Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Знакомство с серией игр «Persona» кардинально изменило мой взгляд на жизнь. Сложно передать, какое воздействие на меня оказали персонажи, сеттинг и сам нарратив. Но «Persona» не смогла бы укорениться в моём сознании, если бы не один аспект, которые многие привыкли игнорировать, а именно основная идея. Речь не идёт об однотипных произведениях с очевидной моралью в конце. И хотя их ценность значительно выше остальной беллетристики, им не хватает чего-то особенного, чтобы оказать то влияние на сознание, на которое способна эта серия.

Закончив петь дифирамбы, я вкратце обозначу, какие моменты будут затронуты в этом обзоре. Во-первых, я обрисую основу мира «Persona» через научную гипотезу, объясню причину деструктивности в людях через теорию влечений, а так же постараюсь раскрыть этот базис в лице психологии Юнга, на котором и строилась вся эта Вавилонская башня. Во-вторых, я раскрою проявление этого базиса на примере «Persona 3», а также постараюсь донести основной месседж игры. Заранее обозначу, что весь обзор — это просто работа с символикой, описания самого нарратива здесь будет по минимуму. Разумеется, помимо прикосновения к основанию я продемонстрирую его проявление в самих играх, что значит! Spoiler Alert! по всем частям серии.(И да, во вступлении я обошёлся без стандартного описания и страны создания, подразумевая, что вы более чем в курсе этих моментов.)

«Нюкта — не миф»

Своё начало Персона берёт на одной планете, которую сейчас называют Прото-Землёй, но я для простоты буду звать её Гайя. Она имела отличный от современного вид, а обитали на ней лишь амёбы, которые хотя и не обладали сознанием, но по природе своей были бессмертны. Откуда они там появились? Ну, сочтём это за условность… Поворотным моментом этой идиллии послужила планета, которая врезалась в Гайю, став с ней одним целым. Этой планетой и была Нюкта.

Сейчас я вам вкратце пересказал событие, которое стало спусковым крючком зарождения «жизни» во вселенной «Персоны»(Это официальная версия, которая была описана в «Клубной книге» в пункте вопросов и ответов. Одновременно с обзором, я опубликую перевод с той информацией, которая имеют важное значение для серии, потому вы можете сами со всем ознакомиться.) Может показаться сумбурно и несвязно на первый взгляд, но в следующих пунктах я постараюсь по максимуму раскрыть подноготную этого момента.

• Гипотеза о гигантском столкновении

Хотя в самой книге об этом прямо не говорится, но этим столкновением авторы ссылаются на достаточно известную научную гипотезу, согласно которой около 4,5 миллиарда лет назад в нашу Прото-Планету врезалась другая планета, по объемам напоминающая Марс, и позднее получившая наименование Тейя.

Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Это действительно существующая гипотеза в научном сообществе, которую продолжают исследовать по сей день. Эта гипотеза интересна нам с 2-х сторон: во-первых, это одна из вероятных версий появления Луны, которая образовалась из осколков после столкновения двух прото-планет(существует несколько версий оного события, но в контексте «Персоны» Тейя врезалась в Гайю именно лоб в лоб… Если у вас возникает вопрос о том, как все живые существа уцелели в момент резкого нагрева земной поверхности, то можете и это сбросить на условность). Думаю, мне нет смысла рассказывать о важности нашего спутника. Во-вторых, это одно из событий, повлиявших на само зарождение жизни, ведь согласно нескольким исследованиям, именно столкновение с Тейей обогатило нашу планету такими летучими веществами, как сера, углерод, водород и азот, которые являются чуть ли не основой жизни. Очевидно, какое глобальное(в теории) воздействие оказало это столкновение на зарождение всего человечества.

То, как это столкновение послужило началом жизни в «Персоне» я разберу в следующем ключевом пункте, а пока раскрою один момент, который в дальнейшем поможет более полно понимать значение Нюкты в контексте всей серии.

