Киркбрайд – графоман или все же настоящий гений?

В сообществе Древних свитков не утихает много лет спор о роли Киркбрайда в судьбе всей серии игр. Кто-то называет его отцом Elder Scrolls в привычном нам виде, кто-то говорит, что он просто графоман, чьи тексты в большинстве своем не каноничны, а кто-то выстраивает все свое представление о лоре вселенной, основываясь исключительно на работах Майкла.

Так кто же такой Майкл Киркбрайд, какую роль он сыграл в становлении серии и что из его работ можно признать каноном, а что нет? Попробуем разобраться.

Майкл Киркбрайд – один из разработчиков, работавший некогда в студии Bethesda, которая занимается разработкой серии игр The Elder Scrolls. Киркбрайд присоединился к работе над играми во время разработки спин-оффа Redguard, для которого он создал концепт-арты, проработал историю редгардов, написал официальные комиксы и, что самое главное, придумал главного героя Сайруса. В это же время он работал над “Карманным путеводителем по Империи, 1-е изд.”, в котором впервые появляются его характерные иллюстрации.

Гигант мысли, отец Тамриельской демократии
Гигант мысли, отец Тамриельской демократии
Те самые характерные иллюстрации
Те самые характерные иллюстрации

В дальнейшем Киркбрайд стал ведущим дизайнером и концепт-художником новой номерной части серии Morrowind. Его перу также принадлежит огромное количество внутриигровой литературы, которая, во многом, и легла в основу всего лора вселенной. Знаменитые “36 уроков Вивека” написал тоже он. Многими историческими персонажами, например, Тайбером Септимом, Пелиналом Вайтстрейком и императорами из династии Реманов, мы тоже обязаны именно Киркбрайду.

Утверждение, что Пелинал - "киборг", воспринимаемое многими буквально, тоже принадлежит Киркбрайду
Утверждение, что Пелинал - "киборг", воспринимаемое многими буквально, тоже принадлежит Киркбрайду

Майкл принимал участие и в разработке Oblivion, но уже в качестве внештатного сотрудника, которому было поручено написать ряд диалогов и книг. Более активное участие он принял в создании дополнения Knights of the Nine, написав практически всю внутриигровую литературу, представленную в DLC. Также он написал часть “Третьего путеводителя по Империи”, куда внес сведения про Мананавтов и космические корабли Империи.

На Skyrim Киркбрайд тоже оказал свое влияние, но опосредованное. Очевидно, он вдохновил авторов внутриигровых книг, которые описывали концепцию драконорожденных и вопрос родства Алдуина и Акатоша. Также, утверждается, что именно Майкл придумал Конкордат Белого золота и Красный год.

Кроме этого, Киркбрайд создал огромное количество внеигровых текстов, в которых подробнее описывает свои концепции, развивает их, а иногда даже продолжает историю мира Древних Свитков в далекое будущее.

Иллюстрация самого Киркбрайда к C0DA - авторскому произведению, в котором Нирн оказался уничтожен, а выжившие живут на лунах
Иллюстрация самого Киркбрайда к C0DA - авторскому произведению, в котором Нирн оказался уничтожен, а выжившие живут на лунах

Так в чем же вопрос? Почему столько разговоров вызывает персона одного единственного разработчика, который работал в Bethesda очень давно? Теперь мы входим на территорию ЛИЧНОГО МНЕНИЯ.

Киркбрайд, безусловно, внес огромный вклад в становление всей серии Древних Свитков. Именно его книги легли в основу всей истории вселенной, именно они стали отправной точкой, из которой вырос весь сеттинг. С этим бессмысленно спорить и отдать дань уважения такому талантливому автору однозначно стоит.

Однако, Майкл очень плодовитый писатель, чьи взгляды на историю вселенной весьма специфичны и, видимо, разительно отличаются от взглядов тех, кому принадлежит решающее слово в развитии серии. Поэтому значимое количество его произведений, не включенных непосредственно в игры, остается в зоне “серого канона”. Кто-то назовет их каноном, кто-то нет, ведь их каноничность основана лишь на том факте, что они принадлежат перу бывшего разработчика.

