Как Steam удалил мою игру без предупреждения — потому что так захотела AAA-компания

Привет, DTF!

В этой статье хочу рассказать историю удаления нашей игры из Steam — о трейдмарк буллинге, о беззащитности инди-разработчиков и политике Steam.

Возможно, вы обо мне слышали, а может и нет — после нескольких лет обозревания шутеров самого разного толка я и несколько моих друзей принялись разрабатывать свой инди-шутер. Несмотря на пока ещё зачаточное состояние технодемки, игра начала весьма неплохо привлекать внимание — и, как оказалось, не только игроков.

Некая AAA-компания MindArk заприметила похожие названия нашей и ещё одной игры от французской студии — и запросила одномоментное удаление их из Steam.

Глава 0. Выбор названия

Идея для сеттинга нашей игры пускает корни еще в начало 2010-х. Тогда кодовым названием было "World War 3", но, как все мы знаем, в 2018 году уже выходила многострадальная одноимённая игра.

Разумеется, к 2023 году успела эволюционировать и концепция игры, и философия авторов. Мы перебрали несколько названий, соответствущих видению игры и её сеттинга, и остановились на слове "Энтропия" — отличная метафора как для лора, так и для механик игры.

Так как теперь обязательным требованием к названию стала латынь — чтобы название не было ни на одном из живых языков — оно преобразовалось в "Entropia".

Как Steam удалил мою игру без предупреждения — потому что так захотела AAA-компания

Конечно, мы стали изучать, не закреплено ли такое название за какой-то другой компанией — ведь слово не выдумано и его вполне уже могли занять до нас. Но единственным владельцем такой торговой марки была немецкая Yager Development, чьи права как раз удобно истекли.

Со спокойной душой мы анонсировали прототип шутера в декабре 2024 года, однако уже в конце января подписчики начали писать о появившейся в Steam другой игре под названием Entropia (ссылка на SteamDB ниже).

"Чёрт, это может вызвать проблемы, так как мы не регистрировали торговую марку. Впрочем, они появились позже нас. Но если не будут с нами воевать, то и пусть — мы не против" — такие были наши первые мысли. Но беды стоило ждать не отсюда.

Да, мы правда не беспокоились о том, что какие-то французы делают синглплеерную адвенчуру под таким же названием. Наша аудитория ищет шутер, глупо предполагать, что увидев в поиске шутер и адвенчуру кто-то кликнет на второе. Это не наши конкуренты, зато коллеги-творцы.

Как Steam удалил мою игру без предупреждения — потому что так захотела AAA-компания

Глава 1. Угрозы MindArk

Беда пришла совсем с другой стороны.

Недавно с нами связался представитель некой MindArk, разработчика Entropia Universe — некогда большой 20-летней MMORPG с оборотом реальных денег и элементами гемблинга. Они заявили, что использование слова Entropia в нашем названии нарушает их товарный знак и должно быть немедленно прекращено. Из доказательств был предоставлен только лист с несколькими составными торговыми марками вроде Entropia Universe или Entropia Dollar. Торговой маркой Entropia в чистом виде, напомню, владела только Yager Development, и то в прошлом.

Мы попытались объяснить MindArk, что используем название добросовестно, хоть и не зарегистрировали его за неимением на то средств (регистрация в США стоит около 2000 $ и занимает 2 года, в ЕС — от 850 €). Также мы никак не пытаемся конкурировать с их проектом, не вводим аудиторию в заблуждение и не используем схожие элементы брендинга ради недобросовестного пиара за чужой счёт. Такой ответ не устроил MindArk, они пригрозили страйком и последующим удалением нашей игры из Steam, удалением всех соц. сетей и судебным иском.

Мы предложили компромисс — подзаголовок в духе, условно, Entropia: [Shooter] или [Tactical] Entropia, а также добавили дисклеймер на сайт и в Steam — "Этот проект является независимым и оригинальным творением его разработчиков. Он не связан и не поддерживается какой-либо другой компанией, игрой или владельцем торговой марки, использующей схожие названия. Все названия, бренды и термины, используемые в этом проекте, используются добросовестно и без намерения ввести в заблуждение или нарушить какие-либо существующие права".

Компромисс был также отвергнут. Представитель MindArk настоял на невозможности использования нами любых вариаций слова Entropia и схожих по смыслу производных. Здесь же он потребовал отказаться от дальнейшего использования этого названия, сказав, что MindArk могут дать время на ребрендинг, а также попросил предоставить наши личные данные.

Разумеется, мы не собирались просто так сменять название и раскрывать данные о себе. Нужно было найти возможность проконсультироваться вообще о правомерности таких требований и такого давления.

Но всё случилось гораздо быстрее: через несколько дней нашу игру удалили из Steam.

Глава 2. "Поддержка" Steam

Об удалении игры я узнал от обеспокоенных подписчиков — они не могли понять, куда пропала игра, она исчезла из списка желаемого, новые ребята не могли найти игру в магазине.

На своей личной почте я тут же увидел письмо от представителя Steam. "Мы получили жалобу от MindArk и удалили вашу игру и другую Entropia. Свяжитесь с MindArk и сообщите, если что-то изменится".

Насколько я понимаю, это не была стандартная процедура. Это не DMCA Claim, когда приходит уведомление о возможном нарушении и разработчик имеет 10-14 дней на ответ, затем заявит��ль должен либо отказаться от страйка, либо подать на разработчика в суд и решать вопрос там. Нашу игру удалили без предупреждения со стороны Steam, без возможности срочно сменить название или обжаловать этот страйк.

