Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Ура? Не совсем.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Первая эротическая игра появилась ровно 40 лет назад: в 1981 году вышел текстовый квест Softporn Adventure. Год спустя, с выходом Custer's Revenge в играх дебютировала визуальная порнография.

За полвека дискуссия вокруг сексуального контента в играх мало изменилась. Редкие попытки добавить в крупные проекты хотя бы эротику порой оборачивались скандалами, и хотя в последние годы разработчики чаще заходят на эту территорию, их шаги осторожны. А порноигры вообще существуют в информационном гетто. Про них все знают, но их не принято обсуждать. Внимание прессы может привлечь визуальная новелла с хентайными сценами, но не более того.

Прецедент создала Subverse. Два года назад Studio FOW, известная цифровыми порно-пародиями на игры и аниме, собрала на Kickstarter два миллиона долларов на игру, в которой тактическая RPG соседствует с STG, а освоение космоса — с сексом. Акцент сделан на сексе.

Subverse стала самой известной, ожидаемой и, вероятно, самой дорогой порноигрой в истории. 26 марта она вышла в ранний доступ Steam.

А стоило ли?

Порно-пародия

Subverse с первых кадров раскрывает главный источник вдохновения. Цветовая гамма, элементы дизайна и эффект lens flare выдают в ней пародию на Mass Effect.

Внешней оболочкой дело не ограничивается. Главный герой — безымянный Капитан, переживший уничтожение человеческой столицы разврата Ню-Вегас войсками пуританской империи, которая насаждает целомудрие во всей галактике.

Капитан управляет краденым экспериментальным судном и развлекается с краденым гиноидом, пока однажды на связь не выходит давняя подруга с предложением, от которого невозможно отказаться. Теперь Капитану предстоит грандиозное путешествие, в котором он встретит новых союзников и врагов, устроит революцию, вступит в схватку с полчищами похотливых трах-ботов и соберёт на корабле личный гарем из «вайфу» — так в игре гордо именуются женские члены команды.

Для аутентичности разработчики позаимствовали много знакомых элементов из своих источников вдохновения. Корабль Капитана, «Мария Целеста», играет роль хаба: здесь мы общаемся с экипажем, занимаемся прокачкой и сексом. Визуально всё «спародировано» со Starcraft 2.

Когда Капитан готов бороздить галактику, мы попадаем на карту и выбираем нужную систему. Там сканируем планеты и отправляемся на задания, если таковые имеются.

А если захотите освежить воспоминания, в главном меню есть Кодекс, написанный с фирменным юмором FOW. Там собран весь богатый лор: от трах-ботов до наркотика кокаиниума.

Да, от Mass Effect игре досталось многое. Даже саундтрек порой ударяется в «пародирование»
Да, от Mass Effect игре досталось многое. Даже саундтрек порой ударяется в «пародирование»

Геймплей, как и обещали разработчики, состоит из двух режимов.

Первый — STG. Седлаем лёгкое боевое судно, оказываемся на арене, отбиваемся от волн врагов. Иногда уровень заканчивается битвой с боссом, порой в геймплее появляются какие-то новые условия. В раннем доступе был один такой уровень: нужно защищать космический корабль в форме задницы от флота безумных трах-ботов, которые летают на кораблях в форме гениталий и атакуют всё живое в галактике. В финале нужно было расстрелять гигантский крейсер в форме члена, который пошёл на таран.

STG-сегменты приятно выглядят и удобно играются, но геймплей в них предельно прост: есть одна базовая атака для спама по врагам и одна альтернативная, с перезарядкой. Отдельной кнопкой можно таранить врагов. У корабля есть саморегенирирующий барьер, а если его пробили, стоит отступить и прятаться за астероидами.

Судя по всему, никаких принципиальных изменений в формуле не планируется: ни вариаций основной атаки, ни особых эффектов. STG-уровни простые во всех смыслах и не вызывают проблем.

Единственная находка — это те самые вайфу, которых разработчики превратили в отдельную механику. На любое задание вы можете выбрать девушку из своего гарема. Она влияет на то, каким будет альтернативный огонь.

В нынешней версии доступны две боевые вайфу: доктор Лили и пиратка Килли. Одна позволяет стрелять дальнобойными ракетами, а вторая — дробью.

