Orwell: когда Большой Брат — это ты
Антиутопия, которая давно уже стала реальностью.
Обилие камер на улице мы привыкли воспринимать как дань общественной безопасности. Контекстная реклама помогает с покупками. Формируемая лента новостей отслеживает самое интересное. Китайские эксперименты с социальным рейтингом — что-то очень далёкое и не имеющее отношения к жизни здесь и сейчас.
Система, где нет прямого принуждения и насилия, не кажется такой уж страшной. Особенно, если сам человек остаётся этой системе неподвластен. Именно такой опыт и предлагает игрокам игра с говорящим названием Orwell, которая осенью 2019 года получила официальную русскую локализацию.
Министерство правды
Мы играем за безымянного человека, которого правящая партия некой страны наняла для сбора компромата на всех, кого подозревают в причастности к преступлениям.
При этом, в отличие от реальных людей, которые уже сегодня мониторят соцсети, выискивая у вас на стене изображение свастики, герой игры работает не только с открытыми данными. Система под названием Orwell даёт ему доступ к прослушке телефонов, содержимому электронной почты, мессенджеров и даже к локальным файлам на компьютере подозреваемого.
Понятно, что такую власть легко использовать во зло. Интерпретация полученных данных целиком лежит на совести дознавателя. Так что при желании можно с самого старта карьеры отыгрывать морального урода и намеренно подводить людей под уголовку.
Однако это не карикатурный тоталитаризм как в Beholder или Papers, Please. Иначе бы игра не заслуживала такого внимания. Здешняя картина мира гораздо сложнее и реалистичнее. Ведь власть над информацией можно использовать и во благо. Например — раскрыть обстоятельства убийства или предотвратить теракт. Так что игроку предстоит самостоятельно решить, до какой степени можно оправдать вмешательство в частную жизнь.
Ваш начальник — не зловещий чекист в чёрном плаще, а приятный отзывчивый человек с чувством юмора. Ваша работа — не просто поиск «врагов народа», а расследование реальных преступлений. Ваши достижения — это не освоенный бюджет, а спасённые жизни.
Знаменитый оруэлловский «Большой брат» — это не какой-то обезличенный госаппарат. Это вы сами.
Власти не увидят нарытую информацию, пока вы собственноручно не загрузите её в систему. И ответственность за свои решения вам переложить не на кого.
Эффект вовлечённости усиливается ещё и тем, что этический кодекс Orwell (да, он здесь есть) требует, чтобы дознавателем был гражданин иностранного государства — независимый и беспристрастный. Так что становится довольно легко представить себя просто аналитиком, работающим с информацией об иностранных гражданах. Особенно, если чем-то подобным вы уже занимались в действительности.
По степени вызванных переживаний за принятые решения эта простая игра, на 95% состоящая из текста, может посоперничать с какой-нибудь Until Dawn.
Двоемыслие
Но, к моему личному сожалению, всё вышесказанное относится только к первым четырём эпизодам игры. Потому что ближе к финалу все тоталитарные клише, которых Orwell усиленно избегала ранее, обрушиваются на игрока как снег на голову.
Только что ты чувствовал себя участником тонкого психологического эксперимента, наподобие стэндфордской «Тюрьмы». И хотя особого вызова интеллекту игра не бросает, но ведь разрешение моральных дилемм может увлекать не меньше, чем отгадывание логических ребусов.
И вот ты ждёшь финального испытания. Но вместо какого-то дьявольского соблазна персонажа просто смачно бьют по лицу и заставляют кричать: «Слава Арстоцке!»
Какую реакцию это вызовет у любого нормального человека? Только отторжение и желание сделать наперекор. Однако, независимо от того, пожелаете ли вы сломать систему или будете послушно следовать указаниям начальства, удовольствия это вам уже не доставит.
Ведь если в начале игра давала отличную возможность исследовать и опробовать на прочность собственные моральные принципы, то под конец это просто ещё одна клишированная история про плохое тоталитарное правительство и хороших борцов за свободу. Будто бы микроскопом забивают гвозди.
