Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов
Продолжаем говорить о том, как выделить объект в иллюстрации или подчеркнуть его свойства. Первая часть о тоновых и цветовых контрастах здесь.
В первой статье мы разобрали, что контраст — это противопоставление чего-то между собой, и он нужен, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Контраст может быть изобразительным (тональный, цветовой, физических характеристик, пространств и проработанности) и смысловым (акцент на выводах о происходящем на картине). В первой части мы изучили тоновый и цветовой контрасты, а в этой — опишем остальные типы и расскажем, как привлечь внимание зрителя к картине.
Контраст физических характеристик предмета
К этой группе относятся:
1) Контраст форм
Простой способ создать такой контраст – добавить к однообразным формам уникальную:
Пары контрастных форм могут быть такие:
- естественные, органичные — геометрические;
- обтекаемые — жёсткие, угловатые;
- объёмные – плоские;
- простые – сложные
и другие.
Пример этого типа контраста:
Как контраст форм помогает сделать силуэты интереснее — на примере камней:
Чтобы попрактиковать контраст форм, начните с небольших эскизов. Разбейте ваш концепт на простые фигуры и посмотрите, насколько они отличаются между собой. После этого можно будет добавлять тон, цвет и детали.
2) Контраст размеров
Пользуясь даже одним контрастом размеров, мы уже можем построить плановость в рисунке и направить взгляд зрителя:
Как может выглядеть этот контраст:
Важно, чтобы контраст размеров не сломал случайно глубину вашего рисунка. Например, точка фокусировки в нашем арте – средний план. А на заднем плане великан – чтобы он не перетянул на себя внимание, стоит снизить его детализацию и добавить воздушную перспективу.
3) Контраст толщины
Чтобы понять, что палка длинная, рядом с ней нужна палка короче – тот же принцип работает с контрастом толщины:
4) Контраст направлений
Здесь создают контраст с помощью направляющих линий:
В этом примере направляющие линии притягивают взгляд к капитанскому мостику и создают ощущение движения:
5) Контраст контуров
Контраст контуров (краёв) – это разница между острым и мягким, смазанным контуром. С его помощью можно регулировать, насколько резко или плавно формы сочетаются друг с другом.
Простой способ использования такого контраста – это создание переднего и заднего планов в арте. Например, предметы на переднем или среднем плане могут иметь чёткие края, а объекты на заднем плане – размытые.
Можно комбинировать чёткие и смазанные края на одном и том же предмете, резкие контуры будут притягивать взгляд:
6) Контраст текстур
Текстуры могут быть:
- гладкие – шероховатые;
- матовые – глянцевые;
- плоские – рельефные;
- отражающие – не отражающие свет;
- с повреждениями (потёртые, поцарапанные, ржавые) – без повреждений;
- органические (кожа, листья, кость) – неорганические (пластик, металл, плёнка);
- искусственные (геометрический узор) – естественные (кожа, шерсть, стекло);
- разные материалы (дерево, металл, камень…) и другие.
Пример такого контраста:
Контраст расположения
Чтобы привлечь внимание к какому-то объекту, можно изменить его расположение относительно других предметов:
Объёмные предметы можно не только двигать, но и поворачивать:
Контраст пространств
В теории фотографии и иллюстрации выделяют два вида пространств: позитивное и негативное.
Позитивное пространство – это предмет, на котором мы фокусируемся. А негативное – площадь, которая окружает этот предмет.
Художник Sycra на своём канале объясняет, как работают позитивное и негативное пространство. Представим перед собой белый лист:
Сейчас на нём ничего нет. Теперь добавим чёрный круг по центру:
Теперь мы знаем, куда смотреть. Круг становится позитивным пространством, а фон – негативным.
Негативное пространство – это зона, на которой наши глаза «отдыхают». Поэтому важно соблюдать баланс между пространствами – если позитивное пространство будет занимать всю площадь, нам куда сложнее будет сосредоточиться на главном в картине.
