Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Это был очень сложный для меня текст. Alone in the Dark — уникальная во многих смыслах игра, занимающая особое место в моем сердце. Это тот проект, который большинство игроков забросит задолго до финальных титров по ряду весьма объективных причин (о которых вы узнаете ниже), а кто-то и вовсе втопчет его в грязь, не оставляя ни единого шанса на реабилитацию. И я прекрасно понимаю этих людей: тяжело наслаждаться игрой, настырно вставляющей самой себе палки в колеса и требующей колоссального терпения от человека, рискнувшего провести в компании Эдварда Карнби несколько вечеров. Но я прошел ее. Дважды. Встречайте мои тщетные попытки объяснить почему.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Давайте честно ответим на следующий вопрос: сколько по-настоящему хороших игр мы найдем в серии Alone in the Dark, насчитывающей на момент написания шесть частей? Четыре? Может, три? Ну две-то точно наскребем, разве нет? Вот вам не менее честный ответ: одну. Да, тот самый единственный и неповторимый оригинал 1992 года выпуска. Разве можно назвать, скажем, третью часть хитом на все времена? Да нет, конечно. Эта серия никогда не отличалась стабильным уровнем качества: всю свою долгую (и, надеюсь, еще не закончившуюся) историю, бросаемая волей разработчиков то в жар, то в холод, она претерпевала различные нестандартные трансформации, так никогда и не сумев поднять голову достаточно высоко, чтобы стать широко известной и узнаваемой.

Но то, что разношерстным создателям удалось точно, так это сваять действительно уникальные и где-то даже единственные в своем роде произведения. Даже не считая приключений Эдварда Карнби и Эмили Хартвуд в особняке Дерсето, каждая из последующих историй оставляет какой-то маркер в памяти, пускай и не всегда большой, но всегда яркий: вторая часть несомненно запомнится прогулками в костюме Санта Клауса по населенному зомби-гангстерами и пиратами поместью, третья — полным отсутствием тормозов в сценарии, The New Nightmare удивляет трехствольным дробовиком и револьвером с двумя барабанами, ну а Illumination… Ладно, она запомнилась разве что тем, что являлась полным и безоговорочным куском дымящегося разочарования.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

С AITD образца 2008 года все гораздо сложнее. Впечатления о ней напоминают твердую, но вкусную ириску интересных идей и неординарных механик, запечатанную в прилипший по всей поверхности фантик из ломающих игру багов и неудачных игровых и сценарных решений. Тут ведь как получится: ты либо сдашься и начнешь разжевывать эту конфету, несмотря на оставшиеся на ней кусочки обертки, либо выбросишь ее в помойку: вокруг полно других более вкусных и менее вредных для зубов сладостей. Чтобы лучше понять почему эта игра понравилась лично мне (а значит, может понравится и вам) и почему лучше держаться от нее подальше, давайте разложим по полочкам все ее плюсы и минусы, которые, на моей памяти, еще никогда так тесно не соседствовали в какой-либо игре.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Может ли плохой сценарий загубить хорошую игру? Я считаю, что нет. Но в случае Alone in the Dark вопрос стоит ставить другим образом: может ли плохой сценарий навредить и без того крайне проблемной игре? Однозначно может. Однако, если рассуждать философски, то с другой стороны сомнительный сюжет гармонично дополняет сомнительный геймплейный опыт, что может притупить негативные эмоции. Но я в такие аналитические дебри предпочитаю не лезть, потому давайте твердо и ясно:

  • Сюжет в игре — говно.
  • Персонажи в игре убогие и двухмерные.
  • Манера преподнесения истории в один прекрасный момент просто перестает работать.