«Амбивалентный миф»

Для многих не секрет, что своим именем Нюкта ссылается на одного из первородных богов в греческой мифологии.

Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Согласно Теогонии Гесиода, она была порождением Хаоса наравне с такими богами как Гея[Земля], Тартар[бездна], Эрос[сексуальное влечение] и Эреб[Мрак]. Даже являясь персонификацией Ночи, её роль не столь однозначна. Раскрою этот момент в 2-х плоскостях.

• Мифология.

В греческой космогонии, Нюкта, будучи богиней ночи, в своей связи с Эребом порождает Эфир[«Свет»] и Гемеру[День], т.е. тем самым создаёт бинарную оппозицию, где одно представляет собой противоположность другого, но при этом не может без него существовать(Интересный момент, греческая титанида Тейя, в честь которой была названа планета в гипотезе о столкновении, то же порождает оппозицию Гелиос[Солнце]/Селена[Луна]). Этот мотив будет прослеживаться и в дальнейшем повествовании, на примере таких бинарных оппозиций, как Ночь/День, Зло/Добро, Смерть/Жизнь… Это ружьё выстрелит позже, а пока перейду к более важному аспекту Нюкты, а именно архетипу, который она олицетворяет.

• Психология.

В Юнгианской психологии одним из важнейших архетипов является «Великая мать». Но в обход обывательскому восприятию, этот архетип по своему проявлению тоже не столь однозначный. По описанию Юнга, если положительная сторона архетипа проявляется в доброте, созидании и жизни, то отрицательная наоборот в злобе, разрушении и смерти. Эту амбивалентность Юнг подчеркнул словами «любящая и страшная мать». И Нюкта как в своём мифе, так и во вселенной «Персоны» воплощает именно этот архетип, отчего Рёдзи и назвал её материнской сущностью.

Надеюсь, я смог наглядно показать, что ни о каком однозначном представлении Нюкты и речи быть не должно. Этот момент полноценно выстрелит в обзоре на P3, а пока я продолжу раскрывать эту амбивалентность в контексте зарождение разумных существ во вселенной «Персоны».

«Деструкция как причина становления»

Даже поверхностно ознакомившись с серией, без проблем можно заметить неизменный постулат, который красной нитью проходит через все её части. Да, речь пойдёт о человеческом стремлении уничтожить себя. Стоит заранее обозначить, что «Персона» продвигает атеистическую картину мира, а использование научной гипотезы как основы лишь подтверждает это. Но если деструктивная натура не является следствием грехопадения, то откуда она в человеке?

В большинстве случаев, желание ответить на этот вопрос приводит людей ко 2-й части серии, ведь именно в ней наглядно демонстрируется основной конфликт в бессознательном человечества, а именно противостояние Филемона и Ньярлохотепа. Существуя в симбиозе, но всё же являясь полярными противоположностями друг друга, они олицетворяют амбивалентность человеческих тенденций, где Филимон воплощает развитие и целостность, а Ньярлатхотеп разрушение и диссоциацию. Хотя это и делает картину более понятной, но вопрос всё же остаётся открытым. Для понимания происхождения Филимона и Ньярлохотепа стоит вернуться к моменту столкновения планет и подробнее рассмотреть влияние, которое оно оказало на зарождение и развитие жизни в рамках этой вселенной.

«Взрывная эволюция»

В момент столкновения Нюкта разделилась на тело, которое вместе с осколками образовало луну, и психику, которая волнами прошлась по земной поверхности. И именно эта психика являлась основной угрозой для всего живого на Земле.

Думаю, стоит продемонстрировать этот пример на более простой модели: Нюкта(тело) + психика(разрушение) = «Пожиратель планет». По изначальной схеме, Нюкта сталкивалась с планетой, а её психика уничтожала на ней всё, после чего вновь возвращалась к своему владельцу. Отличие же Гайи было в том, что на ней уже обитали живые существа. Примитивные, но существа. Начав сопротивляться этой «энергии уничтожения», они, движимые желанием жить, создавали ей антипод. И учитывая, что они не были способны оказать достойное сопротивление, они вступили в фазу взрывной эволюции, результатом которой стало коллективное бессознательное. Иначе говоря, они просто запечатали эту разрушительную энергию в бессознательном, а топливом для поддержания печати служила противоположная энергия — желание жить и страх самой смерти. Именно этот «союз» двух противоположных энергий создал человека со столь сложной психикой.

