Как работает биотика во вселенной Mass Effect

Нейроимпланты, нулевой элемент и поля эффекта массы.

Серия Mass Effect знаменита не только отличным сюжетом и интересными персонажами, но и детально проработанным лором. Один из важных его аспектов — это биотические способности, позволяющие игроку и некоторым сопартийцам расшвыривать врагов одной только силой мысли. Ранее в рамках «Месяца магии» мы взяли другую популярную sci-fi вселенную и рассказали о том, откуда джедаи берут свою Cилу. Теперь разберёмся, как устроена биотика.

Как работает биотика во вселенной Mass Effect

Новая эра человечества

По лору вселенной Mass Effect, в XXII веке человечество совершило технологический прорыв, обнаружив на Марсе остатки протеанского маяка. Тогда же оно открыло и так называемый «нулевой элемент» — редкий минерал, распространённый по дальним уголкам вселенной. Под действием электрического заряда он оказался способен менять массу физических объектов и делать их легче или тяжелее. Это явление и получило название «эффект массы».

При пропускании положительного заряда масса объекта увеличивается, а при пропускании отрицательного заряда — уменьшается. На этой особенности нулевого элемента построены практически все технологии во вселенной Mass Effect — от космических полётов до вооружения и силовых щитов. Но кроме этого, на ней же основана и биотика — умение некоторых форм жизни управлять физическими объектами одной лишь силой мысли.

Впрочем, только «силой мысли» тут не обходится. Фактически, обладатели биотических способностей посылают нервные импульсы сквозь частицы нулевого элемента, распределённые внутри их тел. Таким образом они генерируют поля эффекта массы, позволяющие им создавать различные гравитационные аномалии. Однако одними ресурсами организма тяжело произвести хоть сколь бы то ни было мощный эффект, поэтому большинство рас используют нейроимпланты-усилители.

<p>Характерное голубое свечение – это выброс так называемой «тёмной энергии», образующейся при прохождении электрического заряда сквозь частицы нулевого элемента </p>

Характерное голубое свечение – это выброс так называемой «тёмной энергии», образующейся при прохождении электрического заряда сквозь частицы нулевого элемента

При этом импланты — это не единственный способ усилить биотические способности. В тёмных уголках Млечного Пути распространён наркотик под названием Красный Песок (Red Sand), обладающий аналогичным эффектом. Более того, он способен временно наделить биотическим даром тех, кто такой способностью не обладает. В своё время про Красный Песок даже выходила фанатская короткометражка с одноимённым названием.

Само название «биотика» же происходит от bio, что значит «жизнь». То есть дословно биотика — это «сила жизни». Параллель со «Звёздными войнами» и Силой напрашивается сама собой.

Биотикой владеет не каждый, но способности тех, кто умеет ей пользоваться, поистине впечатляют. Большей части навыков можно найти и утилитарное применение, но по-настоящему они раскрываются лишь в боевых условиях. По своим эффектам биотические умения можно грубо разделить на три вида: перемещение предметов на расстоянии, создание силовых барьеров и щитов, а также искажение пространства и разрыв материи на молекулярном уровне.

В игровых катсценах нам показывают способности, по сути, эквивалентные полноценному телекинезу — перемещение предметов в любом направлении, подъём силой мысли огромных объектов и даже левитация. Однако в рамках геймплея так тонко поиграться со способностями, к сожалению, не дают: биотика упрощена до отдельных умений вроде «броска», «притяжения» или, например, «деформации».

Некоторые биотические способности позволяют даже телепортироваться на небольшие расстояния, однако объяснения этому феномену в лоре игры практически нет

Кроме этого, биотика доступна лишь отдельным игровым классам — Адепту, Стражу и Штурмовику. И если последние два — это «гибридные» классы, смешанные соответственно с техническими и боевыми умениями, то Адепт — это специалист, сфокусированный именно на биотике. Впрочем, вышесказанное справедливо лишь для оригинальной трилогии. В Mass Effect Andromeda биотические умения доступны Райдеру вне зависимости от выбранного класса.

Облучение звёздной пылью

Среди многочисленных рас Млечного Пути биотические навыки проявляют себя по-разному. Так, например, все азари имеют врождённую способность к биотике, хотя не все из них предпочитают развивать эти умения в течение жизни. Для большинства военных подразделений, в том числе знаменитых коммандос азари, тренировка биотических умений — обязательная часть службы. Природная склонность азари к биотике настолько велика, что им, в отличие от других рас, даже не нужны импланты с усилителями.

Среди воинственных кроганов биотические умения встречаются нечасто. Но те, кто смог пережить операцию по вживлению имплантов руками кроганских хирургов, обычно проявляют довольно мощные способности и благодаря им быстро завоёвывают авторитет в клане.

Среди турианцев и саларианцев обладателей биотических умений очень мало, и поэтому на бытовом уровне биотика у них не встречается. Те немногие, кто ей владеют, обычно состоят в засекреченных военных подразделениях, занимающихся разведкой, шпионажем или операциями под прикрытием.

Найрин Кандрос — одна из немногих турианцев-биотиков, попавших в сюжет игры
Найрин Кандрос — одна из немногих турианцев-биотиков, попавших в сюжет игры

Неорганические формы жизни, например, геты, по лору игровой вселенной не используют биотику вообще. Хотя, в теории, если для создания эффекта массы необходимо пропустить электрический заряд через нулевой элемент, то кому как не роботу-синтетику было бы под силу справиться с этой задачей? Но вряд ли есть смысл придираться к игровым условностям.

