Закрываем бэклог: Halo Wars 2 как эталонная стратегия в реальном времени на консолях

Полноценный RTS-опыт на геймпаде почти без компромиссов.

Закрываем бэклог: Halo Wars 2 как эталонная стратегия в реальном времени на консолях

Знакомство со спартанцами

Серию Halo я открыл для себя летом этого года, когда обзавёлся Xbox Series S — своей первой консолью от Microsoft. Первым же делом было принято решение закрыть этот консольный гештальт и, наконец, лично ознакомиться с флагманской серией Xbox. Да и к тому же релиз Halo Infinite был намечен на конец года, а значит стоило подготовиться к выходу новой части.

Получилось не сразу — никак не мог найти достаточно свободного времени. Однако месяц назад я всё же добрался до Master Chief Collection и устроил себе «марафон» серии. После прохождения всех основных частей — в том числе ODST, Reach и Guardians — в запасе ещё оставалась пара недель до релиза Infinite. Порты мобильных Spartan Assault и Spartan Strike показались мне совсем уж необязательными, а вот дилогия RTS-ответвлений определённо заинтересовала. Всё-таки не часто встретишь стратегию в реальном времени, в которую можно играть на геймпаде.

Оригинальная Halo Wars вышла на Xbox 360, но сейчас на ПК и Xbox One и Xbox Series доступно переиздание Definitive Edition.
Оригинальная Halo Wars вышла на Xbox 360, но сейчас на ПК и Xbox One и Xbox Series доступно переиздание Definitive Edition.

С умеренными ожиданиями я запустил первую Halo Wars и… совершенно ей не проникся. Поначалу даже было немного интересно, но в итоге я провёл в игре где-то пару часов, после чего стало совсем уж скучно. Я даже не мог понять, почему Halo Wars настолько мне не заходит. В течение дня ещё пару раз попытался продолжить играть, но интереса так и не появилось.

Впрочем, Halo Wars 2 я всё же решил дать шанс. Как-никак, в её разработке принимала участие Creative Assembly, а эта студия собаку съела на RTS. Уж у них-то должно получиться намного лучше, так ведь?

Анонсирующий трейлер Halo Wars 2

Стоит сказать, что сюжетную кампанию Halo Wars 2 я не просто прошёл до конца — я «проглотил» её всего за пару дней. Удивительно, но играть во вторую часть и в самом деле стало в несколько раз интересней, притом что геймплейная основа почти не изменилась.

В гостях у Изгнанников

Главными героями обеих Halo Wars выступают члены экипажа крейсера «Дух Огня» под командованием капитана Джеймса Каттера. В первой части команда противостоит войскам Ковенанта на планете Жатва. В финале герои взрывают сверхсветовой двигатель крейсера, чтобы победить пришельцев. «Дух Огня» остаётся неспособным к межпространственному перелёту, поэтому весь экипаж входит в криосон в надежде на скорое обнаружение войсками ККОН (Космическое Командование Объединённых Наций).

Закрываем бэклог: Halo Wars 2 как эталонная стратегия в реальном времени на консолях

Спустя 28 лет Каттер и команда просыпаются, так как «Дух Огня» по непонятным причинам телепортировался за пределы галактики и оказался рядом с неопознанным инопланетным сооружением.

«Дух Огня» засекает сигнал ККОН на поверхности, и Каттер отправляет на постройку разведотряд. Вскоре обнаруживается, что неизвестная постройка — это Ковчег, оружие, способное уничтожить жизнь во всей галактике. Оказывается, он уже захвачен Изгнанниками — отколовшейся от Ковенанта фракцией инопланетян под предводительством брута Атриокса. Борьба двух армий за Ковчег и становится основной движущей силой сюжета.

