Возрождение легенды: впечатления от Diablo II: Resurrected
Идеальный ремейк, настоящая машина времени и прекрасный памятник одной из главных видеоигр индустрии.
Сегодня, 23 сентября, выходит Diablo II: Resurrected — ремейк второй части самой знаменитой Action-RPG, основавшей собственный поджанр «диаблоидов». Хотя, правильнее сказать, что его сформировала именно Diablo II — поэтому реставрировать решили именно её, а не самую первую игру серии.
Мы уже прошли ремейк от начала и до конца — победили Диабло, Баала и даже заглянули на коровий уровень. Делимся впечатлениями от ремейка, а также мыслями о том, насколько хорошо (или плохо) состарилась классика жанра.
Как выглядит ремейк?
Если вы открыли этот материал, чтобы узнать, «что там с графикой», то на этой строке можете его закрывать и покупать игру — всё замечательно, у Vicarious Visions и Activision Blizzard в этот раз получилось.
Уже по альфа-версии было понятно, что, в отличие от Warcraft 3: Reforged, с Resurrected всё будет в порядке. Даже минимальные опасения не подтвердились — прикопаться почти не к чему.
Vicarious Visions со всей ответственностью подошли к делу и создали самый лучший ремейк, какой могли получить фанаты. С нуля перерисована вся графика, причём в честном 3D: модели, динамическое освещение, отражения в поверхностях и на воде, физика объектов вроде волос волшебницы или цепа в руке.
В различных интервью и на закрытых показах разработчики постоянно сравнивали создание Resurrected с археологическими раскопками: им приходилось находить исходники, старые арты и прочие обрывки информации тех лет, чтобы правильно передать тот или иной элемент графики. Они поднимали целые архивы и вызванивали старых разработчиков ради лишних подробностей — а некоторые из ветеранов сами принимали участие в создании.
И знаете — это чувствуется. Знакомые элементы и места заиграли новыми красками, а непонятные из-за низкого разрешения детали наконец-то стали заметны. Например, именно благодаря Resurrected я понял, что у огромных волосатых йети в центре тела — голова с бородой, а не клюв. Мне честно казалось, что это клюв!
Практически не тронув код (под капотом у Resurrected всё та же старая Diablo II с минимальными изменениями), разработчики осовременили игру 20-летней давности до такого уровня, каким не все ААА-игры могут похвастать. То, что на самом деле Resurrected постарше большинства геймеров, выдают разве что немного деревянные анимации и всякие неровности оригинального геймплея.
Например, застревающие в стенах призраки в четвёртом акте или ситуации, когда ты промахиваешься по стоящему в дверном проёме монстру, — ведь снаряд летит в дверь или стену, хотя кликаешь ты на врага. Сложно сказать, баг это или фича — ровно то же самое было в оригинале.
Ну и пожалуй стоит поговорить про самый животрепещущий вопрос: а что там с цензурой? Если вы следите за новостями, то должны были заметить, что Activision Blizzard взяла курс на войну за целомудрие: из World of Warcraft пропадают откровенные наряды, да и сама Diablo II: Resurrected попала в центр странного скандала вокруг «десексуализированной амазонки».
Неужели смыли всю кровь? Убрали все голые сиськи, краеугольный камень веселья в Diablo II? Всех красивых барышень превратили в квадратноголовых мужиков?
Я ответственно подошёл к этому вопросу: посмотрел на каждый труп, внимательно рассмотрел каждую женскую грудь. Докладываю: цензура не тронула ничего. Все сиськи, кровища и прочая богопротивная гадость остались на месте. Можете быть спокойны!
А вот на что можно побухтеть — это перевод. В плане озвучки всё в целом нормально: голоса не то чтобы сильно запоминаются, но и ухо не режут. Максимально функциональная озвучка, на которую привлекли пару каноничных голосов вроде того же Каина-Ярославцева.
Претензии — к переводу. Он... странный. Опустим сгенерированные из тегов имена демонов, которые и в оригинале адекватностью не блещут (привет, «Тень, оживший яд», «Пасть, кровавое бедствие» и прочая идиотия).
Местами решения переводчиков вводили меня в ступор. Кто решил, что это хорошая идея — назвать оружие «копьецом»? Или обозвать реликвию некроманта, высушенную голову зомби, «зомбяковой головой»? Это просто глупо.
