Mafia II - 9 лет спустя

Когда вышла Mafia 2, игровое сообщество, мягко говоря, впало в ступор. Её ругали почти за всё: от сюжета до пустых и ненужных механик. Но давайте попробуем разобраться, что к чему.

Mafia II - 9 лет спустя

Важная ремарка: речь в тексте идёт только об оригинальной игре без DLC. Ничего осмысленного, кроме пятнадцати минут роликов суммарно, они не предлагают - а откровенно убогая аркадная механика миссий убивает ориентированность игры на сюжет. Это не очень правильно, но давайте просто представим, что их нет. Ну и ещё почему-то текст получился с упором на сюжет.

Первая «Мафия» со временем обрела культовый статус, поэтому появление сиквела стало неизбежным. Работа над сценарием продолжения началась довольно скоро - в 2003 году, через год после релиза оригинальной игры. Первоначально Illusion Softworks планировали выпустить дополнение к Mafia, но успех игры ясно дал понять, что аддона публике будет мало. Тогда студия забросила эту идею и переключилась на создание полноценного сиквела.

Увы, разработка с самого начала вызвала бурные конфликты, которые задерживали или даже приостанавливали работу над второй частью. Так случилось уже в августе 2004-го: дело дошло до того, что Дэниел Вавра по неназванным причинам ушёл из Illusion Softworks.

Одно из первых видео с игрой, 2004 год.

Официальных данных очень мало, но, видимо, работа встала ненадолго. Уже в 2005 году Mafia 2 «переехала» с PlayStation 2 и Xbox на PS3 и Xbox 360. Смена поколений консолей и устаревание технологий привели к смене движка. И не к единичной: по словам продюсера Лукаша Куре, движок менялся как минимум трижды. Изначально Mafia 2 работала на LS3D, затем на RendenWare (Mafia на движке от GTA - какая ирония!), и позднее – на ещё одной внутренней разработке, Illusion engine.

Официально Mafia 2 анонсировали только в 2007-м, примерно тогда же появился и первый более-менее играбельный билд. Получается, что ещё до анонса сиквел попал в производственный ад и уже прошёл длинный и сложный путь. Впрочем, примерно в это же время в студию вернулся Дэниел Вавра, и дела вроде бы пошли лучше. С деньгами тоже проблем не возникало: в 2008 году Illusion Softworks приобрел издатель 2K Games, и, став его дочерней компанией, студия переименовалась в 2K Czech.

Mafia II - 9 лет спустя

Однако дата релиза смещалась всё дальше, и чем ближе к отправке на «золото», тем более явственна паника студии. В интервью звучит всё больше оправданий и компромиссов – то версия HUD им нравится, но будет доработана, то физика машин прекрасно играется, но будет меняться, то продюсер уходит от ответа про системные требования, то из студии уходят ключевые для проекта люди, но их работа над проектом якобы «уже завершена».

Под конец разработки стало известно, что Дэниел Вавра вновь покинул 2K Czech, а вместе с ним ушёл директор и основатель студии Петер Вохожка. Это уже спекуляции, но наверняка причиной тому стали взаимоотношения с издателем игры. А уход ключевых для компании кадров и давление со стороны 2K вынудили оставшихся разработчиков слепить воедино имеющиеся куски и выбросить получившийся продукт на рынок.

И вот Mafia 2 вышла , и игровое сообщество ахнуло. Кое-кто даже вспомнит проплаченные «девятки» и «десятки», потом волшебным образом изменившиеся на более уместные «семь с половиной» и ниже.

Mafia II - 9 лет спустя

А теперь давайте остановимся. Можете кидаться тапками и называть тупым фанбоем, но Mafia 2 – хорошая игра. Ей кое-как хватило запаса прочности – однако она трещит по швам.

Наверное, нет особого смысла заострять внимание на геймплее. С ним всё и так понятно: Mafia осовременилась, обросла новыми механиками вроде мини-игр при угоне машин, регенерации здоровья и системы укрытий и всё в этом духе. Словом, стала проще и понятнее для широкой публики. Можно даже сказать, что Mafia 2 сближается с GTA – но не настолько, чтобы её нужно было воспринимать как песочницу. Это такой же линейный шутер, как и оригинальная игра, но всё ещё помещённый в открытый мир.

