5 причин обратить внимание на F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch

И ни единой шутки про three hundred bucks.

5 причин обратить внимание на F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch

Платформер про кролика с механической рукой от китайской студии TiGames вызывал сомнения в своём качестве в первую очередь из-за происхождения. Словосочетание «китайская игра» сейчас звучит не лучше, чем «игра из России», ничего с этим не поделаешь. Однако, опасения оказались напрасны. F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch получилась более чем достойной метроидванией, но на фоне сдержанных рецензий прессы легко задаться вопросом: стоит ли игра покупки? Лично меня она не только удивила качеством исполнения, но и буквально влюбила в себя. Ниже я попробую назвать 5 причин для вас, чтобы поддержать разработчиков монеткой, особенно если вы любитель метроидваний.

1. F.I.S.T. - редкий представитель дизельпанка. И неожиданно классно с ним работает

Реклама F.I.S.T. очень активно подчёркивала принадлежность игры к дизельпанку, что выглядело как сомнительный приём. От студии без опыта, да ещё и в инди-рамках, сложно было ожидать достойного представления мира, который требует тщательной работы с арт-дизайном. Особенно в поджанре, который остаётся слабо представленным в игровой индустрии: каждый проект в дизельпанке на вес золота, а играбельные можно пересчитать по пальцам. Тем удивительнее, что F.I.S.T. честно отрабатывает все свои обещания.

Глубина фонов впечатляет. Пожалуй, это одна из самых красивых метроидваний на сегодняшний день.
Глубина фонов впечатляет. Пожалуй, это одна из самых красивых метроидваний на сегодняшний день.

Игра чётко осознаёт чего от неё ждут и не стесняется делать большой акцент на механике и промышленном дизайне. Дизельпанк здесь повсюду, мир игры действительно пропитан им, начиная с титульной руки главного героя и заканчивая каждым мелким ассетом на экране. Да, среди локаций доминируют заводы и военные базы, но каждый кусочек сеттинга выполнен с вниманием к деталям. Металлические поверхности изобилуют интересными текстурами, по пути регулярно встречаются необычные конструкции и механизмы. Как и требует жанр, всё окружение изношено и ощущается очень тактильным. Не так просто заинтересовать миром игры с помощью бесконечных труб, двигателей и генераторов, но TiGames это удаётся. Самый чёткий визуальный ориентир, с которым можно сравнить F.I.S.T., это ремейк Final Fantasy VII, который заимствовал у дизельпанка многие элементы для оформления Мидгара. В F.I.S.T. даже присутствуют прямые цитаты к FF7, вроде городских часов в Старом Городе. TiGames ровно также, как Square Enix, используют в своем проекте слегка игрушечный, стилизованный «used world». Он удачно балансирует между правдоподобием и стилизацией, всегда оставаясь специфически уютным.

То, ради чего стоит любить дизельпанк. 
То, ради чего стоит любить дизельпанк. 

2. Необычное смешение брутального и милого делает игру душевной, а главный герой — само очарование

Стараясь усилить атмосферу и вызвать у игроков эмоциональный отклик, разработчики аккуратно замешивают дизельпанк с антропоморфными животными и узнаваемыми атрибутами из Blade Runner. Главный герой, кролик Рэйтон, классический персонаж неонуара. Угрюмый и молчаливый ветеран войны, он говорит голосом побитого жизнью копа и любит проводить время за миской лапши, которую готовит его друг. По ходу приключения Рэйтон встречает таинственную девочку-кошку (в весьма обтягивающих штанах, надо заметить), которая игриво называет героя «silly bunny» и выступает кем-то вроде местной femme fatale. Локация-хаб, где уместились все торговцы, наполнена неоновыми вывесками с иероглифами, на заднем плане по рельсам колесят трамвайчики, а вокруг играет мягкий, уютный джаз. Совершенно неожиданно F.I.S.T. умеет создавать обволакивающую, меланхоличную атмосферу вечернего города, прообраз которой, конечно, ни с чем не спутать. Хаб здесь настолько приятный, что в него хочется возвращаться снова и снова.

Джоффри-стрит, центр Сопротивления, находится под контролем банды дружественных крыс.
Джоффри-стрит, центр Сопротивления, находится под контролем банды дружественных крыс.

В F.I.S.T. достаточно серьёзный сюжет и драматичная предыстория мира. Жители города проиграли войну с Железным Легионом и теперь зверушки живут при диктатуре роботов. Вся растительность в округе вырублена. Промышленная революция наступила в самой агрессивной форме. Лишь зайка-исследователь, которого мы спасаем из тюрьмы, собирает последние сохранившиеся росточки, рассыпанные по локациям города-механизма. Предыстория заставляет относиться к сеттингу всерьёз и оправдывает меланхоличную атмосферу Торч-Сити. Мир F.I.S.T. не похож на что-то детское, здесь нет перебора в слащавости. Если приводить примеры близких по духу произведений с антропоморфными животными, F.I.S.T. будет куда ближе к комиксам про Блэксэда, чем к какому-нибудь «Зверополису» (не в обиду прекрасному мультфильму).