Катсцены между миссиями даже сейчас выглядят великолепно. Оно и неудивительно, ведь над ними работала Blur Studio

Конфликт между Изгнанниками и «Духом Огня» примечателен тем, что ни первые, ни вторые почти никак не связаны с событиями последних номерных частей. Изгнанники набирали силы и не ввязывались в войну с человечеством, а экипаж «Духа Огня» не знает ничего о событиях последних 28 лет. Впрочем, финал Halo Wars 2 как раз-таки и должен оказаться связующим звеном между Guardians и Infinite.

Признаться честно, меня совершенно не впечатлила сюжетная линия с Предтечами и безумством Кортаны в Halo 4 и Halo 5: Guardians. Так что возвращение к старому-доброму Ковенанту… то есть, к Изгнанникам — то, чего мне и хотелось увидеть в серии. Видимо, и сама 343 Industries того же мнения, раз решила вернуть Изгнанников в Halo Infinite.

В Halo Infinite войсками Изгнанников будет командовать Эшарум, подчинённый Атриокса
В Halo Infinite войсками Изгнанников будет командовать Эшарум, подчинённый Атриокса

Взгляд сверху

Halo Wars 2 удаётся отлично балансировать между явными консольными упрощениями и полноценным RTS-опытом. Взять, например, постройку и развитие базы.

На карте обычно есть одна-две точки для размещения главного здания. Дополнительные постройки вроде генераторов и казарм можно строить только в ячейках вокруг центра базы. Это сильно упрощает застройку, но лишь в начале игры. Когда появляется вторая база, приходится постоянно следить за производством и развитием технологий.

Выбор юнитов и зданий осуществляется с помощью круговых меню
Выбор юнитов и зданий осуществляется с помощью круговых меню

Удивляет, как удобно и почти без компромиссов реализовано управление с геймпада. Самое главное — контроль обзора — завязано на стиках: левым перемещаем камеру, правым поворачиваем и приближаем. Кнопки на левой половине геймпада отвечают за более глобальное взаимодействие со своей армией. Например, с помощью крестовины можно быстро переключаться между скоплениями войск или базами, а также установить общую точку сбора. Соответственно, на правой половине расположились кнопки для более точечного управления вроде использования способностей и переключения между типами юнитов в выбранной группе.

На первых порах управление кажется очень странным и непривычным. Поначалу теряешься в таком, казалось бы, небольшом количестве кнопок. Впрочем, мышечная память делает своё дело, и уже через пару пройденных миссий начинаешь уверенно чувствовать себя в роли главнокомандующего. Ещё через пару-тройку уровней становится не так уж и сложно раздавать приказы юнитам по всей карте.

Часто на уровне можно найти ресурсы и хранилища припасов
Часто на уровне можно найти ресурсы и хранилища припасов

К слову о юнитах: все они разделены на стандартные пехоту, бронетехнику и авиацию. У ККОН много новых боевых единиц, ранее не встречавшихся в основной серии Halo. Оно и неудивительно, ведь если Мастеру Чифу достаточно «Вепря» со «Скорпином», то в RTS для сохранения баланса нужно больше видов техники. Пополнения в армии очень органично вписываются в милитари-стиль вселенной. Даже немного жаль, что нельзя поуправлять ими в рамках основной серии.

А ещё в стратегической дилогии сохранён дух шутерных частей. Все юниты отлично перенесены в изометрию, ровно как и все характерные звуки от выстрелов и снарядов. Наиболее удачно, пожалуй, удалось показать главных защитников человечества — спартанцев.

В Halo Wars спартанцы — это очень сильные юниты-герои, способные даже в одиночку нанести непоправимый ущерб силам противника. Помимо больших показателей здоровья и урона, спартанцы могут угонять технику противника и брать её под свой контроль. И это — ровно то, чем я занимался, когда проходил Master Chief Collection. Когда я впервые увидел, как мой подконтрольный спартанец угнал вражеский «Дух», то первой же мыслью было: «Да, это определённо Halo».

Один раз даже дадут поуправлять огромным «Скарабеем»
Один раз даже дадут поуправлять огромным «Скарабеем»

Лучше во всём

Забавно, но только на контрасте со второй частью я понял, что именно мне не понравилось в первой Halo Wars. Причины две, и первая — дизайн миссий.