Но не всё так просто. Во-первых, подавив эту энергию, люди «присвоили» её себе, что и отразилось на их развитии, но ценой оного стала ограниченность самой жизни. Во-вторых, психика Нюкты никуда не делась. Запечатанная в коллективном бессознательном, она пытается вырваться наружу и вернуться к своему владельцу. Итог для человечества в этом случае достаточно очевиден — смерть. Сложная психика людей не способна существовать без тени, а её исчезновение ведёт к тому, что тело человека становится не более чем пустышкой(Этим моментом объясняется, почему смерть тени = смерть её носителя). Но пока деструктивная энергия не превалирует над конструктивной, выживанию человечества ничего не грозит. Для полноты понимания рассмотрим оный момент в плоскости одной из теорий психологии.

«Дуалистическая теория Фройда».

Хотя и не первый, но в конечном итоге именно Фройд сформулировал концепт, на который в какой-то степени опирается вселенная «Персоны». Согласно оному, в бессознательном человека присутствуют две противоборствующих инстинкта: влечение к жизни(либидо или Эрос) и влечение к смерти(мортидо или Танатос). Энергия либидо проявляется в поддержании самой жизни(приём пищи, вода, сон), в творческих начинаниях, взаимоотношениях, личностном развитии и как потребность в репродукции(да, секс рассматривается как вершина «влечения к жизни», ведь через него происходит выживание вида. Энергия же мортидо представляет собой бессознательную тенденцию, направленную на разрушение тела и возврат в неорганическое состояние. Каждое из этих влечений не может существовать без своей противоположности. Одно влечение может либо подавлять энергию другого, либо поддерживать, а вместе они ответственны за всю деятельность в жизни человека(это подтверждают слова Филимона "Мы — источник человеческой души… Воплощение коллективного бессознательного, неотделимые друг от друга. Мы наблюдали за стремлениями людей на протяжении многих эпох. Я веду тех, кого сильные сердца, а надвигающийся хаос увлекает слабых в бездну. Всё для того, чтобы выяснить — есть ли у человеческой души, которая полна противоречий, шанс превратиться в нечто целое« и »Он[Ньярлохотеп] черпает силу из отрицательных эмоций людей бессознательного, желающих разрушения".)

Если отталкиваться от этой основы, то в начале всего существовала лишь эта бинарная оппозиция: мортидо (психика Нюкты) и либидо(противоположная энергия со стороны людей). Союз этих влечений стал причиной эволюции психики, впоследствии чего она стала более сложной и комплексной, а эти влечения стали проявляться в совершенно разных формах и ипостасях, но всё ещё выполняли свою изначальную роль. Стоит дополнить, что Филимон и Ньярлохотеп, хотя и являются воплощениями этих двух тенденций, всё же представляют более «современную» их форму. Пробыв в коллективном бессознательном на протяжении веков, они представляют более современные человеческие настроения, что опять-таки объясняется комплексностью психики.

«Аутодеструкивное поведение»

Повторяя ранее сказанное, психика Нюкты никуда не делась, а деструктивные тенденции бессознательного временами просачиваются в нашу повседневную жизнь, осознаём мы это или нет. Само мортидо проявляется в аутодеструктивном поведении, которое в свою очередь приобретает различные формы выхода: курение, алкоголизм, наркомания, опасный спорт, анорексия, антисоциальное поведение, депрессия, неврастения, фригидность, селфхарм, суицидальные наклонности и много других. И это только в том случае, когда энергия мортидо направлена в внутрь(т.е. на разрушение своей личности/физического тела), в то время как выплеск вовне приводит к агрессии, насилию, вандализму(и рецидивизму как следствие), убийствам и войнам. Чем больше этой деструктивной энергии накапливается, тем больше «последствия» в случае её выплеска. Каждое из этих действий в той или иной степени разрушает человека и ведёт к смерти, но это более чем наглядный пример действия теней. В заключении этого ключевого пункта, я ещё раз вкратце рассмотрю амбивалентность, но на этот раз самой тени.(В понимании мортидо Фройда, а не тени Юнга. Между ними есть существенна разница, которую я затрону в самом конце)

«Два в гармонии превосходят одно в совершенстве.»

В самом первом пункте обзора я затронул тему амбивалентности Нюкты, которая представляла собой источник как жизни, так и смерти. Потому важно понимать, что та же амбивалентность работает и в случае с энергией, которую она дала. Хотя на первый взгляд либидо и мортидо имеют однонаправленный характер, но в избытке или недостатке они могут полностью поменять полярность. К примеру, если либидо не будет находить «выхода» в нашей жизни, то она легко превратится в мортидо, оказав разрушительный эффект, а мортидо может из отрицательной энергии превратиться в топливо для реализации личности и творчества. Да, именно поиск баланса должен встать во главу угла каждой личности, но как этого добиться и нужно ли оно? Этот момент я рассмотрю уже в плоскости юнгианской психологии, которая в свою очередь является основной для всей серии.

«Я есть ты, ты есть я»

Обозначив первичную природу человеческих тенденций, игра не останавливается на оном моменте, а продолжает развивать его в плоскости совершенно иной психологической концепции. Да, из тени Фройда к персоне Юнга. Тот факт, что эта серия ссылается на небезызвестную аналитическую психологию не вызывает никаких сомнений даже на поверхностном уровне, ибо название игры говорит само за себя. Но на более глубоком уровне становится понятно, что превалирующий пласт психологии, на которой базируется серия, имеет сугубо Юнгианский характер, заходя чуть ли не в самые дебри его работ. Разумеется, я не смогу раскрыть все эти глубинные моменты, но и не обойдусь только поверхностными.

• Индивидуация

Сначала стоит рассмотреть самый важный аспект в жизни каждого человека, а именно «индивидуацию». По Юнгу, это процесс духовного развития личности путём интеграции(присоединения, слияния) бессознательных компонентов психики в нашу сознательную жизнь, вследствие которого личность обретает целостность и смысл жизни. Это достаточно простой для понимания, но невероятно сложный по осуществлению процесс, который далеко не всем по плечу. Что и говорить, когда по словам самого Юнга лишь единицы проходят первый и самый «простой» этап. Во-первых, этим моментом объясняется столь ничтожное количество персона-юзеров в истории. Но, во-вторых, это так же является предпосылкой к основному вопросу, который игра ставит перед игроком — «А ты уже начал свою индивидуацию?» Он может иметь отличный вид от игры к игре, но основной костяк остаётся неизменным. Для большего понимания этого процесса, его важности, а также отражения в основной истории я разберу первые 2 этапа индивидуации.

«Персона — это я»

Позволю персонажу из самой игры дать определение.

Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Мистер Эдогава: «Согласно Юнгу, существуют другие »ты« внутри вас. Персона — это »другой ты«, который появляется при взаимодействии с другими людьми. Думай об этом так: когда ты с кем-нибудь разговариваешь, это настоящий ты? Может это »ты«, которого человек ожидает увидеть? Или »ты«, которого ты хочешь, чтобы люди увидели? Любой из этих »ты« и есть Персона.»