Город живёт в условиях тотального контроля. Пробегая мимо можно заметить, как на одном из задников жителя скрутили роботы-оккупанты.
Город живёт в условиях тотального контроля. Пробегая мимо можно заметить, как на одном из задников жителя скрутили роботы-оккупанты.

В то же время TiGames умеет ловко жонглировать настроением — в игре предостаточно юмора. Чего стоит хотя бы анимация, с которой брутальный Рэйтон «ремонтируется» на точках сохранения. Из станции вылезают механические руки и начинают мыть бедного зайца, который стоически переносит неприятный процесс. Периодически в конце анимации вылезает механическая рука с щёткой и пытается погладить Рэйтона по голове, но он со сдержанным видом от неё отмахивается — это уж чересчур! В таких мелких, незначительных деталях заложена солидная доля очарования игры. Заметив их, постоянно расплываешься в улыбке. Рэйтон, как и весь Торч-Сити, это, разумеется, мэшап из архетипов. Но он сделан с искренней теплотой.

Красная панда в хабе готовит лучшую лапшу в городе. Судя по анимации, кулинарным навыкам он обучался у палико из Monster Hunter: World.
Красная панда в хабе готовит лучшую лапшу в городе. Судя по анимации, кулинарным навыкам он обучался у палико из Monster Hunter: World.

Создание яркого протагониста — важная часть любого платформера. И в этом F.I.S.T. тоже преуспела. С точки зрения дизайна Рэйтон безупречен: выделяющийся силуэт, нетипичное оружие, интересная асимметрия, забавная диспропорция гигантского кулака и небольшого тела. Со всех сторон Рэйтон — удачный маскот. С одинаковым успехом он может быть трогательным и эффектным. Например, здоровье кролик восполняет, выпивая из армейской фляжки. И пьёт он, разумеется, морковный сок! На моей памяти это лучший главный герой метроидвании последних лет, вызывающий ассоциации с классикой времен 16 бит, когда дизайн ключевого персонажа был среди первостепенных задач.

3. В F.I.S.T. приятно драться и еще приятнее прыгать, хотя на привыкание может уйти время

Поначалу F.I.S.T. может удивить медленной боевой системой, где очень важен точный расчёт времени удара. У двух из трёх видов оружия Рэйтона не самые удобные тайминги, особенно если вспомнить более быстрые метроидвании. К боёвке нужно привыкнуть. Кроме того, первую половину игры вы не сможете делать даш через врагов — поначалу это просто поражает. Однако, чем дальше, тем эффективнее и быстрее получается разбирать врагов, а после появления того самого даша игра вообще по ощущениям ускоряется в два раза и неслабо меняется геймплейно, ведь прыгать через врагов уже не обязательно. Для тех, кто лучше всего чувствует тайминги, здесь есть возможность строить многоступенчатые комбо из ударов всеми тремя видами оружия. Однако, для прохождения, это, разумеется, не обязательно. Самих приёмов в игре не так уж много и по сути действия они почти дублируют друг друга у разного оружия, но связки ударов и зрелищные анимации позволяют не думать о скуке до самого финала. Проще говоря, бои не надоедают и я бы даже задумался о втором прохождении. Пока, правда, для него нет стимулов: даже NG+ отсутствует, но разработчики уже трудятся в этом направлении.

Есть что-то неуловимо милое в Рэйтоне, когда он летает и плавает.
Есть что-то неуловимо милое в Рэйтоне, когда он летает и плавает.

Несмотря на неопытную студию, в игре нет проблем с полировкой и платформингом. Персонаж великолепно ощущается в любых положениях. Поначалу я испугался, когда Рэйтон получил возможность делать стрейф в воздухе в любом направлении (особенно страшно было за движение по диагонали). К счастью, на деле F.I.S.T. не ставит вас в раздражающе сложные ситуации с продолжительным платформингом. Для некоторых моментов может понадобиться несколько заходов, но потеря здоровья устроена так, что у вас всегда множество попыток без необходимости бежать от точки чекпоинта после провала. Наверное, единственным моментом доставляющим неудобство, остаётся секция со скоростным побегом на манер Ori. Она несколько изнурительна, но встречается лишь раз за игру.

На многих концептах кролик выглядит чрезмерно брутальным. Финальная версия вызывает куда больше симпатии.
На многих концептах кролик выглядит чрезмерно брутальным. Финальная версия вызывает куда больше симпатии.

4. Здесь есть хорошие боссы!

