Моушн лайны в манге
Признаться, я обожаю экшн-мангу. Мне кажется, что именно там автор может как можно полнее раскрыть свой потенциал и блеснуть креативностью.
Но, как и в кино, постановка экшна в комиксах тоже должна подчиняться правилам. Например, все наверное слышали о киношной «восьмёрке», где между взаимодействующими персонажами образуется невидимая черта, за которую оператор не должен заходить. И о правилах движения в кадре: если герои идут слева-направо, то они движутся вперёд, а если справа-налево – бегут или отступают. А действие в монтажном кадре должно начаться там, где закончилось в предыдущем.
Правила эти являются больше рекомендациями, которые можно и нарушить. Но в неумелых руках экшн, скорее всего, превратится в дерьмо и будет напрягать зрителя.
В комиксах то же самое. Если читатель ищет на странице, куда дальше смотреть, значит вы делаете что-то не так. Разобраться в этом сегодня нам поможет мой хороший друг Дитрих.
Один из самых распространённых приёмов передачи экшна в комиксе – линии движения (aka motion lines).
Первые моушн лайны появились ещё в начале XIX века благодаря карикатуре. Тогда для передачи движения использовали не только их, но и брызги воды, дым, развевающуюся одежду и многое другое. Но настоящий скачок в изображении движения произошёл спустя сто лет на страницах комиксов. Теперь с помощью моушн лайнов передают не только направление движения, но и много чего ещё.
Нет лучшего примера для этого приёма, чем Dragon Ball.
Давайте вернёмся на престижный турнир боевых искусств Тенкаичи Будокай и вспомним, о чём мы с вами говорили тогда. Ведь повторение – мать учения.
Читаем слева-направо. Большой страшный дядя атакует Курилина (лысого каратыша), а тот, в свою очередь уворачивается. Движение в фрейме идёт по направлению чтения, что как бы говорит нам: сначала был удар, а Курилин увернулся в последний момент.
Другой пример: пожилой Джеки Чун играется с Ямчей словно с маленьким ребёнком. Почему? Потому что, если внимательно взглянуть на постановку кадра, мы видим, что Джеки сначала увернулся, и лишь потом его оппонент попытался атаковать. В то же время Ямча тоже не промах, потому что читатель сначала видит завершённый удар, и лишь затем следующие за ним моушн лайны. Почему это именно так? Поговорим об этом через неделю во второй части статьи.
Моушн лайны необязательно показывают направление. На кадре ниже Гоку бодается с грозой галактики Фризой, и их столкновение подчёркнуто подобием взрыва.
Чтобы подчеркнуть экстраординарную скорость, мангаки придумали линии скорости (aka speed lines).
Гоку и Пикколо-младший массируют грудь Радитца, а спид лайны подчёркивают, что делают они это ну о-очень быстро.
Не стоит забывать и о смирах (aka smears, русский аналог названия я не нашёл). Это когда в кадре автор показывают нам не какой-то момент действия, а то, как это действие было совершено.
Смиры постепенно перетекли в комиксы из классической западной анимации. Там они использовались для передачи резких движений. Но бравые художники-сюрреалисты начали использовать смиры чуть раньше. Например, Марсель Дюшан, очень разносторонний человек, прославившийся подписью на писсуаре.
Как-то так, братишки.