Встречается даже проблема из локализации Reforged: слишком дословный и канцелярский перевод. Удушающий газ (Strangling Gas Potion) называется «асфиксическим газом». Те же самые «некроарахниды» из ремейка Warcraft III — так просто никто не говорит, это слишком научный термин. При этом большая колба яда (Rancid Gas Potion) зовётся «удушающим газом». Переводчикам не хватило синонимов? Неизвестно. И в целом подобных странных решений локализаторов тут хватает.
В остальном я встречал лишь очень редкие, минимальные косяки. За примерно 16-20 часов прохождения я могу вспомнить только одно проблемное место. Сгенерированные края уровня в пятом акте кривовато стыковались — отчётливо были видны границы модели скалы, вписанные в окружение. Будто гору вставили из другой климатической зоны. Баг освещения или генератора — не знаю, но в оригинальной версии в этом месте всё было нормально. А так — всё хорошо.
Как Diablo II играется спустя 20 лет?
В геймплее Resurrected тоже идентична оригиналу: всё так же закликиваем врагов, качаем навыки, подбираем золото и бегаем, пока не кончится эта дурацкая выносливость. Разве что добавили минимальные удобства: например, дополнительные общие хранилища для предметов и автоподбор золота. Не хватает только возможности поменять навыки — хотя бы за плату. Кроме стандартного наградного респека у Акары такой возможности всё ещё нет.
Так что больше смысла оценить, как сама Diablo II выдержала проверку временем. Достаточно ли было ей просто обновить визуал, чтобы игра вновь стала современной и актуальной? Может, за 20 лет все её идеи и механики безбожно устарели, и Resurrected не менее архаична, чем дословный ремейк какой-нибудь Dune 2 или Wolfenstein 3D?
Вопрос интересный. Надо понимать — прошло 20 лет. После Diablo II вышел буквально весь жанр Action/RPG, «диаблоидов», кликеров и прочих игр схожего толка. Нужно быть совсем уж радикальным фанатом, чтобы отрицать, что геймдизайн и индустрия ушли далеко вперёд. На этом фоне вторая часть действительно ощущается старушкой.
Монстров куда веселее и бодрее нарезать в Diablo III и более поздних ARPG типа первых двух частей Torchlight. Деревья навыков несравненно лучше и глубже в Titan Quest, Grim Dawn и Path of Exile — там экспериментировать с билдами персонажей интереснее. А исследование мира всё ещё интереснее всего в Sacred, где вместо сгенерированных полуоткрытых карт — огромный фэнтези-мир на манер большой и дорогой RPG.
Да и лутхантинг не только ушёл вперёд, но и появился вообще во всех играх — от шутеров до градостроительных симуляторов. Сейчас куда реже попадается игра, где не надо искать очередной эпический меч или синий автомат. Так что тут Diablo II ощущается как скромный предок всей лутомании — а ведь именно она подарила нам цветовую градацию редкости предметов в том виде, к которому все привыкли (если верить словам оригинальных разработчиков).
Тогда что это получается? Легендарная Diablo II устарела? Она уже не так интересна и не впечатлит современного геймера?
А вот и нет. При сравнении отдельных элементов с конкурентами игра 20-летней давности, конечно, проигрывает в силу возраста. Но как совокупность всего (дизайн, глубина прокачки, динамика геймплея, разнообразие контента) Diablo II всё ещё даёт знать, что она — лучшая, единственная и неповторимая.
Как и 20 лет назад, в неё всё ещё бесконечно весело играть — будто она действительно выходит лишь сегодня, а не две декады назад. Как в первый раз, подлый жук Дюриель выводит вас из себя, мелкие пигмеи на третьем акте выпивают всю кровь, а Диабло с разбега отправляет вас на тот свет, игнорируя любые заклинания и удары. Лихая мясорубка чертей, первобытный азарт поиска очередной легендарки, риск потерять героя (особенно на хардкоре) — всё это на месте и не постарело ни на день.
Diablo II: Resurrected хочется сравнить с каким-нибудь очень старым актёром, который долго не снимался в кино, но напоследок решил сыграть ещё один раз. Да, он уже не такой бодрый в кадре и явно проигрывает молодому поколению, а его морщины скрыты компьютерной графикой. Но это не мешает ему вновь удивить всех мастерством, сорвать овации на премьере и выиграть «Оскар», «Золотой глобус» или любую другую кинонаграду, которая вам больше нравится в этой аналогии.
Благодаря тому, что Vicarious Visions почти ничего не тронули в оригинальной игре и дотошно перенесли Diablo II в мир новых графических технологий, она работает как чудовищной силы машина времени. Впервые я прошёл Diablo II, когда мне было шесть или восемь лет. Ещё папа учил меня, как биндить заклинания на клавиши быстрого доступа, что собирать и как бить этих странных ёжиков в первом акте, что плюются в вас шипами.
