10 легендарных игр, которые очень хорошо состарились
Проекты, которые даже сегодня могут подарить уникальный игровой опыт
Друзья, недавно мы с вами разбирали 5 игр, которые плохо состарились и в наши дни играть в них довольно проблематично по тем или иным причинам.
Но это вовсе не значит, что старые игры плохие и никому не нужны! Сегодня мы посмотрим на 10 игр из прошлого, которые, наоборот, состарились великолепно и вполне могут подарить уникальный игровой опыт даже тем, кто раньше в них никогда не играл.
Давайте немного тряхнём стариной и взглянем на 10 культовых игр, которые не потеряли своего былого лоска и шарма даже спустя много лет!
Поехали!
Doom
Право открывать эту подборку достаётся, пожалуй, одной из самых известных и легендарных игр за всю историю — брутальному Doom 1993 года.
Только вдумайтесь в эти цифры — с момента выхода первой части прошло 32 (!!!) года, а серия по-прежнему жива и чувствует себя превосходно.
Недооценить тот невероятный вклад в развитие игровой индустрии, который внёс первый Doom, — попросту невозможно. id Software в те годы вообще уверенно держали монополию на шутеры от первого лица, но Doom явно был локомотивом этого бешено несущегося поезда.
Что же можно сказать про саму игру? Да вы и так всё знаете. Молчаливый и брутальный главный герой, полчища демонов, десятки разнообразных и тщательно продуманных уровней — всё это производило невероятное впечатление на геймеров начала 90-х. Да что уж там говорить, даже в наши дни многие игроделы, создавая очередной бумер-шутер, обязательно нет-нет да и подсмотрят у Doom некоторые фишки.
Культовый статус на протяжении всех этих лет держался не только благодаря тому, что Doom в своём исполнении вышел абсолютно безупречным, но и верным фанатам. Они не только создали тысячи всевозможных модов, которые местами расширяют, дополняют или вовсе меняют оригинал до практически неузнаваемости, но и устроили своеобразный челлендж по запуску Doom на всевозможных устройствах, где есть хоть какая-то электронная база.
Doom может впечатлить даже современного игрока — хотя бы тем, насколько вообще было возможно при тех условиях, возможностях и мощностях систем создать настолько удобный, приятный и динамичный шутер, в котором нет ни одной 3D-модели. Что уж там, мало какой современный шутер способен увлечь вас так же, как старый добрый Doom.
В общем, что тут сказать — абсолютная легенда и признанный всем мировым сообществом шедевр, мимо которого не должен пройти ни один уважающий себя геймер.
Heroes of Might and Magic III
Ну, раз уж мы начали с 90-х, то давайте не будем далеко уходить и взглянем на ещё одну легенду, неподвластную времени, только теперь уже в мире пошаговых стратегий — Heroes of Might and Magic III.
Безусловный культовый статус, особенно на постсоветском пространстве в конце 90-х — начале нулевых, HoMM 3 заработала довольно быстро. Что уж там, в те годы при одном взгляде на этот превосходно продуманный и проработанный визуал уже хотелось поскорее погрузиться в удивительный фэнтезийный мир. А уж если вы запустили игру, то обратной дороги уже не было...
В HoMM 3 поражает то, как вообще New World Computing умудрились сбалансировать такое огромное количество фракций, артефактов, героев, заклинаний, армий и ещё несколько десятков всевозможных механик таким образом, чтобы всё это не просто работало, но и было чертовски увлекательно.
Да, некоторые сейчас скажут, что на старте всё было не так радужно — всё-таки за многие годы фанаты довели баланс и механики проекта до идеала (привет, HotA!). Но поверьте — в те годы, молодым пацанам, рубившимся в hot-seat на одном компике, многого было не нужно.
HoMM 3, к слову, с годами будто бы только прибавила аудитории. В "героев" играют не только олдскульные фанаты, но и современное поколение — по игре проводятся турниры с солидными призовыми, а стримы собирают тысячи зрителей. Разве это не признак качества проекта?
Но и для тех, кому сетевые баталии неинтересны, HoMM 3 приготовила немало сюрпризов. Помимо практически бесконечного количества пользовательских сценариев и кампаний, в игре есть встроенный генератор карт, который делает каждую партию уникальной.
Прибавьте к этому гибкую настройку сценариев — от выбора фракций и персонажей до возможности объединить до семи противников в союз и сражаться против них в одиночку.
Говорить о легендарной HoMM 3 можно бесконечно, но лучше просто взять и попробовать один раз самому. Поверьте — "герои" вас точно не разочаруют.
Fallout 2
Что ж, продолжаем погружение в эпоху 90-х. А что поделать, если в те времена появилось столько культовых проектов!
Современный игрок, взглянув на изометричный Fallout 2, закономерно спросит: "А что это?". Действительно, начиная с Fallout 3 серия перешла на полноценное 3D и вид от первого лица, но истинные ценители помнят, как на самом деле должны выглядеть постапокалиптические пустоши.
Fallout 2 — это классическая RPG в самом прямом смысле слова. Поверьте — ни одна 3D-версия Fallout даже близко не подошла к тем возможностям отыгрыша, которые предлагала вторая часть. Чего стоят одни только уморительные диалоги, если у вашего персонажа интеллект на уровне хлебушка!
Подобных примеров — масса. Игра не ведёт вас по единственно верному пути, предоставляя практически полную свободу выбора. Причём выбор этот касается не только сюжета, но и геймплея. Fallout 2, между прочим, можно пройти практически без единого убийства.
Но конечно, в первую очередь Fallout 2 славится своим сюжетом, созданным легендарным Крисом Авеллоном — признанным мастером RPG.
В Fallout 2 не просто можно, а нужно поиграть каждому новичку, хотя бы чтобы понять, как должна выглядеть настоящая ролевая игра. Мало какой современный проект может похвастаться настолько продуманной и глубокой ролевой системой.
Настоящая икона жанра — не меньше.
Warcraft 3
Что ж, мы наконец добрались до начала нулевых. И открывать эту эпоху будет, конечно же, одна из главных игр в истории — Warcraft 3. Игра, о которой принято говорить с придыханием и нескрываемым почтением.
Почему? Хотя бы потому, что она не только сама стала феноменом, но и породила множество других значимых для индустрии проектов. World of Warcraft, Dota, Hearthstone и многие другие игры никогда бы не появились без успеха Warcraft 3 (хотя в случае с Dota, наверное, некоторые были бы только рады).
Когда начинаешь рассказывать о Warcraft 3, честно говоря, даже не знаешь, с чего начать. То ли с удивительно красочного и уникального дизайна, то ли с геймплея, который для RTS поражал своим разнообразием. А может, сначала стоит упомянуть фэнтезийный сюжет, так умело использующий привычные тропы жанра, но при этом избегающий штампов.
Пожалуй, хочется говорить сразу обо всём. В Warcraft 3 трудно выделить какое-то одно преимущество — здесь всё сделано на недостижимом уровне. Ведь в те времена Blizzard по праву считались королями стратегий, доведя формулу первых двух частей до совершенства.
А как чувствует себя Warcraft 3 сегодня? Превосходно, скажу я вам! Огромное количество сетевых турниров, бесчисленные пользовательские карты, кампании и модификации. Жизнь бьёт ключом.
Об уникальном игровом опыте, который Warcraft 3 может предложить современному геймеру, и говорить не приходится. Это поразительная смесь RTS с базостроением и управлением отрядами и RPG с прокачкой героев и разнообразными предметами. Аналогов Warcraft 3 крайне мало, а уж в наше время, когда жанр RTS фактически находится в коме, и подавно.
Max Payne
Нуар в современном кинематографе — явление редкое и уникальное. Казалось бы, его золотой век остался в 40-50-х годах. Видеоигры пытались воссоздать нуарную эстетику в 80-90-х, но технологические ограничения тех лет не позволяли передать всю глубину этого сложного жанра.
Настоящим прорывом для нуара и для шутеров от третьего лица стал легендарный Max Payne, который на волне успеха "Матрицы" покорил миллионы игроков по всему миру.
Сэм Лэйк, имея за душой лишь пригоршню долларов, неоспоримый талант и небольшую команду единомышленников решился на отчаянный эксперимент — создать технологичный, с продвинутой графикой и геймплеем шутер, с бюджетом в буханку Рейкялейпя.
Успех Max Payne объясняется несколькими ключевыми факторами. Графика для своего времени выглядела действительно кинематографично, но главной изюминкой игры стала её атмосфера. Пустынные мрачные улицы ночного Нью-Йорка, покрываемые снегом, обшарпанные коридоры борделей, промозглая подземка — каждая локация обладала уникальным характером и стилем, но имела общий, как это говорится — вайб.
Геймплей в 2001 году стал настоящим откровением. Remedy создали динамичные перестрелки с разнообразным арсеналом и внедрили "bullet-time" — механику, ставшую впоследствии отраслевым стандартом.
