Pathologic 2. Символизм Города.

Навигация

Мор продолжается!

Pathologic 2. Символизм Города.

Интерлюдия

Совсем недавно я описал свои впечатления от игры — и как это водится, я понял, что мне необходимо рассказать кое-что ещё.

На всём пути своего прохождения я видел знаки, символы, иносказательные подсказки. Так, как повлияла на меня Pathologic 2 через символизм — весь дальнейший текст.

В первую очередь моё мышление направлено на тех, кто также, как и я, остался в ощущении недосказанности, ощущении, что ещё можно осмыслить и ещё больше понять. Нам рассказали историю — или... Нам рассказали один уровень истории?

Друзья детства

Лара Равель, Форелька

Лара — имя мягкое, певучее, звучит почти как шёпот.

Фамилия Равель легко рифмуется с Форель, но как можно назвать эту девушку так серьезно?

Форелька — вот имя, которое ей действительно подходит: лёгкое, ласковое, чуть ироничное, как и она сама.

Её фамильный дом стоит у самой реки — ещё один штрих в образе.

Лара воплощает собой эмоциональное ядро города — она искренне желает спасти всех. Она — часть утраченного мира, мира, где можно было лечить, спасать, жить правильно.

Лара — мягкая сторона города: это сострадание, забота, эмпатия. Она становится приближенной Самозванки, что в свою очередь играет роль "Спасительница". Она верит в нежданное чудо, в неестественное и неожиданное спасение.

Но всё изменится, когда Лара узнает, кто, возможно, убил её отца. Форелька — тонкая, светлая душа — не устояла: чума добралась и до неё.

«Любить ближнего — это счастье. А ненавидеть — тяжёлый труд.»
«Любить ближнего — это счастье. А ненавидеть — тяжёлый труд.»

Григорий Филин, Гриф

Гриф — имя короткое, хриплое, как резкий вскрик в подворотне.

Есть только догадка, как он получил своё имя: за цепкие пальцы и хищный взгляд. Всегда смотрит из-под бровей, будто примеривается — к уязвимому месту.

Гриф вьёт своё гнездо на Складах — в ржавых кишках Города, среди коробок, ящиков и запаха крови. Гриф соорудил там свой насест, среди цинизма и страха. Он знает цену всему: еде, лекарству, телу. Он торгует, как дышит — быстро, бесшумно, без лишних слов.

Неспроста у Грифа — птицы, что кормится падалью — мы впервые встречаем Одноглазого Вара, скупщика органов.

Он не верит в чудеса. Его бог — баланс: ты мне, я тебе. Но порой, в нём проскакивает странное... сожаление. Не к людям — к тем, кто не понял правил.

Он якобы связан с бандитами, Ольгинским, теневым правительством города. Но всё это — декорация. На самом деле Гриф — часть кровеносной системы Города, по которой течёт товар, информация, шёпот.

Всё поменялось, когда Паук, мнивший себя Шелкопрядом, узнает о закулисных таинственных силах. Гриф — хитрый, крутой воротила — изменился навсегда: осознание судьбы переломило ему хребет.

«Была бы падаль, а вороньё налетит.»
«Была бы падаль, а вороньё налетит.»

Артемий Бурах, Медведь

Артемий Бурах — имя тяжёлое, как камень, который он несёт на себе.

Он получит множество имён: от отца, от друзей, от степного народа. И все эти имена он потеряет, чтобы заново обрести их — через выбор, кровавые руки и непоколебимую решимость. Этимологически "Бурах" может быть связано с "бурей", и будьте уверены — бурю он принесёт.

Словно отражая свою кличку "Медведь", Артемий кажется неповоротливым, тяжеловесным, достаточно сильным и достаточно умным. Мы буквально видим образ огромного человека, который появляется в окне интерфейса.

  • Артемий олицетворяет силу и защиту — он стремится защитить город от разрушения.
  • Артемий не великолепный хирург, но у него есть понимание Линий — инстинктивное и дикое.
  • Как и настоящий медведь, Бурах является одиночкой.

Его борьба происходит не сколько на улицах города, сколько внутри — Гаруспик противостоит смерти, Менху разрезает плоть, Артемий сожалеет о смерти отца, Медведь проламывается вперёд. Его действия неоднозначны. Его поступки необходимы.

Он использует чудеса в своей работе, прибегая к тем же мистическим и трагическим силам, которые управляют городом. Гаруспик — это решимость города, его непоколебимое и компульсивное желание выстоять.

В конце концов Гаруспик поймет: его прошлого более не существует, а все его знания необходимы ради одного. Смерть придёт к нему во плоти.

«Ты не изменишь человека вопреки его воле. Только воля имеет значение.»
«Ты не изменишь человека вопреки его воле. Только воля имеет значение.»

Великий Бык и Великая Чума

В самом начале пути, прибывая в Город, мы видим впечатляющее зрелище — то ли во сне, то ли наяву. Перед нами возвеличивается Бык, грандиозный, как само мироздание. Он столь огромен, что заслоняет собой небо, и, кажется, древнее самого Города.

Рядом — Попутчик. Меланхоличный, отстранённый, он взирает на священное животное без страха и удивления — словно знает, что происходит, словно видел это прежде.

  • Великий Бык — сакральное животное, воплощение Жизни.
  • Попутчик — неотвратимая и молчаливая Смерть.

Бык — непоколебимый исполин, стоящий на пути. Бык действует — он мычит, разгоняя молох тумана и инфекции. Он — крепкий, могучий, настоящий. Его мускулы и жилы полны напряжённой силы. Он действует, потому что он живой.

