Trine 4 — безопасное продолжение серии, которой стоило бы ещё раз рискнуть
Отличная игра, на которой студии стоит поставить точку.
Серия Trine существует десять лет и насчитывает уже четыре игры — последняя на данный момент часть, Nightmare Prince, вышла 8 октября. Trine и Trine 2 были успешными 2.5D-адвенчурами с интересными механиками, ярким стилем и сказочным сюжетом про трёх героев, что спасают от бед королевство.
В Trine 3 авторы попытались поэкспериментировать с основной формулой игры: игра перешла в полноценное 3D, а ключевые механики изменились. Фанаты это не оценили и в целом приняли игру очень прохладно — а после стали просить разработчиков вернуться к истокам и вновь сделать «ту самую» Trine. Студия пошла навстречу — и выпустила лучшую игру в серии, верную традициям первых двух частей. В этой верности её достоинство — и её же главный недостаток.
Меняя классику
Но прежде чем говорить про Trine 4, стоит вспомнить, за какие нововведения ругали третью часть — это важно для понимания ситуации.
В первую очередь, фанатам не понравился переход в 3D. Раньше в играх серии можно было бегать только влево и вправо, а в триквеле разрешили ещё и перемещаться ближе или дальше к камере\игроку: по мнению поклонников, добавление глубины превратило Trine в обычную кооперативную адвенчуру. К тому же доступ к следующим уровням приходилось «гриндить» — героев не пускали дальше, пока они не собирали определённое количество пирамидок, спрятанных на локациях.
Более того, игра ощущалась недоделанной: в ней было (да и до сих пор есть) много багов, а сюжет обрывался на полуслове. В принципе, после такого желание фанатов получить игру «как раньше» можно понять.
Чтобы не ходить вокруг да около, стоит сказать сразу — Trine 4 замечательная игра и один из самых сильных проектов «малого калибра» в этом году. Это десятичасовое приключение, в котором разработчики не только объединили все лучшие механики серии, но и добавили множество нового и интересного.
Взять к примеру механику солнечных лучей, что активируют восприимчивые к свету механизмы. Помимо обычного яркого столба появился усиленный красный — он создаётся с помощью сведения световых лучей в специальном кубе. Недостаточно просто довести свет до лампы — теперь придётся строить целые системы из зеркал, чтобы открыть очередную дверь.
Или новые ледяные стрелы воровки Зои: они позволяют создавать платформы на воде и останавливать механизмы. Таким образом можно «заморозить» во времени какую-нибудь выдвижную платформу, которая активируется только при нажатии особой плиты или кнопки.
Таких нововведений не так много, чтобы назвать Trine 4 революционной для серии, но их вполне достаточно, чтобы освежить старый геймплей. При этом разработчики относятся к арсеналу способностей героев с особым вниманием: ни одна механика не забывается по ходу прохождения, каждому фокусу находится место и время до самого конца игры.
Головоломки в игре всегда очень комплексные, но авторам удалось правильно их подать: с игровыми механиками тут знакомят постепенно и постоянно заставляют использовать весь арсенал способностей. Если первый каньон вы преодолели с помощью верёвки, то на втором вам придётся применить ещё и ящики волшебника, которые тот вот уже четыре части неизменно создаёт из воздуха.
И если в начале игры загадки и ребусы кажутся по-детски простыми, то ко второй половине приходится чуть ли не переизобретать законы физики, чтобы преодолеть очередное препятствие. По ходу прохождения придётся построить фуникулёр из верёвок и ящиков, создавать платформы из льда в водопадах с помощью ледяных стрел и организовывать целую световую цепь с помощью волшебного щита рыцаря. В общем, среди всех четырёх Trine последняя часть выглядит самой весёлой и проработанной.
Визуально Trine 4 тем более обгоняет всех предшественников: сочные краски, невероятно милые животные, разнообразные пейзажи, завораживающие задники и внимание к деталям делают картинку живой и запоминающейся, даже если речь идёт о самой глухой и тёмной пещере.
Кооператив, в целом, остался тем же: локальная партия за одним устройством или игра онлайн. Можно брать роль одного из трёх героев или включить режим, где каждый может быть тем персонажем, каким захочет — и тогда по карте будут бегать три волшебника или четыре воина. Также с приходом дополнительных игроков немного меняются задачки и расположение ловушек, что усложняет прохождение.
А вот за что игру можно критиковать — так это за сюжет и сражения с монстрами. История тут простая, однако в серии она всегда была на втором плане: Trine — это, по сути, детская сказка, а этот жанр никогда не отличался проработанными сюжетами.
С боями ситуация примерно та же: со зрелищными схватками у серии никогда не ладилось. Сражения с рядовыми монстрами в Trine 4 остались довольно скучными и монотонными, но хотя бы боссов разработчики сделали весёлыми — в кои-то веки с ними интересно сражаться.
«Та самая» игра
По сути, Trine 4 — именно то продолжение, о котором мечтают фанаты десятков видеоигровых серий. В нём вернулось всё, что любили фанаты в старых играх и улучшило формулу парой нововведений. Однако всё прохождение меня не покидало ощущение усталости. Хотя казалось бы, откуда оно? Игра же хорошая, всё в ней сделано качественно.
Причина — неизменность формулы. Стоит пройти лишь одну игру из серии, и вы точно будете знать, о чём остальные. Из части в часть Trine — это платформер, в котором нужно бежать из левой части экрана в правую, решать головоломки и иногда бить противников.
Глобальных нововведений нет: геймплей меняется только в плане мелких механик и навыков героев. А сюжет и близко не такой интересный, чтобы ради него хотелось бы проходить игру за игрой. Части серии даже толком не объединены общей историей, а про события триквела и вовсе забыли, начав Trine 4 с чистого листа.
Возможно, разработчики и сами понимали, что формула Trine недолговечна: только так можно объяснить огромное количество изменений в Trine 3. Но фанаты, судя по отзывам и продажам, их не приняли — они хотели, чтобы игра оставалась всё той же, без экспериментов и рисковых идей. Примерно такой и получилась Trine 4 — идеальная компиляция всего старого с парой незначительных нововведений.
Не поймите неправильно, в четвёртую часть очень приятно играть: тут как и раньше великолепные пазлы, как и раньше отличный дизайн, как и раньше приятная музыка и очаровательные персонажи. Всё как и раньше. Но в этом и кроется проблема. Проходя Trine 4, очень легко вообразить, какой будет пятая часть, если когда-нибудь выйдет — ровно такой же.
Кому-то это покажется даже плюсом: история знает много примеров, когда эксперименты убивали целые серии. Но можно ли создать что-то новое, вообще не рискуя? Конечно же нет.
В итоге, ответ на вопрос «можно ли рекомендовать Trine 4» выходит непростым. Если вам нужна была та же самая игра, что и 10 лет назад — хорошая адвенчура с кооперативом — то конечно можно. Однако если вы хотите от продолжения чего-то совершенно нового, то это приключение Зои, Амадея и Понтия может разочаровать, несмотря на своё высокое качество. Чтобы не зачахнуть, серии нужно развиваться — иначе дальше звания «неплохой адвенчуры на два вечера» она никогда не выйдет.