Рули и педали — кровь, пот и слёзы симрэйсинга
Рождение игровой индустрии взрастило и бизнес обеспечивающий её. Речь идет об игровой переферии и если клавиатуры, мыши, геймпады и наушники привычны и на слуху, то мир узкоспециализированных контроллеров и средств повышающих эффект присутствия в играх, не так распространен.
Периодически ко мне обращаются друзья с советом, какое оборудование купить для гонок и сколько оно будет стоить, аналогичные вопросы проскакивают и у популярных стримеров. Поэтому, возьму на себя ответственность и постараюсь разложить по полочкам, что же творится в мире виртуальных гонок, и что стоит внимания при покупке, а что является мишурой.
Рассмотрим:
- Типы оборудования и его предназначение;
- Что такое база и чем она отличается от руля;
- Какие базы бывают;
- Педали и их влияние на результат;
- А для тех, кому лень читать, может сразу переходить к заключению.
Периферия
Первое что назовёт любой, даже далёкий от гонок человек, будут руль и педали. И на этом в принципе можно остановиться, так как данные устройства покрывают 80% потребностей гонщика. Подробнее их рассмотрим ниже.
Далее следует внешняя коробка переключения передач и ручной тормоз. КПП, как правило, обладают двумя режимами работы. Н-образное переключение как на классических авто, где в любой момент времени вы можете выбрать любую передачу. Секвентальный режим — активно используется в автоспорте: дрифт, ралли, некоторые виды кольцевых гонок. На результат оказывает влияние минимальное, но на погружение работает отлично. Как же круто прокатиться на Ferrari F40, щелкая селектором КПП. Один из лучших вариантов: Thrustmaster T8HA, стоит около 10 тысяч рублей, ликвидна на вторичном рынке, надёжна как лом.
Ручники отдельная история, нужны они дрифтерам и раллистам, но помимо физической реализации требуется качественная поддержка на уровне игры и тут возникает проблема. Зачастую в играх нельзя повесить ручник на ось, как следствие никакой точности достичь не удаётся и многие продолжают использовать кнопку. Посоветовать что-то сложно, но рынок полон кастомными решениями. Стоимость — от 2,5 тысяч рублей.
Более редкий зверь — buttkicker, он же задотряс. Эксклюзивом гоночных игр не является, но позволяет добавить в копилку погружения чувство авто через «попомер», без которого реальный гонщик машину не чувствует совсем. Крепится к креслу и за счёт низкочастотной вибрации передаёт информацию о покрытии и сцеплении с треком. По сути является сабфувером. Стоимость, от 10 тысяч рублей.
Дальше идут трекеры положения головы, — позволяющие смотреть по сторонам и трёхмониторные конфигурации, но это пока оставим за бортом.
База
То что зачастую называют рулём, но по факту это блок с мотором, на который уже крепится рулевое колесо. Путаница возникла из-за огромного числа моделей на рынке, у которых руль снять/заменить нельзя.
Базы разделяются по типу используемого механизма передачи усилия на руль:
- Шестерёночные;
- Ременные;
- Прямого действия (DirectDrive [DD]).
Есть гибридные модели, где шестерни объединены с ремнём, но это скорее маркетинг, так как по факту они стали совсем немного тише, но ступенчатости при рулёжке не убрали.
Привод через шестерню
Самый старый способ передачи обратной связи и снятия угла поворота. По сути, мотор связан с рулевым колесом зубчатой передачей. Когда на валу используется достаточно крупная зубчатая передача, связанная с валом двигателя через рейку.
С одной стороны это базовые рули, но на них можно показывать отличный результат и ездить в числе лучших в мире, с другой, конструкция устарела и в основном используется в самых простых моделях.
Как правило данные модели не имеют каких-либо расширенных возможностей по управлению автомобилем: аналоговые крутилки, переключатели, дисплеи. Также вы не сможете легко заменить рулевое колесо.
Рекомендуемые к покупке в порядке предпочтения:
- Logitech g25/g27 (снят с производства) — от 4 до 8к рублей;
- Logitech DF GT (снят с производства, но есть много БУ) от 500 до 3к рублей;
- Logitech G29/G920 (версии для PS3/4 и Xbox One) — от 20к рублей;
- Thrustmaster T150/TMX — от 20к рублей.