Почему-то полиции глубоко плевать на огромное пятно крови на крыле машины и разбитую фару.<br />
Почему-то полиции глубоко плевать на огромное пятно крови на крыле машины и разбитую фару.

Сам Эмпайр-Бэй – один из лучших виртуальных городов в видеоиграх. Хотя по сравнению с Лост-Хэвеном он несколько потерял в аутентичности (здесь нет общественного транспорта, например), чисто визуально он кажется живым, настоящим, у него как будто есть собственная история. А уж какое он создаёт первое впечатление! Атмосфера и дух времени просто завораживают, и в мир игры так и хочется погрузиться с головой.

Это относится и к Эмпайр-Бэй образца 1945 года, и к городу из 1951-го. Однако он всё равно ощущается по-разному. Если в 45-м он ещё снежный, мрачный и тёмный, то шесть лет спустя всё наоборот: в нём много света, появляются яркие цвета, и Эмпайр-Бэй обрастает новыми, ранее незаметными, деталями. Волшебная зимняя атмосфера теряется – но дух новой, послевоенной, эпохи Эмпайр-Бэй отражает великолепно. «Это словно новый мир», говорит Вито, и он прав: город оживает…

Mafia II - 9 лет спустя

… но он всё такой же пустой! Первое время по Эмпайр-Бэй дико интересно перемещаться. Миссии происходят в разных частях города, так что его придётся изъездить целиком - только вот со временем восторг сменяется на скуку. Взаимодействие с игровым миром практически отсутствует, и в нём попросту нечем заняться. Всё, что позволяется – переодеться, прикупить оружие, заехать в автомастерскую и перекусить в кафе. Какие-то «случайные» события, которые происходят вокруг и в которые можно вмешаться, есть только в отдельных миссиях. Ну ещё можно пару раз у прохожих спросить, куда идти дальше.

А даже те редкие активности, которые игра предлагает, по сути ей не нужны или почти не нужны. Зачем улучшать машину, если проще пойти и угнать новую? Зачем специально останавливаться и идти в кафе, если можно поправить здоровье дома в начале или конце дня? Зачем покупать оружие, если патронов и так всегда в избытке?

Mafia II - 9 лет спустя

С машинами и оружейными магазинами вообще интересная ситуация. В первой Mafia, напомню, каждое задание начиналось в гараже. Почти для каждой миссии нам выдавали автомобиль, на котором нам нужно было ехать, а если не выдавали – то можно было сразу же взять один из имеющихся. В сиквеле каждая миссия тоже начинается одинаково: со звонка телефона, после которого Вито выходит на улицу. И если «специального» автомобиля нет, то машину можно взять из гаража. Или попросту угнать. А поскольку принципиальной разницы между тем, на каком авто ехать на задание, нет, то проще не заморачиваться с гаражом и ремонтом, а тупо взять любую машину с улицы. В этом случае и тюнинг не нужен – опять же, проще угнать новую.

И кстати, у машин можно открывать капот и багажник. Первое может понадобиться пару раз (если вы разобьёте машину), а вот второе – никогда. Именно в багажнике должно было храниться оружие, но эту фичу вырезали, а взамен Вито получил бездонные карманы. И тут уместно будет прокомментировать, что личный автотранспорт имел бы смысл, лежи в собственной машине условный томми-ган. Но раз его нет, то и разницы, на чём ехать, тоже никакой.

Mafia II - 9 лет спустя

Примерно аналогичная сложилась и с оружейными магазинами. Патронов на миссии всегда в достаточно, и ехать за дополнительным боезапасом нужды нет. Равно как и нет смысла покупать дополнительное оружие: под рукой всегда есть несколько пистолетов, пара пистолетов-пулемётов и дробовик. Такого набора вполне достаточно, и за всю игру можно так ни разу и не узнать, что в арсенале есть и другое оружие.

Безжизненность мира могли бы спасти сайд-квесты, но их здесь ровно одна штука. Да и он скорее похож на издевательство: набить морду одному грубияну. Награды за него не предусмотрено. С тем же успехом дополнительным заданием могла бы стать починка машины для семейной пары в самом начале игры.

Порой какие-то случайные события всё же происходят, но взаимодействовать с ними нельзя<br />
Порой какие-то случайные события всё же происходят, но взаимодействовать с ними нельзя

Самое обидное – это то, что сайд-квесты совершенно точно должны были быть. Их в какой-то момент нам обещали разработчики, но, видимо, в самый последний момент они пошли под нож. Это немного странно, ведь как минимум несколько персонажей игры прямо говорят о наличии работы в будущем и даже имеют специальный маркер на карте. Увы, вопрос о причинах удаления дополнительных заданий остаётся открытым – может быть, их не успевали доработать в срок, а может быть, это художественное решение, принятое ради концентрации внимания игрока на истории.

Но как бы то ни было, подобная кастрация заметна почти во всём. В игре есть (но не используется) огромная территория за пределами города. На презентации Gamescom 2009 года (всего за год до релиза!) есть множество элементов, которые уже работают, но которые будут вырезаны из финальной версии: случайные события, холодное оружие, лицензия на огнестрельное оружие (легально купить его можно и в релизной версии – а вот носить его уже нельзя) и даже бесшовный мир (в здания можно было входить без подзагрузок, прямо как в первой Mafia). Более того, даже в демо-версии есть фичи, которых в полной игре уже не будет.

Если кому-то интересно, есть вот такое видео с подробным описанием вырезанного контента

Но больше всего пострадал, конечно, сценарий. Не секрет, что изначально Mafia 2 должна была иметь три варианта развития событий – по одному на каждую из семей Эмпайр-Бэя. Возможно, эти самые варианты даже были прописаны, но ближе к концу разработки стало очевидно, что реализовать всё без ещё одного переноса релиза не получится.

Сценарий не то чтобы плохой - скорее настолько неровный и спорный, что в игре явно видны части, над которыми работали долго и основательно, и фрагменты, которые слепили под конец разработки. Это не слишком удивительно, учитывая, что из планировавшихся 22 глав в финальной версии появилось лишь 15. Так что хотя скомканности ближе к развязке (но не в ней!) больше, но её хватает и по ходу развития событий.

Первые миссии Mafia 2 действительно великолепны. Они отличаются фантастическим уровнем проработки, который дальше по ходу игры мы уже не увидим. Пролог, приезд Вито в город и утренний поход к Джо – вообще лучшее, что мы видели в 2010 году. Эти эпизоды под завязку наполнены мелкими деталями, бытовыми сценками и диалогами, которые помогают вовлечь нас в жизнь Эмпайр-Бэя.

Вот здесь ходишь, натурально открыв рот<br />
Вот здесь ходишь, натурально открыв рот

К сожалению, уже к шестой главе, когда Вито попадает в тюрьму, всё меняется. Конечно, Mafia 2 – одна из немногих игр, отправляющих главного героя за решётку и уж точно первая (по крайней мере, на моей памяти), где нужно мыть сортир, но от уныния миссию это не спасает. Очевидно, что она нужна для знакомства с Лео Галанте и дальнейшего развития сюжета (ну ещё морды бить научат), но она настолько куцая, что кажется, будто из неё вырезали половину контента. И вместе с тем именно в тюрьме мы видим один из сильнейших моментов игры – когда Вито узнаёт о смерти матери. Поразительный контраст.

Mafia II - 9 лет спустя

Сразу же после тюрьмы идёт ещё одна великолепная миссия – возможно, лучшая в игре с точки зрения погружения. Вито выходит из тюрьмы и видит перед собой практически новый мир – как и игрок. Нам самим интересно изучить ставший ярким и красочным Эмпайр-Бэй, и Mafia 2 даёт нам прекрасную возможность для этого. Нас знакомят с Эдди, и игрок ездит по городу, знакомясь с новым боссом, и открывая с новых сторон Джо и самого Вито. Однако самая великолепная часть миссии наступает после выхода из борделя. Диалог в хлам пьяных мафиози, которые, услышав песню Дина Мартина, сначала подпевают на английском, а потом что-то мямлят, стыдясь того, что едва говорят по-итальянски, просто великолепен. Седьмая глава, в том числе и благодаря своей комичности, служит отличной передышкой между драками и перестрелками.

Mafia II - 9 лет спустя

Ещё одно интересное задание – в отеле. Несмотря на то, что миссия тоже заметно пострадала от спешки в конце разработки, в ней тоже есть примечательные моменты – как геймплейные фрагменты, так и яркие и сильные сюжетные повороты, закрывающие арки одних персонажей и показывающие других (прежде всего, Джо) с иной стороны.

А вот всё, что было потом, вышло слишком уж скомканным и пресным. Понятно, что игру нужно было как-то завершать, но здесь и так очень фривольно относящийся к реальности сюжет (гопник, который легко попадает на аудиенцию к главе семьи – серьёзно?!) окончательно теряет тормоза, и начинается какая-то фантасмагория. Вито нехотя ввязывается в дело с наркотиками, выносит половину китайского квартала, узнаёт про истинную (ну конечно же!) причину смерти отца... И за этим следует та самая мемная концовка – но о ней чуть позже.

Прости, фулл в сделку не входил<br />
Прости, фулл в сделку не входил

Всё время меня не отпускало ощущение, что всё это где-то мы уже видели. В сюжете опять – причём ещё ярче – проглядывают корни из «Славных парней» и «Крёстного отца». Дон Винчи – вылитый дон Корлеоне, торговля наркотиками тоже присутствует в романе Марио Пьюзо и его экранизации. Вито – вылитый Генри Хилл, да и Джо чем-то напоминает Томми ДеВито из «Славных парней».

Сами собой напрашиваются и параллели с оригинальной игрой. Дело не только в персонажах, но и отдельные локации и сценарные ходы. Убийство босса другой семьи? Есть. Попытка подзаработать втайне от босса? Есть. Поручение убить близкого друга? Есть. Финал в крупном культурном заведении? Есть. Даже таскание ящиков в порту есть (хотя скорее и в качестве отсылки).

Mafia II - 9 лет спустя

Одновременно со всем этим значительная часть сюжета стала куда более приземлённой и реалистичной благодаря персонажам. Это уже не одухотворённые и почти добродушные гангстеры из первой Mafia, а вполне реалистичные типажи мафиозных семей и их приспешников. Ну правда, вы же не думали, что в мафию брали, как говорилось в одном из комментариев к тексту про первую часть, «только после того как два диплома принесёшь и споёшь оду на итальянском со сцены»?

Вот и Вито – малоприятный персонаж. Mafia 2 рассказывает более тривиальную, нежели в первой части, историю про то, как простой парнишка-иммигрант хотел всё, а получил как всегда.

Mafia II - 9 лет спустя

Очень интересно смотреть на персонажей игры сквозь призму их жилья и того, как оно отражает их стремление к американской мечте. В первую ночь после возвращения с фронта Вито ночует дома – в своей комнате, которая за несколько лет ни капли не изменилась. На стенах висят постеры со спортсменами, дорогими машинами и видами на американские города. Вито уже не ощущает связи с прежним жилищем, он далёк и от старой жизни - поэтому он селится у Джо. Джо не слишком богат, но в его квартире уже видны те черты, которые позднее только обострятся. Ведь по сути он - ребёнок-переросток: хвастается успехами у девушек (и в его квартире почти всегда есть хотя бы одна), кичится связями, а на стенах квартиры висят постеры с полуголыми дамами. Джо всегда пытается казаться чем-то большим, чем является на самом деле.

Mafia II - 9 лет спустя

Ну а пока два друга мечтают о будущем, Вито рассказывает, в каком доме он хочет жить – в частном доме на Хантерс-пойнт, в богатом спальном районе. После возвращения из тюрьмы он обосновывается в простой, но опрятной квартирке в Маленькой Италии. Это однозначно промежуточный вариант: не может же он вечно жить у Джо и слушать, как у того скрипит кровать во время… встреч с девушками. И когда он, наконец, зарабатывает достаточно денег, он покупает себе тот самый дом. В гараже стоит новенький автомобиль, а шкаф ломится от сшитых на заказ костюмов.

И здесь, на двух третях игры, Вито достигает американской мечты: он по-своему успешен, состоятелен и имеет определённый авторитет. И когда Вито всё теряет, то воспринимает это как трагедию: он сам утверждает, что пошёл в мафию только ради богатой жизни.

Конец игры он вынужден провести в квартире Марти. И эти дни интересным образом возвращают нас к началу Mafia 2, когда Вито оказывается в собственной спальне. Здесь та же небольшая кровать да слащавые постеры, обещающие красивую жизнь. Жизнь, которая для Марти так и не наступила – а для Вито уже прошла.

Mafia II - 9 лет спустя

Если Томми Анджело из Mafia: The City of Lost Heaven со временем продвигается в семье Сальери и становится одним из важнейших её членов, то Вито как был где-то в хвосте пищевой цепочки, так там и остаётся. И здесь кроется ключевое различие между этими играми, потому что Томми был неглупым человеком, а вот Вито – обычный тупой гопник, который сегодня отжимал бы телефоны у школьников. Он плоский персонаж не потому что кому-то было лень его прописывать, а потому что тупые гопники в принципе какой-то глубиной характера похвастаться не могут. Помните про реалистичные типажи персонажей? Вот это они в действии.

Из грязи - в другие грязи<br />
Из грязи - в другие грязи

Вито никогда бы не поднялся выше в семье – и вообще удивительно, как в эту семью он вообще попал с его-то поведением. Он удивительным образом напоминает собственных родителей - к концу игры он и сам это осознаёт. Разница только в том, что его родители верили в то, что честный и упорный труд себя окупит, а Вито очарован лоском жизни мафиози. Он уже не надеется на Бога, а рассчитывает на пачку денег за не самый богоугодный труд – даже когда его босс не верит в собственные слова.

К несчастью, ему платят достаточно, чтобы он этого не замечал до самого конца. Генри (по сути типаж, каким хочет стать Вито) обещает кучу денег за талоны на бензин? Мы в деле – только вот и дураку понятно, что правительство не позволит себя обдурить. Естественно, за махинации героя отправляют за решётку. И тут становится очевидной беспомощность Вито. Ему «предлагают» участвовать в боях, и если он побеждает (а он побеждает), то получает награду. Он не более чем инструмент для Лео – и раз уж ему нашлось применение, то парня поднимают со дна, отряхивают и выпускают обратно на свободу.

Mafia II - 9 лет спустя

Финальная часть игры – которая про затею Генри с наркотиками – наконец-то доносит до Вито всю горечь его положения. Mafia 2 – игра про преступность – умудряется оставить почти всю криминальную подоплёку дела с героином за кадром, ведь покупку и распространение мы видим только в ролике. Это сделано с одной-единственной целью – чтобы не нарушать ритм повествования.

2K Czech точно знали, что они хотят и не хотят сказать и показать. Сделка, деньги, покупка дорогих вещей – лишь фоновые события Последствия действий героев – нет. Поэтому игровой процесс продолжается с момента убийства Генри и последующей резни в Китайском квартале – которая ставит весь криминальный мир Эмпайр-Бэй под угрозу войны.

Так вот, Вито остаётся ровно в том же положении, что и его отец когда-то, несмотря на все попытки героя избежать судьбы предка. Если в начале игры возврат семейного долга ощущался как достижение, то здесь, в финале, это дно. Герои в таком отчаянии, что берутся даже за убийство человека под защитой государства – среди бела дня.

Тут любой уважающий себя фанат серии должен пустить скупую мужскую слезу<br />
Тут любой уважающий себя фанат серии должен пустить скупую мужскую слезу

И после этого следует финал, который стал известен широко за пределами игрового сообщества. Вито заслужил такой конец. Он кое-как выбрался из той ямы, в которой оказался. Вито – но не Джо.

Тут важно отметить, что дружба с Джо – последняя «настоящая» вещь, которая осталось у протагониста. Джо привёл друга в криминальный мир, и без него Вито остался бы таскать ящики в порту. Джо был рядом до самого конца - и вот машина с ним уезжает. «Джо в сделку не входил». И главный герой остаётся один – без дома, без денег, без семьи и без друзей. Это абсолютно логичный финал для такого персонажа, как Вито, и я думаю, что именно такая концовка лучше всего подходит игре.

Mafia II - 9 лет спустя

Mafia 2 ещё ярче, чем первая часть, подчёркивает жестокость жизни, выбранной персонажами игры. Но в отличие от оригинала, она ещё и обличает сущность мафиози, одетых в шикарные костюмы, показывает пустоту вещизма, поклонения культу денег и роскошной жизни. Вито – ярчайший пример человека, который гонится за лёгкой добычей. И кстати, Mafia 3 очень точно изображает будущее, уготованное такому человеку - но это уже совсем другая история.

История достижения Вито американской мечты куда более простая и приземлённая, нежели в первой части. Она такой задумывалась изначально и именно такой должна восприниматься. Это не отменяет критику средних и порой откровенно слабых сюжетных и геймплейных фрагментов и не оправдывает финальный продукт.

И очень жаль, что мы не увидели игру в том виде, в котором она задумывалась изначально. Возможно, сюжет был бы богаче на детали – а геймплейно Mafia 2 точно бы стала увлекательнее. Увы, мы имеем то, что имеем.

Mafia II - 9 лет спустя
331331
160 комментариев

Комментарий недоступен

103

Открытый мир хоть и красивый, но совершенно пустой, с отсутствием активностей.Выскажу пожалуй довольно спорное мнение. Критикует open world мафии в первую очередь потому, что рассматривают его с точки зрения ГТА-подобной игры. Но как по мне, в мафию первоначально был заложен другой подход: тут он служит не для попытки организовать сэндбокс, а для погружения и построение правдоподобного мира и атмосферы. Ближайший пример для меня: L.A. Noire (да, да, там нет свободы вне миссий, но в их рамках она есть, и даже есть намеки на побочные активности).
Серьезно, не знаю чем бы мне запомнилась вторая мафия без ее бесцельных уютных покатушек по зимнему Эмпайр-Бэй под радио...
Первая мафия, кстати, в плане открытого мира была примерно такой же, хз что именно второй все претензии.

50

Комментарий недоступен

2

Именно так. За работу художников можно простить почти всё, игра сохранилась великолепно.

4

Это и к третьей части применимо, к сожалению

Что бы получить нормальный честный графоний в Мафии 2 нужно через DSR ставить разрешение минимум выше вашего нативного в 1.5 раза, ибо в обычном фулашди реальный рендер всего 720, это хорошо заметно по огромным лесенкам алиасинга и мыльным текстурам, в нативном 1080 игра намного красивее и чётче выглядит чем в апскейле движком с 720 до 1080.

Мафия 2 для меня является до сих пор одной из самых любимых игр вообще за все время. Я её проходил наверное раза 4.
Возможно из за того, что я её прошел первый раз прям на релизе и вообще не успел начитаться этих негативных отзывов в интернете, обзоров и прочего у меня только положительные эмоции вызывает эта игра.
Я её воспринимаю просто как линейный синглплеер с капелькой свободы.
Мне в этой игре нравится всё. Графика, музыка, персонажи, физика авто, а концовка это вообще шок конечно. В хорошем смысле.
Потом я уже прочитал, что там половина задумок в итоговый билд не вошло, много вырезанных миссий и т.д.
Нооо а что с этим сделаешь? Может быть игра была бы еще лучше, но мне нравится эта игра в таком виде какой она и вышла.

95