Цена наплевательства

Или сколько примерно недополучают прибыли те издатели, что поленились довести ПК-версии своих игр до ума.

Приведённые здесь расчёты являются приблизительными даже в лучшем случае, а в худшем – просто взятыми с потолка. Тем не менее, автор счёл нужным поделиться ими, надеясь получить от читателей определённый отклик.

Думаю, ни для кого не секрет, что ПК долгое время был этаким «пасынком» у многих игровых издательств, которому если что и перепадало, то по остаточному принципу. Сейчас, конечно, ситуация уже лучше, но и она, будем честны, неидеальна.

Рискуя вызвать неудовольствие читателей неприятными воспоминаниями, я всё же попрошу их перенестись, скажем, в конец июня 2015-го, когда вышла Batman: Arkham Knight. Планка качества, задранная двумя первыми играми серии, Asylum и City (Origins, на мой взгляд, была вполне хороша, но чрезмерное сходство с City сыграло с ней дурную шутку), была столь высока, что от Knight ждали чего-то вообще невообразимого, и, в каком-то смысле, так оно и вышло…

Итак, что же представляла собой ПК-версия Batman: Arkham Knight в момент выхода? Если говорить мягко, без ругани, то – сущее непотребство. Но те, кто запускал игру на своих ПК сразу после её выхода и в течение нескольких месяцев, думаю, вряд ли стеснялись в выражениях. ПК-версия Knight, в отличие от приставочных, работала настолько глючно и тормозно, что издателю, в конце концов, пришлось снять её с продажи на какое-то время и пойти на щедрые компенсации раздражённым покупателям.

Наверняка у многих в то время возникали вопросы. Почему так вышло, что один и тот же движок (UE3), использованный в трёх предыдущих играх серии (Asylum, City, Origins), в Knight стал не только безумно тормозным, но и безумно глючным, причём только на ПК? Почему версию Knight для ПК доверили людям, которые, в итоге, не справились с заданием, из-за чего ПК-версию у них отобрали и отдали самой Rocksteady? Вопросы, вопросы, вопросы…

Отложим пока эти вопросы в сторону и зададим себе вот какой: во сколько примерно обошлось такое наплевательство издателю игры, WBIE? Для этого придётся немного покопаться в данных по продажам. Постараюсь разложить всё по полочкам:

1) Steam – единственная площадка, через которую распространяется ПК-версия Knight, хотя ключи, конечно, можно купить где угодно. Следовательно, данным по тиражу этой игры в Steam можно доверять, равно как и в случае с Origins. В случаях же с Asylum и City это не так – первые две игры серии вышли в Steam с опозданием, по сравнению с Games for Windows, на 5 и 4 недели, соответственно, а значит, проскочили пики своих продаж.

2) Есть определённая корреляция между тиражом одной и той же игры на приставках и ПК, но только в случае, если цены и качество портов приблизительно одинаковы. Цены на разных платформах редко когда сильно различаются, если речь вести о богатых рынках, вроде Северной Америки, Западной Европы и Японии, поэтому примем за данность, что они (цены) в целом на одном уровне – что для приставок, что для ПК. Но если на какой-то платформе порт игры сильно уступает по качеству остальным, то обязательно имеет место недобор тиража.

Итак, если принять на веру два вышеупомянутых момента, то можно произвести простенький расчёт, который покажет теоретический тираж игры, будь у неё всё в порядке с качеством порта с самого начала. Что ж, давайте в качестве опоры возьмём Origins, т.е. игру, как и Knight, вышедшую на ПК только в Steam, но особых проблем с ПК-портом не имевшую.

По последним данным, которые мне удалось взять со SteamSpy до того, как Valve прикрыла лавочку с открытостью профилей в Steam, тираж Origins приблизительно был равен 2,4 миллиона копий. По данным VGChartz, совокупный тираж этой же игры на X360 + PS3 (WiiU – не в счёт) равен 4,3 миллиона копий. Да, последние данные касаются только дисков, но в данном случае это неважно.

Аналогичные же показатели для Knight следующие: Steam = 1,5 миллиона копий; XOne + PS4 = 5,69 миллиона копий. Да, приставки уже другие, но это тоже сейчас неважно; главное - оценить интерес покупателей.

Теперь произведём тот самый расчёт, который может дать нам приблизительное представление о тираже ПК-версии Knight, будь всё с ней в порядке с самого начала: 5,69 * (2,4 / 4,3) = 3,18 миллиона копий. Если сравнить полученное значение с имеющимися сейчас у ПК-версии Knight полутора миллионами, то разница получается более чем в два раза! Т.е. теоретический недобор примерно равен 3,18 – 1,5 = 1,68 миллиона копий. Если умножить их на стандартный для новой AAA-игры ценник в 60$, то получатся все 100 миллионов долларов.