Стоит добавить, что в реальности маска представляет собой более комплексное сочетание сознательных и бессознательных аспектов. Иными словами, персона — это не только «маска», которую мы осознанно демонстрируем обществу, то, как нас воспринимает общество или наше собственное представление о себе, но и определенный паттерн поведения, к которому мы прибегаем «по привычке» в той или иной ситуации. Этот аспект зарождается ещё в детстве, когда родители создают условную зону того, что «можно». Именно в этот момент ребёнок неосознанно принимает эту зону, пытаясь своим поведением соответствовать ей. Эта тенденция будет сохраняться и укрепляться в детском саду, учебных заведениях, на работе и в самом социуме в целом. Это не есть плохо, но только тогда, когда персона находится под контролем нашего сознания. Рассмотрим амбивалентные свойства персоны немного подробнее.

«Персона — это я?»

Как я говорил ранее, изначально персона в большей степени бессознательна для эго, а именно «нашей самоидентификации». Она бессознательно навязывается нам обществом (а часто и нами самими), а потому нередко возникает проблема, когда человек считает, что он и есть эта персона. Юнг назвал эту проблему «идентификацией с Персоной». Вследствие этого человек начинает обманывать себя, из-за чего возникает конфликт между его истинными чувствами(намерениями Эго) и теми, которые от него требует общество(намерениями персоны). Человек становится одержимым своей персоной, подавляя всё, что не соответствует оной, даже если это он сам. Последствиями этого может стать дезинтеграция личности и потеря чувства собственного «Я».

Юнг же побуждал относиться к персоне в соответствии с её названием — как к маске. Маске, которую мы способны надевать и снимать, не теряя понимания истинного себя. Наиболее явно это демонстрируется в «Persona 5», когда персонажи начинают осознавать наличие на себе маски, которую в последствии сдирают. Это очень болезненный процесс, потому что он подразумевает отказ от комфортного решения «не думать/решать самому»(но это уже к символике Р5). Более примечательным примером является Макото, которая из-за сложившейся ситуации была вынуждена жить в соответствии с той ролью, которую ей навязывало окружение. И хотя она всё же старалась считать, что это её истинные чувства, но временами проскакивали определенные сомнения в правдивости оного. Наиболее важный момент в том, что нас не побуждают полностью отказаться от своей персоны. Это демонстрируется, когда Макото, как и другие персонажи, осознаёт истинную «себя», но не отказывается от того «поведения», которое трактовалось её персоной. Отличием же является то, что теперь она делает это полностью осознанно. Это совпадает с действиями Ризе из «Persona 4», которая старалась отринуть Ризет, как не часть себя, но вскоре всё же приняла её.

«Тень — это я»

Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Эдогава: "Тени тоже «другие вы», которые вы отвергли. Хороший способ это объяснить это «ты», которым ты не хочешь быть или не думаешь о себе как о таковом.

Вернёмся в момент детства, когда у ребёнка появляется персона. Может показаться, что та часть Эго, которая была вытеснена персоной просто исчезает, но это далеко не так. Она уходит в бессознательное, в область, не находящуюся под контролем сознания, а значит и нашего Эго. Можно сказать, что в противовес родительской области «позволено» создаётся область «запрещено». Важно понимать, что это не вопрос крохи о «хорошо/плохо», по крайней мере в большинстве своём. Тень — это всё так же часть настоящих «нас», которая была осознанно/бессознательно вытеснена.

Философия «Персоны» на пальцах. Часть 1

Опять же, к определению Эдогавы можно добавить события, которые имели значение для нашего сознания, но были забыты, личные страхи, сделанные выборы/не выборы, желания, влечения, навыки и многие другие аспекты, которые в определенный момент «присутствовали» в нашем сознании. В этом и заключается важнейший шаг на пути индивидуации — интеграция тени.

Конфликт Эго-Тень очень похож на конфликт Эго-Персона, в случае которой персона вытесняла истинные намерения Эго. Здесь же ситуация немного отличается, т.к. уже Эго вытесняет Теневые содержания, не давая им реализоваться в нас самих. Это то, как «теневые я» навязывали себя в Persona 4, подразумевая невроз. На этот раз рассмотрим амбивалентный характер архетипа Тени.

«Тень — это я?»

