Ни туда, ни сюда: обзор Subverse, самой дорогой порно-игры в истории
Ура? Не совсем.
Первая эротическая игра появилась ровно 40 лет назад: в 1981 году вышел текстовый квест Softporn Adventure. Год спустя, с выходом Custer's Revenge в играх дебютировала визуальная порнография.
За полвека дискуссия вокруг сексуального контента в играх мало изменилась. Редкие попытки добавить в крупные проекты хотя бы эротику порой оборачивались скандалами, и хотя в последние годы разработчики чаще заходят на эту территорию, их шаги осторожны. А порноигры вообще существуют в информационном гетто. Про них все знают, но их не принято обсуждать. Внимание прессы может привлечь визуальная новелла с хентайными сценами, но не более того.
Прецедент создала Subverse. Два года назад Studio FOW, известная цифровыми порно-пародиями на игры и аниме, собрала на Kickstarter два миллиона долларов на игру, в которой тактическая RPG соседствует с STG, а освоение космоса — с сексом. Акцент сделан на сексе.
Subverse стала самой известной, ожидаемой и, вероятно, самой дорогой порноигрой в истории. 26 марта она вышла в ранний доступ Steam.
А стоило ли?
Порно-пародия
Subverse с первых кадров раскрывает главный источник вдохновения. Цветовая гамма, элементы дизайна и эффект lens flare выдают в ней пародию на Mass Effect.
Внешней оболочкой дело не ограничивается. Главный герой — безымянный Капитан, переживший уничтожение человеческой столицы разврата Ню-Вегас войсками пуританской империи, которая насаждает целомудрие во всей галактике.
Капитан управляет краденым экспериментальным судном и развлекается с краденым гиноидом, пока однажды на связь не выходит давняя подруга с предложением, от которого невозможно отказаться. Теперь Капитану предстоит грандиозное путешествие, в котором он встретит новых союзников и врагов, устроит революцию, вступит в схватку с полчищами похотливых трах-ботов и соберёт на корабле личный гарем из «вайфу» — так в игре гордо именуются женские члены команды.
Для аутентичности разработчики позаимствовали много знакомых элементов из своих источников вдохновения. Корабль Капитана, «Мария Целеста», играет роль хаба: здесь мы общаемся с экипажем, занимаемся прокачкой и сексом. Визуально всё «спародировано» со Starcraft 2.
Когда Капитан готов бороздить галактику, мы попадаем на карту и выбираем нужную систему. Там сканируем планеты и отправляемся на задания, если таковые имеются.
А если захотите освежить воспоминания, в главном меню есть Кодекс, написанный с фирменным юмором FOW. Там собран весь богатый лор: от трах-ботов до наркотика кокаиниума.
Геймплей, как и обещали разработчики, состоит из двух режимов.
Первый — STG. Седлаем лёгкое боевое судно, оказываемся на арене, отбиваемся от волн врагов. Иногда уровень заканчивается битвой с боссом, порой в геймплее появляются какие-то новые условия. В раннем доступе был один такой уровень: нужно защищать космический корабль в форме задницы от флота безумных трах-ботов, которые летают на кораблях в форме гениталий и атакуют всё живое в галактике. В финале нужно было расстрелять гигантский крейсер в форме члена, который пошёл на таран.
STG-сегменты приятно выглядят и удобно играются, но геймплей в них предельно прост: есть одна базовая атака для спама по врагам и одна альтернативная, с перезарядкой. Отдельной кнопкой можно таранить врагов. У корабля есть саморегенирирующий барьер, а если его пробили, стоит отступить и прятаться за астероидами.
Судя по всему, никаких принципиальных изменений в формуле не планируется: ни вариаций основной атаки, ни особых эффектов. STG-уровни простые во всех смыслах и не вызывают проблем.
Единственная находка — это те самые вайфу, которых разработчики превратили в отдельную механику. На любое задание вы можете выбрать девушку из своего гарема. Она влияет на то, каким будет альтернативный огонь.
В нынешней версии доступны две боевые вайфу: доктор Лили и пиратка Килли. Одна позволяет стрелять дальнобойными ракетами, а вторая — дробью.
