«Играть — это попросту весело»: беседа незрячего геймера Игоря Гармаша с DTF

О том, каково это — стримить, смотреть фильмы и жить, когда ты не видишь с рождения.

«Играть — это попросту весело»: беседа незрячего геймера Игоря Гармаша с DTF

15 декабря в гостях на Twitch DTF побывал стример Игорь Гармаш. Он незрячий с рождения, но это не мешает ему с детства играть на компьютере и консолях (а ещё — на пианино), петь и преподавать вокал, обучать других английскому и французскому. Ещё он пишет музыку через специальный софт, а последние четыре года ведёт Twitch-канал Blind Adventurer.

На стриме Игорь ответил на вопросы пользователей сайта — не только о жизни, увлечениях и любимых играх, но и о том, каково это — играть, когда тебе доступны лишь звук и виброотклик геймпада.

О приспособлении к окружающему миру

Первым делом Игорь поделился: пусть быть слепым с рождения порой и трудно, на самом деле это нисколько не страшно. Слепые люди не знают, как воспринимать мир иначе, и с раннего детства приспосабливаются по-своему. Загвоздка в том, что приспособиться позволяют не всем, причём зачастую — сами родители, которые стремятся «обезопасить» жизнь детей.

Игорь говорит, что именно родители закладывают способность адаптироваться, но если они вместо последовательной работы выберут гиперопеку, то это явно не поможет сформировать личность. Мир важно давать послушать и потрогать — именно так было и в случае Игоря.

Меня родители, например, адаптировали тем, что максимально старались показать мне мир — тактильно, на слух, то есть всеми доступными мне средствами. Меня окружали игрушками, которые могли мне дать тактильные ощущения, конструкторами для развития мелкой моторики. Мама мне очень активно читала всевозможные сказки, книжки, то есть старалась развивать воображение. У меня было много кассет с аудиоспектаклями.

Игорь Гармаш, стример

Он считает, что именно в дошкольные годы ребёнка нужно приспосабливать к миру активнее всего. Если же родители выберут гиперопеку, может получиться как в примере с некоторыми его взрослыми знакомыми, которые не могут себе даже бутерброд сделать, потому что им не позволяли трогать ножи. Игорь же отлично готовит и, по собственному признанию, регулярно удивляет жену «неплохими такими блюдами разной степени сложности».

Однако адаптировать к жизни можно и взрослого, который потерял зрение лишь недавно. Это будет сложнее, но работу облегчат специальные центры реабилитации. Главное, говорит Игорь — пережить первый шок и не опускать руки.

Об увлечениях

Кроме игр стример хорошо воспринимает и фильмы, и сериалы — особенно те, к которым оставлены тифлокомментарии. Это специальные комментарии, которые кратко и ёмко описывают происходящее на экране и погружают незрячего человека в контекст, который иначе понять невозможно.

За рубежом, говорит Игорь, это встречается почти повсеместно (на Netflix, например, почти к каждому фильму и сериалу прилагается дорожка с тифлокомментариями), а в России эта индустрия только начинает развиваться. Disney, например, все свои фильмы теперь будет выпускать с тифлодорожкой.

Смотрит фильмы и сериалы он и в оригинале, и с субтитрами — благо, сейчас есть программы, которые позволяют их читать. Ещё он увлекается плаванием и катанием на лошадях.

Об «осязаемых» снах

Отвечая на вопрос о цветных снах, Игорь отметил, что сны он, конечно, видит, но доступными ему чувствами. Где-то вступают тактильные ощущения, где-то — обонятельные и слуховые. Но не цвет.

Цвет для слепого с рождения — это абсолютно эфемерное понятие. Словами, связанными с цветами, я оперирую в речи только если чётко знаю, что назову такой-то объект красным или зелёным — то есть если я точно вычитал, что данный объект красный или зелёный. То есть для нас цвета абсолютно ничего не значат.