Таких произведений очень много, Киркбрайд писал их еще много лет после своего непосредственного участия в разработке игр. В них он развивал и усложнял самые разнообразные концепции, которые, в основном, касались вопросов божественности и метафизического устройства вселенной.

Порой, когда за обсуждением истории вселенной, сталкиваются сторонники Киркбрайда и поклонники современного подхода к лору, это обсуждение заходит в тупик, ведь местами эти две точки зрения противоречат друг другу.

Это все усложняется самим вопросом “каноничности” в серии Древних Свитков. Что назвать каноном, когда все повествование лора строится на информации, предоставленной внутриигровыми источника, написанными, в свою очередь, внутриигровыми персонажами, чье мнение невозможно считать истиной в последней инстанции, ведь обычным смертным свойственно ошибаться, заблуждаться и врать?

Никогда слово разработчика серии, сказанное где-то за пределами игр, не позиционировалось как однозначная правда. Это не Warcraft, где (года до 2017) лор выстраивала “Рука Бога”. В Свитках всегда повествование выстраивалось от лица “ненадежного рассказчика”. В итоге однозначным каноном в такой ситуации можно признать лишь события, которые мы видим собственными глазами в играх, да и то, если это не какой-нибудь Прорыв Дракона, хотя он непосредственно в сюжете игры появлялся лишь один раз. Все остальное – пересказы с чужих слов.

Хроники Warcraft до определенного момента были идеальным примером "Руки Бога"
Хроники Warcraft до определенного момента были идеальным примером "Руки Бога"

Можно ли в такой ситуации признать весьма объемное наследие Киркбрайда каноном? Частично – да. Его произведения, представленные непосредственно в играх, уже оттуда не изъять. Это важная часть лора и важная репрезентация мнения тех персонажей, от лица которых эти произведения написаны. Это не истина в последней инстанции, но одна из множества точек зрения обитателей мира на события, происходящие в нем.

Стоит ли признавать каноном произведения Киркбрайда, выпущенные за пределами игр? Вряд ли. Их связь с официальным лором ограничивается фактом того, что автор некогда работал над серией. Достаточно ли этого? Лично я, сомневаюсь. Это уже что-то подобное фан-фикшену, пускай и очень сложному и, вероятно, качественному.

Что делать? Я думаю, разделять одно и другое, когда происходит обсуждение лора Свитков. История, выстроенная на внеигровых работах Киркбрайда, относительно основной серии это фанатское творчество. Да, интересное, концептуальное, сложное и умное, но фанатское, т.е. не имеющее никакого реального влияния на официальный подход к сюжету современных Древних Свитков.

Но есть в этом вопросе и еще один интересный момент. Некоторые концепции Киркбрайда, представленные в его текстах за пределами игр, начинают включать в официальное повествование. Не как абсолютную истину, но как точку зрения внутриигровых персонажей.

Таковой, например, стала концепция метафизического устройства башен Нирна и их влияние на материальный мир. Эта идея играет достаточно важную роль в произведениях Киркбрайда, но не была представлена в играх до выхода ESO, а именно дополнения про Имперский город. Теперь эта концепция существует не только в бумагах экс-разработчика, но и в устах внутриигровых ученых, которые, к слову, именно этим пытаются объяснить смену климата в Сиродиле после прихода к власти людей и становления Алессианской Империи.

А еще эта идея, вероятно, играет важную роль в мотивации Третьего Альдмерского Доминиона, одной из целей которого (официально по слухам) считается уничтожение материального мира путем разрушения метафизических якорей, т.е. башен Нирна.

Адамантиевая башня - первая башня Нирна. Может быть, именно к ней рвался Доминион, когда высадился в Хаммерфелле во время Великой войны
Адамантиевая башня - первая башня Нирна. Может быть, именно к ней рвался Доминион, когда высадился в Хаммерфелле во время Великой войны

В ESO также появляется 37 том Уроков Вивека, который, по сути, является отсылкой на C0DA.

Вот как-то так. Согласен, вопрос сомнительной актуальности, но все же. Что думаете по этому поводу Вы?

11
1
27 комментариев