Прошёл Clair Obscur: Expedition 33. Великолепная FRPG.

Геймплейно мне всё нравится, звуковая и визуальная составляющая прекрасная, исследование мира сделано круто, но сюжет оказался тем, что я и подозревал когда появились подробности о завязке сюжета игры, и я просто не фанат такого. Но это дело индивидуального вкуса, в остальном игра 100% претендент на GOTY 2025.

Для тех кто возможно не знает о чём игра - в мире Clair Obscur, на острове Люмьер, живут последние люди в мире. Каждый год они наблюдают как на монолите, гигантская Художница рисует цифры обратного отсчёта, начав с 100, и с каждым новым числом все достигшие этого возраста люди в мире обращаются в россыпь лепестков и праха. Чтобы предотвратить вымирание человечества, были организованы экспедиции на континент, чтобы добраться до Художницы и остановить отсчёт. Главные герои игры принимают участие в экспедиции 33.

На прохождение сюжета ушёл 21 час.<br />
На прохождение сюжета ушёл 21 час.

Игра выглядит красиво, а звучит ещё лучше.

Классное разнообразие окружений, интересные дизайны, необычные идеи и реализация. Такого и ждёшь от фэнтези игры и я очень надеюсь что в игру подвезут фоторежим.

И катсцены, которые в большинстве своём, сделаны на движке игры выглядят изумительно. Модели персонажи очень детализированы, постановка отличная, а к лицевым анимациям только претензия в плане липсинка, которая впрочем не часто заметна.

Прошёл Clair Obscur: Expedition 33. Великолепная FRPG.
Прошёл Clair Obscur: Expedition 33. Великолепная FRPG.

Ещё есть проблема с оформлением интерфейса - ближе к концу игры интерфейс люмин начинает смахивать на таблицу из Excel, а искать среди пиктосов тот, который нужен немного проблематично. В игре есть сортировка, но она минимальная и поэтому не сильно помогает. И сам экран экипировки персонажа выглядит очень блекло.

Почему в меню просто чёрный фон
Почему в меню просто чёрный фон

Что касается музыки, если сначала может показаться что в игре только определенный жанр, то это заблуждение. Музыка в игре представлена во множестве жанров - игрока ожидают блюз, джазз, шансон, электроника, регги и роковые запилы. В каждой зоне игры, своя боевая тема, как и у каждого боссфайта. У некоторых сайдквестов тоже есть своя уникальная музыка.

Единственный минус это музыкальная тема путешествия по карте континента. Вы будете слышать эту песню про какую-то "алину" или "малину" чаще всего и в какой-то момент возникает желание выключить звук во время исследования карты.

Мир игры интересно исследовать

В игре множество секретов, загадок и систем которые вы можете даже не разблокировать, если будете проходить только по сюжету. И игра знает как удивить неожиданными челленджами. Иногда поиск местных "короков" приводит к тому что игроку дают возможность ломать определенные камни, а за ними скрываются новые пути, а там и новые опциональные боссфайты которые в разы сложнее сюжетных, и тех что просто встречаются на карте. Для появления некоторых боссов ещё и нужно догадаться как именно их вызвать.

Попробуйте угадать что нужно сделать чтобы появился этот босс.
Попробуйте угадать что нужно сделать чтобы появился этот босс.

И разработчики добавили геймплейного разнообразия для тех кто не хочет потеть над боссами, а хочет испытать себя в чём-то другом. Например в местном аналоге Only Up, в бое с One Punch Man или в мини-игре где нужно потопить плот противника, отбивая "снаряды" обратно.

Последний уровень сложности мне так и не дался...
Последний уровень сложности мне так и не дался...

Исследование мира вознаграждает не только новой экипировкой, хромом и очками люминас, но и прическами, и костюмами. Их в игре большой выбор.

Получите перекраску костюма, за участие в стих-баттле
Получите перекраску костюма, за участие в стих-баттле

Ещё в мире вы найдете журналы предыдущих экспедиций, в которых описано какие методы были использованы чтобы добраться до Художницы. Некоторые из них трагичные, некоторые смешные, но к сожалению знания из них никак не влияют на сюжет и не помогают главным героям.

Боевая система игры великолепна.

Мне очень понравилось что у всех персонажей свои уникальные механики. У кого-то переключение стойки, для нанесения урона или повышения защиты, у кого-то элементальная система, когда элементы создаются и потом поглощаются для новых эффектов скиллов, а у одного персонажа и вовсе система рейтинга из Devil May Cry, влияющая на скиллы.