Если где-то в книгах описывают что-то, связанное с цветами, моё сознание просто фиксирует это, может, откладывает это в память. Но если дальше встретится описание какой-нибудь девушки — допустим, что она темноволосая, с зелёными глазами, я думаю: «А, ну окей».

Игорь Гармаш, стример

Закрепившиеся выражения вроде «белый, как снег» у него на подсознательном уровне вызывают лёгкий холод и воспоминания от прикосновения к снегу.

Какие программы и устройства помогают незрячим работать и играть за компьютером

За компьютером самое важное для слепых — это программы экранного доступа, которые позволяют им считывать информацию с экрана. Так они и пользуются компьютером, причём не только обычными программами, но и специализированными — для музыкантов, программистов.

Компьютер для слепого — это большущее окно в мир, в котором мы можем очень свободно себя чувствовать.

Игорь Гармаш, стример

В играх самое важное — хорошая звуковая карта. Игорь говорит, что без неё даже самые качественные наушники не дадут хорошего позиционирования, зато отлично услышать детализированную сцену с ней можно будет даже через аналоговые наушники. При этом на профессиональные карты, которыми пользуются музыканты, смотреть не надо: они предназначены для записи, но не для воспроизведения.

Для слепого перейти на хорошую звуковую карту — всё равно что для зрячего перейти с Full HD монитора 60 Гц на 4K-монитор 144 Гц.

Ещё Игорю помогают геймпады, потому что у них есть виброотклик и с них гораздо легче прицеливаться в шутерах. К компьютеру он подключает контроллер для Xbox One.

Ещё для него жизненно важен монитор: пусть для игры его вообще можно не включать, некоторые функции без него не заработают.

Некоторые технологии оптического распознавания, которые позволяют тебе зачитывать некоторые пункты в меню, без монитора, подключённого к видеокарте, не работают. Но в целом я монитор часто выключаю: мы сейчас живём в однокомнатной, и когда жена уходит спать, я выключаю монитор, дня два забываю его включить, и когда зову жену помочь с чем-нибудь, она говорит: «Ты монитор бы включил сначала!». А я три дня себе рублюсь во что-нибудь и горя не знаю.

Игорь Гармаш, стример

Просадки и качество графики для Игоря, разумеется, никакого значения не имеют, зато имеют для зрячего тиммейта — так что на видеокарте и других компонентах для ПК он не экономит. Главное, говорит он — чтобы не было задержек в ударах в файтингах и играх, где решает реакция.

Дешевить на процессорах и запасе оперативной памяти не позволяет и тот факт, что Игорь пишет музыку и стримит. Но всё же он говорит, что компьютер надо будет менять — скоро ему исполнится уже шесть или семь лет.

Как он начал стримить

Всё началось с поста на форуме Blizzard. Как-то раз Игорь с другом играли в Diablo, и на них внезапно напал очень сильный монстр — как говорит стример, то ли редкий, то ли просто скрытый враг. Они написали об этом на форуме, и там «начался холивар» по теме слепых.

Что интересно, Игорь вместе с товарищем по игре разработали свою тактику для перемещения в Diablo 3: напарник бежал впереди и периодически махал оружием, а Игорь без труда находил его по звуку. Так же было и в кооперативном режиме Ghost of Tsushima, когда товарищ махал катаной или играл на флейте, давая Игорю ориентир.

Вскоре кто-то выложил на Pikabu пост о том, что слепой игрок ищет товарищей для игры в Diablo 3, и в комментариях люди начали просить застримить прохождение. Игорь и раньше об этом задумывался, поэтому после прочтения комментариев создал каналы на Twitch и YouTube.

Иногда у него случаются эмоциональные выгорания: он говорит, что иногда можно долго стримить и видеть совсем небольшой онлайн, но он повторяет себе, что «прорвётся». Игорь надеется, что он, как и другие слепые стримеры, побудят разработчиков задуматься над доступностью в играх и начать потихоньку делать шаги в этом направлении.

