«Чёрная Метка» — когда игры снова заставляли бояться по-настоящему
Москва никогда не была такой опасной.
Пилотный выпуск: Предисловие
Москва, 2020 год. Звонок в три часа ночи разрывает тишину квартиры Николая Камолова — веб-дизайнера, чья жизнь до этого мига измерялась дедлайнами и кофе. Голос «В» в трубке звучит как приговор: «Чёрная Метка» — не вирус, а цифровое клеймо смерти. Николай — десятый и последний носитель в сезоне кровавого реалити-шоу, где зрители жаждут зрелищ, а охотники рвут жертв в клочья. Его подъезд уже окружён. Правила просты: передай метку или умри. Но шанс спастись есть — таинственная организация «Анти-Метка» предлагает бежать.
Бегство превращается в адский квест по подпольным серверам, промзонам и неоновым трущобам. Здесь каждый прохожий — потенциальный убийца, каждое окно — камера прямого эфира. Николай, человек с клавиатурой, вынужден стать хищником, чтобы выжить. Но чем он заплатит за свободу? И останется ли в нём что-то человеческое, когда метка будет сорвана? «Чёрная метка» бросает вызов не только герою, но и игроку: в мире, где насилие — развлечение, готовы ли вы стать частью спектакля или сломать систему?
Выпуск первый: История игры
«Чёрная Метка» (The Hunt, Traque) — видеоигра в жанре остросюжетного боевика в антураже мрачного будущего. Отдалённая адаптация одноименного рассказа русского фантаста А. Дашкова.
Игра была выпущена в свет 27-го ноября 2008 года российской студией Orion Games, издателем же выступил небезызвестный дистрибьютор «Бука». Про историю разработки известно немного, лишь то, что в 2006 году разработчики воронежской студии, вдохновившись детищем Rockstar «Manhunt», решили сделать отечественный аналог с дураком и бабами. Однако в последствии курс сменили, за основу была взята игра Фрэнка Рука под названием «Condemned». Забавной деталью является реакция издателя на готовый продукт, который отказался от дальнейших услуг компании.
Выпуск второй: Геймплей aka выживание "по-московски"
Москва 2020 года в исполнении Orion Games — это не блистающий неонами мегаполис, а сырой, пропитанный паранойей лабиринт, где каждый твой шаг может стать последним. «Чёрная метка» предлагает игроку не просто пройти сюжет, а выжить в извращённой игре, где ты одновременно и жертва, и участник.
Основной геймплей строится на грубом, почти примитивном ближнем бою. В руках Николая оказывается то, что попадётся под руку: обрезок трубы, нож, топор или даже бесполезный после выстрелов пистолет, который теперь годится разве что для ударов по головам.
- Быстрые удары (ЛКМ) позволяют отбиваться от толпы, но наносят мало урона.
- Сильные атаки (зажатый ЛКМ) наносят много урона, однако малоэффективны против быстрых оппонентов.
- Блок спасает не всегда — после нескольких ударов противник всё равно прорвётся.
Огнестрел здесь — роскошь. Патроны не подобрать, обоймы не пополнить. Выстрелил всё — теперь ствол лишь кусок металла.
Говоря про стелс, он здесь примитивен, но эффективный. Враги слепы, как кроты: не увидят, если ты не шумишь и не светишь фонарём в лицо.
- Пригнись в темноте — и охотники пройдут мимо.
- Подкрадись сзади — и получишь мгновенное убийство.
- Фонарь — палка о двух концах: помогает искать предметы, но демаскирует.
Правда, стелс быстро надоедает — ИИ настолько туп, что даже на "трудной" сложности враги действуют по шаблону.
Деньги, аптечки и броня разбросаны по уровням, но самый надёжный способ разжиться ресурсами — торговые автоматы. Найдёшь такой — купишь здоровье или защиту.
Но настоящий адреналин даёт система ставок:
- Достаёшь КПК, выбираешь задание (например, «Убей трёх врагов ножом»).
- Ставишь деньги на кон.
- Выполняешь — получаешь двойную выплату.
- Провалил — теряешь всё.
Проблема в том, что задания однотипные, а награда редко оправдывает риск.
Также с помощью вышеупомянутого КПК можно взламывать двери, но эта механика реализована криво и используется лишь пару раз за всю игру.
Игра позиционировалась как технологичный проект:
- PhysX — но физика используется разве что для падающих ящиков и бочек.
- HDR-освещение — которое лишь размывает картинку при движении.
- «Мрачная атмосфера» — но уровни линейны и пусты.
Однако несмотря на все технические недостатки, игра смотрится неплохо даже на сегодняшний день.
Выпуск третий: Мой опыт и итоги
Проходил я игру в Discord со своей девушкой. С самого начала мы подметили, что игра выглядит хорошо даже для текущего времени. В ней нет мини-карты, что порой озадачивало и давало время на подумать, что же делать и куда двигаться дальше, подсветка интерактивных объектов также отсутствует, добавляя элемент "хардкорности" в плане головоломок. Хотя прям каких-то головоломок там не было, нажми рычаг тут, кнопку там, найди ключ-карту и дело с концом. Помню жестко горел с механики блока, совсем непонятные тайминги и порой смотришь и восклицаешь "ДА Я ЖЕ НАЖАЛ, КАК ОН ПОПАЛ-ТО!!!". Боссы, которых всего 4 в игре, не были особо сложными, кроме типа с парными кинжалами в бассейне, который был ну очень быстрый, я его убил тупо взрывом гранаты. "Страш��ых" моментов было немного, в основном это выскакивающие противники отовсюду. Стрельба примитивная, про неё особо ничего сказать не могу. В целом игра нам понравилась, если так можно сказать. Да, в техническом плане она слабая, но как опыт "на один раз" – почему бы и нет.
Вывод: игра, которая могла бы быть культовой
«Чёрная метка» — это типичный продукт эпохи 2000-х: дерзкая задумка, но топорная реализация. Здесь есть ярость ближнего боя, гнетущие московские трущобы и даже намёк на социальную сатиру. Но примитивный ИИ, скудный арсенал и недоработанные механики превращают её в "сборник упущенных возможностей".
Для кого эта игра?
- Для фанатов олдскульных экшенов с грубым геймплеем.
- Для тех, кто хочет увидеть "альтернативную Москву" без гламура.
- Для коллекционеров "неоднозначных игровых экспериментов".
Финальные титры
Игра рисует мрачную картину общества, где человеческая жизнь превращена в развлечение. Но удалось ли ей раскрыть этот замысел? Увы, сюжет остаётся лишь фоном для грубоватого экшена, а глубокие вопросы так и повисают в воздухе...
А вы смогли бы сыграть по правилам «Чёрной метки»? Попробовали бы перехитрить систему или сломались при первом же звонке? Ведь в мире, где каждый может стать участником такого «шоу», важно понимать: на что ты действительно готов ради своего выживания?