Ryse: Son of Rome — забытый игровой пеплум

Почему игра заслуживает вашего внимания.

Ryse: Son of Rome — забытый игровой пеплум

Пеплумы — предтечи блокбастеров

В ХХ веке самые дорогие фильмы принадлежали к жанру пеплум, исторических фильмов завязанных на проблемах античного времени. Это предания о столкновении цивилизации с варварством, раба с господином, солдата с императором.

Задача таких фильмов была не поведать исторические факты, а показать современный эпос, со всеми его атрибутами, например, борьбы пантеона богов за право управления умами людей, страха патрициев перед дикой и жестокой окраиной империи, преувеличенными достоинствами и недостатками исторических личностей.

В 1950-1960 годах такие фильмы, как "Спартак" Стенли Кубрика, “Бен-Гур” Уильяма Уайлера и "Ясон и аргонавты" Рэймонда Харрихаузена впервые показали зрителям масштабные зрелищные полотна, будто бы сошедшие с произведений Гомера и Вергилия.

Но дороговизна погубила этот жанр. С провалом в прокате и у критиков картины «Клеопатра» 1963 года, с Элизабет Тейлор в главной роли, закончилась эпоха роскошных пеплумов старого Голливуда.
Но дороговизна погубила этот жанр. С провалом в прокате и у критиков картины «Клеопатра» 1963 года, с Элизабет Тейлор в главной роли, закончилась эпоха роскошных пеплумов старого Голливуда.

В начале XXI века начался ренессанс пеплумов. Этому способствовали компьютерная графика, удешевлявшая производство картин и Ридли Скотт со своим “Гладиатором” 2000 года. После триумфальной премьеры и кассового успеха фильма мода на античность вернулась. В нулевые вышли “Троя” Вольфганга Петерсена, “Александр” Оливера Стоуна, “Король Артур" Антуана Фукуа и другие.

Особняком стоит фильм 2006 года “300 спартанцев” Зака Снайдера, удивительно сочетающий в себе черты пеплумов и стилистики комиксов.
Особняком стоит фильм 2006 года “300 спартанцев” Зака Снайдера, удивительно сочетающий в себе черты пеплумов и стилистики комиксов.

К середине 2010-х интерес зрителей к античности закончился. Это видно по кассовым неудачам фильмов 2014 года "Исхода” Ридли Скотта, “Геракла” Бретта Ратнера и "Бена-Гура” Тимура Бекмамбетова 2016 года.

К сожалению, этот упадок коснулся Ryse: Son of Rome от Crytek, которая вышла в 2013 году эксклюзивно на Xbox One.

Интерактивный игровой пеплум

Первое, о чем хочется говорить, это графика. Я не понимаю, как Crytek удалось добиться такой картинки на самом слабом железе консолей восьмого поколения, не беря в расчет Switch. Освещение, прорисовка, цветокоррекция надолго врезается в память. Качество моделей и детализация у меня в 2021 году вызвала отрыв нижней челюсти. Очень завидую тем, кто увидел игру в 2013 году. Отдельно хочется восхвалять создателей Crysis за лицевую анимацию. Каждую складку и морщину на лице персонажей хочется разглядывать по несколько минут.

Операторская работа во всех эпизодах игры показывает, что немцы учились у лучших авторов Sony и режиссеров новой волны пеплумов. Пролеты камеры, игра актеров, рапид перед казнью врагов. Все сконцентрировано на удержания внимания игрока.

Играя за солдата Мариуса, мы становимся свидетелями его успеха в завоевании Британии и попыток спасти от падения Рим. Отчетливо видно желание создателей провести протагониста через зрелищные сцены осады на манер «Трои”, показать кровавые бои в Колизее из “Гладиатора”, и ошеломить развратом высших слоев римского общества, как в “Калигуле» Тинто Брасса.

Сильнее всего постановка чувствуется в эпизодах на территории дикой Британии. В таких эпизодах ощущается влияние фильмов «Король Артур” и даже “Тринадцатого воина». В некоторых сценах игра может навеять страх и желание побыстрее закончить с тем безумием, что встретится по пути римских когорт.