Как разработчики могут улучшить игровой опыт для слепых в открытом мире

Игорь говорит, что боёвка в играх в открытом мире — это не самое сложное: освоить её без дополнительных подсказок может почти любой слепой человек. Настоящий камень преткновения — это неудобная навигация, из-за которой почти невозможно будет поиграть, например, в третьего «Ведьмака».

Историю и мир «Ведьмака 3» Игорь похвалит ещё не раз — как и подчеркнёт, что для слепых её геймплей не самый дружелюбный
Историю и мир «Ведьмака 3» Игорь похвалит ещё не раз — как и подчеркнёт, что для слепых её геймплей не самый дружелюбный

Вторая сложность — текст и речь: всевозможные меню, в том числе главное, озвучены далеко не во всех играх, а без этого ориентироваться ещё сложнее. Сейчас, по словам Игоря, с этим «уже получше», в отличие от того, что было несколько лет назад. Хотя плохих примеров до сих пор хватает: например, в Assassin's Creed Valhalla опция «текст в речь» доступна только для английской версии, а в российском регионе сменить интерфейс на английский нельзя.

Примеров удобных игр с большими локациями совсем мало. Игорь вспомнил только The Last of Us Part II, которую он назвал одной из немногих игр с действительно качественной адаптацией для слепых, и, с некоторой натяжкой, азиатские RPG с автопутём вроде Black Desert. Он играл в неё на PS4 и вполне удачно выполнял квесты.

Black Desert
Black Desert

На The Last of Us Part II стример заострял внимание неоднократно. Во-первых, там удобная навигация, которая позволяет без проблем ориентироваться по миру. Во-вторых, в расширенном режиме слуха там можно сканировать местность на наличие точек взаимодействия, а это позволит открывать ящики. Просканировав локацию на наличие врагов, можно построить маршрут. Как Игорь справлялся с этим, можно посмотреть на записи стрима на YouTube.

Озвучка всех элементов меню позволяет крафтить, потому что можно легко понять, сколько чего нужно. Записки можно прочитать, как и меню прокачки. У каждой кнопки есть свой звук, который позволяет быстро сориентироваться в QTE.

Ещё там можно сделать противников очень невнимательными и поставить бесконечное дыхание под водой. Для Игоря они настолько упрощали игру, что он их отключил, но он восхищён тем, что эти настройки там вообще есть. Теперь он ждёт возможности пройти игру и на PS5, потому что трёхмерный звук должен сделать опыт ещё лучше.

На данный момент это тот самый ААА-проект, который, наверное, любой слепой человек может освоить. Даже если он далёк от видеоигр, если у него будет интерес, он потихоньку его освоит. Это тот проект, с которого слепой вообще может начать знакомство с видеоиграми. [...] Проходя её, я почувствовал себя на одном уровне со зрячими игроками в том плане, что мне было доступно вообще всё — вплоть до того, сколько у меня здоровья, или индикации того, присел мой персонаж или стоит, или вообще в укрытии находится.

Игорь Гармаш, стример

Стример вообще считает, что она справедливо взяла столько наград «Игра года», и удивлялся, сколько негатива лилось на Эбби из-за её «нестандартной по меркам общества внешности».

«Играть — это попросту весело»: беседа незрячего геймера Игоря Гармаша с DTF

Кроме того, он надеется, что пример The Last of Us Part II побудит и других разработчиков расширять возможности для слепых игроков.

Самой доступной консолью стример называет PlayStation 5, потому что её меню полностью озвучено через программу экранного доступа, и это, в отличие от PS4, не привязано к региону. Пока что PS5 он не купил, но зарубежные знакомые уже рассказали ему о её преимуществах для слепых. Ещё они отмечали трёхмерный звук: один из знакомых проходит PS5-версию Spider-Man 2018 года и делает успехи, которых у Игоря не было на PS4.