Поначалу космические бои кажутся ненавязчивым и приятным дополнением к игре: красивые задники и эффекты радуют глаз, а отзывчивое управление и низкая сложность превращают геймплей в необременительную рутину. Но пару десятков уровней спустя эта рутина начинает раздражать.
Как и все элементы Subverse.
Второй режим — пошаговые бои на суше. За них отвечает Лили и порождения её генетических экспериментов: мантикоры. И здесь всё чуточку интереснее. На задание мы выбираем вайфу с полноценным набором умений (Лили — стрелок, Килли — боец ближнего боя) и трёх мутантов с разными умениями и атрибутами. По мере прохождения в игре можно будет создавать новые виды мутантов и вербовать новых вайфу, что теоретически должно внести разнообразие в боёвку.
Теоретически — потому что пошаговые бои здесь тоже предельно простые. Глобально всех юнитов отличает друг от друга характер урона (физический/энергетический) и вид защиты, если она есть. Особенности ландшафта роли не играют, комбинировать умения не нужно, статусы и эффекты отсутствуют. Когда ваши юниты получают достаточно урона, заполняется шкала ульты — можно использовать одну из двух на выбор. Это мотивирует использовать в бою хоть какую-то тактику, а не просто закликивать мобов до победного.
Впрочем, последний вариант тоже сгодится.
Возможно, в будущем эту мини-игру (иначе назвать не выходит) доработают и подтянут, но сейчас это такой же незатейливый таймкиллер, как и STG-сегменты. С одной лишь разницей: если уровни в космосе выглядят приятно, от сухопутных сражений в глазах рябит.
Subverse прикрывает простенькую графику целой симфонией визуальных эффектов, вплоть до хроматической аберрации. В пошаговых боях это выходит игре боком: сейчас они выглядят, в лучшем случае, сносно, а в худшем — отвратительно.
Можно подумать, я слишком серьёзно отношусь к ванильному геймплею в порно-игре. Проблема в том, что в Subverse вам придётся провести за этими мини-играми не один час, а «пародийный» элемент в них выражен, мягко говоря, слабо.
Среди мобов можно встретить и коронных трах-ботов с названиями вроде Lewdtenant или Punchy McPhallus, но в целом разработчики держали свою необузданную фантазию в на редкость жёстких рукавицах. Рядом с Subverse абсурдные мобы Hyperdimension Neptunia кажутся вершиной комедии.
В Subverse львиная доля юмора и взрослого контента подаётся через сюжет. А чтобы бодрее шло, для образа Капитана разработчики «спародировали» Дэдпула, добавив ему на лицо главный атрибут супергероя Трусонюха.
Порно-комедия
Studio FOW всегда старательно прописывала сюжеты своих анимационных фильмов, поэтому в Subverse всё тоже серьёзно: нам предлагают полноценную многочасовую космооперу в мире, где почти все персонажи постоянно думают о сексе, говорят о сексе и хотят секса.
Иногда разработчики балуют эффектными катсценами, но большая часть игры — классическая визуальная новелла. Причём, даже без выбора реплик в диалогах. Может быть, FOW добавят сюжетные развилки в будущем, но в ранний доступ вышли 6 глав из 22. Если нелинейность и будет, то сильно ограниченная.
Для визуальной новеллы Subverse выглядит на редкость хорошо. Губы героев не двигаются (возможно, потом это исправят), но все диалоги качественно озвучены, а персонажи активно жестикулируют. Это оживляет сцены и помогает удержаться от нажатия кнопки «пропустить сцену». Но с каждым часом желание скипать диалоги лишь усиливается.
Поначалу нарратив забавляет. Все знают, что находятся в видеоигре, поэтому то и дело отпускают смешные комментарии. Скажем, посреди боя вражеский командир может в ярости закричать: «Так и знал, что нельзя поручать эту работу стоковым ассетам», — после чего обрушит на игрока «своих, уникальных» мобов посильнее. А если спросить вайфу Килли про последние слухи, она разразится гневной тирадой о том, что она не какой-то там NPC в ролевой игре.