Сэм Лэйк написал захватывающую историю в лучших традициях жанра: кровная месть, культы, запрещенные вещества и прогнившая в коррупции система — всё на месте. Использование комиксной подачи для кат-сцен, первоначально продиктованное бюджетными ограничениями, стало визитной карточкой серии.
Современный же геймер благодаря Max Payne может опробовать один из самых знаковых проектов в жанре шутера от 3-го лица. Почувствовать, насколько увлекательными и динамичными могут быть перестрелки без пряток за укрытиями и всеми остальными обязательными условиями современных шутанов.
Star Wars: Knights of the Old Republic
Настоящая классика BioWare и лучшая игра по "Звёздным Войнам" - Knights of the Old Republic (KotOR) — стала абсолютным феноменом жанра RPG. В отличие от многих других проектов, она не просто эксплуатирует вселенную Джорджа Лукаса, а органично дополняет её, перенося действие за четыре тысячи лет до событий с Люком Скайуокером.
Но культовый статус KotOR заслужила не только сеттингом. Эта классическая ролевая игра предлагает невероятные возможности для отыгрыша благодаря гибкой системе персонажей. Стать благородным джедаем — надеждой галактики или циничным авантюристом, ищущим лишь выгоду — решать только игроку.
Геймплей KotOR получился даже разнообразнее, чем в упомянутом Fallout 2, благодаря системе из трёх стартовых классов и трёх джедайских специализаций, открывающихся позже. Это значительно обогащает пошаговые сражения.
Игра стала прорывом ещё и потому, что все диалоги и кат-сцены были полностью озвучены — неслыханная роскошь для RPG таких масштабов. Тот же Fallout 2 подобным похвастаться не мог.
Без успеха KotOR не было бы и Mass Effect. Но BioWare не просто "набивали руку" — они создали одну из величайших RPG в истории, перевернувшую представления о жанре.
Всем поклонникам Mass Effect настоятельно рекомендуется познакомиться с её духовным предшественником — KotOR. Во многом эта игра получилась даже увлекательнее, разнообразнее и интереснее первой части саги о Шепарде.
Portal
Кажется, что времена, когда Valve выпускала инновационные и прорывные игры, уже прошли. Но те годы были поистине легендарными.
Размышляя о том, какой из проектов Valve состарился лучше всех, долго искать ответ не пришлось. Portal — это не просто уникальная в своём роде пространственная головоломка, но и, по сути, единственная в своём роде. Да, механика порталов встречалась и в других играх, но нигде — так, как у Valve.
Прежде всего поражает физическая точность и даже достоверность их движка. Разработчики проделали титаническую работу, чтобы просчитать все нюансы этой революционной механики с перемещением между порталами.
Но Valve на этом не остановились. К гениальной головоломке они добавили блестящий сюжет с харизматичной и запоминающейся антагонисткой GLaDOS, тонким юмором и потрясающим финальным твистом.
Сегодня игры-головоломки — в основном удел инди-разработчиков, да и в целом жанр стал довольно редким. Поэтому Portal по-прежнему может удивить современного игрока. Хотя бы потому, что аналогов у него попросту нет.
F.E.A.R.
Хоррор-шутеры — крайне редкий жанр в игровой индустрии, и это не случайно. Создать по-настоящему качественный проект в этом направлении невероятно сложно: нужно идеально сбалансировать экшен и хоррор, проработать атмосферу и сохранить напряженный темп. Сегодня этим успешно занимается разве что Capcom с обновлённой серией Resident Evil. Но в начале нулевых ситуация была иной — и безоговорочным королём жанра тогда был легендарный F.E.A.R. от Monolith Productions, увы, недавно закрытой студии.
Свой культовый статус F.E.A.R. получил абсолютно заслуженно. Это была блестяще исполненная смесь технотриллера, шутера от первого лица и психологического хоррора. Игра идеально чередовала напряжённые перестрелки с атмосферными скримерами и моментами чистого саспенса. Но главное, за что F.E.A.R. хвалили буквально все — это его невероятно умный ИИ противников, который даже сегодня может дать фору многим современным шутерам.
Враги в F.E.A.R. — это не безмозглые марионетки, бегущие под пули. Солдаты A.I.M. действуют продуманно: они фланкируют, координируют атаки, отступают при необходимости и мастерски используют окружение. Они могут опрокидывать столы для укрытий, отключать свет и подстраивать тактику под действия игрока. Для 2005 года это был настоящий прорыв. На высоких уровнях сложности F.E.A.R. и вовсе превращался в тактический шутер, где победа требовала не слепой стрельбы, а холодного расчёта и анализа ситуации.