Поначалу космические бои кажутся ненавязчивым и приятным дополнением к игре: красивые задники и эффекты радуют глаз, а отзывчивое управление и низкая сложность превращают геймплей в необременительную рутину. Но пару десятков уровней спустя эта рутина начинает раздражать.

Как и все элементы Subverse.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Второй режим — пошаговые бои на суше. За них отвечает Лили и порождения её генетических экспериментов: мантикоры. И здесь всё чуточку интереснее. На задание мы выбираем вайфу с полноценным набором умений (Лили — стрелок, Килли — боец ближнего боя) и трёх мутантов с разными умениями и атрибутами. По мере прохождения в игре можно будет создавать новые виды мутантов и вербовать новых вайфу, что теоретически должно внести разнообразие в боёвку.

Теоретически — потому что пошаговые бои здесь тоже предельно простые. Глобально всех юнитов отличает друг от друга характер урона (физический/энергетический) и вид защиты, если она есть. Особенности ландшафта роли не играют, комбинировать умения не нужно, статусы и эффекты отсутствуют. Когда ваши юниты получают достаточно урона, заполняется шкала ульты — можно использовать одну из двух на выбор. Это мотивирует использовать в бою хоть какую-то тактику, а не просто закликивать мобов до победного.

Впрочем, последний вариант тоже сгодится.

Возможно, в будущем эту мини-игру (иначе назвать не выходит) доработают и подтянут, но сейчас это такой же незатейливый таймкиллер, как и STG-сегменты. С одной лишь разницей: если уровни в космосе выглядят приятно, от сухопутных сражений в глазах рябит.

Subverse прикрывает простенькую графику целой симфонией визуальных эффектов, вплоть до хроматической аберрации. В пошаговых боях это выходит игре боком: сейчас они выглядят, в лучшем случае, сносно, а в худшем — отвратительно.

Можно подумать, я слишком серьёзно отношусь к ванильному геймплею в порно-игре. Проблема в том, что в Subverse вам придётся провести за этими мини-играми не один час, а «пародийный» элемент в них выражен, мягко говоря, слабо.

Среди мобов можно встретить и коронных трах-ботов с названиями вроде Lewdtenant или Punchy McPhallus, но в целом разработчики держали свою необузданную фантазию в на редкость жёстких рукавицах. Рядом с Subverse абсурдные мобы Hyperdimension Neptunia кажутся вершиной комедии.

В Subverse львиная доля юмора и взрослого контента подаётся через сюжет. А чтобы бодрее шло, для образа Капитана разработчики «спародировали» Дэдпула, добавив ему на лицо главный атрибут супергероя Трусонюха.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Порно-комедия

Studio FOW всегда старательно прописывала сюжеты своих анимационных фильмов, поэтому в Subverse всё тоже серьёзно: нам предлагают полноценную многочасовую космооперу в мире, где почти все персонажи постоянно думают о сексе, говорят о сексе и хотят секса.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Иногда разработчики балуют эффектными катсценами, но большая часть игры — классическая визуальная новелла. Причём, даже без выбора реплик в диалогах. Может быть, FOW добавят сюжетные развилки в будущем, но в ранний доступ вышли 6 глав из 22. Если нелинейность и будет, то сильно ограниченная.

Для визуальной новеллы Subverse выглядит на редкость хорошо. Губы героев не двигаются (возможно, потом это исправят), но все диалоги качественно озвучены, а персонажи активно жестикулируют. Это оживляет сцены и помогает удержаться от нажатия кнопки «пропустить сцену». Но с каждым часом желание скипать диалоги лишь усиливается.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Поначалу нарратив забавляет. Все знают, что находятся в видеоигре, поэтому то и дело отпускают смешные комментарии. Скажем, посреди боя вражеский командир может в ярости закричать: «Так и знал, что нельзя поручать эту работу стоковым ассетам», — после чего обрушит на игрока «своих, уникальных» мобов посильнее. А если спросить вайфу Килли про последние слухи, она разразится гневной тирадой о том, что она не какой-то там NPC в ролевой игре.

Игра никогда не перестаёт напоминать, что не воспринимает себя всерьёз. Абсурдна её вселенная, абсурдны персонажи и ситуации. Её сюжетная линия построена вокруг заговоров и войн, но почти каждая сцена разрушает ожидания и оборачивается юмористическим скетчем на тему секса и гениталий. Так Subverse подходит к, простите за каламбур, субверсии тропов космооперы.