Да, я помню, что Steam до сих пор берёт 30% с продаж (и только недавно решил умерить свой аппетит для отдельных случаев), что UE небесплатен и что не все копии ПК-версий AAA-игр продаются по 60$ и т.д. Но даже если уполовинить полученные 100 миллионов долларов, всё равно останется вполне приличная сумма в 50 миллионов. Поневоле хочется задать вопрос WBIE: стоило ли так экономить на ПК-порте Knight?

Хотелось бы добавить, что случай с Batman: Arkham Knight – не единственный. Если вернуться, скажем, в ноябрь 2016-го, то всплывёт уже Dishonored 2. ПК-версия этой игры была не столь ужасна, как в случае с Batman: Arkham Knight, но и идеальной и даже просто хорошей её нельзя было назвать при всём желании. Dishonored 2 на ПК работала первое время весьма строптиво – даже на самом быстром железе fps дёргался, как Бантинг на электрическом стуле в «Золотой кошке», а частые подгрузки ещё больше портили удовольствие от игрового процесса. Через несколько недель дело вроде постепенно пошло на поправку, но старт игры, скажем честно, был испорчен.

Насколько всё плохо оказалось в случае с Dishonored 2? Если взять за опору Doom 2016 (вышел на полгода раньше, проблем с ПК-версией не было) того же издателя, то получается вот что: тираж Doom на ПК = 3,2 миллиона, а на XOne + PS4 = 4,37 миллиона; тираж Dishonored 2 на ПК = 1,1 миллиона, а на XOne + PS4 = 2,83 миллиона. Считаем теоретический тираж последней в Steam: 3,2 * (2,83 / 4,37) = 2,07 миллиона копий. Иными словами, есть определённая вероятность, что Dishonored 2 на ПК недобрал 2,07 – 1,1 = 0,97 или ~ 1 миллион копий. Это меньше, чем в случае с Batman: Arkham Knight, но всё равно очень много – десятки миллионов долларов.

Опять поневоле хочется задать вопрос, но уже Bethesda: стоило ли так экономить на ПК-порте Dishonored 2? Какой было смысл приобретать id Software, создавать отделение последней во Франкфурте и переманивать туда специалистов высочайшего класса из CryTek, но напрочь забыв при этом, что движок Void, основа Dishonored 2, – всё тот же id Tech 5, просто дополненный поддержкой D3D11, сделанной на коленке горе-программистами Arkane? Почему нельзя было добавить поддержку Vulkan в Dishonored 2 и, раз пошла такая пьянка, в Prey (2017)? Ведь движки обеих игр не были чужими для id Software: id Tech 5 – дитя самой конторы, CryEngine 3 – дитя перешедших в неё специалистов CryTek. Вопросы, вопросы, вопросы…

Что же мы имеем в итоге? Bethesda оказалась весьма недовольна продажами Dishonored 2 (+ Death of the Outsider) и Prey (2017), и теперь бедная Arkane, судя по одной из вакансий (Monetization Designer), пилит, вместо Dishonored 3 в Тивии и/или Пандиссии, какое-то сетевое непотребство с донатом. А ведь как было бы здорово, если б Билли заняла место Аутсайдера/Чужого, Дилайла/Далила создала бы свою собственную Бездну, конфликтующую с оригинальной, в результате чего мир смертных стал бы разваливаться на части, люди - сходить с ума и превращаться в чёрт знает кого, а острова стали бы исчезать (как в Lost)… Ан нет, больше игр серий Dishonored, Prey и Batman: Arkham, возможно, уже не будет :(.

Эту тему можно было бы продолжить, но, надеюсь, читатели поняли, к чему я клоню. Осталось лишь достучаться до крупных издателей…

22
15 комментариев

Какая чушь и аналитика не имеющая ничего общего с реальном мире, сорри но это так и есть

7
Ответить

Без обид, но лично мне странно читать такое от человека, сделавшего 4 ошибки в одном предложении.

2
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Не буду судить всю аналитику, но как минимум дум не стоило сравнивать с дизоноред. Во-первых, это другой жанр, во-вторых у дума были очевидные объективные причины быть популярным на ПК

4
Ответить

Я забыл добавить, что Dishonored 1 на ПК разошёлся тиражом более 4 миллионов копий. Так что тому же Doom 2016 ещё есть куда расти. Но это мелочи. По моей логике, если у игрока есть первая игра серии (я про Dishonored 1), то он должен стремиться к покупке последующих (т.е. Dishonored 2 и Death of the Outsider). Но где 4 миллиона и где 1,1?

1
Ответить

Небольшая, основные продажи на консолях.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить