GTA 3 в 2021, но почему?
мидлрид (?) о том как я поиграл в GTA 3 спустя 15 лет.
В материале содержатся видео для более удобного восприятия информации.
Содержание
Предисловие
Почему вообще я стал проходить эту игру в 2021 году когда есть множество крутых новых проектов и практически бесконечная библиотека купленных игр в стиме? Всё просто - ностальгия. То самое чувство что заставляет нас возвращаться в старые места, навещать родные города и именно оно заставляет играть в старые игры, по крайней мере меня.
Впервые я увидел GTA 3 примерно в 2001-2002 году, т.к. именно тогда в семье появился первый пк. Прекрасный Pentium IV с 256 мб озу, за которым я провёл более 8 лет своей жизни. когда мои одноклассники обсуждали вышедшие новинки наподобии NFS carbon/GTA SA/устраивали ночные забеги в Линейку - мне же оставалось довольствоваться скромным набором игр из прошлого и переодически перепроходить их в надежде обсудить с кем-то (нет, этого практически никогда не происходило, хах).
Начало
Итак, GTA 3 - первая 3D версия уже популярной на тот момент серии, была пройдена мною минимум 5, а скорее всего больше. Так что моё недавнее перепрохождение нельзя назвать каким-то новым опытом, ведь я прекрасно, насколько позволяла моя память, знал что меня ждёт.
Иииии покупка игры в стиме, установка пары модов для нормальной поддержки современных компьютеров и исправления мелких багов. И вот, вот она, игра в которой я провёл часть детства. Знаете, что именно смогло практически моментально перенести меня в то прекрасное детское время? Звуки. Услышав начальную заставку я будто бы изобрёл машину времени, только она была не в микроволновке, а на находилась на жестком диске моего пк. Немного басистый и приглушенный звук переключения различных меню. Настройка громкости эффектов и музыки, а попутно, и прослушивание уже позабытых аудиостанций.
(в GTA 3 можно послушать радио из меню настроек игры даже без загрузки игрового мира, чем я часто пользовался в детстве симулируя так радио. Почему симулируя? Почему-то у меня дома никогда не было радио, а музыка ограничивалась лишь одним музыкальным каналом и скопированной с CD музыкальной библиотекой старшего брата. Конечно же, когда на пк был установлен лишь скромного размера жесткий диск на 64 гигабайта, то речи о моей музыке даже не могло быть)
Но не сидеть же всё время лишь в стартовом меню?! Так что мы запускаем игру иииии вот оно, тоже самое место, тот же самый мост, тоже самое спасение мафиози из-за которого нам дают свободу.
Транспорт
Ммм, прекрасное чувство, но лишь сев за руль, я уже начинаю понимать что память удалила довольно большой пласт дискомфортных подробностей, оставив лишь примечательное… Управление машиной ощущается чрезмерно аркадно. Возможно это из-за того что раньше я играл при низком фпс и меня радовал даже просто факт того что я играю, а сравнить управление просто было не с чем.
Первое с чем мы сталкиваемся - управление транспортом и нет, оно не ужасное, как вы могли уже подумать, к нему даже можно довольно быстро приноровиться и ездить практически без аварий, однако современному игроку оно, скорее всего, покажется довольно топорным и отобьёт желание играть уже в самом начале.
Однако если мы всё же привыкнем к управлению, то дальше нас ждёт безумный трафик. И опять же, будет неправильно говорить что он прям никакой и вызывает лишь раздражение, НО ЭТО ТАК! Когда NPC просто едут по своим делам и не меняют или не поворачивают куда-то, то всё хорошо, но как только они начинают маневрировать - это просто уничтожает мои нервы. Ты можешь ехать абсолютно аккуратно, но внезапно взбесившийся NPC резко меняет полосу и вот, благодаря ещё довольно сырой физике транспорта, ты уже улетел куда-то на бордюр, а машина начала дымиться.
Насчет дыма - в GTA 3 рокстар добавили эффект дыма (Вначале это будет пар. Они, как я понимаю, пытались симулировать поврежденный радиатор) при совсем незначительных повреждениях. Конечно это выглядит более реалистично, тем более в столь старой игре нужно было как-то добавлять фирменную проработку мира от рокстар, но, учитывая всё вышеперечисленное, езда становится довольно нервной из-за того что спустя пару небольших ударов машина уже похожа на вейп и, что самое забавное, дымиться она будет долго. Сначала белым паром, а потом темным дымом. То есть хитпоинтов автомобилям дали достаточно чтобы мы не выходили из игры эпичным дропгеймпадом, но игра прямо с первых минут кричит - УЧИСЬ ВОДИТЬ ПО ПРАВИЛАМ МОЕГО МИРА ИЛИ ТЫ МЕНЯ НЕ ПРОЙДЕШЬ, и она права.