Так выглядит один из сайдквестов. Мы попали под горячую руку обиженного предпринимателя, а за несерьёзное отношение к проблеме он попытается нас убить
Так выглядит один из сайдквестов. Мы попали под горячую руку обиженного предпринимателя, а за несерьёзное отношение к проблеме он попытается нас убить

Это всё мило и весело, но фантазии нарративного дизайнера не хватает на такой хронометраж, а количество развратного юмора сказывается на качестве. Subverse пытается рассмешить игрока в каждой второй реплике, однако немногие остроумные пассажи тонут в сплошном потоке пошлой безвкусицы и мата. Постепенно остроумных шуток становится всё меньше, их общее однообразие и примитивность начинает раздражать.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Складывается впечатление, что игру писали для детей, готовых бесконечно смеяться от упоминания половых органов и внезапного перехода на «грязный язык». Поначалу игра напоминает похабный мультсериал Tripping the Rift (у нас известен как «Улётный трип»), но Subverse не выдерживает сравнения: сериал использовал популярные сюжеты, но превращал их в непредсказуемый абсурд. Это и веселило.

Subverse так не умеет. Здесь мы будто следим за банальной космооперой, только все разговаривают о сексе, а по космосу летают членороботы. Шаблон диалогов настолько простой и предсказуемый, что в какой-то момент начинаешь предугадывать следующую реплику персонажа. Приятно почувствовать себя Джозефом Джостаром, но игра быстро перестаёт удивлять, а к сюжету теряешь всякий интерес.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Обиднее всего за то, что разработчики «спародировали» образ Дэдпула, но превратили его в скучного извращенца — под стать всем остальным персонажам.

И, к сожалению, это не просто придирки. Творческой силы Studio FOW хватает на анимационные короткометражки, в которых нужно связать между собой сцены секса. Но писать полноценную визуальную новеллу на десятки часов чтения в стиле дешёвой порно-пародии — идея сомнительная. История только началась, а Subverse уже кажется грандиозным упражнением в постиронии и должна давать отдельную ачивку всем, кто ни разу не скипнет диалоги.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Subverse явно не пытается впечатлить интересным геймплеем и проработанным сюжетом, но всё это — лишь второстепенные элементы. Игроки пожертвовали два миллиона долларов, потому что разработчики пообещали им секс. Очень много секса. На сайте студии даже есть отдельная страница с громкими обещаниями.

Может быть, со временем Subverse действительно доставит игрокам обещанное удовольствие, но сейчас «взрослый» контент — главное разочарование игры.

Порно-трагедия

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Порно-игры можно разделить на две условные категории. В одних секс — основная механика, в других — дополнительная.

Игры второй категории подходят к добавлению «взрослого» контента по-разному. Могут использовать секс как награду, как наказание за поражение («боевое изнасилование») или как геймплейную опцию. Скажем, в ретро-платформерах серии Succubus можно очаровывать врагов, чтобы восстанавливать здоровье, в JRPG Dungeon of Erotic Master соблазнение позволяет отвлечь часть врагов в бою, а в Cloud Meadow или Flying Princess: Inter Breed спаривание позволяет создавать новые виды персонажей.

Многие порно-игры пытаются вплести эротику как в механики, так и в нарратив: создавать сценарии, которые подводят к действию и задают ему контекст. И субвертировать привычные механики, чтобы секс стал естественной частью геймплея. Всё это привлекает игроков, потому что делает порно более иммерсивным, даже если визуальное воплощение оставляет желать лучшего.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Subverse использует секс как награду. Когда вы по сюжету помогаете очередной вайфу, она предлагает уединиться — и запускается катсцена, где вам без лишних прелюдий показывают анимацию в одной позе и позволяют регулировать ползунок скорости, а когда надоест любоваться — нажать нужную кнопку, чтобы на логической ноте завершить анимацию.

У Studio FOW большой опыт в создании анимированного порно, и это чувствуется: анимация качественная, ракурсы эффектные, артефактов почти нет. Угловатые контуры частей тела компенсирует постобработка и броский дизайн женских персонажей.

А в каюте Капитана есть специальный режим Pandora, в котором нам и предлагают большую часть «взрослого» контента.