Игра никогда не перестаёт напоминать, что не воспринимает себя всерьёз. Абсурдна её вселенная, абсурдны персонажи и ситуации. Её сюжетная линия построена вокруг заговоров и войн, но почти каждая сцена разрушает ожидания и оборачивается юмористическим скетчем на тему секса и гениталий. Так Subverse подходит к, простите за каламбур, субверсии тропов космооперы.
Это всё мило и весело, но фантазии нарративного дизайнера не хватает на такой хронометраж, а количество развратного юмора сказывается на качестве. Subverse пытается рассмешить игрока в каждой второй реплике, однако немногие остроумные пассажи тонут в сплошном потоке пошлой безвкусицы и мата. Постепенно остроумных шуток становится всё меньше, их общее однообразие и примитивность начинает раздражать.
Складывается впечатление, что игру писали для детей, готовых бесконечно смеяться от упоминания половых органов и внезапного перехода на «грязный язык». Поначалу игра напоминает похабный мультсериал Tripping the Rift (у нас известен как «Улётный трип»), но Subverse не выдерживает сравнения: сериал использовал популярные сюжеты, но превращал их в непредсказуемый абсурд. Это и веселило.
Subverse так не умеет. Здесь мы будто следим за банальной космооперой, только все разговаривают о сексе, а по космосу летают членороботы. Шаблон диалогов настолько простой и предсказуемый, что в какой-то момент начинаешь предугадывать следующую реплику персонажа. Приятно почувствовать себя Джозефом Джостаром, но игра быстро перестаёт удивлять, а к сюжету теряешь всякий интерес.
Обиднее всего за то, что разработчики «спародировали» образ Дэдпула, но превратили его в скучного извращенца — под стать всем остальным персонажам.
И, к сожалению, это не просто придирки. Творческой силы Studio FOW хватает на анимационные короткометражки, в которых нужно связать между собой сцены секса. Но писать полноценную визуальную новеллу на десятки часов чтения в стиле дешёвой порно-пародии — идея сомнительная. История только началась, а Subverse уже кажется грандиозным упражнением в постиронии и должна давать отдельную ачивку всем, кто ни разу не скипнет диалоги.
Subverse явно не пытается впечатлить интересным геймплеем и проработанным сюжетом, но всё это — лишь второстепенные элементы. Игроки пожертвовали два миллиона долларов, потому что разработчики пообещали им секс. Очень много секса. На сайте студии даже есть отдельная страница с громкими обещаниями.
Может быть, со временем Subverse действительно доставит игрокам обещанное удовольствие, но сейчас «взрослый» контент — главное разочарование игры.
Порно-трагедия
Порно-игры можно разделить на две условные категории. В одних секс — основная механика, в других — дополнительная.
Игры второй категории подходят к добавлению «взрослого» контента по-разному. Могут использовать секс как награду, как наказание за поражение («боевое изнасилование») или как геймплейную опцию. Скажем, в ретро-платформерах серии Succubus можно очаровывать врагов, чтобы восстанавливать здоровье, в JRPG Dungeon of Erotic Master соблазнение позволяет отвлечь часть врагов в бою, а в Cloud Meadow или Flying Princess: Inter Breed спаривание позволяет создавать новые виды персонажей.
Многие порно-игры пытаются вплести эротику как в механики, так и в нарратив: создавать сценарии, которые подводят к действию и задают ему контекст. И субвертировать привычные механики, чтобы секс стал естественной частью геймплея. Всё это привлекает игроков, потому что делает порно более иммерсивным, даже если визуальное воплощение оставляет желать лучшего.
Subverse использует секс как награду. Когда вы по сюжету помогаете очередной вайфу, она предлагает уединиться — и запускается катсцена, где вам без лишних прелюдий показывают анимацию в одной позе и позволяют регулировать ползунок скорости, а когда надоест любоваться — нажать нужную кнопку, чтобы на логической ноте завершить анимацию.
У Studio FOW большой опыт в создании анимированного порно, и это чувствуется: анимация качественная, ракурсы эффектные, артефактов почти нет. Угловатые контуры частей тела компенсирует постобработка и броский дизайн женских персонажей.