Система экипировки в игре немного запутанная на первый взгляд. Пиктосы в этой игре, это аналоги брони/аксессуаров из других RPG. Они дают прибавки к характеристикам, а так же уникальный эффект. Этот уникальный эффект становится доступен всем как пассивка, даже без экипировки пиктоса, после четырёх выигранных боёв. Каждый такой пассивный эффект имеет определенное значение, а у всех персонажей ограниченное количество доступных очков под "установку" пассивки. Количество очков можно увеличивать, получая определенные ресурсы либо с боссов, либо исследуя мир.

Не обращайте внимание что она сражается с помощью уличных ламп
Не обращайте внимание что она сражается с помощью уличных ламп

У оружия тоже ест�� уникальные эффект, которые открываются с уровнем апгрейда и скалирование от прокаченных характеристик персонажа. Таким образом игра позволяет создавать множество интересных билдов комбинируя эффекты пиктосов, пассивных эффектов и эффектов оружия.

Этот меч протащил меня через 80% игры.
Этот меч протащил меня через 80% игры.

Как пример начального билда это Маэль с мечом Медаллум, который позволяет ей стартовать бой в виртузной стойке, которая даёт +200% урона. Добавляете к этому пассивку на то что первый удар в бою наносит +50% урона, пассивку что у Маэль гарантированны первый ход, добавляете +50% от критического попадания и используете способность которая наносит урон, и оставляет виртуозную стойку. Таким образом за два хода можно нанести 9999 урона два раза, что очень много на начальных уровнях игры.

Над персонажем вылетает список активированных пассивок.
Над персонажем вылетает список активированных пассивок.

Ближе к концу игры, я придумал билд для Луне, который позволял ей автоматически накладывать на всю группу ускорение, защиту и увеличение урона, так же всех исцеляя и нанося урон противникам. И это прекрасно что в игре такое возможно, что есть интересные синергии, и можно экспериментировать.

В теории всю игру можно пройти одним персонажем.
В теории всю игру можно пройти одним персонажем.

Касаемо спорного момента о уклонениях и парированиях - мне они понравились и я считаю что это делает боевую систему гораздо интереснее, чем обычные пошаговые бои, но я так же понимаю что при должной сноровке и когда FPS не падают во время атак боссов, парирования и уклонения делают игру проще. Но мне кажется в ней баланс и был сделан с учётом того что у игрока может быть хорошая реакция, поэтому игра сильно наказывает за любой промах. Если вы пропускаете какое-то наложение статус эффекта на ваших персонажей, это порой обрекает весь бой на поражение. Как например в случае с обворожением. Ваш персонаж наносит много урона? Как насчёт он нанесёт этот урон по вашему другому персонажу и при этом потеряет контроль, и поэтому вы не сможете уклоняться или парировать. Или на персонаже может быть проклятье, которое гарантированно его убьёт через определенное количество шагов. Да даже обычное оглушение представляет опасность, не говоря уж о том что боссы очень часто наносят урона больше чем ваше максимальное здоровье.

Во время боссфайта, вы поймете почему в это локации есть пиктос с резистом к обворожению.
Во время боссфайта, вы поймете почему в это локации есть пиктос с резистом к обворожению.

Бои в Clair Obscur, это бои "стеклянных пушек". С одной стороны подконтрольные игроку персонажи могут вливать тонны урона, с другой стороны боссы, которые могут тоже самое. И атаки боссов очень вариативные и бывают с подвохом. Вам может показаться что вы поняли ритм первых двух ударов, но третий будет с другим таймингом, или там будет сразу два удара подряд и иногда боссы могут ходить по несколько раз подряд, и миксуют различные атаки, на которые нужно реагировать по-разному.

Этот босс просто выдает себе ходы
Этот босс просто выдает себе ходы

Есть конечно у этой системы и проблема, которая в том что порой просто непонятно какого типа будет атака. Чёрный шар это иногда массовое АОЕ, которое можно парировать или от которого можно уклониться, а иногда это градиентная атака к которой нужна совсем другая кнопка. Читабельность атак боссов такая что вы чаще всего получите урон на первой попытке. К этому ещё добавляется то что на слабых ПК, некоторые эффекты атак обваливают количество кадров. На 2070S и Ryzen 5 3600, большую часть игры у меня было 30-40 FPS, но некоторые атаки, видимо из-за того что там много элементов вроде летающих лепестков, снижали кадры до 10-15, а это сильно влияет на возможность уклонения и парирования.