Достоинства
- Надёжность конструкции;
- Достаточно чёткая обратная связь.
Недостатки
- Высокий уровень шума — пустой центра (небольшой люфт в нулевом положении рулевого колеса);
- Небольшая ступенчатость при плавной рулёжке.
Привод через ремень
Тут конструкция немного хитрее, вместо шестерни на валу рулевого колеса и рейки, связь с мотором осуществляется через ремень. Приход таких рулей позволил избавиться от главного недостатка шестерёночных предшественников — снизился уровень шума и исчез эффект пустого руля в центре. В остальном конструкция аналогична.
В этом сегменте уже можно встретить множество опций по расширению возможностей контроля авто, тут и аналоговые стики, существенно упрощающие обзорность. И дисплеи, отображающие настройки базы и позволяющие менять их на лету, и моделей без поддержки съемных рулей не найти.
Рекомендуемые к покупке в порядке предпочтения:
- Thrustmaster T300/TX (не путайте с TMX) — от 27к рублей (не стесняйтесь смотреть б/у вариант, мне в своё время удалось купить модель TX за 11к рублей, в коробке и на гарантии);
- Fanatec CSL Elite (PS4) — 500€ + НДС, за набор без педалей;
- Fanatec CSW v2.5 (XBOX One) — 550€ + НДС за базу (руль и педали в комплект не входят);
- Thrustmaster TS-XW/TS-PC/T500 — от 45к рублей;
- Thrustmaster T-GT — от 52к рублей.
DirectDrive
Последнее слово в конструкции базовых станций. Взяли малооборотистый электромотор, на вал которого прикрепили руль, без каких либо дополнительных деталей. С одной стороны, конструкция получилась простой, но стоимость конечного продукта сильно возросла. В первую очередь за счёт повышенной мощности мотора. Logitech G25/27/29/920 выдаёт до 2,5Н·м, модели с ременным приводом достигают показателей в 7Н·м, в то время как DD модели имеют показатели от 10 до 30 Н·м. Отсюда и повышенная стоимость.
Такой высокий крутящий момент приводит к повышенному риску получения травм, будьте бдительны при использовании таких баз. Как и в реальном гоночном авто, в случае аварии руки нужно быстро убрать с рулевого колеса. Прецеденты с переломами пальцев рук имеются.
Это привело к тому, что для активации полной мощности, на базах есть специальные переключатели и ключи, позволяющие данный режим разблокировать. А дополнительно выпущен аксессуара Kill Switch — кнопка экстренного снятия питания с базы и её остановки.
Но несмотря на риск получения травмы, DD уверенно прокладывает себе путь в мире симрэйсинга. Больше нет проблемы, что руль не может дать нужную нагрузку, — момента с избытком. Выросла скорость реакции и качество обратной связи, исчез перегрев с последующим ослаблением обратной связи. Сообщество конечно поругалось на неподъёмный ценник, но постепенно начало переходить на модели с DD.
Интересный факт: многие быстрые симрэйсеры, много лет пилотировашие на Logitech G25 не смогли перейти на ременные модели, аргументируя тем, что обратная связь какая-то вялая, как будто в желе. А вот к DD контраргументов не нашлось
Отдельно стоит упомянуть компанию Fanatec, которая долго запрягала, но в итоге выпустила свои ревизии DD, под названием Podium и Podium II, отличающиеся комплектом поставки и мощностью двигателя. За счёт поддержки консолей, а также развитой экосистемы, другим игрокам пришлось подвинуться.
Сразу хочу отметить, покупка любой DD базы в РФ, это поиск путей доставки из-за границы. С учётом веса базы с упаковкой под 20кг, доставка тоже влетит в копеечку.
Производители DD моделей:
- Fanatec — Podium DD и Podium DD II, стоимость от 1200€ за голую базу, нужно докупить руль, педали и оплатить доставку;
- Simcube — simucube 2 Sport/ Pro/ Ultimare, стоимость от 1270€, версии отличаются мощностью двигателя от 17 до 32Н·м. Экосистема отсутствует, поэтому руль и педали придётся искать у других компаний;
- SimExperience — AccuForce PRO v2, самая доступная модель за 999USD.
