Как скатывался жанр экшн гонок и симуляторов

Мнение о ситуации от фаната жанра, а так же о его становлении, формировании и падении.

Как скатывался жанр экшн гонок и симуляторов

Я всегда любил формат экшн гонок на выживание. Первый такой проект, опробованный мною — был Carmageddon 1997 года. И уже тогда я начал фанатеть от данного жанра, углубляясь в истоки его формирования и параллельно знакомясь с ним в других направлениях (кинематограф и литература).

Каково было мое удивление, когда я узнал, что основоположником его был Томохиро Нисикада, создатель Space Invaders. Его проект — Speed Race вышел в 1974 году, параллельно с другой игрой — Gran Trak 10, тоже одним из основоположников жанра. Обе игры представляли из себя аркадный заезд по кольцевой трассе и спринт в пиксельной, чёрно белой графике.

В течении последующих 15 лет жанр плотно формировался и менялся, появлялись первые симуляторы. Одним из таких стал Indianapolis 500 (1989 год). Говорили, что физика в нем настолько правдоподобна, что в нем проходили тренировки настоящих гонщиков Формулы-1.

В конце концов, жанр плотно расцвёл и закрепился в 1990х, на долю которых пришлись такие громкие проекты, как: Twisted Metal, Need for Speed, Gram Turismo, Collin McRae Rally, Super Mario Kart, Driver и другие. Тогда разработчики не боялись смело экспериментировать и на ту пору пришлись самые жестокие и сумасшедшие проекты. У симуляторов дела шли не хуже.

В течение следующих десятилетий жанр продолжал свой подъем. Need for Speed стал настоящим маскотом аркадных гонок. Midnight Club популяризировал уличные гонки ещё до выхода «Форсажа». Когда речь заходила о самой злобной и кровавой гонке на свете, всем становилось ясно - речь идёт о Carmageddon.

Закреплялась популярность темы безбашенных аварий, главными двигателями которых стали FlatOut (Bugbear, 2004) и Burnout (Criterion, 2001). Безбашенная музыка, рёв двигателей, скрежет метала, летающие части машин по трассе — все это было тогда в пике своей популярности. FlatOut стал синонимом данных слов. Тогда же вышла первая он-лайн гонка Motor City Online (EA, 2001).

Сколько легендарной и культовой музыки нам подарили проекты тех лет, большинство песен и их исполнителей стали открытием, один только «Эрон-Дон-Дон» поселился в миллионах умах и плейлистах фанатов того времени, а с некоторыми присутсвует и до сих пор (👀).

Появился новый поджанр, «полусимуляторы», в рядах которых плотно закрепились такие игроки как Forza Motorsport и TrackMania. Вышел MotorStorm, предлагающий массу вариативных трасс, которые были очень сложными и заставляли учить свои маршруты. Приобретали популярность замудренные короткие звёзды по трекам.

Но к сожалению, все хорошее имеет свойство заканчиваться, а разработчики — выводить популярные формулы и развивать их. Подтверждение тому — сужение количества серий и частота их выхода.

На момент написания данной статьи, последний Burnout вышел 10 лет назад, с подзаголовком «Crash!», полностью перевернул своё видение, получил смешанные оценки как от прессы, так и от игроков и канул в лету; Driver, после серии неудач и попыток в конкурентов, с подзаголовком «Renegade» — 10 лет назад; любимая всеми FlatOut вообще попала не туда, куда надо, а судьба Twisted Metal до сих пор загадочна (в моей душе теплится надежда о возрождении серии); последний Carmageddon с подзаголовком «Reincarnaition» вышел в 2015 году и оказался настоящим техническим провалом с ужасным управлением, да и в современном политкорректном мире гонкам с черным юмором выживать все сложнее.

Хорошо себя чувствуют до сих пор только выверенные серии и мастодонты вроде Gran Turismo и Forza, Need for Speed тоже радует присутствием, но до сих пор не может определиться.

На сегодняшний день стало окончательно ясно, что в данном жанре есть жизнь только в симуляторах. Они предлагают массу дисциплин и дают уровень физики разной реалистичности и сложности.