Так же при вождении отсутствует любая свобода передвижения камеры. Мы имеем пару фиксированных положений и возможность посмотреть в стороны через Q & E. Это незначительно влияет на удобство игры, ведь большую часть времени камера ведёт себя предсказуемо (кроме некоторых вьездов и выездов из подземных тонелей), но учит не входить в повороты по самой оптимальной траектории. Страх машины на встречке всегда будет преследовать вас, так что даже торопясь куда-то легче будет повернуть под прямым углом потеряв скорость и время, нежели сократить выехав на встречку.
И вот тут, спустя столь великое количество текста с критикой автомобилей я скажу что в целом они ощущаются хорошо (после того как ты пару часов уже накатался по городу и понял физику наиболее используемых машин). А подвеска, хех, кажется я знаю откуда в GTA IV добавили “желейную” подвеску. Именно из её прародителя - тройки, так как тут можно перевернуться просто не сбавив скорость на повороте. Роки не старались сделать ландшафт ровным и побуждающим к сокращениям или обгонам по траве, поэтому любые быстрые и опасные манёвры пугали и пугают, а также держут в напряжении все микро-мышцы в моих пальцах на протяжении всего прохождения.
Когда у меня получалось проехать между двух машин не зацепив ни одну или сократить по ухабистой траве при этом не перевернувшись - я чувствовал себя настоящим профессиональным водителем. Сама машина движется максимально прогнозируемо пока ты едешь по прямой и обгоняешь стоящих на светофорах, но как только дорога становится переполненной и нужно выехать за её пределы, либо резко завернуть - начинается Токио Дорифто и ты уже забываешь что играешь в GTA, ведь перед тобой целая гонка до пункта назначения, где главный твой противник - трафик.
Много ностальгических чувств вызывало и радио в игре, но, на них сильно повлиял факт того что играл я в неё не больше часа в день, поэтому радио не успевало мне надоесть, но сейчас же, когда я играю даже три часа подряд - радио всё же скудное. Музыка есть, есть действительно крутые композиции с различных станций, но их крайне мало и слишком часто ты будешь слушать повторы. Через 6 часов игры я попросту отключил родное радио и проходил игру под треки из спотифая (да, мне заплатили за продвижение, статья написана исключительно в целях рекламы, хихи)
Передвижение, стрельба и рукопашный бой
Передвижение персонажа комфортное, ведь всё максимально стандартно: бегаем, ходим, прыгаем, но приседать не умеем, так как крутые перцы не прячутся в укрытиях. Стрельба ощущается примерно также, как если вы возьмете lego-пистолет и попробуете выстрелить им в стену. Да - она никакая. Разве что звук с анимациями отличаются и количество урона, но импакта никакого нет. Будь это узи, пистолет, винтовка - они все одинаковые. Разнообразие вносят только различные типы оружия, ведь со снайперкой появляется прицел с приближением, с базукой свой прицел и взрывной урон, гранаты и молотов действуют как гранаты, а огнемёт, предсказуемо, является чудовищной зажигалкой заядлого пироманьяка.
Единственным действительно плохо проработанным аспектом я считаю ближний бой. Плохо реализованы удары на ходу, анимация бывает затянута, а ходьба часто прерывается. Дела становятся проще когда в инвентаре появляется бита, поскольку она имеет и больший урон, и может одновременно поражать несколько целей.
Что уж точно не идёт в плюс игре, так это то что враги тут убивают максимально быстро. Эта часть GTA не прощает пропущенного за углом врага и, если у вас нет бронежилета, подобный враг практически гарантированно сможет убить Клода всего за пару секунд. Но пару раз попав в подобную ситуацию вы попросту запомните в каком дворе лежит получше пушка и где можно взять дополнительную защиту, а дальше, вооружившись лишь своим вниманием, можно легко проходить миссию за миссией даже не отвлекаясь на сохранения, ведь всё что нужно - начинать стрелять по врагам до того как вас заметят.