При покупке DD моделей есть риск длительного общения с таможней по поводу покупки профессионального оборудования с предоставлением сертификатов, тут как повезёт.
Больше всего проблем именно с AccuForce, так как компания SimExperience занимается производством оборудования для игровых комнат.
Рули и штурвалы
Как вы увидели, некоторые базы продаются совсем без рулей, а некоторые позволяют их менять. И идея прикупить себе альтернативный руль или штурвал приходит в голову большинству увлечённых пилотов. Иногда это следствие неудачной покупки основного комплекта, например Thrustmaster TX с баранкой Ferrari 458 Italia.
Но чаще, пилот вырастает и понимает, что для управления определенными классами авто намного больше подходит штурвал. И тут встает вопрос, а что можно получить от текущих производителей.
Logitech — всё просто, официально ничего нет, но есть кастомные решения от народных умельцев.
Thrustmaster — имеют достаточно неплохой набор сменных баранок: штурвал, раллийный овал, классический деревянный обод и пару других интересных моделей. Но никаких преимуществ кроме формы вы не получите, набор органов управления одинаковый на всех моделях.
Fanatec — тут полное раздолье, так как баранки отличаются не только формой, но и функциональными возможностями:
- Дополнительные дисплей и индикация оборотов;
- Многопозиционные переключатели и крутилки — позволяющие изменять баланс тормозов и топливные карты для двигателей;
- Множество кнопок, на некоторых моделях до 30 штук;
- Дополнительные моторчики в рулях, для усиления эффектов обратной связи;
- Дополнительные лепестки, которые можно назначать на доп.оси, в том числе эмулировать работу сцепления с двойным схватыванием, как на формулах;
- Хабы для подключения любых реальных спортивных рулей.
Педали
Самая важная часть гоночного оборудования. И даже не все педали, а педаль тормоза — именно она отвечает за ваш результат. Умение затормозить на грани, не заблокировав резину позволит отгрызать десятые на каждом жёстком торможении, атаковать и попадать в поворот.
Не будем рассматривать педали, которые работают по принципу кнопки ВКЛ/ВЫКЛ, надеюсь вы никогда такого не купите, — ничего общего с гоночными оборудованием это не имеет.
По сути все педали сейчас строятся на двух типах датчиков:
- Холла: фиксирует физическое перемещение в пространстве;
- Тензодатчик (LoadCell): реагирует на давление, достижение 100% нажатия эквивалентно заданному весу. Например в дорогих моделях требуется прожать до 90 кг с учётом рычага.
Как правило, тензодатчик используется только на педали тормоза. Основное достоинство таких педалей, в том, что при торможении вы используете силу мышц, а мышечная память работает лучше, чем запоминание расстояния.
В рамках одной сессии это не заметно, но если встать походить, после чего вернуться к игре, то мышечная память намного быстрее позволит повторить результат на торможении.
Вторая важная составляющая, это точность торможения за счёт прикладываемого усилия. Например, на датчике Холла, достижение 100% давления доступно при давлении в 10 кг. Соответственно, чтобы сдвинуть педаль на 50% — вы прикладываете усилие в 5 кг.
Аналогичный эксперимент на LoadCell педалях, в которых датчик рассчитан на усилие в 90 кг, потребует приложить усилие в 45 кг, для достижения аналогичного результата. Соответственно, вы просто будете реже допускать блокировку и сможете улучшить свои результаты.
Logitech
Педали G серии являются лучшим приобретением на рынке в ценовом диапазоне до 20к рублей. Отличная конструкция, высокая надёжность, огромный выбор различных модов для педали тормоза, в том числе переделка на LoadCell и цена в 4-5к рублей на вторичном рынке, делают их просто незаменимыми.
Thrusmaster
А вот эти ребята педали делать не умеют совсем. Не дай ввести себя в заблуждение красивой картинкой T3-PA Pro — это их обычная конструкция, переодетая в металл. Качество самих педалей не изменилось —слабые пружины уже через пару месяцев дадут о себе знать. Пластиковое шасси с не самым удачным креплением шатунов, датчики, которые начинают «дребезжать» уже через полгода. Все эти глюки сопровождают линейку педалей Thrustmaster.
Недавно вышла новая модель с тензодатчиком — T-LCM, кажется, она будет уже поинтереснее, но стоимость выше 200€ может остановить от покупки.
К базам Thrustmaster отлично подключаются педали от Logitech и работают в том числе на консолях.
Fanatec
Если не считать всяких Alien Zadrotti, которые делает наш соотечественник. Или Heusinkveld, которые обойдутся в 30к рублей минимум, не считая платформы для монтажа. То продукция Fanatec по праву занимает места лучшего выбора, если вы готовы потратить более 20к рублей.
Если у вас кокпит собственного изготовления, то стоит присмотреться к модели CSL Elite Pedals LC. Их главное достоинство в том, что они сделаны в виде трёх отдельных педалей, каждую из которых можно закрепить отдельно, в том числе, сделав напольный газ и подвесную педаль сцепления и тормоза.
Как бывщий владелец этих педалей, не скажу что остался ими доволен. Слишком громоздкие, накладки не съемные и не регулируемые, при этом достаточно широкие.
Вторая модель ClubSport Pedals V3 оказалась намного интереснее. Да, они не раздельные, но обладают очень гибкими настройками расположения площадок под ногу и намного проще монтируются на кокпит. Плюс, к ним доступен набор полиуритановых вставок, для регулировки жёсткости. Так что можно почти полностью убрать ход педали, оставив эффект нажатия в стену.
А для любителей аутентичности есть версия с подвесными газом и сцеплением.
Заключение
Мир виртуальных гонок богат, и каждый сможет найти себе что-то по вкусу. Но я хотел бы дать несколько советов, что и при каком бюджете стоит рассматривать, а что — игнорировать.
До 10к рублей
Ищите б/у вариант Logitech G25/27. Принципиальной разницы между моделями нет, но G27 имеет больше кнопок на руле, только H-образный режим на КПП и немного большее расстояние между педалью тормоза и газа.
Менее предпочтительный вариант, это Thrustmaster T150 или TMX, в случае, если необходима поддержка консолей.
От 10 до 20к рублей
По прежнему рассматриваем варианты б/у, но к Logitech добавляется Thrustmaster TX и T300.
Идеально найти вариант Thrustmaster в виде базы с круглой баранкой в 28см. Не стоит гнаться за тремя педалями, так как сцепление в современных играх используется максимум для старта, и это вполне можно нивелировать назначением на кнопку.
От 20 до 50к рублей
Рекомендую остановиться на Thrustmaster TX и T300 — это лучшая покупка в этом сегменте.
Не стремитесь получить TS-PC, TG-T или TS-XW, только если не попадётся предложение около 40к рублей — в остальном никакой принципиальной разницы между этими базами нет.
От 50 до 100к рублей
Наступает вотчина Fanatec. Идеальной покупкой выглядит:
- Fanatec CSW v.2.5 + P1 steering wheel + CSP v3 = 1090 евро (больше 92 тысяч рублей) + растаможка и доставка
- Fanatec CSL Elite + CSL Elite Pedals + LC = 730 (больше 62 тысяч рублей) + растаможка и доставка.
Можно перетасовать данные сборки, меняя педали, базу или отказываясь от Loadcell, но если уж будете доставлять из-а рубежа, то лучше взять с LC. Если не понравится, продать его в России проблем не составит.
Свыше 100к
Если вы смотрите такую конфигурацию, то либо в принципе покупаете лучшее из того, что есть, либо точно знаете что желаете получить — советовать тут ничего не буду, так как это ниша кастомных решений и сборок под клиента.
Перед покупкой, обязательно подумайте где и как вы будете устанавливать руль с педалями у себя дома.
База без проблем крепится на стандартный стол, а вот с педалями всё сложнее. Поверьте, уезжающий на торможении педальный блок быстрее вас не сделает.
Пожалуй, лучшее решение для маленькой квартиры — Playseat Сhallenge. Он убирается в компактную стойку и прячется за дверью. Обзор можно глянуть у одного стримера.
Комментарий недоступен
Цены на все это у наших барыг просто за гранью
За эти деньги можно настоящую машину купить с рулем, педалями и креслом.
Комментарий недоступен
прецеденты с переломами пальцев рукХуя уровень погружения
Комментарий недоступен