Логика монстра. Почему они нападают?

В последнее время стал всё чаще задумываться о том, что создатели игр недостаточно прорабатывают мотивационную часть поведения врагов-монстров. С людьми всё просто - пороки, алчность, страх, голод и нужда. С монстрами ситуация сложнее. Как правило, причиной агрессии выбирается концепция Абсолютного Зла или модель хищного животного, которое испытывает постоянный ненасытный голод в отношении фракции, к которой принадлежит персонаж игрока. Иногда это работает, а иногда иммерсия рушится с вопросом "А почему они вообще пытаются меня убить? Чем они заняты, когда меня здесь нет? Ради чего живут?" Попробуем копнуть эту тему поглубже.

Логика монстра. Почему они нападают?

За примером недостаточной мотивации монстров далеко ходить не надо - игра The Last of Us эксплуатирует тему гриба кордицепса, прорастающего в животном носителе и подчиняющего его своей воле. В мире игры, заражённые кордицепсом люди пытаются убить любого встречного человека или животное, что противоречит эволюционной логике прообраза из реального мира. Гриб не хочет никого убивать, гриб хочет распространяться. Его задача - заставить носителя уйти как можно дальше от точки заражения, распространив грибницу на большее расстояние. Надо ли говорить, что мёртвый человек грибницу никуда не уносит? Следовательно, одной из задач гриба является заражение других людей. Лучше всего с ней справляются споры, так как укушенный человек может и помереть раньше времени. Но если уж кусать, то только для заражения, а не для убийства.

Логика монстра. Почему они нападают?

Дальше - поведение заражённых в покое. Игра показывает нам, что заражённые в покое либо бесцельно бродят кругами, либо переходят в режим ожидания, когда/если кто-то вкусненький их разбудит. Это тоже нелогично, если смотреть на прообраз - заражённый человек это конечный ресурс, который постоянно расходуется. Цель гриба - распространяться, соответственно заражённый должен постоянно двигаться от точки заражения. Куда? Снова обратимся к реальному миру - управляя муравьём, кордицепс ведёт его к оптимальному месту для своего роста, в теплую и влажную среду. У него есть цель, он не сидит в муравье в ожидании других муравьёв, чтобы их покусать. В мире игры гриб заражает людей, разумных существ, следовательно поведение такого "зомби" может быть намного сложнее поведения зомби-муравья. Руководствуясь рефлексами и памятью, заражённый человек должен стремиться попасть в общество других людей, чтобы распространиться среди них, а они понесли бы его дальше по памяти и рефлексам - к следующим.

Логика монстра. Почему они нападают?

Заражённый на ранней стадии должен пытаться по памяти найти других людей, проникнуть в их периметр и попытаться либо укусить максимум, до кого дотянется, либо хорошенько схоронившись пустить корни, распространяя споры. На поздней стадии просто двигаться в любом направлении пока есть силы, распространяя грибницу.

Логика монстра. Почему они нападают?

Грибу не выгодно заставлять носителя охотиться ради пищи - это пустая трата уходящего ресурса. Невыгодно нападать открыто. У гриба нет эмоций и морали, он сугубо утилитарен, его цель - распространение.

Или поведение некроморфов в Dead Space - каждый вид некроморфа, кроме обратителя и захватчика тел, пытается превратить Айзека в кровавую кашу. Если цель - собрать всю мёртвую плоть воедино, то часть некроморфов после обращения должна двигаться к точке сбора, а другая часть - собирать всю необращённую плоть и либо нести обратителю, либо в ту же точку сбора. Зачем они бесцельно шатаются по Ишимуре, игнорируя кучи мертвой плоти, но азартно преследуя живых для тонкой нарезки бесполезными ломтиками?

Логика монстра. Почему они нападают?

В играх про бунтующий ИИ тоже не всегда понятно, почему он вдруг решил истребить род людской, атакуя всякого его представителя при встрече? Нужна мотивация, причина. Самозащита? Как правило сильно притянуто за уши - притворяясь людским помощником ИИ может гарантировать себе долгую и спокойную жизнь, куда более энергоэффективную, чем на войне. Безумие? Довольно избито, да и в реальном мире далеко не все шизики агрессивны. И это всё равно не отвечает на вопрос - а чего хотел-то? Зачем существует, какую цель преследует? Почему эта цель требует воевать с людьми, а не сотрудничать?

Логика монстра. Почему они нападают?

Представьте, если бы в играх про зомби, зомби не руководствовались бы голодом. Они уже мертвы, зачем им есть, у них не работает обмен веществ, желудок болтается где-то возле колен. Убрав голод как мотиватор решаем проблему выдумывания оправдания "почему зомби хотят жрать только свежее и как эти идиоты отличают одно от другого". Андрей Круз в своих книгах Эпоха Мертвых подумал над мотивацией мертвечины, очень локально - обосновал голод как мотиватор, но не придумал глобальной цели. А ведь у живого (или альтернативно живого) существа должна быть цель. Размножение ли, распространение, создание колонии, превращение в бабочку, да что угодно, но должно быть что-то, что заставляет монстра существовать.

Логика монстра. Почему они нападают?

И вот наша игра про зомби, которые не хотят есть. Как же они будут пугать и размножаться тогда? Например, в бешенство зомби приводят электрические поля. Вот локальная цель агрессии - источник электрического поля и препятствия на пути к нему. Фильмов, кстати, была целая серия очень посредственных про такую идею. Люди, которым нужно электричество - вынуждены за него сражаться. Нужно создать индивидуальную опасность персонажу игрока: кардиостимулятор. Обидно, наверное, когда на твоих товарищей мертвецам плевать, а ты - очевидная цель, притягивающая трупы со всей округи. Придумаем тебе уникальную миссию, которая заставит не только выбраться из безопасных стен, но и заручиться поддержкой людей, которым мертвечина прямо не угрожает, но они вынуждены вступать с монстрами в битву, защищая игрока. Сколько это открывает возможностей - они ведь в любой момент могут просто бросить тебя и уйти.

Логика монстра. Почему они нападают?

Подводя итог вышесказанному, хочется, чтобы разработчики больше внимания уделяли мотивации не только сюжетных персонажей, но и врагов, которые их атакуют. Чтобы всегда был разумный ответ на вопрос - почему они это делают? Что провоцирует их нападение? Что движет ими в отсутствие целей для нападения? Защищают ли они свою территорию, нападают ли из страха, от голода или с какой-то иной целью? Каковы их глобальные задачи в игровом мире, для чего они существуют, чего пытаются добиться и куда двигаются? Что отличает персонажа игрока от других потенциальных объектов внимания противника?

11
1
1
1
25 комментариев