Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Готические ужасы в игре с элементами survival-хоррора и продуманным арт-дизайном.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Необычный визуальный стиль — знакомый приём, которым разработчики пытаются зацепить игроков. Но в жанре хоррора (а тем более инди) такой способ встречается редко — куда проще пугать ужасами, исполненными в фотореалистичной манере.

Поэтому чёрно-белый хоррор Mundaun выглядит особенно интересно и уникально. Ранее ещё не было игр, в которых каждая текстура была бы нарисована вручную простым карандашом или куском графита. Рассказываем, насколько выбранная стилистика помогает напугать игрока.

Визуальный ряд впечатляет и сам по себе

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

По первому часу в Mundaun может показаться, что это обыкновенный хоррор или даже «симулятор ходьбы», а все его отличия от других только в процессе производства — художник действительно рисовал каждую текстуру на бумаге, затем оцифровывал и добавлял в игру. Но и без этого у Mundaun хватает особенностей.

Главное её преимущество в том, как автор проекта умело выдерживает произведение в едином стиле, а художественные приёмы использует правильно и к месту.

Особое внимание уделяется деталям рисунка. Если лицо священника, наиболее вменяемого жителя Мундауна, нарисовано во всех подробностях, то какой-нибудь горный монстр здесь больше выглядит как небрежный набросок снежного человека.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Постепенно замечаешь: чем меньше в рисунке деталей, тем он больше заставляет напрячься. Даже главный антагонист игры — это не старик в шляпе, а скорее силуэт этого старика, в жутких чертах лица которого, угадываются знакомые очертания чего-то страшно знакомого.

Необычная картинка помогает нагнать жути

Автор и в целом не стесняется использовать эффекты, которые просто призваны поддержать атмосферу ужаса и страха, пускай даже в сюжете это никак не объясняется.

Так, проходя мимо горного озера, в водной глади можно разглядеть огромное отражение мужчины в шляпе и с тростью. Эту мелкую деталь можно пропустить, её никак не комментирует главный герой, но если глаз всё-таки зацепится за странный образ, это может немного пощекотать нервы.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

И подобных визуальных решений по ходу игры встречается много. Они запоминаются, отлично работают на контрасте друг с другом (например в одной сцене мы можем увидеть отрубленную голову козы, а в следующей — пасущуюся на лугах безголовую козу) и неплохо нагнетают атмосферу.

Сюжетно Mundaun напоминает готические романы

При этом сюжетно игра ничего интересного из себя не представляет. Подобные истории мы уже встречали в играх, ранее — в фильмах, а до этого в книгах.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Главный герой прибывает в Мундаун — горную деревушку, ничем не примечательную кроме того, какая чертовщина здесь творится. А всё дело в старике, который обитает в этой долине уже несколько столетий. Заключает контракты, издевается над людьми и пробуждает в них самые тёмные черты характера. При этом он обожает обманывать и строить коварные планы.

Нам предстоит выяснить обстоятельства смерти родственника, помочь близким и просто выжить. По ходу игры мы узнаём всё больше деталей о таинственном происшествии, которое и стало причиной всех текущих событий, знакомимся с сошедшими с ума персонажами и стараемся сами сохранить рассудок.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

И всё же, несмотря на банальность, история держит в напряжении вплоть до финала. При этом заранее догадываешься, какой сюжетный поворот будет следующим, понимаешь все подтексты истории, хотя очевидно, что они должны раскрыться дальше. Общая атмосфера загадочности просто не отпускает. Словно читаешь «Дракулу» Брэма Стокера — история давно известна, но всё равно хочется продолжать читать.

Элементы survival-хоррора — самая слабая часть игры

Почему-то от Mundaun ждёшь чего-то в стиле Amnesia — ужасов, с которыми главный герой не в силах сражаться, а потому вынужден прятаться или убегать. Но нет, перед нами полноценный survival horror: с менеджментом ресурсов, ломающимся оружием и патронами, которые заканчиваются слишком быстро.

Проблема в том, что именно эти элементы игры работают не лучшим образом. Ближний бой не интуитивен и протыкать ожившие чучела вилами тут максимально неудобно. То же самое касается системы стелса — непонятно и неудобно.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Даже менеджмент ресурсов сделан словно для галочки. У персонажа есть инвентарь и полки в домах, где можно складировать брёвна, посуду и кофе — последнее, если его сварить, повышает устойчивость героя к стрессу. Но в этом нет никакого смысла. Можно спокойно всю игру все найденные вещи складывать в рюкзак и не беспокоиться, что он будет переполнен.

Система варки кофе тоже странная. Чтобы главный герой меньше боялся всякой жути, его нужно поить кофе, а иначе он спокойно может застыть на месте или сильно ослабнуть.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Для варки кофе надо найти плиту, с плиты снять ковш, в ковш набрать воды на ближайшей колонке, затем развести огонь и так далее. Это очень долго, совершенно не опасно и при этом вызывает только скуку. Непонятно, зачем разработчик вообще уделял этому время.

«Разгоняется» игра только под конец, когда нам наконец-то дают в руки винтовку. Конечно, и враги становятся опаснее, так что элемент страха никуда не девается, но хотя бы больше не нужно лезть в рукопашную. При этом всё равно мелькает мысль: может, разработчику стоило совсем выкинуть боевую систему из игры?

Mundaun — уникальный инди-хоррор, в первую очередь за счёт художественного исполнения. Зачастую игра выдаёт кадры и сцены, которые запоминаются надолго и после которых понимаешь, что ничего подобного ранее не видел.

Но и прочие элементы игры держатся на достойном уровне. Геймплей может быть и вызывает фрустрацию, но это придаёт боям больше напряжения и выматывает не так уж и сильно. История хоть и тривиальная, но концовка (любая из трёх) впечатляет. А к музыке и не придраться — она отлично подходит под всё происходящее в игре.

Графитовое безумие и кофе: обзор Mundaun, хоррора, нарисованного простым карандашом

Что понравилось:

  • Стилизация: Mundaun — это действительно «нарисованная» игра
  • Атмосфера — игра может напугать, но чаще просто держит в напряжении. А скримеров тут почти не встречается
  • Идеальная продолжительность: Mundaun можно пройти за 4-6 часов
  • Отсутствие мудрёных головоломок, которые бы сбивали темп
  • В игре можно дать отпор монстрам

Что не понравилось:

  • Боевая система неинтуитивная и неудобная
  • Менеджмент ресурсов и прокачка ощущаются лишними
  • Тривиальная история
9999
13 комментариев

мунДаун))0)0)

9
Ответить
5
Ответить

Атмосферная штука, но геймплей...

3
Ответить

Что с ним?

Ответить

Очередной хоррор в вишлист. Спасибо! Выглядит очень любопытно. Нестандартный подход очень нужен жанру.

3
Ответить

играет в сурвайвл хорроржалуется на ключевые компоненты жанра 

3
Ответить