Spider-Man (2018)
Spider-Man (2018)

Об играх, которые оказались слишком сложными

В библиотеке стримера много игр, которые он так и не смог осилить, но к которым периодически возвращается. Из «очень печального» он вспомнил игры From Software, где проблемы у него возникли не столько с боёвкой, которую, по его словам, всё же можно освоить, а со старой-доброй навигацией. Отдельная проблема там — отсутствие барьеров: если ты упал и умер, придётся начинать заново.

Bloodborne
Bloodborne

Ещё одна проблема, из-за которой вполне можно бросить игру — непрорисованность преград, когда игроку не дают понять, что он во что-то упёрся. Яркий пример — «Ведьмак 3»: там можно долго бежать и лишь через несколько минут понять, что на самом деле ты упёрся в дерево или стену дома. Однако в Cyberpunk 2077, как говорит Игорь, этой проблемы нет, и это «классно».

«Один вопрос: как?»

Для начала Игорь повторил: он с рождения живёт в мире звуков. Звуки для слепых — это не что-то разрозненное, а цельная картинка, благодаря которой лично он понимает, например, с какой стороны бежит враг в Diablo 3.

Он мгновенно обрабатывает и анализирует разные аспекты: из звука топота, допустим, можно понять, какого размера враг. В файтингах типа Mortal Kombat он понимает, с какой стороны противник, и вовремя ставит блок.

Mortal Kombat XL
Mortal Kombat XL

Поэтому звук, говорит он, — это как зрение для тех, у кого оно есть. Он подчёркивает, что именно смотрит фильмы, а не слушает их, потому что фильм — это целый фон сопряжённых с картинкой звуков. Как зрячие во время игры и просмотра кино опираются на видеоряд, так и слепые опираются на звук.

Отвечая на вопрос, зачем он играет, если игры рассчитаны на зрячих, Игорь сказал, что это попросту весело. Слепым не с чем сравнить получаемый в играх опыт, поэтому они воспринимают его так же хорошо, как и кино — разве что с тем отличием, что фильмы в своей голове они «творят сами».

Ещё игры здорово развивают: они тренируют память и реакцию, особенно те же файтинги. Во многих старых играх надо было много запоминать, в том числе меню. Стратегии же тренируют тактическое мышление — в общем, всё как у зрячих.

Я начал играть с настолько раннего детства, что уже плохо его помню — тыкал непонятные игры на старом компе. У нас был комп с флоппи-дисками. И там были игры со стрёмными звуками, и самый первый «Принц [Персии]».

Я во всё это толком осмысленно играть не умел, более осмысленно у меня играть получалось уже позже. Самое смешное, что первой моей более-менее освоенной игрой была детская штука «Позвоните Кузе».

Игорь Гармаш, стример

Одно из самых ярких воспоминаний из детства — то, как старшие сёстры в пять лет подарили ему диск с играми про Кузю. Они сказали, что там есть «классные звуки», и он понял, что, оказывается, «в играх есть не только „пиу-пиу“, а и действительно комфортное звуковое окружение».

«Играть — это попросту весело»: беседа незрячего геймера Игоря Гармаша с DTF

Именно так Игорь начал осваивать игры. В одной из них, «Кузя: Поезд», паровозик едет сам, и нужно только запомнить, сколько раз за уровень надо повернуть вправо или влево. Где-то ему помогали сёстры, а где-то он узнавал всё сам методом проб и ошибок. Потом он познакомился с Serious Sam, который долгое время был его любимым шутером.

Правда, Игорь говорит, что запускал его недавно и даже не понял, как играл в него в детстве — без наушников, с обычными колонками. Сейчас игра показалась ему чересчур сложной, но в детстве просто «было весело».

Закрывая вопрос: если это дарит вам клёвые эмоции, если это ещё и тренирует в вас какие-то навыки — то, чёрт возьми, а почему бы в это не играть?