Незнание — сила
В продолжении под названием Ignorance is Strength действие развивается параллельно основному сюжету. Помимо таймера, которого не хватало в первой части, здесь добавилась возможность формировать общественное мнение, сливая накопанный компромат в соцсети.
Да, вам выпадет шанс поработать на самой настоящей «фабрике троллей». Только ещё интереснее. Потому что в реальности «тролли» обычно плохо знают своих жертв и просто отрабатывают темник. Здесь же за несколько дней плотной работы вы изучите свои «объекты» достаточно хорошо и, возможно, сможете увидеть в них настоящих людей. Как и всегда, ответственность за совершённые действия лежит только на вас. Везде, кроме последней главы.
Основное действие, с помощью которого вы влияете на мир игры — это добавление в базу Orwell новых фрагментов данных, полученных из сети. В дополнении же появляется возможность, наоборот, загрузить информацию в интернет.
Наверно, даже этого скромного инструмента было достаточно, чтобы нарисовать достоверную картину работы правительственного «аналитика». Но авторы не смогли или не захотели внедрить полутона в чёрно-белую игру. Перетаскивая кусочки данных туда-сюда, вы либо становитесь водевильным палачом, либо встаёте на сторону хороших парней и помогаете «взорвать Звезду Смерти».
Может показаться, что это звучит достаточно круто, раз игра заставляет сделать такой моральный выбор. Но такой выбор ничего не стоит. Потому что сделан под двойным давлением — картонных злыдней внутри игры, и авторов-моралистов снаружи — а не в силу личных склонностей игрока.
5 – 1 = 5
Не так давно мне довелось прочитать эссе «Перестать доить Оруэлла и начать жить». В нём публицист и переводчик Андрей Поляринов отстаивал мысль о том, что пора перестать тащить в искусство и литературу в частности оруэлловские мотивы: слежку, полицейский произвол, всесилие правительства и т.д.
Он привёл в пример много других интересных и, главное — оригинальных антиутопий, написанных в последние годы. И как минимум часть из написанного не просто может сбыться, а уже сбывается прямо на наших глазах, в отличие от большинства того, что написал семьдесят лет назад Оруэлл.
Сегодня скептическое отношение к автору 1984 считается нормой. То, что в конце 40-х казалось гениальным пророчеством и мрачной неизбежностью, за давностью лет отцвело и превратилось в интеллектуальную страшилку. А мысли типа «Перестать доить Оруэлла…» стали встречаться повсеместно.
Игра Orwell могла бы опровергнуть это и показать, что Большой Брат может появиться из самого маленького грешка и из самых добрых побуждений, стоит только дать слабину. А значит даже о несбывшемся пророчестве стоит помнить. Но вместо этого авторы предпочли в очередной раз рассказать трижды пережёванную сказку про власть камер слежения.
И всё-таки, по большей части, это хорошая игра и интересный опыт. Русская локализация первой главы сняла языковой барьер. Так что если вам всегда хотелось почувствовать себя в шкуре государственного служащего, то Orwell будет гораздо полезнее, чем Beholder и другие откровенно гротескные истории подобного рода.
Комментарий недоступен
игра давно валяется в библиотеке, но лицезрение этой дамы на первых же двух скринах прямо-таки отталкивает от установки, хотя к антиутопиям имею умеренный интерес
Это самый мерзкий персонаж в игре по поведению, дамс, видно специально
Блин, пришлось гуглить кто это)
Так и не понял из вики, с чего ей начали угрожать убийством и прочим
И как минимум часть из написанного не просто может сбыться, а уже сбывается прямо на наших глазах, в отличие от большинства того, что написал семьдесят лет назад Оруэлл.в отличие от большинства того, что написал семьдесят лет назад Оруэлл.Потому что настоящую антиутопию уже до него предсказали, с разморозкой тебя.
Потому что настоящую антиутопию уже до него предсказали
Это не антиутопия, это утопия. :3