Ниже – набросок портрета. Негативное и позитивное пространства тут уравновешенны:
Попробуем изменить соотношение пространств:
Мы уменьшили эскиз, и негативного пространства стало больше. Автор замечает, что теперь персонаж как будто бы над чем-то размышляет. Изменяя лишь соотношение негативного и позитивного пространства, можно повлиять на настроение и восприятие рисунка.
Как ещё это может работать? Возьмём для примера наполовину белый, наполовину чёрный лист:
Пространства здесь уравновешены, и нет чёткого определения, кто из них негативный, а кто – позитивный. Но обычно мы воспринимаем чёрное как позитивное пространство – это связано с тем, как мы воспринимаем мир. Сейчас мы воспринимаем схему как что-то устойчивое, как, например, небо и землю. Но, если мы перевернём лист, наше восприятие кардинально изменится:
Такое расположение может вызывать чувство тревоги, будто что-то падает или давит на вас – потому что мы всё ещё воспринимаем белое пространство как небо.
Ниже – пара эскизов, каким может быть контраст пространств:
Негативное пространство не обязательно должно быть белым или пустым – это может быть небо, вода, космос и т.д.
Можно накладывать пространства друг на друга. Так можно создать впечатление, что картина «вырывается» за собственные рамки:
Ещё один пример такого контраста – картина американского иллюстратора и монументалиста Дина Корнуэлла:
На фото ниже художник Tilt создал контраст за счёт заполненного и пустого пространства:
Контраст количества
Этот тип контраста создаётся за счёт соотношения «много-мало»:
Контраст проработанности (детализированности)
С помощью уровня детализации мы можем указать на главное в иллюстрации.
Первый способ сделать такой контраст – проработать план с точкой фокуса, а остальные планы – не детализировать или размыть:
Точка фокуса может быть и на заднем плане:
Второй способ – проработать те места, на которые должен смотреть зритель:
И третий – не добавлять сложных, мелких и ярких деталей туда, где можно (и нужно) упростить:
Смысловые контрасты
Они основаны на сюжете и эмоциях, которые передаёт рисунок — это контраст вещей, которые зритель осознает, когда размышляет о картине. Здесь акценты могут быть такими:
возраст, пол, национальность:
Например, молодая/пожилая:
человек/существо, человек/животное:
роли, эмоции:
Радостный/в ужасе:
Охотник/добыча:
религия, ценности, статус:
Представитель оппозиции/диктатор:
Злодей/героиня:
одушевлённое/неодушевлённое, живое/неживое, наш мир/потусторонний:
действие/бездействие:
Контрасты можно совмещать, чтобы усилить выразительность. На постере ниже есть тоновый и смысловой контраст между героиней, её тенью и фоном:
Нет одной волшебной формулы, которая бы решала все проблемы и задачи художника. Если вы чувствуете, что в вашем рисунке чего-то не хватает – попробуйте поработать над контрастом или выберите другую точку фокуса. Схемы и виды контрастов – лишь опорная точка, которая помогает понять, как выделить важное в рисунке, но не ограничивает вас.
Как не потерять внимание зрителя?
1. Перед началом работы решите, что на картине главное. Именно этот предмет должен контрастировать с фоном и другими объектами.
2. Определитесь с тоновой схемой — и для каждого плана задайте свой тон. Периодически переводите работу в Grayscale и проверяйте, не нарушили ли вы выбранную схему.
3. Выберите, какие цвета будут спокойно сочетаться между собой, создавая основное цветовое пространство, а какие — контрастировать, выделяя друг друга.
Автор: Misha Sviridenko. Поиск цветовой схемы
4. Не забывайте про другие виды контраста и их комбинации. Экспериментируйте!
5. Анализируйте работы других художников:
- Какие контрасты автор использует?
- Как их совмещает?
- Какую роль они выполняют?
- Что автор хотел донести этим контрастом?
- Удачно ли применён контраст, или можно было что-то улучшить?
- Как я могу это применить на практике?
Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.