Теперь поговорим предметно. Никогда в жизни я не был так взбешен недостатками игровой истории, как в случае Alone in the Dark. Любой противник данной игры находится в заведомо выигрышном положении, так как последний аргумент в споре о неоднозначных играх, звучащий как «Ну, зато там сюжет хороший!» бессовестно отобран болванами, писавшими сценарий для данной части серии. Затравка интригующая: Эдвард Карнби приходит в себя в неизвестном ему месте в компании какого-то старика и явно враждебно настроенных людей. Тут же из оживленных диалогов этих персонажей игрок узнает, что подконтрольному ему герою начисто отшибло память из-за некоего ритуала, проведенного над ним. Но этот факт никого не заботит: лидер оккультистов Кроули получил от Эдварда все, что хотел и уже подписал ему смертный приговор, отправив его на расстрел в компании своего подельника. Игрок плетется на убой по лестнице на крышу, попутно подгоняемый бандитом, как вдруг от неизбежной кончины спасает внезапно появившийся разлом потусторонней природы, затягивающий последнего прямиком в ад. Чуть дальше по коридорам Карнби натыкается на зеркало и не может узнать человека в отражении, от чего в приступе ярости разбивает его.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Прием с амнезией, надо признать, хоть и дешевый, но он помогает повествованию умело обмануть ожидания игроков, считающих, что перед ними совсем другой персонаж, хоть и со знакомым именем, как уже было в The New Nightmare. Нет, главный герой новой Alone in the Dark — все тот же старина Эдвард, радовавший нас в первых трех играх серии. Как же так вышло? Как он дожил до наших дней, причем так хорошо сохранившись? Авторы считают, что игрок будет задавать эти вопросы. Лично я задавал совсем другие: почему частный детектив из начала XX века матерится как сапожник? Почему он вечно находится в пограничном состоянии между «я очень зол и вообще мудак» и «я чертова истеричка»? Что это, побочные эффекты амнезии? На мои вопросы, к сожалению, игра не ответила, а на те, что поставила сама, дала разочаровывающие ответы, даже не достойные упоминания. Впрочем, не только потасканный сыщик славится дурным характером и манерами: многие персонажи игры — постоянно злые и истерящие картонки, сдабривающие свои бессмысленные реплики тоннами «shit» и «fuck». За ними неинтересно следить, их неинтересно слушать, все, что хочется сделать с этими идиотами — позатыкать им рты тряпками.

Идиотия, к вящему сожалению, красной нитью проходит через весь сюжет игры, неравномерно размазанный на 10-12 часов. Мотивацию злодея можно объяснить фразой «Некоторые люди просто хотят видеть мир в огне», принцип действий положительных героев — «Мы не знаем, что мы вообще делаем, но давай будем продолжать это делать, а потом поглядим, что получится». Нам пытаются объяснить, что вокруг происходит, но большую часть времени не понятно вообще ничего. Затем сценаристы сдаются и просто заваливают игрока тонной текстовой информации, поделенной на равномерные сообщения электронной почты, отправляемой Эдварду его соратницей. В итоге мы остаемся на руках с тем же, что и могли предположить изначально: на дворе конец света, а вдобавок ко всему Люцифер хочет нагрянуть на вечеринку, чтобы овладеть миром. Писаки расписались в собственном бессилии, закончив действо двумя оскорбительно плохими концовками, потушили свет в офисе и пошли домой спать.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Эта великолепная интригующая история подается в формате интерактивного ТВ-сериала (отдохни, Alan Wake, это сделали до тебя), поделенного на эпизоды, а те, в свою очередь, нарезаны на небольшие сегменты. Серия, как и положено, заканчивается «клиффхенгером» и титрами, а когда мы возвращаемся к игре, закадровый голос сообщает «Previously on Alone in the Dark», после чего нам показывают краткое содержание предыдущих серий. И все бы хорошо, вот только в заключительном эпизоде система дает критический сбой: нас оставляют наедине с самими собой на битые 2-3 часа, никак не продвигая сюжет и заставляя заниматься уничтожением корешков (я обязательно дальше расскажу, что это такое). Вот такой вот жирный «филлер» перед самым занавесом. Хотите шутку? Сетап: нам дают возможность сразу начать фактически с любого сегмента в любом эпизоде. Панчлайн: нам не дают пропустить самую унылую часть игры. Лично я нахожу это уморительным.

Чтобы немного передохнуть, предлагаю вам прочитать небольшой абзац про единственное однозначно светлое пятно игры — саундтрек. Оливье Деривьер, известный композитор отличной музыки для посредственных игр, выложился на полную катушку, соткав эпическое полотно, сдобренное хоровым пением «Мистерии болгарских голосов». И как бы вы не фрустрировали, в десятый раз пытаясь завершить чертову поездку по рушащемуся Нью-Йорку, шикарная композиция «Who Am I?» подарит бесконечный заряд энергии. Можно бесконечно долго расписывать все великолепие этой музыки, но зачем, если она говорит сама за себя? Послушайте:

Ну как можно сердиться на игру с ТАКОЙ музыкой? Еще как можно, продолжаем.