Игорь Гармаш, стример

В общем, Игорь не считает, что недополучает игрового опыта, но если очень нужно, он идёт в интернет или спрашивает у зрячих друзей или жены. «Очень нужно» может быть, например, в чисто визуальных сценах в кино или играх, где из музыки нельзя понять, что происходит. Или в сценах вообще без звукового сопровождения.

О первой (после «Кузи») игре, в которую он смог погрузиться

Одна из первых игр, в которую Игорь смог погрузиться уже во взрослом возрасте — Gears 5, вышедшая в 2019 году. Он говорит, что там тоже есть проблема с навигацией, но интеграция в целом «неплохая».

Там неплохие спецвозможности, хороший захват цели — в целом вслепую мне довольно комфортно играть в тамошний режим «Орда», я периодически в него залипаю, это прикольно и интересно.

Игорь Гармаш, стример

Для комфортной игры в шутеры ему нужны три вещи: хороший звук и позиционирование в самой игре и качественные наушники. Так он сможет без проблем найти цель, а остальное сделает доводка.

Gears 5
Gears 5

Стример говорит, что сейчас слепым всё ещё доступно немного, потому что настройки доступности начали появляться, по его ощущению, лишь году в 2018-м. Качественный захват цели — это «лучшее, что сейчас может быть в играх», как и опция «текст в речь», но этим занимаются немногие, а проблемой навигации — почти никто.

Всю доступность генерирует или само сообщество слепых, которое разрабатывает тактики ориентирования в играх, или моддеры, которые просто хотят помочь другим людям.

Не так давно вышел фанатский мод для карточного roguelike Slay the Spire, который внедрил полную поддержку программы экранного доступа для слепых. Теперь они могут собирать все колоды, реагировать на все события — в общем, получать опыт на одном уровне со зрячими.

Slay the Spire
Slay the Spire

О For Honor

Игорь — заядлый игрок в For Honor. Он говорит, что его там «заставляют дико страдать», он уходит на месяц, но потом всё равно возвращается.

Чтобы приспособиться к игре, ему приходилось много запоминать, придумывать тактики. Стереобазу в игре он называет «отвратительной»: с какой стороны ни бил бы враг, звук будет идти по центру, поэтому нормально блокировать удары слепые не могут. Однако Игорь приловчился отбивать удары у арамусы, а ещё записал видео о том, с чего вообще можно осваивать For Honor слепому игроку.

Арамуса в For Honor
Арамуса в For Honor

О любимых играх

По признанию Игоря, ему вообще сложно выделить из списка любимых игр одну-единственную. В его личном топе сразу несколько тайтлов, в том числе The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth, которую он называет своей любимой стратегией.

Мне в целом нравится довольно много игр, каждая — по-своему. The Last of Us — в первую очередь охрененной доступностью, во вторую очередь — вполне хорошим сюжетом. «Цусима» нравится своей постановкой. «Ведьмак» — тем, что я в целом люблю эту вселенную.

Я так могу про многие игры кратенько сказать. Assassin's Creed мне нравится какими-то своими историями: они, может быть, где-то очень шаблонные, но мне нравится сеттинг, он прикольный. Что в «Одиссее», что в «Вальгалле».

Игорь Гармаш, стример

При этом он видит и проблемы: в «Одиссее», например, «ватная» боёвка и плохой звук, в «Вальгалле» с этим лучше, но, как он говорил выше, там есть ограничение интерфейса. А вот Ghost of Tsushima ему понравилась и постановкой, и исполнением, и музыкой — как он говорит, это «та игра, которая заставила его пересмотреть „Последнего самурая“».

Вся звуковая палитра «Цусимы» настолько крутая, что я искренне надеюсь, что на PS5 она получит патч с 3D-звуком, и можно будет просто по направлению ветра точно ориентироваться, куда бежать. Я пытаюсь потихоньку ориентироваться и так, но получается гораздо хуже.

