Night in the woods - магия бессмысленности

Это игра выпущенная студией Infinite Fall в жанре по сути своей визуальной новеллы в 2017.

Дорогу прекрасному аккомпанементу
Night in the woods - магия бессмысленности

Итак, с чего же начинается "Ночь в лесу"? Главная героиня - антропоморфная кошка Мэй Боровски - возвращается в свой родной, захолустный, доживающий последние дни городок Поссум Спрингс. Возвращается после исключения из колледжа, чтобы обнаружить, что родители её не встретили, большинство друзей разъехались, а город стал только более заброшенным. И казалось бы это выглядит как начало очень мрачной драмой о безысходности и беспросветности жизни, но вот только родители не пришли не из безразличия, а просто потому что перепутали день, многие знакомые разъехались, но самые лучшие друзья всё ещё здесь, любимая пиццерия закрылась, но вот на её место въезжает новая забегаловка, а одинокая прогулка от остановки до дома превратилась в своеобразное приключение, пусть и маленькое. И таким образом Ночь превращается в... просто жизнь? Тут есть плохое и хорошее, странное и глупое, а умные мысли об устройстве мире чередуются с обсуждением градации вкусности пиццы - и причём всё оно плавно перетекает друг в друга.

И тут стоит сказать о, пожалуй, самых сильных сторонах произведения - атмосфере и настроение. Потому что с ними тут всё прекрасно. Ночь очень умеют погружать в себя, притом, что сама она далеко не однородна. Безусловно тут много драмы, причём очень бытовой и может потому такой понятной и доступной - авторы сами говорили, что большинство историй и моментов взять или из их собственных жизней или из жизней их друзей и знакомых. И настолько же много тут и комедии, которая действительно частенько удаётся, иногда именно за счёт того, что очень легко переносится на реальную жизнь.

Произведение очень подростковое по природе своей - это очень ярко видно через отношение героини к миру. Мэй воспринимает мир достаточно своеобразно и находил удивительное во множестве простых вещей. Её комментарии и размышления обо всём на свете и интересовали меня больше всего. Это на самом деле особая магия - нет никакого смысла в том, чтобы узнать что вот этот специфический столб на улице на самом деле столб-зомби, который когда-то упал, пролежал несколько недель на земле, но спустя некоторое время его снова поставили и он с тех пор стоит, но я почему-то испытал какое-то почти детское восхищение, когда услышал эту историю. Этот восторг от жизни, эти странные мысли о том что думают электронные часы о своём напольном соседе, это умение воспринимать даже самые скучные и стрёмные вещи как приключение- я внезапно понял, что мне этого очень не хватает в жизни.

И не только главная героиня, но и её окружение и весь мир "Ночи" таков - этакая смесь серьёзного и несерьёзного, проникновение чего-то необыкновенного в скучный мир. Причём необычного по многим фронтам, тут чередуются комедия, драма, мистический детектив, криминальное приключение и много всего ещё. Наверное, как и во многих хороших произведения, смешение жанров и делает мир таким интересным и не даёт ему наскучить. Сегодня вы идёте охотится на призраков, завтра лежите на железнодорожных путях, травите истории и наслаждаетесь моментом, а послезавтра обедаете с подругой, слушая историю о том, как умерла её мать, отец не может с этим смириться, а ей самой приходится работать на нелюбимой работе и забыть все мечты о счастливом будущем - не совсем тот список, что ожидаешь от подростковой истории (хотя как знать).

Авторы рассказывали, что одна из идей произведения была в том, что даже маленькие "глухие" города могут быть интересным местом для жизни. И это идея отражается тут во всем. Поссум спрингс можно описать одной маленькой сценкой - в качестве развлечения на вечер товарищ предлагает "пойти на свалку бить лампочки" - впечатляющая культурная программа. И ведь действительно в этом находишь свой кайф.

И главная часть местной магии - наполнять уютом самые простые и обыденные вещи, подходить ко всему с большим жизнелюбием. Мне это больше всего напоминает вот эти моменты из детства - "а давай залезем на пожарную лестницу - зачем? - потому что это КРУТО".
Сходить с подругой за покупками это тоже может быть интересно и развлекательно, поплавать в обмелевшем канале и пособирать антикварный мусор - лучшее занятие на неделе, залезть в окно заброшенного дома - как будто ещё надо что-то пояснять.

Что же из себя представляет геймплей? На самом деле мне "Ночь" больше всего напоминает атом - состоит из огромного числа частей, которые минимально влияют друг на друга и даже дополняют в своеобразном ключе, но на самом деле им могло тут и не быть. Посмотрим на эти элементы - в целом мы бродим по локации, причём по локациям очень вертикальных и комплексным, пусть и немногочисленным. Героиня умеет лазать по балконам, карнизам и даже проводам, иногда встречая весьма неожиданную компанию или места.

Во время всех этих похождений можно поговорить со второстепенными персонажами, продвигая их истории, а после провести день с одним из своих друзей, в которых и заключается большая часть реиграбильности. Нет, второстепенные линии тоже часто бывают связаны между собой или даже вплетены в основную, но именно арки друзей представляют собой сильные взаимоисключающие истории в "проживании" которых сосредоточен главный интерес.
Также иногда выдаётся возможность поиграть на басу в местный "guitar hero", что я очень внезапно нашёл увлекательным, хотя до этого особо не интересовался ритм-играми. А также есть парочка совсем мелких мини-игр и несложного платформинга.