Город
Думаю, что для своего времени, этот город был шикарен и велик. Множество дворов, сокращений и трамплинов позволяют находить каждый раз всё более и более короткие пути и срезки до очередной цели. Но чем сильно отличается тройка от других номерных частей? Отсутствием карты. С самой первой миссии приходится хорошенько запоминать где и что находится, т.к. пока действия происходят в первом районе города, то никаких особых вопросов не возникает, разве что нужно будет запомнить пикап бронежилета и где находится Аммунация, но как откроются другие районы - сразу начнется беготня между ними. В Vice City попасть на другой остров было максимально просто через любой из открытых мостов, но тут, в тройке, мосты находятся на различной высоте и часто нужно вспомнить где и как на него заехать прежде чем у нас в мозге появится устойчивая нейронная связь созданная конкретно для поиска кратчайшего маршрута к ближайшему мосту. Хотя разработчики одарили нас возможностью путешествовать и через подземные тоннели, но они сильно уступают в удобстве мостам из-за узкости, а если узкие дороги соединить с безумным поведением автомобилей NPC, о котором я говорил выше, то ты уже не просто едешь в другой район города, а играешь в русскую рулетку с прочностью своей машины и нервов.
Красивым же этот город сложно назвать, скорее большим и запутанным. Он не притягательный, а холодный и враждебный. Его интересно исследовать, но постоянно преследует ощущение отсутствия уюта. Возможно из-за большой серости, т.к. это настоящие бетонные джунгли, а к подобным городам я сам отношусь довольно прохладно.
Интересные моменты проработки
Из небольших мелочей что я заметил и которые положительно влияют на погружение можно выделить несколько:
1) В игре есть лужи и они довольно забавно реализованы (как я понял, это просто полупрозрачная текстура на земле с инвертированной текстурой здания/окружения. Впервые увидев их и не сразу замечаешь подвох, зато реализована та самая механика, которую до сих пор пытаются показать в каждой подборке SUPER.REALISM.GTA5.COOL.PERFORMANCE.REAL.LIFE, где в любом видео огромное количество луж и все они заполнены не водой, а хромом.
2) Следы от фар и большие ореолы вокруг них в ночное время. Мне кажется это отличной проработкой при ограниченных возможностях, ведь если я ночью вижу автомобиль, то вокруг его фар действительно возникает довольно большой светлый ореол, а если быстро двигать головой, то в глазах остаются тоненькие следы от ламп.
3) Корпус машин разделено на секции. По этим секциям происходит и деформация корпуса, что удивительно, ведь даже в San Andreas у машин не мялись крылья, тут же это отдельный элемент который можно и вовсе потерять на дороге.
4) По моему это единственная часть в серии где NPC можно отстрелить часть тела. То есть в старших играх "неписи" могли потерять голову от правильного выстрела из крупнокалиберного оружия, но чтобы после взрыва вокруг него валялись "запчасти от Lego-человечков" - такого я не помню. (можно увидеть примеры в видео с тестом оружия выше)
5) При различной погоде океан ведёт себя по разному. Во время штиля проще плавать и лодка легче держит заданный курс, а во время дождя водная гладь активно деформируется, а лодка начинает скакать по волнам, что частично усложняет прохождение пары миссий на полицейском катере (Он умеет стрелять перед собой и эта способность будет использована по мере прохождения игры).
6) За чем действительно приятно наблюдать, так это за туманом. Здесь он выглядит максимально приятно и, что ещё круче, принимает окраску окружающих источников света. То есть в зависимости от цвета светофора, будет меняться и окраска тумана под ним. Тоже самое касается и стоп сигналов автомобилей или фонарей. Ночью выглядит очень атмосферно и даже нуарно.
7) Во время до��дя меняется и управление автомобилями. Транспорт становится менее устойчивыми и легко уходит в занос. Мечта любого ТокиоДорифтера, особенно если вы поклонник автомобиля Stallion.
8) После дождя асфальт кажется мокрым и на нём отражаются свет фар и стоп сигналов.
9) В игре есть часы с термометром и на нём даже отображается разная температура в разное время суток, но, к сожалению, это просто скрипт с заданным диапазоном температур, привязанных к внутриигровому времени. Смена погоды на его показатели никак не влияет.
10) Мусор на дорогах улетает вслед за проезжающими автомобилями что выглядит довольно реалистично.