Сложностью интеграции служит то, что для нашего сознания тень — воплощение всего самого мерзкого и отрицательного для её владельца. Она превращается в некую фигуру дьявола, с которой эго не хочет себя ассоциировать(как это было со смертными грехами общества в Р5). Но это ведёт к ряду проблем.

• Проекции.

Под оными Юнг понимал механизм защиты, когда отрицательные черты личности, которые она не способна в себе принять, она «переносит» на своё окружение. "В глазу чужом — соринку видим, в своём — бревна не разглядим.« Достаточно точная пословица, олицетворяющая проявление проекции. Проблемой становится и то, что в том человеке, на которого мы проецируем свои отрицательные черты, мы видим ту самую тень, которую воспринимаем как заклятого врага(показательно, что в большинстве своём это относится лицам одного с нами пола, т.к. и сама тень имеет тот же »пол"). Это не только рушит отношения с окружающими, но и может довести до паранойи.

• Невроз.

По Юнгу, либидо — это энергия нашей психики, которая либо пойдёт в конструктивное русло, либо регрессирует и начнёт питать нашу тень. Примером этого служит принятие тени в Persona 4. Впервые встретившись с ней, каждый из персонажей начинает рьяно её отрицать, ещё сильнее укрепляя персону(или тот образ себя, что они создали). Вследствие чего их психика тратит ещё больше энергии на вытеснение этого теневого комплекса, из-за чего Тень сходит с ума и в определенный момент становится сильнее самого Эго и нападет на него. Этим и характеризуется невроз. «Теневые я» персонажей, которые до этого представляли противоположные установки личности, ещё сильнее видоизменяются, создавая оппозицию эго. Последствием оного может стать состояние похоже на Синдром апатии, когда тень отделяется от эго, истощая все его запасы энергии. В игре же это выражается нападением тени на своего хозяина в мета мире, а в результате — смертью.

• Энантиодромия.

Это закон, согласно которому любая односторонняя тенденция в личности постепенного создаёт равную себе оппозицию, которая как раз таки существует в бессознательном. И если на старте она не может оказать значительного эффекта на нас, то по мере укрепления(энергии либидо) способна прорвать и даже полностью захватить нашу сознательную установку. Думаю, самым известным примером служит персонаж Энакина Скайуокера. Будучи джедаем, он был вынужден подавлять все деструктивные тенденции своей личности, и в момент минутной слабости они полностью захватили над ним контроль, из-за чего личность Энакина сменила одну полярность на другую. Подобное можно встретить сплошь и рядом в нашем мире, когда человек, ранее придерживаясь одного течения или -изма, резко переходит к другому, который находится в оппозиции с первым.

Во вселенной «Персоны», тени — это идеи, страхи, желания или различные образы, которые были созданы сотнями, тысячами и даже миллионами людей. Не желая интегрировать их как часть себя, они продолжают внутренне их поддерживать, из-за чего Тень становиться всё более могущественной(об этом говорит и сам Тедди: "Иногда туман исчезает и они(тени) становятся берсерками. Сильная тень притягивает другие тени, и они формируют одну большую тень). А целью самой тени является исполнение того желания, которое она воплощает. Это проявляется в финале каждой игры, когда мир бессознательного(Тёмный час, Тв мир, Мементос) сливается с реальным миром, представляя коллективный невроз, а те желания, которые до этого лишь существовали в форме тени, начинают исполняться и в реальности, даже если это подразумевает уничтожение всего живого.

В контексте взглядов Юнга, подобное событие уже происходило в нашем мире, а именно во второй мировой войне. По его словам, Гитлер представляет собой зеркало, которое отражает «бессознательное желание» немецкого народа. Являясь репрезентацией бессознательного всей Германии, люди проецировали на него свои теневые содержания, которые Юнг обнаружил при анализе их сновидений. Потому Юнг объяснял «власть» Гитлера именно этими содержаниями, без которых оное событие не зашло настолько далеко, ведь Гитлер — это в первую очередь Германия(разумеется, присутствовали и другие факторы, которые оказали влияние на это происшествие, но меседж в другом). На этом примере можно достаточно просто описать принцип работы коллективной тени, а также возможные последствия её существования. Интересный момент в том, что Гитлер из P2IS говорит буквально тоже самое: «Свобода заставляет человека беспокоится по пустякам. Массы всегда будут мечтать о лидере, который решит всё за них.» — подразумевая ведомое общество.

