Будущее за портативным геймингом. Часть 1 — ретроспектива
Ностальгический разгон. Что стало с геймером, когда он вырос?
Прежде чем перейдём к сути, хотел у вас спросить: а вы помните, с чего всё началось для большинства современных геймеров? Нет, мой дорогой «богатенький гик», я не про Ultima 1 или DOOM. Всё-таки в те времена ПК с MS-DOS на борту был привилегией богатых, а простой люд довольствовался Dendy.
Конечно, вы можете мне возразить и сказать, что у вас была Sega или NES, но вас поистине были единицы. В тот период страна переживала не лучшие времена, и многие семьи могли позволить своим детям только «аналог» японской консоли.
Давайте оставим лирику и лучше вспомним, в какие игры мы играли. Что, погрязли во воспоминаниях о былом? Что ж, тогда начну я первым:
1. Mario
Ох, Марио, любимый многими сантехник. Сколько раз вы спасли принцессу? Признаюсь честно, дракона я действительно тогда побаивался.
2. Harry Potter
Дабы не быть заурядным, разбавлю и так всем известные игры своими эксклюзивами, в которые никто из моих друзей или знакомых вообще никогда не играл. В интернете удалось найти лишь одну фотку именно того геймплея, где ты летаешь на метле и уклоняешься от всякой нечисти. Не знаю, знал ли об этой игре ещё кто-то, кроме продавца картриджей на базаре и меня, но она была довольно увлекательной.
Дабы не затягивать, но всё-таки проявив уважение к былому, я просто перечислю ещё топ тайтлов тех лет с Dendy в одну строку: (Contra, Танчики, Aladdin, Prince of Persia, Mortal Kombat, Metroid, Bomberman)
Плавно переходим к периоду, когда ПК стал более доступным и был объектом обожания каждого школьника. Но для начала давайте условимся: перечислять популярные тайтлы тех лет я не стану — они и по сей день на слуху. Просто приведу несколько незаурядных примеров, которые, возможно, вам знакомы, просто вы о них совсем забыли.
1. Stubbs the Zombie: Rebel Without a Pulse
Вот так встречает нас игра. Ах... если бы моя мама увидела, что станет с этими добряками в фуражках через минуту, то моё знакомство с игрой закончилось бы так и не начавшись. Сюжет незамысловатый: нам в шкуре зомби предстоит заражать гражданских и... кидать свою бошку? Точно помню, в игре полно юмора и определённо был какой-то смысл. Всячески рекомендую, игра точно пропитана духом начала нулевых.
2. Ultimate Spider-Man
Никаких комбо-приёмов — удар рукой, ногой и захват. Город пустой. В детстве было немного стремновато от этой гнетущей пустоты вокруг, но летать на паутине по открытому миру было довольно весело, а ещё классно было играть за Венома.
3. Корсары
Ах, Корсары... сколько времени провёл в этой игре — ни счесть. Поистине легендарное творение русского геймдева. Конечно, сейчас трудно будет непосвящённому втянуться в неё за счёт своеобразного управления, боевой системы и «багов». Сохраняться перед каждым событием было обыденным делом, но бескрайние морские просторы, захват кораблей, торговля, сюжет и множество сайд-квестов сделали из этой игры кладезь для юного искателя приключений. Чего стоит квест на поиски Летучего Голландца, когда ты случайно в таверне узнаёшь у забулдыги про таинственный корабль, который топит всё и вся...
«Автор вытирает слёзы ностальгии»
Кхм... совсем забыли и про «нетворкинг» того времени — а именно зарубы в подвалах, а в моём городе и в бывших бомбоубежищах. Рядом с которыми постоянно терлась гопота, но желание попасть внутрь пересиливало всякий страх перед орком у входа в коворкинг твоей мечты. Ведь внутри ты мог поиграть за орков и надрать задницу жалким людишкам, а рядом с тобой могла сидеть какая-то пати, играющая в CS: Source. Через столик кто-то рубится в Heroes of Might and Magic III или StarCraft, и в целом царила атмосфера праздника. Незабываемое было время. Особенно для тех, кто тогда был постарше — даже не могу представить, какое удовольствие получал «эстет»-первооткрыватель, попивая Блейзер и раскатывая орды зергов в Старкрафте.