Но по итогу, я всё равно считаю что сюжетные боссы в игре слишком легкие, за парочкой исключений, если вы выстраиваете хороший билд. Возможно поэтому в игре изначально ограничение на 9999 урона за удар, потому что без этого, игра бы и вовсе проходилась просто. Когда в конце появляется возможность снять ограничение, ситуация доходит до абсурда, когда из-за количества урона моих персонажей, у босса просто пропускается фаза.

В конце я переделал Маэль в огнеметчицу
В конце я переделал Маэль в огнеметчицу

Я понимаю что весь челлендж в игре, он в опциональных боссфайтах, где по-настоящему проверяют то на что способен игрок и когда-нибудь я обязательно их пройду.

На этом я бы закончил часть без спойлеров и сказал что рекомендую игру как хорошую FPRG, за её геймплей и интересный мир. По этим критериям она мне сильно понравилась и из-за этого я к ней ещё когда-нибудь вернусь. А вот что мне не понравилось, так это сюжет. Если не хотите спойлеров, то ничего не читайте дальше, а отправляйтесь сразу писать комментарии "не читал, лайк поставил". Если вы вообще что-то читали из моей писанины.

Сюжет для меня главный минус игры.

Когда игру анонсировали и появилась информация о сюжете, я подумал о том, будет ли это история о фэнтезийном мире, отдаленном похожем на наш, или это будет одна большая аллегория на скоротечность жизни и принятие смерти. К моему сожалению, это именно второй вариант и для меня это самое большое разочарование игры. Я понимаю, это дело вкуса, но я сам устал от историй которые оказываются "сном собаки", потому что у меня ощущение, что это обнуляет всё что испытали персонажи. И я уж не говорю о том что многие сюжетные повороты слишком очевидные из-за цвета глаз и того что у одного персонажа ветка скиллов значительно меньше чем у других.

Место последнего противостояния
Место последнего противостояния

Возможно в этой игре есть какая-то мета нарративная тема о том как мы, как игроки, влюбляемся в персонажей и мир, какой-то игры, и не хотим её отпускать, не хотим чтобы игра заканчивалась. Игра так же поднимает тему зависимости от чего-либо и желания с помощью этой зависимости убежать от проблем реального мира. Главные герои не смогли смириться со смертью родного человека и погрузились в выдуманный мир, совсем потеряв связь с реальными людьми которые их любят. И поэтому я считаю что вопрос того, кто же в игре главный злодей, довольно спорный. Как мне кажется, отец семейства прав и человек не должен тонуть в горе годами, разрушая этим свою жизнь. Я сам два года назад через это прошёл, узнал что такое смерть близкого человека и поэтому боль Маэль и её матери мне понятна, но я так же понял что постоянная скорбь не помогает, а делает всё только хуже и в мире игры последствия подобного поведения опасны для человека.

Триумфальное возвращение, но есть подвох...
Триумфальное возвращение, но есть подвох...

И размышляя сейчас об этом, пока я пишу этот текст, я думаю была бы игра лучше если бы она закончилась на этом триумфальном моменте? Она бы так и осталась фэнтези о странном мире, о котором мало что известно, потому что игра не сильно любит раскрывать лор. Экспедиция успешна, победа, ура. Но разработчики решили что они хотят пойти дальше, показали что на самом деле представляет из себя этот мир, что происходит за рамками картины. Мне было тяжело переживать за персонажей игры, так как было мало о них известно, а после сюжетного поворота, я и совсем перестал их ценить, так как они ненастоящие. Что звучит странно когда играешь в видеоигру...

Я переживал что в игре не будет выбора, что разработчики направляют игру к одной концовке и я рад что ошибался, хотя отношение выдуманных персонажей в этой концовке к Версо такая, словно он крайне неправ что освободил живого, настоящего человека от оков выдуманного мира.

Надулась на Версо, словно он что-то неправильно делает.
Надулась на Версо, словно он что-то неправильно делает.

Интересный момент в истории, это крупицы информации из реального мира о Писателях и Художниках. Возможно это к чему-то приведёт и в дальнейшем нас ждёт франшиза, где действие уже будет происходить за пределами картины?

Прошёл Clair Obscur: Expedition 33. Великолепная FRPG.

В любом случае, не смотря на то что сюжет мне не по вкусу, разработчики большие молодцы и сделали великолепную, самобытную игру, которая наверняка соберёт много наград и фанатов, и которую будут помнить многие годы. Я очень рекомендую в неё поиграть.

107
9
5
3
2
1
1
117 комментариев