У каждой вайфу там есть страница с набором анимаций. Сюжетная сценка появляется сразу, остальные нужно разблокировать за специальные очки. Они добываются, когда вы берёте вайфу в бой. Анимации делятся на две группы: простые и премиальные. Только в последних есть ползунок скорости и какое-либо «развитие сюжета». Простые анимации длятся всего пару секунд и стоят на петле.

У каждой вайфу есть сцены с Капитаном, мантикорами, тентаклями и роботами. В некоторых они просто позируют.

Гиноид Деми в боях не участвует, а опыт набирает пассивно: он всегда равен половине прогресса любой другой вайфу
Гиноид Деми в боях не участвует, а опыт набирает пассивно: он всегда равен половине прогресса любой другой вайфу

Разблокированные анимации можно собирать в меню из пяти слотов, после чего запустить и радоваться: у вас на экране набор из пяти не связанных друг с другом порно-гифок, между которыми можно переключаться.

Собственно, всё.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Для каждой вайфу сейчас доступно от восьми до девяти анимаций. Разумеется, в будущем их число возрастёт, но проблема не в этом. По сути, игрокам предлагают гриндить очки в примитивных мини-играх и читать затянутую пародию на визуальную новеллу, чтобы открывать доступ к галерее порно-гифок с внутриигровыми персонажами. Местная система — одна из худших и самых ленивых в жанре. И это — единственное, чем Subverse может удивить человека культуры.

В Subverse есть два полноценных геймплейных режима, но ни один из них не использует сексуальный контент. Игра делает акцент на нарративе, но даже не пытается раскрывать женских персонажей и выстраивать с ними вменяемое взаимодействие — как это делают тысячи других визуальных новелл. Даже у простейших порнографических проектов вроде Cursed Armor есть фанбаза просто потому, что их разработчики умеют вплести секс в сюжет органично, интересно и с выдумкой.

Более того, львиная доля сексуального контента даже не задействована в повествовании. А ведь проблему решить проще простого. Главный герой берёт на задания вайфу — можно было добавить специальные анимации в случае поражения. Всё, контент интегрирован.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

Но главная проблема в другом. По уровню технического исполнения Subverse конкурирует с проектами вроде Honey Select 2: Libido, PlayHome, Wild Life или Fallen Doll: Operation Lovecraft, но даже не пытается дать игрокам то, за чем порно-игры в принципе запускают — интерактивность.

У всех вышеперечисленных игр есть одна общая черта: гибкая настройка взрослого контента. Ракурсы, позы, камера, одежда, внешность — настройке подчиняется всё. Студия Illusion создаёт игры по такому рецепту уже двадцать лет, а под кастомизацию у них подпадают даже эмоции, от которых напрямую зависят позы. В играх, которые целиком концентрируются на сексе, действие проработано до мелочей, а вариации разнообразны до абсурда.

Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории

И да, к слову о разнообразии. В Subverse много женщин разных видов и типажей, но практически у всех одинаковые пропорции лица и тела, а часть гифок в Pandora повторяется у разных вайфу.

Разумеется, сейчас рано делать окончательный вывод о том, какой будет игра. Но большинство проблем связаны не с недостатком контента, а с дизайнерскими решениями и уже готовым материалом.

Если Studio FOW не перелопатит проект до неузнаваемости, нас ждёт в плохом смысле пошлая, затянутая визуальная новелла с примитивными геймплейными элементами, парой простейших хентайных сцен и обособленной галереей гифок на тему Rule 34. Она может впечатлить игроков, которые никогда не запускали проекты Illusion и порно-игры в принципе, но в своей нише это на редкость слабая работа.

Иронично, что даже по меркам Rule 34 анимации в Subverse далеко не самые лучшие.

А разговоров-то было.

Что понравилось

  • Хороший арт-дизайн.
  • Постановка кат-сцен и «взрослых» анимаций.

Что не понравилось

  • Примитивный геймплей.
  • Большая часть игры — многочасовая визуальная новелла с сюжетом уровня порно-пародии.
  • Однообразный пошлый юмор.
  • Однообразные героини.
  • «Взрослый» контент существует отдельно от игры и сводится к набору несвязных анимаций.
  • Управление «взрослыми» анимациями сведено к минимуму либо отсутствует вовсе.
652652
332 комментария
Комментарий удалён модератором
210
Ответить

Оу, отсылки даже к пока еще не вышедшему Mass Effect. Пост-мета-отсылочно.

124
Ответить

Что же они там делают? В нарды играют?

12
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

4
Ответить