И вот, мы выяснили примерный распорядок дня СНГшного школьника:
- Проснуться
- Сходить в школу
- Сэкономить на обеде
- Забуриться в компьютерный клуб с корешами
- Отхватить люлей и уйти ни с чем
Компьютер в каждом доме, необходимость ходить в клубы отпала, играй в любые игры сколько хочешь. Интернет в современном его понимании нам дарила LAN-сеть, протянутая по всему району. Углубляться глубоко не будем — всё-таки это очень обширная тема, но я думаю, вы ещё ясно помните те времена.
Пропускаем период интернета по карточкам, который не мог позволить себе обычный человек, и переходим к более прогрессивному периоду в лице:
Маленькая скорость, вечные отвалы и безлимит по ночам. Аж мурашки по коже — каково это было, настраивать его, говоря часами по стационарному телефону с поддержкой Microsoft. И доступный интернет распахнул перед нами двери ММО
1. Perfect World
Идеальный мир. Моя первая ММО. Пока где-то ребята устраивали клановые войны в Линейке или умирали от Дробителя в Вовке, я участвовал в замесах у ворот ГД и наслаждался видами в городе Перьев (столица Сидов).
Если вы не поняли ни слова, то значит, у вас точно был секс раньше, чем у автора.
2. Lineage 2
Линейка, линеечка, ЛА... Не играл, моё время съела другая ММО. Но это определённо главный символ эпохи 00-х.
3. World of Warcraft
Великий и ужасный WoW. Лично я начал с дополнения Лич Кинг и проиграл аж до Легиона. Сильнейшая игра.
Итак, мы лишь поверхностно прошлись по эпохе нулевых и совсем не приблизились к раскрытию темы. Простите меня, но предыстория очень важна, чтобы понять вывод, который я обязательно подведу в конце.
Глава 2. Малый повзрослел
Счастливая студенческая жизнь осталась позади. Кому-то повезло и он поступил, а кому-то не повезло — и он отправился забрасывать грязный снег чистым снегом.
Так или иначе, но учёба закончится, служба тоже, и снова мы погружаемся в размеренную жизнь на гражданке. Кто-то уже успевает завести семью и детей, устроиться на работу — так или иначе приходится большинству.
И вот мы повзрослели. Времени на игры остаётся совсем немного, ПК уже давно устарел и переехал в гараж, а мы переезжаем из одного съёмного жилья в другое. Развлечения и интересы поменялись — мы ходим по барам, стендапам, разъезжаем по заграницам и много ещё чего делаем. Но внутри нас живёт тот самый ребёнок, который помнит былое — как нам было весело, открывая очередную игру и зависая в ней сотни часов.
И вот, в погоне за этим чувством, мы собираем свой ПК. Супермощный — чтобы тянул вообще ВСЕ игры на ультрах и в 4К. В детстве мы и не задумывались о таком величии. GTA 3 в 20 FPS (да и понятия такого как FPS тогда ещё не было) приносила больше радости, чем какой-нибудь Cyberpunk 2077 в 60 сейчас. А вообще, вот вам жизненный мем вместо тысячи слов:
Ну что, дорогой читатель, выигрываешь? Нет игровой импотенции? На игры полно времени, и они по-прежнему приносят удовольствие? Если ты на всё ответил — ДА, то дальше читать тебе смысла нет. Мы разные, а вывод тебя не впечатлит.