А в каюте Капитана есть специальный режим Pandora, в котором нам и предлагают большую часть «взрослого» контента.
У каждой вайфу там есть страница с набором анимаций. Сюжетная сценка появляется сразу, остальные нужно разблокировать за специальные очки. Они добываются, когда вы берёте вайфу в бой. Анимации делятся на две группы: простые и премиальные. Только в последних есть ползунок скорости и какое-либо «развитие сюжета». Простые анимации длятся всего пару секунд и стоят на петле.
У каждой вайфу есть сцены с Капитаном, мантикорами, тентаклями и роботами. В некоторых они просто позируют.
Разблокированные анимации можно собирать в меню из пяти слотов, после чего запустить и радоваться: у вас на экране набор из пяти не связанных друг с другом порно-гифок, между которыми можно переключаться.
Собственно, всё.
Для каждой вайфу сейчас доступно от восьми до девяти анимаций. Разумеется, в будущем их число возрастёт, но проблема не в этом. По сути, игрокам предлагают гриндить очки в примитивных мини-играх и читать затянутую пародию на визуальную новеллу, чтобы открывать доступ к галерее порно-гифок с внутриигровыми персонажами. Местная система — одна из худших и самых ленивых в жанре. И это — единственное, чем Subverse может удивить человека культуры.
В Subverse есть два полноценных геймплейных режима, но ни один из них не использует сексуальный контент. Игра делает акцент на нарративе, но даже не пытается раскрывать женских персонажей и выстраивать с ними вменяемое взаимодействие — как это делают тысячи других визуальных новелл. Даже у простейших порнографических проектов вроде Cursed Armor есть фанбаза просто потому, что их разработчики умеют вплести секс в сюжет органично, интересно и с выдумкой.
Более того, львиная доля сексуального контента даже не задействована в повествовании. А ведь проблему решить проще простого. Главный герой берёт на задания вайфу — можно было добавить специальные анимации в случае поражения. Всё, контент интегрирован.
Но главная проблема в другом. По уровню технического исполнения Subverse конкурирует с проектами вроде Honey Select 2: Libido, PlayHome, Wild Life или Fallen Doll: Operation Lovecraft, но даже не пытается дать игрокам то, за чем порно-игры в принципе запускают — интерактивность.
У всех вышеперечисленных игр есть одна общая черта: гибкая настройка взрослого контента. Ракурсы, позы, камера, одежда, внешность — настройке подчиняется всё. Студия Illusion создаёт игры по такому рецепту уже двадцать лет, а под кастомизацию у них подпадают даже эмоции, от которых напрямую зависят позы. В играх, которые целиком концентрируются на сексе, действие проработано до мелочей, а вариации разнообразны до абсурда.
И да, к слову о разнообразии. В Subverse много женщин разных видов и типажей, но практически у всех одинаковые пропорции лица и тела, а часть гифок в Pandora повторяется у разных вайфу.
Разумеется, сейчас рано делать окончательный вывод о том, какой будет игра. Но большинство проблем связаны не с недостатком контента, а с дизайнерскими решениями и уже готовым материалом.
Если Studio FOW не перелопатит проект до неузнаваемости, нас ждёт в плохом смысле пошлая, затянутая визуальная новелла с примитивными геймплейными элементами, парой простейших хентайных сцен и обособленной галереей гифок на тему Rule 34. Она может впечатлить игроков, которые никогда не запускали проекты Illusion и порно-игры в принципе, но в своей нише это на редкость слабая работа.
Иронично, что даже по меркам Rule 34 анимации в Subverse далеко не самые лучшие.
А разговоров-то было.
Что понравилось
- Хороший арт-дизайн.
- Постановка кат-сцен и «взрослых» анимаций.
Что не понравилось
- Примитивный геймплей.
- Большая часть игры — многочасовая визуальная новелла с сюжетом уровня порно-пародии.
- Однообразный пошлый юмор.
- Однообразные героини.
- «Взрослый» контент существует отдельно от игры и сводится к набору несвязных анимаций.
- Управление «взрослыми» анимациями сведено к минимуму либо отсутствует вовсе.