Pathologic 2. Символизм Города.
Навигация
Мор продолжается!
Интерлюдия
Совсем недавно я описал свои впечатления от игры — и как это водится, я понял, что мне необходимо рассказать кое-что ещё.
На всём пути своего прохождения я видел знаки, символы, иносказательные подсказки. Так, как повлияла на меня Pathologic 2 через символизм — весь дальнейший текст.
В первую очередь моё мышление направлено на тех, кто также, как и я, остался в ощущении недосказанности, ощущении, что ещё можно осмыслить и ещё больше понять. Нам рассказали историю — или... Нам рассказали один уровень истории?
Друзья детства
Лара Равель, Форелька
Лара — имя мягкое, певучее, звучит почти как шёпот.
Фамилия Равель легко рифмуется с Форель, но как можно назвать эту девушку так серьезно?
Форелька — вот имя, которое ей действительно подходит: лёгкое, ласковое, чуть ироничное, как и она сама.
Её фамильный дом стоит у самой реки — ещё один штрих в образе.
Лара воплощает собой эмоциональное ядро города — она искренне желает спасти всех. Она — часть утраченного мира, мира, где можно было лечить, спасать, жить правильно.
Лара — мягкая сторона города: это сострадание, забота, эмпатия. Она становится приближенной Самозванки, что в свою очередь играет роль "Спасительница". Она верит в нежданное чудо, в неестественное и неожиданное спасение.
Но всё изменится, когда Лара узнает, кто, возможно, убил её отца. Форелька — тонкая, светлая душа — не устояла: чума добралась и до неё.
Григорий Филин, Гриф
Гриф — имя короткое, хриплое, как резкий вскрик в подворотне.
Есть только догадка, как он получил своё имя: за цепкие пальцы и хищный взгляд. Всегда смотрит из-под бровей, будто примеривается — к уязвимому месту.
Гриф вьёт своё гнездо на Складах — в ржавых кишках Города, среди коробок, ящиков и запаха крови. Гриф соорудил там свой насест, среди цинизма и страха. Он знает цену всему: еде, лекарству, телу. Он торгует, как дышит — быстро, бесшумно, без лишних слов.
Неспроста у Грифа — птицы, что кормится падалью — мы впервые встречаем Одноглазого Вара, скупщика органов.
Он не верит в чудеса. Его бог — баланс: ты мне, я тебе. Но порой, в нём проскакивает странное... сожаление. Не к людям — к тем, кто не понял правил.
Он якобы связан с бандитами, Ольгинским, теневым правительством города. Но всё это — декорация. На самом деле Гриф — часть кровеносной системы Города, по которой течёт товар, информация, шёпот.
Всё поменялось, когда Паук, мнивший себя Шелкопрядом, узнает о закулисных таинственных силах. Гриф — хитрый, крутой воротила — изменился навсегда: осознание судьбы переломило ему хребет.
Артемий Бурах, Медведь
Артемий Бурах — имя тяжёлое, как камень, который он несёт на себе.
Он получит множество имён: от отца, от друзей, от степного народа. И все эти имена он потеряет, чтобы заново обрести их — через выбор, кровавые руки и непоколебимую решимость. Этимологически "Бурах" может быть связано с "бурей", и будьте уверены — бурю он принесёт.
Словно отражая свою кличку "Медведь", Артемий кажется неповоротливым, тяжеловесным, достаточно сильным и достаточно умным. Мы буквально видим образ огромного человека, который появляется в окне интерфейса.
- Артемий олицетворяет силу и защиту — он стремится защитить город от разрушения.
- Артемий не великолепный хирург, но у него есть понимание Линий — инстинктивное и дикое.
- Как и настоящий медведь, Бурах является одиночкой.
Его борьба происходит не сколько на улицах города, сколько внутри — Гаруспик противостоит смерти, Менху разрезает плоть, Артемий сожалеет о смерти отца, Медведь проламывается вперёд. Его действия неоднозначны. Его поступки необходимы.
Он использует чудеса в своей работе, прибегая к тем же мистическим и трагическим силам, которые управляют городом. Гаруспик — это решимость города, его непоколебимое и компульсивное желание выстоять.
В конце концов Гаруспик поймет: его прошлого более не существует, а все его знания необходимы ради одного. Смерть придёт к нему во плоти.
Великий Бык и Великая Чума
В самом начале пути, прибывая в Город, мы видим впечатляющее зрелище — то ли во сне, то ли наяву. Перед нами возвеличивается Бык, грандиозный, как само мироздание. Он столь огромен, что заслоняет собой небо, и, кажется, древнее самого Города.
Рядом — Попутчик. Меланхоличный, отстранённый, он взирает на священное животное без страха и удивления — словно знает, что происходит, словно видел это прежде.
- Великий Бык — сакральное животное, воплощение Жизни.
- Попутчик — неотвратимая и молчаливая Смерть.