Игорь Гармаш, стример
Ghost of Tsushima
Ghost of Tsushima

Страшно ли играть в хорроры

Хоррор — не самый любимый жанр Игоря что в кино, что в играх. Ему было «жутко» играть в The Last of Us Part II, в Until Dawn, пусть та и пугала только местами, но в целом он быстро привыкает к произведению и перестаёт бояться.

Я за многими хоррорами слежу как за хорошей, интересной, порой смешной постановкой. Я могу с удовольствием посмотреть какой-то хоррор — но, например, в «Оно» я устал от скримеров. Они меня потом уже порой не пугали, я к ним адаптировался, но в целом обе части «Оно» смотрятся как хорошее кино. Я посмотрел «Оно» и потом с удовольствием прочитал книгу.

Игорь Гармаш, стример
«Оно»
«Оно»

По поводу удаления тега «слепое прохождение» на Twitch

У Игоря «абсолютно нейтральное» отношение к тегу «слепое прохождение» (Blind Playthrough), который Twitch удалил 5 декабря с комментарием об «оскорблении незрячих». Он говорит, что те, кто негодует, вряд ли углублялись в его изначальное значение, и что сам тег никоим образом не обозначал прохождение игры слепым человеком.

Незрячих стримеров на Twitch вообще очень мало — сам Игорь знает лишь несколько и из России, и из зарубежья. Поэтому он считает, что из-за нескольких человек, которым и без того «пофиг», удалять целый тег — это «маленько лицемерно».

О Cyberpunk 2077 и одинаковых голосах

В Cyberpunk 2077 Игорь пока ещё не выбрался в город, но по нескольким роликам из середины игры заключил, что атмосфера мегаполиса будущего там передана хорошо. Звуковая составляющая игры его тоже порадовала.

В одном из вопросов заметили, что в Cyberpunk 2077 многих персонажей озвучили одни и те же актёры. Стример сказал, что пока в игре такого не встречал, но этот факт вызвал бы у него трудности только если бы актёры вообще не старались.

Если актриса хотя бы оттенками голоса интонирует разных персонажей, рано или поздно — по крайней мере, в моём случае — ты запомнишь, потому что я на голоса реагирую очень чутко. Но если это начитано, грубо говоря, по одной схеме, то это косяк.

Игорь Гармаш, стример
Cyberpunk 2077 Автор: <a href="https://dtf.ru/hard/279342-cyberpunk-2077-4k-skrinshoty-s-maksimalnymi-nastroykami-i-zametki-na-polyah-o-samoy-igre" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Вадим Елистратов</a>
Cyberpunk 2077 Автор: Вадим Елистратов
1.3K
116 комментариев
500 ₽
28
Ответить
100 ₽

Комментарий недоступен

10
Ответить

Это совершенно поразительно. Насколько разное восприятие мира. Бля, вы только вдумайтесь-мы тут про картинки что-то судим, текстурки, мыло и прочее, а у человека звуки рисуют все это в голове. Все окружение, внешний вид персонажей, их действия и так далее. Зрячим такое, совершенно невозможно понять и осознать. Надеюсь игровая (да и не только) индустрия продолжит активно развиваться и в этом направлении тоже. 
А Игорю мое почтение безграничное ну и хороших игр).

213
Ответить

Более того, он их даже не рисует, он же незрячий с рождения. Мы даже приблизительно не можем представить его мироощущение. 

6
Ответить

Про внешний вид персонажей - это ты конечно загнул. Он никак не передается. Максимум, что он "видит" - положение звуков, и, собственно, что из себя представляет сам звук. Наглядно эту палитру, на моей памяти, можно прочувствовать в пещерах обливиона - жуткая тягомотная музыка, капельки воды стекают со сталактитов (не визуально, а только на слух), горят костры возле лагерей разбойников. В киберпанке палитру города будущего наверное отражает бесконечное жужжание неоновых ламп, всяких механических сервоприводов.

1
Ответить