«Невроз как причина становления.»

Как я и говорил ранее, тень является частью нас самих, а потому нельзя приписывать ей сугубо отрицательный характер. Подходящим примером служит небезызвестный герпес. Можно сказать, что «все» в мире заражены им, но пока он находится в неактивной форме под контролем иммунитета, мы и не будем подозревать о нём. Но в момент, когда наш иммунитет ослабеет, он явит себя в виде известной всем вам простуде на губах. Это может стать необходимым нам знаком, что пора предпринять определенные действия, чтобы избежать тяжёлых последствий. То же самое происходит и при неврозе, который в момент ослабления сознания либо разрушит тебя(диссоциация, и психоз как следствие), либо сделает сильнее, если ты поймёшь «откуда» идёт эта боль. Можно сказать, именно об этом говорят персонажи Тедди: «Эта штука пришла из тебя, Юске. Ты должен признать, или он опять станет берсерком», и Метис: «Когда люди не способны столкнуться со своей темной стороной, она вырывается из-под контроля». Победив свою тень, персонажи из Р4 лишили её энергии либидо, после чего смогли интегрировать более ослабленную версию последней, пробудив свои персоны. Именно момент осознания и принятия превращает тень из врага в союзника.

Стоит также сказать, что тени не всегда являются чем-то негативным по мнению Эго. Юнг назвал это «золотом в тени», а именно те конструктивные тенденции личности, которые она вынуждена подавлять. В игре это тоже имеет своё отражение, а именно в золотых тенях, которые при поражении дают разные драгоценности.

Думаю, после всего этого перспектива встречи с тенью не будет представляться вам чем-то номинальным.

«На пути к аутентичности».

Филимон: «Всё для того, чтобы выяснить — есть ли у человеческой души, которая полна противоречий, шанс превратиться в нечто целое. Вы показали такой потенциал. Если бы было больше таких как вы, то человек однажды мог бы достичь идеального состояния, чтобы понять свою суть.»

Юнг видел в целостности — назначение нашей жизни. Не только для психического здоровья самой личности, но и для плодотворных взаимоотношений внутри общества. Но понятие «целостности» в контексте этого пункта я бы заменил на экзистенциальное понятие «аутентичности». Аутентичностью(или подлинностью) можно считать высшую степень самопринятия человека, который способен быть честным со своими истинными чувствами(как в обществе, так и в отношении к себе), отринув различные «роли» и проекции, как более не нужные страховочные колёса. Понимая себя, человек осознаёт своё место в мире. Именно к этому состоянию нас побуждает стремиться «Персона» посредством слов Филимона.

Надеюсь, я смог обрисовать основные моменты, на которых строит свою философию «Персона». Возможно не столь комплексно, но при наличии интереса вы уже будете иметь направление для собственного изучения. Во второй части, я продемонстрирую, как эта основа работает в Persona 3, а так же посредством оной постараюсь как можно ближе рассмотреть общий месседж, который для многих почему-то остаётся поверхностным.

153153
82 комментария

Комментарий недоступен

39
Ответить

Для тех, кто интересуется философией и читал источники, тут никаких откровений нетЭто правда
а тем, кто не читал и не интересуется - будет сложно хоть что-то понять по поверхностным обрывкам. А это неправда, изложенный материал достаточно прост для понимания, как раз за счет "поверхностности", и даёт хороший базис для понимания более сложных вещей.

11
Ответить

Если хотите настоящей философии, то PLAY THE REAL SMT GAME!

ONE MORE GOD REJECTED!!!

1
Ответить

Ты НИПАНИМАИШЬ! Цель будет во второй части. 🤣

Ответить
10
Ответить