А сейчас мне 23. За плечами школа, диплом о высшем образовании, штуки четыре рабочих мест, радости и печали всех видов и сортов. И вот он я: снова карабкаюсь на Арреат, чтобы сцепиться с Баалом. Мне снова шесть лет, я вновь, улыбаясь как дурачок, смотрю на победный экран за прохождение игры «на нормале» и смотрю в инвентаре на зелёную шмотку, которая упала с трупа лорда Разрушения.
У меня уже прошла целая жизнь, а Diablo II осталась всё той же. Такой же прекрасной, весёлой, глубокой и интересной. А благодаря Vicarious Visions — красивой, как никогда прежде. Тот самый островок приятной стабильности, которой так не хватает в эти безумные годы.
А что там с минусами?
Чтобы поругать Resurrected хоть за что-то, надо приложить действительно адские усилия. Но всё же недостатки есть. Они всё те же, старые, родные, ещё с Diablo III — онлайн-элементы. Теперь игра намертво привязана к серверам Battle.net. Вроде как модам студия мешать не собирается, однако подключение по интернету может омрачить сам базовый геймплей.
То, что сервера игры упадут на релизе и не будут вставать добрую неделю — даже не обсуждается. На это можно чуть ли не деньги ставить, учитывая интерес аудитории и «добрую» славу практически всех релизов Activision Blizzard. А ведь именно на этих серверах теперь лежат ваши персонажи и их прогресс, если вы не создали оффлайн-героя.
Я, в силу обстоятельств превью-версии, играл за онлайн-персонажа, и местами мне это мешало. Из-за неровного подключения иногда был пинг (монстры умирали через треть-половину секунды после удара), иногда подгрузка локаций давала микрофризы. Вряд ли последнее — проблема технической части моего компьютера: он многократно превышает системные требования, да и на альфа-версии с оффлайн-персонажами таких проблем не было.
А одним вечером что-то сломалось на серверах — около двух часов мне просто не отдавали моих персонажей и просили проверить подключение. Так что рискну предположить, что такое может случится и после релиза. Это цена всех онлайн удобств вроде быстрого подключения к лобби, списка друзей и прочих преимуществ современной видеоигровой индустрии. Хотя достижения не добавили: побоялись гнева «олдов».
Ровно по той же причине и нового контента в ремастере нет. Если вы почему-то ждали добавления предметов или даже персонажей с актами — не надейтесь.
Разработчики чётко оговорились, что просто хотят отреставрировать старую игру, а не превращать её в площадку для дальнейшего развития на манер Definitive Edition для Age of Empires II и Age of Empires III. Отретушировали классику, чтобы привлечь новую аудиторию, порадовать старую и, будем честными, заработать на игре во второй раз. Никто, собственно, и не против — лишь бы не так, как с Reforged.
Diablo II — классика индустрии. Вечная ARPG, которая, кажется, никогда не потеряет актуальности. И если не как игра, то как ориентир, на который следует равняться всему жанру — ей же и созданному.
Поэтому очень здорово, что она получила настолько отличный ремастер — старушка это заслужила. Пускай и не идеальная и не везде прошедшая проверку временем, вторая часть легендарной серии всё ещё бодро держится, отлично играется и умеет удивлять. В очередной раз я не без удовольствия совершил путешествие из бандитских лесов до самой высокой горы Санктуария — и настроен сделать это ещё раз.
Бесподобная работа Vicarious Visions едва ли омрачается мелкими косяками типа совсем уж редких проблем и онлайн-неполадок. Это тот ремейк, который можно смело купить, не оглядываясь на грустный пример Reforged. Если уж и возвращать классику — то только так.
Единственное опасение, которое возникает к релизу Diablo II: Resurrected — это то, что она может стать последней хорошей игрой под издательством Blizzard, учитывая последние события. Будем надеяться, что любимые нами франшизы не исчезнут и удостоятся если не сиквелов, то хотя бы таких вот возрождений.
Понравилось
- Перенос классики точь-в-точь, со всем уважением к первоисточнику.
- Невероятная работа с виузальной частью: новые анимации, отражения на поверхностях, физика объектов, доработанные декорации.
- Отреставрированный звук и видеоролики.
- Введение различных удобств типа автоподбора золота, не рушащих ощущения «той самой игры» (по желанию можно их отключить).
Не понравилось
- Могут быть проблемы из-за онлайн-составляющей.
- Странный перевод текста.