Если на локациях F.I.S.T. умереть затруднительно, то в боях с боссами пострадать проще простого. Особенно, если не собирать апгрейды и бежать по сюжету напрямую. В игре есть несколько боёв, которые практически нереально пройти без нескольких попыток — просто потому что надо знать способности противника, а окна для правильной реакции на атаку иногда достаточно узкие. Зато победа всегда ощущается очень приятной и заслуженной. Для тех, у кого возникают большие сложности на боссах, предусмотрительно оставлена лазейка: в хабе можно поесть великолепной лапши, которая временно увеличивает полоску здоровья и очень помогает в сложных схватках. В целом же F.I.S.T. предлагает умеренное испытание, но при этом остаётся очень доступной, удобной и более чем дружелюбной метроидванией.

Робо-сумоист с четырьмя руками — один из лучших боссов в игре.
Робо-сумоист с четырьмя руками — один из лучших боссов в игре.

5. Это не маленькая игра и она абсолютно точно стоит свою цену

Неспешное прохождение займёт около 16-18 часов на сюжетную кампанию и порядка 22-25 часов, если захотите зачистить игру на 100%. Помимо очевидных для метроидваний апгрейдов и открытия всей карты, здесь есть парочка занятных активностей. Например, можно совершенствовать владение комбо у учителя в хабе, чтобы получить особый приём, который не открыть другим способом. А еще можно собирать по Торч-Сити специальные постеры. Это афиши из вселенной игры, которые любопытны даже сами по себе. Они представляют собой картинки-отсылочки к реальной поп-культуре: милые пародии на Dark Souls, Battle Angel Alita, Doom, Castlevania и так далее. Попробуйте опознать все без помощи гугла, это забавно. Есть от них и фактическая польза: принося постеры приятелю-мишке, вы открываете новые варианты покраски для оружия Рэйтона. Очень приятно, что даже такую коллекционную мелочь разработчики сделали с душой.

Какой же дизельпанк без нацистских аллюзий?
Какой же дизельпанк без нацистских аллюзий?

Неужели всё так хорошо? Звучит подозрительно. Игра-то китайская!

Всё действительно очень неплохо. Я лишь надеюсь, что никаких проблем на ПК с игрой не возникнет и вы сможете получить от нее такое же удовольствие, какое получил я, пройдя её на PS5. Ни одной коробки китайской лапши за эту статью я не получил. Единственная моя мотивация — обратить на игру больше внимания, потому что у неё слабая реклама и равнодушно-поощрительные рецензии прессы, будто написанные нейросетями.

Но если уж на то пошло, то как и любая игра, F.I.S.T., конечно, не идеальна. Она не лучшим образом сбалансирована: одно из оружий Рэйтона настолько удобнее и эффективнее остальных, что в двух других не так уж много практического смысла. Разве что ваши личные предпочтения. Кого-то может также огорчить то, что некоторые сайд-боссы повторяются. В несколько разных условиях, но всё же. Местами проглядывает небольшой бюджет. В отдельных роликах игре не хватает более дорогой и выверенной анимации. Да и концовка выглядит несколько оборванной. Наконец, у боевой системы есть неприятный момент. Словив удар и отправившись в воздух, вы не контролируете Рэйтона, пока он не приземлится на землю. У вас всё равно будет окно неуязвимости (оно даже визуально подсвечивается) и вы не получите лишнего урона за время полёта в нокдаун, но такая беспомощность может раздражать, в первую очередь на боссах.

Нанеся достаточно урона, Рэйтон может добить противника в зрелищной анимации. Это касается не только боссов, но и всех рядовых врагов.

В последнее время в индустрии нет дефицита метроидваний. Выделиться среди конкурентов непросто, особенно без инноваций в геймплее. Из-за этого F.I.S.T., на мой взгляд, не получает сейчас достойного освещения в прессе и всё ещё видится многим сомнительной покупкой.

За всех говорить не стану, но для меня игра TiGames пока остаётся главным сюрпризом 2021-го. Это ни в коем случае не какой-то ширпотреб: игра создавалась в течении трёх лет. Здесь есть притягательная вселенная, сочная боевая система, удобное управление, красивая графика и отважный кролик с механической рукой. И раз уж этот год не радует большим количеством интересных релизов, приключения Рэйтона тем более стоит взять на заметку.

2424
5 комментариев

Я не считаю, что "китайская игра" - это прям диагноз. Да, они преуспели в донатных играх, но и в крупные проекты они не так плохо вкладывают. И будут вкладываться впредь, особенно с учетом давления компартии на различные доильни.
Китайцы так-то нехуево могут и будут въёбывать, в отличие от нежных мальчиков из близзард.

2

Некоторые причины притянуты за уши, но всё равно интересно)

5 причин почему не стоит обращать внимание на посты про 5 причин купить ту или иную игру!

Вот настоящий боевой кролик

Игра шикарная, прошел на свитч только что, за обзор спасибо, со всем согласен