Alone in the Dark не является классическим survival-horror, так как даже если принять во внимание ограниченный курткой ГГ инвентарь, в который трудно запихнуть все и сразу, мы никогда не испытываем недостатка в ресурсах: все необходимое для выполнения поставленной геймдизайнерами задачи всегда лежит где-то рядом. С одной стороны, это избавляет от необходимости мытарств по локации в поисках ресурсов, с другой стороны, сводит на нет их экономию. Патроны, аптечки, бинты и горючие жидкости повсеместно разбросаны, потратить хотя бы две-три батарейки у фонарика за всю игру — задача вообще не из простых, а клейкая лента попросту никогда не закончится. Противники хоть и кусачие и верткие, но реальную угрозу едва ли представляют. Финальный аккорд — отсутствие уровней сложности в игре. Суммируя полученный игровой опыт можно смело сделать вывод, что игра довольно легкая и совсем не про survival. Быть может, она про horror? Ни в коем разе. Конечно, она использует элементы хоррора как жанра: зомби, потусторонние силы, жуткие монстры и т.д., при этом не являясь ужастиком. Здесь вообще не пугают и, если мне не отказывает память, даже не пытаются напугать.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Авторы игры нацелены на другой результат — создать ощущение апокалиптического эпика «по-голливудски» с вкраплениями древних пророчеств и страшных тайн, завлечь игрока калейдоскопом событий, в который затянут поневоле Эдвард Карнби и оставить после себя вкус приключения. Хотя и с переменным успехом, но им это удается. Первые два эпизода забиты под завязку тем самым «эпиком»: здание, из которого нам необходимо сбежать, буквально трещит по швам, все вокруг горит и рушится, лифты падают в шахты и всегда в центре всего этого безобразия находится игрок. Вот мы тушим бушующее и довольно реалистичное пламя, выбиваем двери огнетушителем, несколько раз буквально висим на волоске от гибели, уклоняясь от летящих обломков, знакомимся со здешними противниками и даже пару раз успеваем немного пораскинуть мозгами. Я абсолютно серьезен: первые пару часов Alone in the Dark показывает и дает попробовать намного больше, чем весь Alan Wake.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Другое дело, что весь этот контент порой такого низкого качества, что степени его восприятия ранжируются от легкого недоумения до откровенного раздражения (ну или здорового смеха, смотря как вы воспринимаете мир). Разработчики решают удивить игроков проработанной физической моделью — в итоге удивляют плащом, яростно трепыхающимися на теле Кроули под воздействием неведомой силы. Развидеть это невозможно: в каждой кат-сцене куртка протагониста и любая другая ткань в пределах видимости будет трястись с такой силой, будто она хочет как можно быстрее сбежать из этой игры. Туда же отправляются и многочисленные кабели, извивающиеся как змеи-эпилептики, только оказавшись в наших руках. Нас побуждают быстро реагировать в условиях развернувшейся катастрофы, но при этом предлагают такую странную схему управления, что порой совладать с простым перемещением героя в пространстве не так уж и просто, не говоря об использовании подручных средств в качестве оружия. Иногда создается ощущение, что посадить истребитель проще, чем грамотно замахнуться оказавшимся в руках топором, поэтому упаси боже взяться за прохождение без геймпада! Не сумев совладать с прицеливанием от третьего лица, Eden Games заставляют переключаться в режим от первого лица, чтобы пострелять по противникам. Также режим от первого лица — самый доступный способ осмотреть окружение, так как в ином случае управление камерой тут такое, что можно сказать, будто его и нет. Если же нужно пройти по какой-то доске или опасному уступу, то данный режим просто необходим, ведь спозиционировать господина Карнби в узких и опасных местах, используя вид от третьего лица все равно что заставить танк заехать на детскую горку. Но если вы решили, что хотите построить отношения с видом «из глаз» — сбавьте обороты: в любой момент по воле левой пятки разработчиков игра возьмет более «кинематографический» ракурс. Да и использовать холодное оружие таким образом не получится. Вы не раз, не два и даже не десять погибните не из-за своих кривых рук, а исключительно по вине сломанного управления.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Что вышло уже гораздо лучше, так это огонь. Пламя постепенно распространяется по дереву, то, в свою очередь, прогорает и разваливается на краснеющие угольки, пока окончательно не затухает, превращаясь в черную труху. Будь это деревянная дверь или стул в руках героя — подобная участь неизбежна. Даже сейчас это смотрится здорово, что и говорить про 2008 год. И эта красота добавлена сюда отнюдь не просто так: единственный способ уничтожить гуманоидных противников, одержимых злом — так или иначе их «поджарить». Сделать это можно массой способов. Метод самый тяжелый, но требующий наименьшего расхода горючего — скомбинировать спирт с пулями, заряженными в пистолет, получив зажигательный боезапас, затем точечно прицелиться и выстрелить аккурат в проходящие по телам зомби шрамы пару раз, матерясь из-за того, что те умеют неплохо уворачиваться от горящего свинца. Главное всегда держать в обойме исключительно зажигательные снаряды, потому что, во-первых, другие в игре и не нужны, а во-вторых, процесс не ставится на паузу при менеджменте инвентаря, что может стоить вам жизни. Способ второй, расточительный — кинуть в толпу врагов бутылку с виски и взорвать ее метким выстрелом над их головами, обдав живительной пылающей смесью. Ну и наконец, вы можете подобрать с пола деревянную палку, зажечь ее в костре и подпалить шкуры осмелившимся напасть на вас исчадиям ада. Еще в игре присутствуют мелкие раздражающие противники в виде паукоподобных гадов и летучих мышей, а также целых два тухлых сражения с боссами.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

