Яркие краски против токсинов: обзор Concrete Genie
9 октября на PS4 выходит ещё один убедительный эксклюзив — только маленький.
Подросток по имени Эш живёт в вымышленном городе Денска. Ещё несколько лет назад поселение процветало, но затем неподалёку от побережья случилась экологическая катастрофа — затонувший танкер загрязнил нефтью всю округу. Из-за этого рыболовный промысел, которым жил город, быстро угас, а жители Денски разъехались кто куда. За исключением нескольких семей.
История Concrete Genie начинается с момента, когда на главного героя нападает группа агрессивных подростков. Тетрадь с рисунками Эша рвут на части и пускают по ветру, а его самого — силой заталкивают в ржавую вагонетку и отправляют на соседний остров, где расположен заброшенный маяк.
Там главный герой обзаводится волшебной кистью и знакомится с джинном по имени Луна, который рассказывает Эшу, что Денску можно спасти — надо только вернуть в город яркие краски. Но есть проблема — те самые злые подростки всё ещё снуют по пустым мрачным кварталам и мешают рисовать.
В первой половине семичасовой кампании может показаться, что Concrete Genie совсем уж детская игра. Ну или как минимум медитативная. Какого-либо вызова поначалу нет — только простенькие головоломки и немного стандартного паркура, который напоминает таковой из Uncharted или последних частей Tomb Raider.
Эш бродит по пустынному городу и с помощью своей кисти зажигает давно погасшие фонарики. Но свободно ходить можно не везде — для разблокировки закрытых зон главному герою нужна помощь джиннов. Чтобы создать такого, надо подойти в заданную точку и нарисовать монстрика на стене, а движок игры уже автоматически анимирует полученную сущность — даже если сделать ей 50 ушей и расположить лицо снизу туловища.
Джинны в игре делятся на три вида — огненные, электрические и воздушные. Каждый из них может выполнять определённые задачи — например, сжечь преграду, сдуть тяжёлый ящик в воду или запитать электричеством механизм двери.
Нарисованные создания в игре живут своей жизнью — они самостоятельно бродят по ближайшим плоским поверхностям и приходят к Эшу только если он их позовёт, подняв кисть вверх, а ещё время от времени капризничают и просят «покормить» их настенными рисунками.
Рисование в игре сделано так, что справиться с ним сможет любой. Эш просто открывает свой блокнот и переносит заготовки на стены — для этого нужно зажать курок на геймпаде и медленно двигать руками в нужную сторону, как бы растягивая готовый макет (да, Sony внезапно вспомнила про моушн-контроль в DualShock 4).
Иногда ситуация осложняется тем, что джинны требуют рисунки, которых у Эша пока нет. Эскизы главного героя по городу носит ветер, так что их сначала нужно найти и поймать — но благодаря удобной карте поиск обычно занимает не больше пары минут. Кроме того, на некоторых поверхностях нельзя рисовать, пока они не очищены от загрязнения — для этого нужна суперкраска, которую дают джинны, если они сыты и довольны жизнью.
Так и проходят первые часы игры — в тесном сотрудничестве с джиннами и в методичном облагораживании районов Денски. Спокойствие главного героя нарушают только местные задиры, от которых нужно либо убегать, либо прятаться.
Если Эша догонят, то не убьют, а засунут в мусорный контейнер, но приятного в этом всё равно мало. Стелс в игре достаточно поверхностный — уйти от врагов можно просто высоко забравшись, а увести из нужной точки — криком.
После облагораживания каждого из районов главный герой получает шанс создать «Шедевр» – это гигантское художество, которое способно окончательно изгнать из конкретной локации тьму. Рисуется оно не сложнее, чем обычно — только выглядит эпичнее из-за большего количества элементов.
Разработчики сделали всё, чтобы игрок ощущал последствия своих действий — после завершения каждой из миссий изменённые районы города обязательно показывают в красивой кат-сцене.
Если бы игра осталась такой до самого финала, я бы не мог её всерьёз советовать лицам старше 13 лет, но в Concrete Genie есть твист — в последней трети истории происходит сразу много всего неожиданного, а геймплей радикально меняется: Эш из пассивного героя превращается в подобие... супергероя.
Если в первые часы Concrete Genie лишь отдалённо похожа на инди-версию inFamous: Second Son, то в финале границы между этими играми становятся почти размытыми.
Нет, Concrete Genie никогда не перестаёт быть немного наивной игрой для всей семьи, но в ней появляется боёвка и быстрый геймплей, а сюжет начинает бить по правильным эмоциональным точкам.
Главный герой на протяжении кампании сталкивается с каждым из своих обидчиков, и выясняет, что их злоба — это результат детских травм, которые можно вылечить с помощью доброты и ярких красок. Как и сам город. На перевоспитании задир, впрочем, история не заканчивается — после этого героя ждут самые масштабные зрелища и сражения.
Во время внезапного анонса в 2017 году было не совсем понятно, зачем игра от авторов минималистичной Entwined вообще нужна Sony. Но после прохождения можно с уверенностью сказать, что это именно то, чего обычно ждут от эксклюзивов PlayStation — красивое, хорошо написанное и технологически безупречное приключение, которое удачно совмещает тренды и элементы геймплея из хитов последних лет с собственной «фишкой», простеньким рисованием.
Там где разработчикам не хватает ресурсов, они используют изящные упрощения — например, анимация в кат-сценах здесь как бы кукольная, что не делает героев менее живыми.
При этом некоторые элементы Concrete Genie реализованы на уровне AAA — особенно, динамическая музыка, сопровождающая каждое движение Эша, световые эффекты и практически всё, что касается рисования и джиннов. Наблюдать за тем, как 2D-монстры кучкой бегают по плоским поверхностям — одно удовольствие.
Главный минус Concrete Genie в том, что игра проходится за пару вечеров, но зато разработчики постоянно вводят новых джиннов, меняют антураж, добавляют механики и всеми возможными способами показывают, что перед вами — штучная вещь ручной работы.
Возможно, «Городские духи» не привлекут к себе матёрых геймеров из-за своей простоты и мимолётности, зато станут идеальной входной точкой для тех, кто только начинает интересоваться играми. И речь не только о детях.