Попутчик — тщедушный, хилый. Он не действует, он наблюдает. Он не говорит, он просто рядом. Иногда — бросает кости, как бы играя с судьбой.

Две силы, два полюса: Степь и Город. Жизнь и Смерть.

Между ними — мы.

Герой, зажатый между двумя безмерными началами, не понимающий, как на них повлиять. Наблюдатель, лишённый слов и власти.

Бык — борется за жизнь своего народа.

Попутчик — приходит за ней.

«Воля сделает любой выбор правильным. Это так.»
«Воля сделает любой выбор правильным. Это так.»

Стах Рубин — пария

У большинства персонажей в Pathologic 2, особенно у детей, есть клички. Они важны не только как игровые "имена", но и как маски, архетипы, символические роли, которые персонажи занимают в мифологии Города. Клички подчеркивают их принадлежность к определённой системе символов — к сказке, театру, ритуалу.

Имена есть у Форельки, Медведя, Грифа. К этой троице добавляется ещё один персонаж, который свою кличку не получил.

У Стаха Рубина нет знакового имени.

Задаваясь вопросом, как так вышло, я внезапно понял, что ответ лежит в самом вопросе. У Станислава нет "живого", данного близкими имени — есть только функциональное, "статичное" имя.

Стах исключил себя из жизни Уклада, ненавидит шаманство и бесконечно завидует Бураху как истинному сыну своего отца. Стах всегда на вторых ролях, Стах движим только разочарованием и болью, как будто внутренне он уже мёртв. Стах знает, что проиграл.

Для всех ключевых персонажей есть своя символика. Стах Рубин символизирует ничего. Он словно черная дыра, и как будто подчеркивая это — цвета в его одежде также темны, как и его взгляд.

Стах Рубин не принимает игру. Он — рационалист, человек науки, вскрытия, формалина. Где Бакалавр допускает существование невозможного — Стах упрямо ищет логику и причину. Его знания — это твёрдость, понятность, кристальная прозрачность. Он не оперирует — он разрезает.

Реалист в системе метафор.

Исключение внутри системы.

Чужой среди символов.

И, возможно, именно это делает его самым трагичным и самым человечным персонажем в Pathologic 2.

«Всё равно он был обречён. Просто страдал бы дольше, чем обычные люди.»
«Всё равно он был обречён. Просто страдал бы дольше, чем обычные люди.»

Две полярности города

На одном конце города располагается Термитник — мануфактурное, тяжеловесное, колоссальное здание, построенное с одной-единственной, утилитарной целью: на Бойнях перемалывают живое и сакральное в мёртвое и приземлённое.

На другом конце города возвеличивается Многогранник — комплексное, легкое, невообразимое сооружение, построенное с творческой целью: на Небесах метаморфозируют глупое и молодое в осознанное и эволюционно новое.

Термитник был построен идеями людей. Это видно сразу: давящий серый цвет, отвесные стены, запах крови, витающий в воздухе. У каждого здания есть своё настроение. Термитник держит людей в рабстве, и эта кабала влияет не сколько на самих работников — весь город в зависимости от воли и настроения хозяина Бойни. Когда я впервые увидел Термитник, в моей голове пронеслась лишь одна мысль: его не должно существовать.

«Бетонная могила моего народа ... и ее защитная оболочка.»
«Бетонная могила моего народа ... и ее защитная оболочка.»

Многогранник был построен идеями детей. Это видно по его дерзкой несерьезности, неестественно белому цвету на гранях, атмосферы волшебства, что витает в воздухе. У каждого здания есть своё назначение. Многогранник стал шансом людей выпорхнуть за пределы жизни, в место, о котором никто не знает и которое могут видеть только лишь дети — весь город знает, что зайдя туда однажды, выйдешь другим. При первом моем взгляде на Многогранник я подумал только одно: это то, что вдохновляет.

«Говорят, в Многограннике можно найти все ответы. Но разве стоит их искать?»
«Говорят, в Многограннике можно найти все ответы. Но разве стоит их искать?»

Два берега, две несоприкасающихся реальности

В древнеегипетской культуре один берег предназнача��ся для живых, другой — для мёртвых. Привычным и естественным было состояние, при котором на одном берегу располагались кладбища, а на другом — процветающие города с амбарами, храмами и дворцами.

Мифология Pathologic 2 напрямую с Египтом не связана. И всё же, на экране загрузки появляется один-единственный знак — символ, отдалённо напоминающий анкх, древнеегипетский знак жизни. Этот образ служит не указанием на конкретную культуру, но способом выразить мистицизм и инаковость Города. Он — знак иного, символ иного берега.

Георгий Каин убеждён: необходимо выйти за пределы человеческого существования. Человечество совершило невозможное — покорило этот мир. Но этого мало.

Город должен быть продолжен на другом берегу.
Иносказательно — нужно перейти из царства живых в нечто иное, в иное состояние реальности.

И человек должен вырасти за пределы привычного образа. Буквально — необходимо оторваться от самого понятия "человек", выйти за пределы образа и мышления, переступить грань восприятия.

Pathologic 2 говорит не о смерти — она говорит о переходе. Переходе через грань, за которой человек становится чем-то иным, а город — живым организмом иной природы. И этот переход всегда начинается с осознания: другого берега не существует, пока ты не решишь построить туда путь.

«А тебе обязательно ходить по земле ногами?»
«А тебе обязательно ходить по земле ногами?»
10
6
2
1
3 комментария