В Alone in the Dark на удивление неплохо соблюден баланс между боями, иными экшн-сценами и головоломками. Иной раз загадки завязаны на внутренней поломанной физике, к примеру, достать из воды при помощи длинной палки оголенный кабель, либо подбросить огнетушитель на этаж выше, используя массу своего тела, или же равномерно распределить вес в салоне автобуса путем перетаскивания тел из одного конца в другой. Есть задачки на простую реакцию типа «замкни провода в щитке, когда индикатор загорится зеленым». Но есть и более интересные примеры, приятно удивляющие своей изобретательностью. В заключительной главе так и вообще нужно будет пройти целую полосу препятствий из головоломок на манер Tomb Raider, что хотя бы слегка залечивает раны, нанесенные предшествующими мучениями: уничтожением корней зла, разбросанных по центральному парку Нью-Йорка. Ох… Это очень плохо.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

В конце седьмого эпизода внезапно выясняется, что для продвижения по сюжету Эдварду просто кровь из носу необходимо прокачивать т.н. «Spectral Vision», помогающий видеть тайные знаки и бреши в энергетических полях. Как же это сделать? А ведомо как: садись в машину и катайся от одного красного отростка, торчащего из земли, до другого и уничтожай их. Процесс этот — суть рутина, однообразная и безрадостная. Мы находим такой «корешок», вокруг него, как правило, топчутся два-три зомби, бросаем бутылку с зажигательной смесью строго в оголенный участок корня и едем дальше. То, что в современных играх было бы простой сайд-активностью, попадающейся по пути, здесь — обязаловка. Проблема в том, что до этого момента игрок, по сути, не занимается исследованием парка, потому что делать там совершенно нечего, да и не дают ведь, а значит нам нужно сделать всю грязную работу за один присест, не отвлекаясь на вещи поинтереснее. Eden Games нашли только такой способ, чтобы оправдать смоделированный в игре центральный парк, потому подкладывают свинью: вы не можете пропустить этот сегмент, не прокачавшись хотя бы на половину. Да, иногда поджог корней обставлен в виде задачки на сообразительность: к примеру, один из них можно погубить, только разогнавшись на машине, выпрыгнув из нее на ходу и дождавшись, пока та приземлится у подножия корня, выстрелить ей в бензобак. Очень жаль, что таких примеров кот наплакал. Поэтому самый разумный вариант — набрать 50/100 спектрального зрения и перемотать игру на следующий сегмент.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Ах да, езда на автомобилях! Вы, наверное, знаете, что Eden Games перед тем как заняться данной игрой, выпускала хорошие гонки, например, Need for Speed: Porsche Unleashed и Test Drive Unlimited. Забудьте этот факт. Он не имеет никакого значения. Вождение в этой игре просто отвратительно. Нет, управляются машины легко и непринужденно, но имеют поганую особенность застревать во всех возможных складках рельефа и прощаться с крышей, слегка задев кочку. А теперь представьте, каково это: гонять по пересеченной местности центрального парка с такими условиями. Правильно. Это просто невыносимо. Самый яркий пример, наглядно демонстрирующий все бедственное положение игры — завершающая вторую главу погоня по разрушающемуся Нью-Йорку. Права на ошибку просто нет, но при этом такси, находящееся под нашим контролем, обязательно врежется в самый малый камешек и этот контроль мы потеряем на несколько драгоценных секунд. Бьюсь об заклад, что как минимум половина игроков никогда не сможет завершить этот кусок игры. Каким же было мое удивление, когда я смог сделать это с первого раза!