<p>Мой любимый момент в Ryse: Son of Rome это создание римской черепахи, где Мариус становится частью огромного целого, способного прорвать любую линию обороны и дойти вплоть  берегов Персидского залива. </p><p><br /></p>

Мой любимый момент в Ryse: Son of Rome это создание римской черепахи, где Мариус становится частью огромного целого, способного прорвать любую линию обороны и дойти вплоть  берегов Персидского залива.


Именно такие сцены дают понимание едва ли не на эмпирическом уровне, как римским легионам удалось захватить столько земель и народов. Особенно после выкриков: «Во славу Рима!» в конце каждой победы.

Однако, сам сценарий и режиссура страдают обрывистостью и частой переменой мотивации персонажей. Поверьте, вы не поймете в чем и когда возник конфликт Мариуса и на чем основана его причина мести. Так если бы зритель в конце фильма "Гладиатор” запутался для чего генерал Максимус мстит персонажу Хоакина Феникса. Так же не совсем ясна мотивация богов, стоящими за действиями различных сторон, да и вообще непонятно зачем такой слой нарратива нужен. Буквально классический образец принципа “Deus ex machina".

Но чего ему не отнять, так это зрелищности. Каждое убийство кельта, гладиатора и преторианца заканчивается жестокой казнью врага.
Но чего ему не отнять, так это зрелищности. Каждое убийство кельта, гладиатора и преторианца заканчивается жестокой казнью врага.

Геймплей очень прост, но иногда может бросить вызов. Он напоминает freeflow combat из серии Batman Arkham, правда довольно топорно сделанный. То персонаж идет не в сторону и атакует не ту цель, или не очень понимает когда нужно ставить блок. Из-за этого не особо получается делать долгие связки ударов на арене.

В игре есть стандартная прокачка характеристик персонажа и, что интересно, разных видов добиваний, но, из-за перегруженного меню, я обнаружил это только под конец игры. Дополнительно к этому Ryse: Son of Rome имела систему микротранзакций и возможность использования голосовых команд в процессе игры, так как изначально игра создавалась под Kinect. Сегодня же внутриигровая валюта выдается бесплатно через Microsoft Store.

Проблемный старт Xbox One и игры

После запуска Xbox One все силы пиарщиков были направлены на уменьшение репутационных потерь Microsoft среди игроков. Одновременно с этим маркетологи позабыли о продвижении достойных эксклюзивов для зеленой платформы. А ведь без поддержки издателя многие потенциальные хиты утонули в волне негатива по отношению к Xbox One. Тем временем нишу важных сюжетных игр полностью заняли эксклюзивы Sony.

Assassin's Сreed: Origins и Odyssey из-за sci-fi элементов все же не чистокровные пеплумы.
Assassin's Сreed: Origins и Odyssey из-за sci-fi элементов все же не чистокровные пеплумы.

После релиза игры за ней закрепилась репутация одноклеточного слэшера, где для проведения комбо достаточно даже не нажимать необходимые кнопки. Но при этих минусах, Ryse: Son of Rome остается представителем редкого жанра в современных играх. Я верю, что в возможном сиквеле Crytek сумели бы избавиться от лишнего, докрутить механики и сильнее проработать сюжет пеплума. Вполне мог бы произойти скачок качества, как между первой и второй Uncharted.

Произошла та же история, что и с фильмом "Клеопатра" 1963 года. На фоне тяжелого старта Xbox One и низкого интереса игроков, Ryse: Son of Rome не окупила свою разработку. Ситуацию не смогло исправить издание игры в 2014 году на PC. C 2017 года она включена в сервис Xbox Game Pass.

Как бы то ни было, сиквел Ryse: Son of Rome так и не вышел. И не ясно, по причине отсутствия договоренностей между Microsoft и Crytek или из-за отсутствия хороших продаж. Сегодня это уже не важно. Время от времени возникают различные слухи о продолжении. Но дальше разговоров дело не идет. А пока за последние 8 лет Microsoft не получила новую крупную сюжетную ААА-франшизу и продолжает наращивать портфель купленных студий. Crytek же продолжает заниматься нишевыми мультиплеерными проектами да занимается переизданием своих старых хитов.

159
87 комментариев