Иногда проскакивают штучные игры вроде Destruction Allstars, но после 20 часов игры, можно сказать только одно - это сухая выжимка, при чем с упущением самых интересных возможностей. Тяжело судить на первом месяце игры, но контента уже не хватает, да и из всех режимов играбельны только два, с натяжкой. Не на руку играет и отсутсвие кастомизации машины (за исключением раскраски, которая идёт по дибильному с привязкой к костюму персонажа), возможность что то добавить или убрать, фарм опыта упирается в цифру у полоски и вознаграждением коинов, за которые покупать нечего, кроме каких то конкретных моментов; иногда дают какие то персональные баннеры и аватары, но сегодня не об этом.

До сих пор переодически радует Mario Kart, не так давно вышел ремастер Crash Team Racing, существует Crossout и Rocket Leauge, а значит что шанс на заинтересованность со стороны разработчиков и возможность на возрождение всего поджанра есть.

И не сказать, что вся эта тенденция это плохо, но на данный момент это максимально сужает выбор конечного пользователя, вроде меня, чьё знакомство и детство пришлось на пик популярности тематики чёрного юмора, громкой музыки, эпичных заездов и разносящихся в дребезги тачек. Да и играю я не в физику, а в эмоции.

Сегодняшние проекты стали слишком серьезными. Вместо веселья — накрученный пафос. Все живые на данный момент крупные серии сузились до демонстрации дорогих автомобилей и красивых панорамных видов. Производители заботятся о внешнем виде своих авто — разработчики о лицензиях. Пропал тот самый шарм тех времён, когда разработчики представляли гонки нам именно так, как мы представляли себе это в детстве. Когда машины превращались в мясо на четырёх колёсах и продолжали свой заезд, когда взрывы, взрывы и грязь вы видели на экране чаще чем эмблему очередной люксовой машины и отражения на ее безупречно наполированном кузове.

Нам перестали продавать игры, нам продают демонстрацию и рекламу роскошных автомобилей под обёрткой симулятора.

Кто сказал что сексуализировать машины невозможно?!?

В 2021 году не выгодно выставлять машины в том свете, в котором их выставляли в нулевых и раньше. Сегодняшним гонкам не хватает смелости, вариативности, в них отсутсвует задорность и дурачество. Никаких больше мега пушек и установок, в них больше нет места авариям. Прощай безумная езда по трафику с пассажирами а-ля Crazy Taxi. Нынешние гонки больше не похожи на незамысловатого ребёнка, теперь они олицетворяют богатенького сынка, который наслаждается роскошью и статусом, от чего вдвое больнее, потому что беззаботности и так практически нет в жизни, а теперь ее и окончательно не осталось там, где мы могли себе позволить чуточку больше, забыв о повседневности, роскоши и серьезности, а именно - в играх.

6767
67 комментариев

Зато жанр ушёл на пике, можно сказать. Split/Second, Blur, Motorstorm Apocalypse и Driver: San Francisco подряд вышли, и на тот момент казалось, что подобного в дальнейшем будет только больше... эх.

25
Ответить

За это и обиднее сильнее всего

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Только из этого всего проверку временем прошел только Драйвер. Остальное при попытке поиграет наскучивает через 2 часа. А драйвер даже сейчас отлично играется, только недавно прошел.

Ответить

Эпоха ушла потому, что вкусы людей изменились. Воспряли игры с авто и открытыми мирами вроде GTA, где можно и на тачках погонять, и пострелять, и просто почилить, в то время, как гонки в массе своей представляли из себя просто набор трасс. Симуляторы так вообще забава на любителя, так как большинство играло в гонки для получения адреналина и ощущения скорости, а не для ебли с трассой и выёбистым куском металла. Вот так постепенно гонки и отошли на второй план, как и многое другое - их вытеснили игры-гибриды. Шутеры вон тоже обросли всякой рпг-шнягой, например. И винить тут некого.

13
Ответить

Шутеры вон тоже обросли всякой рпг-шнягой, например.

И на этом фоне образовалась целая ниша олдскульных шутеров (вроде Dusk, Ion Fury, Wrath Aeon of Ruin и т.д.) для людей, которым современные гибриды не милы. Вот бы с гонками похожее приключилось...

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить