Не все герои носят плащи: почему странная игра про маскота Pepsi стала культовой спустя годы после релиза

Рассказываем, как создавалась Pepsiman и за что супергероя так сильно полюбили пользователи интернета.

Не все герои носят плащи: почему странная игра про маскота Pepsi стала культовой спустя годы после релиза

Иногда для того, чтобы стать частью поп-культуры проекту необязательно быть качественным: вспомним, к примеру, «Комнату» Томми Вайсо, ставшую широко известной благодаря плохо прописанным диалогам и ужасной актёрской игре. Подобная логика работает и в случае с видеоиграми.

В 1999 году на PS1 свет увидел Pepsiman — платформер о супергерое Пепсимене, разработанный по заказу компании PepsiCo. Игра вышла откровенно слабой и поначалу не снискала признания как со стороны критиков, так и со стороны игроков.

Пробыв в забвении более десятка лет, проект неожиданно для всех получил второе дыхание в начале этого десятилетия. Популярные стримеры принялись транслировать игру на своих каналах, художники начали рисовать арты с Пепсименом, моддеры — создавать модель персонажа в любимых играх, а рядовые игроки даже запустили петицию с просьбой к разработчикам выпустить ремейк игры.

Искусство рекламы

Вопреки распространённому мнению, сам Пепсимен — это не исключительно японское творение, а игра не была его первым появлением на экранах.

Сама задумка создать персонажа для рекламы газировки принадлежит азиатскому отделению компании PepsiCo, его же сотрудники разработали первоначальный внешний вид героя. А вот известную нам внешность Пепсимена придумал художник комиксов Marvel и DC Трэвис Чарест (Travis Charest). Так появился облик персонажа — стандартное супергеройское трико и полностью закрытая маска.

Судя по всему, компания хотела одновременно сэкономить и создать запоминающийся рекламный образ, поэтому за свою работу Чарест получил небольшой гонорар и лимитированную банку Pepsi с изображением его персонажа.

Бюджетность, кажется, сопровождала персонажа буквально во всём с самого начала, поэтому первое появление супергероя состоялось в середине 90-х на японском телевидении в целой серии недорогих рекламных роликов.

Вряд ли сегодня вы увидите что-то более странное, чем Пепсивумен

Сами ролики снимались на территории Северной Америки, несмотря на направленность на азиатский рынок. В них Пепсимен обычно доставлял людям газировку, попутно пугая их своим откровенно несуразным видом и получая травмы из-за своей неуклюжести.

Стоит отметить, что даже недостаток в средствах никак не мешал японской съёмочной группе, так что в роликах герой менял костюмы, выполнял сложные трюки, а в одном из них даже засветилась его женская версия.

Все рекламные ролики с Пепсименом в одном видео

Всё это действо сопровождалось весьма запоминающейся и даже надоедливой музыкальной темой, исполненной некими James & Gang (к сожалению, какой-либо другой информации об этих музыкантах в интернете найти не удалось).

Телереклама с Пепсименом оказалась эффективна: супергерой стал символом газировки среди жителей Азии. PepsiCo решили и дальше продвигать персонажа, поэтому компания заключила партнёрство с Sega, которая вот-вот планировала выпустить свою новую консоль Sega Saturn. Так Пепсимен впервые оказался играбельным персонажем: герой появился в файтинге Fighting Vipers в качестве одного из бойцов на выбор.

Прохождение сюжетной линии файтинга за Пепсимена

Заключая соглашение с Sega, компания рассчитывала, что новая консоль окажется настоящим хитом и поможет ей в распространении рекламы, однако этим планам не суждено было сбыться. Игра оказалась успешной по меркам далеко не самой успешной консоли, этот результат разочаровал PepsiCo.

Тем не менее, единичный коммерческий провал не помешал дальнейшей судьбе и так не особо затратного персонажа. Чуть позже компания нашла золотую жилу — мерчандайз. Игрушки и фигурки Пепсимена стали настоящим хитом среди японских подростков. Чего только не было: и говорящий Пепсимен, и пахнущий газировкой, и даже коллекция крышечек с наконечником в виде персонажа.

Несмотря на относительный успех мерча и телевизионной рекламы, PepsiCo не хотела оставлять сравнительно молодой на тот момент рынок видеоигр после единственной неудачи, поэтому в 1998 году началась разработка самого известного проекта с участием супергероя — Pepsiman для PS1.

Этой консоли нужен новый герой

Разработку доверили небольшой японской студии KID (Kindle Imagine Develop), ранее в основном занимавшейся производством низкобюджетных видеоигр для NES. Именно по этой причине создателями Pepsiman выбрали их: PepsiCo постарались найти разработчиков, уже имевших опыт работы с недорогими проектами.

Логотип KID
Логотип KID

В то время в студию пришёл новый, молодой и перспективный сотрудник Котаро Утикоси (Kotaro Uchikoshi), впоследствии ставший известным геймдизайнером и автором серии Zero Escape. Утикоси получил должность главного художника проекта, хотя сам он хотел заниматься разработкой адаптаций настольных игр.

Утикоси на выставке разработчиков GDC в 2013 году
Утикоси на выставке разработчиков GDC в 2013 году

Спустя годы геймдизайнеру приписывали важную роль в разработке игры, но на деле он лишь выполнял указания, полученные сверху, а свой дебютный проект сегодня вспоминает с неохотой.

Тем не менее так уж вышло, что именно Котаро Утикоси спустя годы стал самой известной личностью в игровой индустрии среди всех остальных разработчиков Pepsiman. В недавнем интервью он отзывался об разработке игры следующим образом:

Моя задача состояла в разработке 3D-моделей камней, бочек, автомобилей. На тот момент я был совершенно бестолковым в вопросах игровой индустрии. Я лишь помню, что больше всего старался не опозориться, всё почти как во время первого раза в постели.

Котаро Утикоси, художник Pepsiman, геймдизайнер, сценарист

В действительности же работу Утикоси сложно назвать незначительной, ведь в полностью бессюжетной игре главным элементом было именно окружение. На тот момент графическая составляющая игры выглядела вполне достойно, а постановка трюков с небольшой поправкой на год выхода и бюджет смотрится как минимум интересно и сегодня.

Что касается жанровой принадлежности, то сегодня игру можно охарактеризовать как «‎раннер» — одну из разновидностей платформера, в которой игрок управляет постоянно движущимся вперёд персонажем. В последние годы жанр получил распространение на мобильных платформах, а вот в 1999 году это было в новинку.

Хотя в рецензиях того времени игру сравнивали с Crash Bandicoot и другими уже культовыми 3D-платформерами того времени, вряд ли это сравнение корректно: управление в Pepsiman заметно ограничено, а бег — это не просто одна из способностей персонажа, это основной геймплейный элемент.

Полное прохождение Pepsiman

На протяжении полутора часов (именно столько в среднем длится прохождение игры) супергерой, как и в телерекламе, бежит с нечеловеческой скоростью, чтобы доставить людям Pepsi. Это происходит в абсолютно разных антуражах, от техасской пустыни до футуристичного завода по производству газировки, весь процесс сопровождается уже упомянутой музыкальной темой, а на пути Пепсимена встречаются постоянные препятствия. Одним словом, игра — это почти дословная экранизация телероликов.

Первый уровень Pepsiman

Главным ориентиром при разработке игры для студии служили телевизионные ролики с участием Пепсимена. Разработчики брали оттуда целые локации и старались воссоздать их в своём проекте. Но вот на съёмку новых роликов с актёром в роли супергероя не хватало времени, так как проект нужно было разработать в максимально короткие сроки и как можно дешевле, поэтому PepsiCo вместе с KID приняли поистине странное решение.

По задумке разработчиков, игра должна была ассоциироваться у японских игроков с Америкой, поэтому они приняли решение снять в катсценах западного актёра в роли карикатурного и необразованного американца-фаната Pepsi.

Все кат-сцены из Pepsiman с Майком Баттерсом в главной роли

Путём кастинга на роль этого американца выбрали канадского актёра Майка Баттерса (Mike Butters), до этого снимавшегося в основном в ролях второго плана. На тот момент он уже проходил по несколько кастингов в день, поэтому особого значения именно этому прослушиванию не уделил.

Помнится, на прослушивание я надел свои рабочие сапоги и майку-алкоголичку, чтобы окончательно войти в образ реднека. Прослушивание оказалось чистой импровизацией: я старался говорить с южным акцентом и продюсеры это оценили.

Майк Баттерс, актёр

Герой Баттерса комментировал действия игрока, дразнил его и даже подбадривал. А хвалить было за что: если журналисты того времени (в особенности японские) почему-то считали игру простой, то обычные игроки отмечали её порой неадекватную сложность, вызванную неоднозначным левелдизайном и многочисленными багами.

Официально Pepsiman никогда не издавалась за пределами Японии, но это не помешало ей стать известной среди западных игроков. Благодаря импортированным (а чаще пиратским) копиям об игре узнали в Европе и России.

Как итог, Pepsiman никогда не была идеальной или даже просто хорошей игрой, но многие недостатки ей прощались из-за небольшой цены, самого Пепсимена, разнообразных уровней и смешных катсцен.

А спустя годы в сознании многих людей проект остался той самой странной и сложной игрой из детства или юности, где смешной главный герой бегал по улицам под не менее забавную музыку и комментарии «толстого американца».

В Pepsiman существовал даже аналог «боссов» в конце уровней — огромные объекты (например, брёвна), от которых необходимо было убегать
В Pepsiman существовал даже аналог «боссов» в конце уровней — огромные объекты (например, брёвна), от которых необходимо было убегать

Возрождение легенды

Продажи Pepsiman оказались ниже ожиданий. Последнее появление Пепсимена в рекламе состоялось в 2003 году, а после этого PepsiCo отправили героя на покой. Свою цель он выполнил: Pepsi стала гораздо популярнее в Японии, чем была до этого. Студия KID прославилась своими визуальными новеллами, просуществовала до 2006 года и позже объявила о своём банкротстве.

Но, как известно, интернет мало что забывает, поэтому Пепсимен «‎воскрес» с расцветом соцсетей и видеохостингов. Согласно KnowYourMeme, очередной всплеск популярности персонажа произошёл в 2015 году, когда несколько небезызвестных блогеров сделали видео, посвящённые супергерою. Однако вряд ли обзоры в рамках ретроспективы можно считать свидетельством настоящей известности персонажа. Самый странный супергерой заслуживал по-настоящему странных видео — он их и получил.

Ютубер с ником MowtenDoo получил известность благодаря своим «‎необычным» роликам, в которых он всячески переделывает музыкальные темы игровых проектов и не только. А вот к песни Пепсимена он снял вполне подходящий видеоряд. И если в первой половине ролика ничего странного (по меркам персонажа) не происходит, то вторую половину проще увидеть собственными глазами, чем пытаться это объяснить.

Примерно в это же время Пепсимен стал частым героем пользовательских видеоигровых модификаций. Например, именно связанный с ним мод стал первым крупным модом для хоррор-шутера Killing Floor 2. В этой версии супергерой стал весьма зловещим монстром, преследующим игрока.

Впрочем, лучший «‎Пепсимен-мод» вышел чуть позже для Metal Gear Rising. В нём персонаж заменил главного героя, Райдена, а вместо оригинальных боссов ему противостояли маскоты других газировок — Coca-Cola, Fanta и прочих напитков.

В 2015 году пользователь YouTube под ником Lakitouille, специализирующийся на смешных роликах о серии Metal Gear, залил видео под названием Pepsiman 2 trailer, где представлен именно этот мод.

Пепсимена легко представить в образе сверхбыстрого киборга Райдена, а смотреть на него в бою с, к сожалению, неофициально созданным Кока-коламеном — одно удовольствие. В любом случае, модификация для Metal Gear Rising — это единственный доступный на сегодняшний день «сиквел» Pepsiman.

Популярность Пепсимен обрёл и в реальной жизни. С момента своего создания облик персонажа довольно распространён среди азиатских косплееров. Вот, например, видео, снятое на неком фесте в Южной Корее: сразу восемь Пепсименов танцуют на радость публике.

Другой признак востребованности в современном мире — собственный подсайт на Reddit (правда, обновляется он не так часто, как хотелось бы). В нём настоящие фанаты супергероя постят мемы, признаются ему в любви, сравнивают Пепсимена с героями JoJo’s Bizarre Adventure, грезят о ремейке Pepsiman и представляют персонажа на обложках известных игр последних лет.

В 2016 Pepsiman стала частью благотворительного спидран-марафона Summer Games Done Quick (SGDQ). Игру для скоростного прохождения выбрал спидранер theboyks, ему удалось полностью пройти её всего за 25 минут. Однако, пожалуй, всё внимание зрителей было приковано не к стримеру, а к сидящему рядом человеку в костюме Пепсимена.

Наконец, в мае этого года игра посетила канал одного из самых именитых западных ютуберов — Angry Video Game Nerd (AVGN). В интерпретации AVGN Пепсимен оказывается вселенским злом, желающим превратить весь мир в Pepsi. Кстати, в этом видео появляется и Майк Баттерс — своим участием в разработке игры он гордится и рад тому, что игра стала культовой.

Напоследок: короткое видео из TikTok про Пепсимена, которое, как и в случае с видео MowtenDoo, лучше увидеть самому.

Казалось бы, перед нами довольно нелогичная ситуация: игровое сообщество в восторге от игры, о которой почти никто не вспоминал в течение многих лет. Однако даже если мельком взглянуть на геймплей проекта, то сразу становится понятно, что рано или поздно, в той или иной форме игра должна была стать мемом — как-никак, к этому располагает хотя бы сам главный герой, не говоря уже о прилипчивом саундтреке и самой задумке в целом.

Между тем, не стоит терять надежду на сиквел или ремейк игры. Кто знает, быть может, компания PepsiCo именно сейчас решит возродить своего странного персонажа, ведь это тот герой, которого мы заслуживаем в эпоху dank memes.

187187
58 комментариев

У Пепси был маскот?

37

Да. Весь тред собственно про этого маскота.

43

Пепсимен на соньке офигенная игра, типа как сейчас раннеры на мобилы, только в девяностые. Ещё угорал с мужика, который чипсы жрет в заставках.

12

маскот есть даже у газировки "Колокольчик" и "Алиса"

3

Очередное доказательство того, что у людей кукухи едут.

17

Вряд ли сегодня вы увидите что-то более странное, чем Пепсивумен

Японские рекламщики:
— Пффф, подержи-ка наше саке.

22