11) Так же разработчики порадовали вниманием к эффекту ветра. Так, например, в ясную погоду уличные подвесные баннеры практически не двигаются, но стоит погоде смениться, и их поведение поменяется вслед за ней.
О сюжете и миссиях
И вот мы подошли к самому главному вопросу - следует ли кому-то проходить GTA 3 в 2021 году? И ответ мой будет отрицательным, а его причина стоит не в сложном управлении машинами, не в устаревшей графике или отсутствии даже банальной карты города, а в сюжете. Именно сюжет, как я считаю, может перекрыть собой недочеты в геймплее, устаревшую графику и прочие минусы, но в тройке он банален и скучен. Тут нет какой-то оригинальной и интересной истории в пучину которой мы падаем случайно обретя свободу в начале игры. Нет, мы просто играем за молчаливого героя что просто выполняет задачи, которые ему дают другие люди. Тут даже не чувствуется какая-то мотивация в мести из-за того что Клод в самом начале был предан своей напарницей по ограблению банка. Главный герой просто поднимает деньги выполняя любую работу что ему дают.
Всю игру я ощущал себя каким-то курьером SS класса с задачами по перевозке трупов в багажнике или поиском пропавших машин. Приходишь на миссию в ожидании крутой истории, а получаешь 20 секунд описания и задачу в стиле - убери вон те цели потому что они плохие. Все 12 часов (именно столько заняло у меня прохождение основной сюжетной компании вместе с прогулками по городу в поиске местных достоинств о которых я и стараюсь тут рассказать) мы будем скакать между различными “клиентами” выполняя их грязные делишки и попутно будем наживать себе врагов в виде недавних союзников. Если описать сюжет одним предложение, то - сначала работаем на клиента, позже работаем уже на другого клиента, устраняем первого потому что он насолил второму и так по кругу все 12 часов пока практически все боссы не будут устранены.
Отдельно стоит отметить и наличие нескольких крайне сложных или странных миссий. Например, в одной нам нужно будет искать три разных вида автомобилей во всех трех районах, и если один из них всегда можно найти у особняка мафии, то остальные два появляются с некой вероятнстью в определённых районах (получается играли в гачу, до того как это стало мейнстримом), и их поиск может занять 10-25 минут. Или миссия где нам будет выделено всего 8 минут для того чтобы найти и уничтожить 9 кофейных ларьков во всех районах. Конечно мы можем изначально ездить всюду и искать их чтобы у нас на карте появились отметки, но даже это не спасёт, если вы плохо знаете мир и местонахождение всех мостов. Потратив минут 15 на быструю поездку по всем доступным регионам в поисках этих ларьков я всёравно с первой попытки не смог уложиться в отведенные 8 минут и выключил игру, предварительно сделав рокетджамп. Или в одной из миссий будет простое указание зачистки двора от врагов для того чтобы спасти одного персонажа, но зачистив двор на карте останется лишь яркое розовое пятно в центре двора. Знаете почему? Потому что нужно было бы ещё подойти к каждому гаражу и проверить их содержимое, но, как я понял, никто нам об этом не говорил, а нашел я это лишь при повторном прохождении миссии, случайно выйдя из машины слишком близко к одному из гаражей (потому что подумал что случился баг и просто NPC не появился).
Весь сюжет GTA 3 похож на скучный боевик, что пытается подкупить яркой обложкой и обилием спецэффектов, но не сможет предложить ничего интересного за их пределами, а концовка может и вовсе разочаровать. Главная злодейка повержена, а главари наиболее влиятельных банд убиты по мере прохождения сюжета. И вот на фоне звучит финальная тема, а главный герой со своим предметом воздыхания отправляется в закат (БУКВАЛЬНО!).
Послесловие
В своё время игра была однозначно хороша и за неимением достойных конкурентов точно могла поселиться в свободном сердце, что и показывает моя ностальгия о том, чего на самом деле не было. Сейчас же слишком много действительно хороших проектов в которые хочется играть и которые не заставляют тебя запоминать карту наизусть. В неё всё ещё может быть весело поиграть на стриме, параллельно разговаривая на различные темы, но целенаправленного прохождения она достойна лишь в ознакомительных целях.
GTA 3 - это хорошо сохранившийся музейный экспонат, посмотрев на который у старых игроков возникнет чувство ностальгии, а у новых появится лёгкое недоумение.
P.S. Бонус в виде чильного тумана
Благодарю за внимание, надеюсь было интересно (─‿‿─)