И тем не менее, Alone in the Dark очаровывает. Постоянно подбрасывая интересные ситуации, она постоянно пытается их испортить багами и кривизной управления, но окончательно похоронить хорошую в общем-то натуру у нее не получается. Здесь есть интересная система, завязанная на комбинировании предметов в инвентаре, множество инструментов, чтобы выйти из любой схватки победителем, адреналиновые погони, импровизированное скалолазание, увлекательные головоломки и немало здорово поставленных сцен, сопровождаемых прекрасной музыкой.

…но мало кто захочет добровольно себя мучить.

Alone in the Dark (2008) — ненавижу, но люблю

Краткий отзыв о версии для PS3:

В это сложно поверить, но все, что требовалось для достижения удобоваримого результата Eden Games — несколько месяцев. Alone in the Dark для актуальной на тот момент платформы от Sony полечили от тьмы «жуков», научили вставать на паузу во время взаимодействия с инвентарем, подлатали автомобильные сегменты, утихомирили безумную физику, слегка перелопатили в лучшую сторону маету с корнями и добавили новый босс-файт. Почему бы не пропатчить версии для XBOX 360 и PC? Выкопайте труп Atari и спросите у него. Если у вас есть выбор — выбирайте исключительно эту версию.

Если вам понравился этот текст — вы можете посетить мой блог roclobsta.ru. Там обзоры хоррор-игр. Все новые обзоры/впечатления также буду дублировать сюда, на DTF.

Купить игру можно тут:

А вот тут фикс проблемы с настройками дисплея:

9898
87 комментариев

Каждый раз, когда кто-то что-то пишет про Alone in the Dark 2008-ого года выпуска, пишут про какие-то ломающие игру баги. Видимо, мне просто повезло, т. к. у меня не было ни одного такого. И в целом общее впечатление от игры осталась очень положительное.

Даже та филлерная часть с блужданием по Центральному парку мне понравилась: до сих пор помню момент, когда у меня закончились все патроны (и не было никаких других средств защиты типа коктейлей Молотова или спрея с зажигалкой) и вместо того, чтобы тупо загрузить последнее сохранение, я долго брёл по парку, высматривал в свете отдельных фонарей противников и обходил их стороной. В конечном итоге дошёл до какой-то заправки, кое-как выбил дверь подручными средствами и нашёл внутри жизненно необходимые боеприпасы. Вроде бы ничего особенного, но вот такие незаскриптованные моменты очень врезаются в память и порой производят даже большее впечатление, чем какие-то постановочные сцены. А ещё такие сцены показывают, что игра, несмотря на общую кривизну, в общем и целом работала. Да и к управлению там довольно быстро привыкаешь, раздражал только первый уровень на машине.

27
Ответить

И это замечательно!

2
Ответить

Тоже было что-то похожее. У меня был момент когда шел в глубь парка  за уничтожением корня, но в итоги канистра не долетела  до корня и воздухе взорвалась ( а спрей  потратил на врагов) а рядом нечего не было, пришлось бежать на дорогу к машинам, а в бордачках лежали батарейки для фонарика на зло.  В итоги тоже  до этой заправки добрался, там внутри в ящиках все жизненно необходимые припасы были.

2
Ответить

Заебись игра, без шуток... Самое отмосферная часть игры это большая локация в центральном парке где надо разрушать какие то статуи или что то похожие, в наушниках ходишь и выслушиваешься в тишину... Боже какая же прикрасная эта часть в этой игре.

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Да забей ты на термин guilty pleasure. Если тебе что-то нравится (в рамках закона, а иногда и морали, конечно) — гордо принимай это и наплюй на мнение окружающих :)

7
Ответить

Знаешь Богдашку Литвиненко?

Ответить