А теперь главный вопрос викторины - что из этого, включая ещё главный сюжет, можно выкинуть без особых потерь? Ответ - всё, кроме арок друзей. Именно без них, плюс, может быть, подкрепления второстепенными арками, Night in the woods не была бы собой. Основной сюжет развивается очень медленно и с большими паузами. Ходьба по одному и тому же маршруту с ежедневным опросом персонажей быстро наскучивает, хотя местами подкидывает полуприятные сюрпризы, когда например комната закрытая всё предыдущие дни оказывается открытой в один совершенно рандомный. С одной стороны это очень интересно и вносит свежесть, а с другой добавляет гнетущее чувство, что ты "должен" каждый день облазивать весь город, ведь там может появится что-то интересное.
Прочие активности и миниигры не нужны вовсе, если не считать пары дополнительных диалогов, ну или в качестве большой награды запись в дневнике главной героини. Записи, кстати, прекрасны - абсолютно того стоят.

Нужно сказать ещё и о персонажах. Они тоже хороши и достаточно неоднозначны. Вот возьмём главную героиню. Хороший ли она человек? Ну-у-у-у... Если и говорить "да", то приходится делать это с натяжкой. Она очень настоящая. Да, это до какой-то степени комичный образ девочки-которая-всегда-всё-портит, неуклюжая, невезучая и неуверенная в себе. Когда её попросили рассказать самую неловкую историю из жизни это было просто... уф, я знал, что оно будет феноменально, но я даже не мог себе представить насколько. Однако, это как раз тот случай, когда в шутке лишь доля шутки. Это образ очень легко примерить на себя и понять, но вместе с тем у неё очень много и своей индивидуальности. Это и внутренний мир, когда она может что-то сказать буквально о любой вещи на свете.

Это и некое бунтарство - Мей не стесняется заниматься авантюрами и даже мелким хулиганством. Её образ это непонимание своего места в жизни, это храбрость и трусость одновременно, это решительность и полная фрустрация с неопределённостью. В общем вполне себе глубокий образ, у которого есть ощутимое прошлое, к которому часто отсылаются по ходу истории, причём образ развивающийся и проходящий свои взлёты и падения - то что нужно хорошей истории.

Остальные персонажи похожи. Да второстепенные в основном достаточно простые, хоть и бывают яркими. Но образы друзей, раскрытию которых и посвящена большая часть времени не менее глубокие и увлекательные, пусть по началу они и кажутся достаточно стереотипными. Тем эффектнее происходит их раскрытие, выявление их собственных тараканов, переживаний и мечтаний.

Таким образом получается странная ситуация - "Ночь" это игра практически целиком замкнутая на впечатлениях от самой себя. До тех пор пока её атмосфера, безусловно прекрасная, тебя очаровывает, до тех пор пока персонажи живут вместе с тобой, до тех пор пока получаешь удовольствия от всей этой повседневной суеты - всё работает, как только это проходит - игра выцветает. Я получил довольно много удовольствия от прохождения, искренне смеялся и даже проникся некоторыми историями и моментами. Возможно даже вывел для себя какие-то концепты восприятия мира. Но я больше не могу переступать через то, что 90% времени заняты довольно бессмысленно. Конечно хочется вспомнить цитаты великих и сказать, что этой игре пошёл бы геймплей, но возможно это разрушит некую суть происходящего, некоторую фоновую мысль о том, что всё это происходит с героиней потому, что она занята ничем, как и весь образ городка, в котором нет ничего, в котором все дела приходится выдумывать себе самим, некое фоновое настроение приятной бессмысленности. Думаю в этом и заключается часть главной идеи произведения - это просто запечатлённое состояние, которое можно пережить вместе с героями.

Night in the woods - магия бессмысленности
6868
27 комментариев

Если понравилась игра, но хочется чего-то схожего по настроению, то вот варианты фильмов:

1. Что гложет Гилберта Грейпа

2. Это всего лишь конец света

и игр:

1. firewatch

2. what remains of edith finch

3. kentucky route zero (вот-вот должен заключительный эпизод выйти)

4. life is strange 

19
Ответить

Я ещё порекомендовал бы мини-сериал Sharp Objects (Острые предметы)

7
Ответить

Душу травишь, паразит. Я только стал отходить от смерти Алека.

15
Ответить

Был на месте Мэй Боровски - когда возвращаешься в родной городок, спустя сколько-то лет обучения в институте в большом городе. Это ощущение авторы очень хорошо передали, через всё: музыку, визуал, диалоги. Вроде бы всё знакомое, а немного не то. И вроде бы домой приехал, а в то же время чувствуешь себя лишним.

9
Ответить

А я в армии, до дома ещё 9 месяцев
Так что у меня тоже будет своя некая "Ночь в лесу"
Поскорее бы её, правда х)

2
Ответить

В Псн на него скидка есть.Очень хотел купить но не хочется чтобы эти мрази деньги получали

5
Ответить

Впервые в жизни поддерживаю рублем политоту - и тоже убрал из списка покупок.

Это была жизнь человека. За которую они не ответили даже извинениями, а теперь одна продает книгу, другие игры на распродаже. Реально, перебор. 

3
Ответить