Остальные — поехали в мобильный гейминг. Дам вам немного статистики и пищи для размышления:
- Более 4.88 млрд человек владеют смартфонами в 2024 году
- В 2024 году мировая игровая индустрия сгенерировала доход в размере $184,3 млрд
- Мобильные игры: $92,5 млрд (50% от общего дохода), рост на 2,8% по сравнению с предыдущим годом
- Консольные игры: $50,3 млрд (27% от общего дохода), снижение на 4%
- ПК-игры: $41,5 млрд (23% от общего дохода), незначительное снижение на 0,2%
Думаю, вы сами можете сделать вывод, что мобильный гейминг — неотъемлемая часть современного геймдева. А какой он, мобильный геймдев-то?
Давайте вспомним некоторые проекты, что бы понять с чего все начиналось.
1. Fruit Ninja
Думаю геймлей вы все помните, мы должны свайпами по экрану нарезать фрукты которые сочно разлетаются на две части. Уникальный и завлекающий геймдизайн который сделан под сенсорные экраны, на компе мышкой или на консоли с геймпадом вряд ли мы получим тот же экспериенс, что на смартфоне или планшете.
2. Infinity blade
Шедевр своего времени, уникальная механика геймплея, удары свайпами - это очень крутой пример телефонной РПГ с управлением заточенным только под сенсорные экраны.
3. Paper Toss
Еще один интересный пример, в этой игре мы в роли офисного клерка должны кидать бумажные комки в мусорку, завлекательный ненапраяжный геймплей, то что надо, что бы скоротать время в поездке или очереди.
Раньше люди действительно парились над создание игр под новый формат устройств, старались учитывать специфику девайсов, продумывали управление, создавали интересные механики: (Angry Birds, Cut The Rope, Subway Surfers, Angry Gran) и множество других, чудесных игр того времени. И к чему мы в итоге пришли?
Бл@ть! Выколите мне глаза, что за хаос в интерфейсе? Как будто разрабам было настолько по#уй, что они вообще не задумывались над интерфейсом, сделали тупо порт игры с ПК, захерачили весь экран органами управления и е#итесь сами как хотите.
Сложно представить такой подход в эпоху, Infinity Blade или Modern Combat 4, вы помните как выглядел в них интерфейс?
Modern Combat 4 (не путать с донатной 5-ой частью). Интерфейс выверен до мелочей, все такое органичное и интуитивно понятное, аж приятно было играть, графика кстати тоже - обратите внимание насколько она классная.
Еще кстати было много классных портов по типу герои меча и магии, Alien, Mass Effect, Max Payne и тд. Постепенно копилась библиотека из классных тайтлов, а главное всегда с тобой, ты мог зарубиться в них буквально везде, ведь телефон всегда с тобой.
Но всё хорошее когда нибудь кончается, в геймдев пришли продажники и маркетологи (как же я вас ненавижу), многие игры стали превращаться в сервисы, поистине годных стало выходить гораздо меньше, а на телефонах произошел сущий кошмар.
Modern Combat 5, Angry Birds Epic, Need for Speed Mobile - их можно перечислять вечно, тебе больше не нужно жать кнопку стрелять, интересную серию Angry Birds пытались превратить в непонятное донатное RPG, а в нфске вообще автоматические гонки, где от твоего скила ничего не зависит, а лишь от кол-ва влитого бабла (напоминает флэш игры с ныне покойного ВК).
И феерия ужаса ТРИ В РЯД. Пазлы это не плохо, но не тогда когда почти все игры на мобилках, стали, по сути, одним жанром. Манки гейминг, во всей своей красоте. Игроков на телефонах в какой то момент перестали считать за людей, а стали принимать за бездонный кошелек с деньгами, где весь игровой процесс сводится к привязке кредитной карты.
Пожалуй на этом можно заканчивать первую часть статьи, в следующей части я затрону тему первых ПК портативок, взрослении, игровом выгорании и "волшебной пилюле" которая окунет в те теплые деньки.
Спасибо если дочитал, буду рад послушать в какие игры ты играл(-а) в детстве и твою боль о былом.