Бык — непоколебимый исполин, стоящий на пути. Бык действует — он мычит, разгоняя молох тумана и инфекции. Он — крепкий, могучий, настоящий. Его мускулы и жилы полны напряжённой силы. Он действует, потому что он живой.
Попутчик — тщедушный, хилый. Он не действует, он наблюдает. Он не говорит, он просто рядом. Иногда — бросает кости, как бы играя с судьбой.
Две силы, два полюса: Степь и Город. Жизнь и Смерть.
Между ними — мы.
Герой, зажатый между двумя безмерными началами, не понимающий, как на них повлиять. Наблюдатель, лишённый слов и власти.
Бык — борется за жизнь своего народа.
Попутчик — приходит за ней.
Стах Рубин — пария
У большинства персонажей в Pathologic 2, особенно у детей, есть клички. Они важны не только как игровые "имена", но и как маски, архетипы, символические роли, которые персонажи занимают в мифологии Города. Клички подчеркивают их принадлежность к определённой системе символов — к сказке, театру, ритуалу.
Имена есть у Форельки, Медведя, Грифа. К этой троице добавляется ещё один персонаж, который свою кличку не получил.
У Стаха Рубина нет знакового имени.
Задаваясь вопросом, как так вышло, я внезапно понял, что ответ лежит в самом вопросе. У Станислава нет "живого", данного близкими имени — есть только функциональное, "статичное" имя.
Стах исключил себя из жизни Уклада, ненавидит шаманство и бесконечно завидует Бураху как истинному сыну своего отца. Стах всегда на вторых ролях, Стах движим только разочарованием и болью, как будто внутренне он уже мёртв. Стах знает, что проиграл.
Для всех ключевых персонажей есть своя символика. Стах Рубин символизирует ничего. Он словно черная дыра, и как будто подчеркивая это — цвета в его одежде также темны, как и его взгляд.
Стах Рубин не принимает игру. Он — рационалист, человек науки, вскрытия, формалина. Где Бакалавр допускает существование невозможного — Стах упрямо ищет логику и причину. Его знания — это твёрдость, понятность, кристальная прозрачность. Он не оперирует — он разрезает.
Реалист в системе метафор.
Исключение внутри системы.
Чужой среди символов.
И, возможно, именно это делает его самым трагичным и самым человечным персонажем в Pathologic 2.
Две полярности города
На одном конце города располагается Термитник — мануфактурное, тяжеловесное, колоссальное здание, построенное с одной-единственной, утилитарной целью: на Бойнях перемалывают живое и сакральное в мёртвое и приземлённое.
На другом конце города возвеличивается Многогранник — комплексное, легкое, невообразимое сооружение, построенное с творческой целью: на Небесах метаморфозируют глупое и молодое в осознанное и эволюционно новое.
Термитник был построен идеями людей. Это видно сразу: давящий серый цвет, отвесные стены, запах крови, витающий в воздухе. У каждого здания есть своё настроение. Термитник держит людей в рабстве, и эта кабала влияет не сколько на самих работников — весь город в зависимости от воли и настроения хозяина Бойни. Когда я впервые увидел Термитник, в моей голове пронеслась лишь одна мысль: его не должно существовать.
Многогранник был построен идеями детей. Это видно по его дерзкой несерьезности, неестественно белому цвету на гранях, атмосферы волшебства, что витает в воздухе. У каждого здания есть своё назначение. Многогранник стал шансом людей выпорхнуть за пределы жизни, в место, о котором никто не знает и которое могут видеть только лишь дети — весь город знает, что зайдя туда однажды, выйдешь другим. При первом моем взгляде на Многогранник я подумал только одно: это то, что вдохновляет.
Два берега, две несоприкасающихся реальности
В древнеегипетской культуре один берег предназнача��ся для живых, другой — для мёртвых. Привычным и естественным было состояние, при котором на одном берегу располагались кладбища, а на другом — процветающие города с амбарами, храмами и дворцами.
Мифология Pathologic 2 напрямую с Египтом не связана. И всё же, на экране загрузки появляется один-единственный знак — символ, отдалённо напоминающий анкх, древнеегипетский знак жизни. Этот образ служит не указанием на конкретную культуру, но способом выразить мистицизм и инаковость Города. Он — знак иного, символ иного берега.
Георгий Каин убеждён: необходимо выйти за пределы человеческого существования. Человечество совершило невозможное — покорило этот мир. Но этого мало.
Город должен быть продолжен на другом берегу.
Иносказательно — нужно перейти из царства живых в нечто иное, в иное состояние реальности.
И человек должен вырасти за пределы привычного образа. Буквально — необходимо оторваться от самого понятия "человек", выйти за пределы образа и мышления, переступить грань восприятия.
Pathologic 2 говорит не о смерти — она говорит о переходе. Переходе через грань, за которой человек становится чем-то иным, а город — живым организмом иной природы. И этот переход всегда начинается с осознания: другого берега не существует, пока ты не решишь построить туда путь.