Как и во многих других RTS, сюжетная кампания в Halo Wars 2 — это своего рода обучение перед онлайн-баталиями, в котором игрока знакомят с юнитами и основными механиками. Но, в отличие от первой части, в сиквеле каждая миссия даёт доступ к одному-двум юнитам, выстраивая геймплей вокруг новых типов войск. От уровня к уровню меняются и задачи: то нужно уничтожить базу противника, то захватить и удерживать стратегические точки, то обороняться в течение отведённого времени. Часто в начале миссии у игрока и вовсе нет базы, из-за чего геймплей сосредоточен на разведке и сражениях ограниченными юнитами.

В начале игры даже есть небольшая «погоня» на «Вепре».
В начале игры даже есть небольшая «погоня» на «Вепре».

Кампания в первой Halo Wars работает по тому же принципу, но намного хуже. Начальные уровни однообразны, а новые механики и юниты почти никак не презентуются, так ещё и со сложностью какой-то бардак. Уже на четвёртой миссии нужно защищать сразу несколько эвакуационных кораблей и группы гражданских в течение 20 минут. При этом враг с самого начала атакует по всем направлениям. Если уничтожен последний корабль — начинай сначала. На нормальной сложности я попытался пройти миссию три раза, после чего всё же сдался и удалил игру.

Вторая причина, почему Halo Wars 2 оказалась лучше, на самом деле не так очевидна. Всё дело в нескольких quality-of-life изменениях, которые значительно улучшили геймплей. Их можно даже не заметить, если не играть в первую часть.

Например, в сиквеле группа из разных отрядов передвигается со скоростью самого медленного юнита. Это предотвращает ситуацию, когда, быстрые «вепри» уезжали вперёд и оставались без поддержки. Ещё появилась возможность вручную создавать группы юнитов и назначать их на кнопки крестовины.

Закрываем бэклог: Halo Wars 2 как эталонная стратегия в реальном времени на консолях

Как итог, кампания отлично работает и с сюжетной, и с обучающей точки зрения. Halo Wars 2 удачно чередует разные геймплейные ситуации, отчего восемь часов в одиночной игре проходят совершенно незаметно.

Halo Wars 2 стала для меня открытием. Я до последнего не верил, что жанр стратегий в реальном времени в принципе способен существовать на консолях. Что ж, стратегический спин-офф Halo смог меня в этом разубедить. Пускай и с упрощениями, но Halo Wars 2 дарит настоящий RTS-опыт.

При этом удивительно, что при всей важности Halo Wars 2 как сюжетного мостика между Guardians и Infinite, сейчас о ней почти не вспоминают. К игре вышло несколько дополнений для мультиплеера и даже пара сюжетных расширений, но на данный момент 343 Industries безвременно похоронила серию.

Конечно, Halo Wars 2 не назвать спасителем жанра или новым словом в жанре RTS, но это всё равно отличная и доступная стратегия. Возвращение Ковенанта — пускай и в несколько изменённом виде — лучшее решение 343 Industries, результаты которого мы увидим в вот-вот выходящей Halo Infinite. Лично я надеюсь, что после этого студия не побоится вернуться к стратегическому ответвлению серии.

235235
69 комментариев

Эх, катсцены там просто бомбезные были. Вполне могли бы и с Близзард посоперничать по качеству и постановке

40
Ответить

В ремастере Хейло 2 тоже бомбезные. Благо та же студия делала.

39
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Так это студия Blur, они в целом на синематиках собаку съели.

1
Ответить

А дополнение Awakining Nightmare проходил кто? Стоит оно того?

Ответить

Может для консоли действительно не плоха, но для ПК ужасна. Сразу бросается в глаза, игра сделана под консоль. Процесс крайне однообразен и сводится к "кто быстрей займет свободную ячейку под строительство" и "наклацает" войск, на этом все.

10
Ответить

Комментарий недоступен

31
Ответить