Даже сегодня, в 2025 году, F.E.A.R. ощущается невероятно свежо. Его геймплей остаётся динамичным и увлекательным, атмосфера — мрачной и давящей, а разрушаемость окружения добавляет стратегической глубины. Это не просто классика жанра — это эталон, который и сейчас способен подарить десятки часов адреналина и незабываемых впечатлений. Если вы до сих пор не играли в F.E.A.R. — самое время наверстать упущенное.
S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
Раз уж речь зашла о шутерах, нельзя не вспомнить одного из самых культовых представителей жанра, особенно для СНГ-пространства — S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти. Я выбрал именно третью часть не случайно — здесь, на мой вкус, GSC Game World довели свою формулу до совершенства.
Непосвящённым может быть непонятно: чем цепляет эта игра? Ведь даже по меркам своего времени здесь было всё неидеально: своеобразный геймплей, странная физика, баги, несовершенная анимация, скромная графика... Ответ прост — всё дело в непередаваемой атмосфере. Это тот редкий случай, когда атмосфера перекрывает абсолютно все недостатки.
Как сейчас помню свой первый визит на завод "Юпитер". Ночь, льёт проливной дождь. Блёклый свет фонаря, единственный в кромешной тьме, лай бешенных собак где-то кажется всё приближается, чёрные как сама мгла окна заброшенных цехов — от одного этого зрелища ��ол ложечкой начинало подсасывать. Ни одна другая игра не способна передать подобные ощущения, а узнаваемые постсоветские пейзажи лишь усиливают погружение в мрачный мир Зоны.
Но главное достоинство S.T.A.L.K.E.R. — и причина его долголетия — это невероятное сообщество мододелов. Здесь есть всё: масштабные сюжетные моды, балансные правки, технические улучшения. Новым игрокам даже не обязательно начинать с ванильной версии — правильно подобранные моды не убьют, а лишь усилят ту самую неповторимую атмосферу, которую должен прочувствовать каждый уважающий себя геймер.
Disciples II
Что ж, ну и напоследок давайте вернемся в 2002 год, когда вышла еще одна легендарная пошаговая стратегия — Disciples II.
Ее часто сравнивают с Heroes of Might and Magic III, о которой мы уже говорили, но в этом соревновании Disciples II все же заняла почетное второе место. Хотя лично мне сложно выбрать между ними фаворита — обе игры по-своему прекрасны.
Disciples II покоряет прежде всего своим потрясающим арт-дизайном. Эти мрачные, гипнотически красивые иллюстрации персонажей и локаций... В детстве я мог часами разглядывать детализированные портреты героев, читать их лорные описания и наслаждаться простыми, но такими балдёжными анимациями атак.
По геймплею Disciples II довольно сильно отличается от HoMM 3. Да, здесь тоже есть карта мира, города и шахты, но на этом сходства заканчиваются. Боевая система больше напоминает Final Fantasy — юниты стоят на своих позициях и атакуют по очереди в зависимости от инициативы. Магию можно использовать только на глобальной карте, а не в бою.
Но самое потрясающее в Disciples II — это эволюция персонажей. Когда твой хилый сквайр после боя превращается в могучего рыцаря, а жалкий лучник — в безжалостного убийцу с отравленными клинками и всё это сопровождается этим жёлтым свечением… Это ощущение прогресса просто непередаваемо.
Disciples II — это атмосферная, неторопливая фэнтези-стратегия с простыми, но чертовски увлекательными сражениями. Она заставляет тебя вспомнить, насколько же восхитительные игры делали раньше, когда творчество, креативность и талант стояли выше, чем бизнес-стратегии, маркетинг и корпоративная бюрократия.
Друзья, а на этом наша подборка легендарных игр, которые хорошо состарились подошла к концу. Больше спасибо вам, что дочитали до конца!
Разумеется, что абсолютно все великолепные старые игры, которые и сейчас могут подарить уникальный игровой опыт, в одну подоборку включить попросту невозможно. А поэтому обязательно пишите в комментариях свои примеры!
Также не забывайте заглядывать на наш сервис KUPIKOD! Там вы сможете не только купить игры Steam, но и пополнить баланс стим по самым лучшим ценам. И не забывайте использовать промокод GAMEYA, чтобы сделать свою покупку максимально выгодной!