У людей, как и у многих других рас, врождённой способности к биотике нет, и появление на свет первых людей-биотиков произошло практически случайно. Во время первых экспериментов с космическими перелётами произошло несколько несчастных случаев, из-за чего частицы нулевого элемента из двигателей кораблей оказались распылёнными над колониальными поселениями.

Спустя несколько лет часть детей, находившихся в утробе матери в момент «облучения» нулевым элементом, начала проявлять биотические способности. Позже, установив контакт с Цитаделью, человечество узнало о том, что воздействие нулевым элементом на эмбрион — это стандартный способ развития биотических способностей у большинства разумных рас.

Однако такой способ не гарантирует стопроцентный успех. Напротив, лишь один из десяти испытуемых впоследствии получает хоть какой-либо биотический потенциал. В остальных же случаях облучение либо не даёт никакого эффекта, либо приводит к образованию опухолей и развитию физических деформаций.

Ходят слухи, что после первых инцидентов некоторые колонии Альянса подверглись намеренному облучению нулевым элементом для того, чтобы на свет появилось ещё больше детей с биотическими способностями. Так или иначе, вскоре Альянс начал организовывать засекреченные тренировочные лагеря для детей-биотиков, а в качестве первых инструкторов пригласили турианцев.

Разум превыше материи

Тренировка биотических способностей — это долгий и сложный процесс, в ходе которого испытуемые учатся устанавливать контроль над своей нервной системой. Для лучшего эффекта используется метод «физической мнемоники»: ученики отрабатывают отдельные жесты, чтобы запустить нейронную реакцию, позволяющую им произвести желаемое действие с физическим объектом.

Однако для того, чтобы начать полноценные тренировки, дети сначала проходят через опасную операцию по установке импланта-усилителя. Он вживляется прямо в мозг, поэтому цена ошибки очень высока. Существует несколько поколений имплантов, но в основном в игре встречаются обладатели двух типов: L2 и L3.

L3 — это сравнительно «безопасные» устройства, позволяющие эффективно использовать биотику, в том числе в боевых условиях, и практически не имеющие побочных эффектов. L2 — это более старая серия, их обладатели иногда проявляют более мощные способности (практически наравне с азари), но вынуждены платить за это огромную цену: от приступов сильнейшей мигрени до полной потери рассудка.

Один из обладателей импланта поколения L2 — Кайден Аленко
Один из обладателей импланта поколения L2 — Кайден Аленко

После окончания тренировок не все биотики идут в армию, однако тем, кто выбрал этот путь, Альянс предлагает огромные привилегии. Так, например, калорийность суточного рациона солдата-биотика в полтора раза выше стандартной нормы — всё потому, что генерация полей эффекта массы требует огромных физических усилий.

Тем не менее, не только армия Альянса заинтересована в развитии у людей биотических способностей. Свой ряд экспериментов провела и зловещая организация «Цербер». Разумеется, свои бесчеловечные опыты они ставили во имя благой цели — ради процветания человечества.

Один из результатов таких экспериментов — Джек, также известная как «Подопытная Ноль». Ради того, чтобы развить в ней максимальный биотический потенциал, в секретном исследовательском центре целая группа детей использовалась как подопытные крысы.

На них ставили эксперименты по установке новых прототипов усилителей: если испытуемый переживал вживление мощного импланта без потери рассудка или летального исхода, такой усилитель ставили и Джек. В результате она превратилась в одного из мощнейших биотиков, а из исследовательского центра благополучно сбежала, позже сравняв его с землёй в конце своей миссии лояльности в Mass Effect 2.

Подопытная Ноль
Подопытная Ноль

Несмотря на сравнительно широкое распространение, отношение к биотике в человеческом обществе XXII века всё ещё неоднозначно. Некоторые смотрят на неё, как на новый виток эволюции, другие же, в особенности религиозные и идеологические группы, категорически её не приемлют. Многие ошибочно полагают, что биотики обладают не только телекинезом, но и телепатическими способностями, могут читать мысли или управлять чужим разумом.

Масла в огонь подливают и сами обладатели биотических способностей: есть те, кто используют их для мошенничества или запугивания других. Бывают и конфликты биотиков с правительством: так, скажем, обладатели имплантов L2 организуют целые протесты, требуя компенсации за побочные эффекты устаревших устройств.

Если абстрагироваться от игрового лора, биотика — это, по сути, не что иное, как разновидность телекинеза — довольно банальной способности в фэнтезийных и научно-фантастических вселенных. Однако в серии Mass Effect сценаристам из BioWare удалось показать, что даже такую привычную вещь можно сделать интересной: достаточно лишь снабдить её качественным лором и органично вписать в игровой мир.

277277
104 комментария

Комментарий недоступен

78
Ответить

Как раз начал недавно перепроходить

11
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Позавчера закончил тройку.

3
Ответить

Перепрохожу сейчас инженером : )

1
Ответить

Вот правда что. И всему виной эта статья 😀

Ответить

«нулевой элемент» — редкий минералЭто не минерал.
При пропускании положительного заряда масса объекта увеличивается, а при пропускании отрицательного заряда — уменьшается.Нельзя "пропустить положительный заряд". Можно зарядить отрицательно или зарядить положительно.

24
Ответить