических вайфу в гареме героя – улики просто не будут видны, пока не поймаешь нужную крокозябру.

Что порой очень неудобно – можно пройти квест до половины и только потом узнать, что уровнем не вышел, чтобы его закончить.

Кстати, если уж заговорили о неудобном – боёвка в игре плохая.

Мне не хочется называть её феерически плохой и удивляться, что за рукожоп её делал, только потому, что остальная игра мне очень понравилась. Но встреть я её в менее интересном сюжете, весь лонг состоял бы из нытья, как же там всё плохо.

Нет, это не у меня ультра-широкий монитор — это игра кинематографично сужается в драках и катсценах
Нет, это не у меня ультра-широкий монитор — это игра кинематографично сужается в драках и катсценах

Она пошаговая, что уже значительный минус, и очень однообразная. Независимо от прокачанных умений, всё сводится к одинаковому набору кнопочек с одинаковой анимацией. Большинство демонов в гареме бесполезны, как и большинство их способностей, потому что они очень медленные – какой толк от суперудара, если, пока он сработает, все гопники успеют зарядить тебе в табло?

Боссы унылые – они состоят из толпы обычных мобов. Анимации нелогичные и не связаны с твоим выбором. У героя есть пистолет, но он сам решает, когда его достать – и урона тот наносит как кулак. Анимация врагов часто багуется.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

И оно было бы ладно – всё же игра про сюжет и детектив. Но увы, она вынуждает героя пускать в ход кулаки гораздо чаще, чем стоило бы.

К середине игры уже начинало подбешивать, что каждый мелкий диалог с НПС, каждая случайная встреча на локации заканчиваются дракой. Хотя, подозреваю, их можно было бы избежать, если отыгрывать вежливого скромника… Но это не мой путь.

Понимаю чувства магоборцев, которые орут на улицах о вреде тауматургии – мой тауматург всего за несколько дней значительно проредил население Варшавы. Это было довольно весело – в сюжетном плане.

The Thaumaturge — Польша, магия, коммунизм

То, что герой упорно пытался добавить в свою коллекцию демонов призрака коммунизма, мне тоже не понравилось. Куда ты лезешь, тауматург, окстись, ты их классовый враг, они тебя первого повесят на фонаре! Но нет, разработчик сказал, что комуняки хорошие, значит сюжет будет усиленно толкать к дружбе с ними, а герой расшаркиваться даже в красных репликах…

Впрочем.

Мне понравилась эта игра. 10/10, одна из лучших игр, в которые я играла в этом году.

Меня увлёк её сюжет, мне понравилось исследовать Варшаву начала 20-го века. Мне понравились второстепенные квесты – в них часто встречаются занятные камерные истории и яркие персонажи. Мне понравились даже третьестепенные квесты – разные мелкие штуки, вроде сбора коллекционных предметов или случайных встреч на улице (даже несмотря на то, что многие из них заканчиваются дракой).

Мне понравилась атмосфера – фэнтези с магией и демонами, но в то же время прочно связанное с историческими событиями…

Отличная игра. Всем советую. Кроме легковоспламеняемых патриотов.

43
3
1
1
1
21 комментарий