Судиться с MindArk или Steam у нас нет ни единой возможности, да и желания — хочется игру делать, а не вот это вот всё. Но был у этой истории и плюс — теперь мы могли договариваться со Steam, а не с MindArk, и пробовали пробить стену тут: от наиболее мягкой смены имени на E.N.T.R.O.P.I.A. до различных версий стилизации или обыгрывания. Практика показывает, что в некоторых случаях такое срабатывало. Но не в нашем.

Вариантом, который сработал, оказалось название Status Entropos — полностью вымышленное (слово Entropos собрано из двух латинских), всё ещё на латыни и всё ещё близко к изначальному варианту. И его одобрили!

К этому моменту прошло уже двое суток, никаких дополнительных требований со стороны Steam не поступало. Впрочем, я догадывался, что нас могут попросить сменить и логотип, а это бы заняло время (особенно, если бы мы полностью изменили название), поэтому на всякий случай я указал в одном из сообщений следующее, надеясь получить одобрение или отказ:

"Мы просим восстановить страницу нашей игры в Steam под новым названием. Хотя полученная нами жалоба касалась только названия, мы понимаем, что все связанные с игрой материалы также должны отражать это изменение. Мы готовы соответствующим образом обновить все внутриигровые и маркетинговые материалы сразу же после восстановления" — указывалось в одном из моих сообщений.

Представитель Steam лишь сообщил, что название должен менять я сам — то есть отправить заявку в поддержку на переименование игры (когда игра уже опубликована, изменять название самостоятельно нельзя). Ответа от поддержки пришлось ждать еще почти двое суток. И вот, как только название было изменено, тут же я написал представителю DMCA-отдела Steam с просьбой продолжать восстановление страницы.

И здесь-то представитель Steam вспомнил про логотип — небрежно обведя некоторые места (не все: по сей день там можно найти картинки со старым логотипом) на скриншоте страницы моей игры, нас попросили убрать эти материалы. Ничего не поделать, пришлось убирать. Заняло это минут 20, но следующего ответа пришлось ждать опять полдня.

Вчера, 11 апреля, страница моей игры наконец была восстановлена под новым названием!

Глава 3. Чем всё закончилось, и закончилось ли

За 5 дней, пока страница игры была удалена из Steam:
- Потеряна почти 1000 имеющихся вишлистов
- Упущено по меньше мере 3500 (500х5) потенциальных вишлистов
- Парализована работа половины команды (хотя мы всё же старались между разборками и консультациями работать над игрой)

Ради интереса перевёл упущенные 4500 вишлистов в деньги — получилость что-то такое:

4500 * 20 $ (предп. цена игры) * 0.2 (20% конверсии в продажи) = 18000 $

Паршивая работа Steam привела к потере минимум 18 тысяч долларов в виде потенциальных продаж. Что ж.

А что там с коллегами из Франции — авторов второй Entropia? С первых же минут я пытался связаться с ними, но ответа не получил. Выразил поддержку в соц. сетях, но не более.

Вчера они вышли на связь и поблагодарили за поддержку. Их страница всё ещё удалена и я не знаю, что они сейчас планируют. Надеюсь, и для них найдётся свой компромисс.

Как Steam удалил мою игру без предупреждения — потому что так захотела AAA-компания

О чём эта история?

Об уязвимости независимых разработчиков.

Разумеется, можно попробовать притянуть нас за якобы "сходство брендов" Entropia и Entropia Universe: так же, как было со Scrolls и Elder Scrolls. Однако доказывать это нужно в суде. Steam же слушает корпоративных псов крупной компании, не вдаваясь в детали и не требуя доказательств. Всё просто — у MindArk и других AAA-компаний есть деньги, чтобы засудить Steam в случае чего, и Valve не будут рисковать ради каких-то инди-проектов. Похоже? Удаляем!

И даже пусть так — должны быть механизмы. У YouTube есть стандартная процедура подачи жалоб на нарушения: вы направляете страйк, а нарушитель имеет 7 дней на реакцию и удаление. Если бы мы получили извещение о нарушении со стороны Steam, мы бы приняли меры и хотя бы страница игры не пострадала, хотя бы мы не потеряли вишлисты и занимались бы только ребрендингом. И вроде бы это есть, но почему-то Steam решил просто снести страницу.

Что интересно, на других платформах мы не получили никаких страйков и по сей день — видимо, потому что именно через Steam легче всего пробить: сюда же истории про слив личных данных разработчиков Drive Beyond Horizons мошенникам или удаление игры Idle Streaming Bonanza за то, чего в ней не было.

Несмотря на смену названия на полностью вымышленное, нам всё равно посоветовали регистрировать новое название — на всякий случай. Либо идти под издателя, чтобы он занимался защитой — но к издателю мы не хотим. Как нам сказали, нет абсолютно никаких гарантий, что и теперь не произойдёт похожей ситуации. Банально, наше новое название могут зарегистрировать до нас же самих.

Для нас 2000-3000 $ это возможно посильная жертва 1-3 месяцами работы всей команды. Потому что мы финансируемся сами, и потому что нам помогают игроки. Но столько тратить на "бюрократию" — неприятно и мне морально тяжело.

Но у многих маленьких разработчиков таких денег нет на протяжении всей разработки! О чём говорить, многие даже не могут оплатить пошлину Steam в 100 $...

Что касается самих MindArk — это не статья для оскорблений и выплёскивания моего негатива по отношению к данной компании. Думаю, очевидны мои эмоции в отношении тех, для кого игры — чистая коммерция, и тех, кто спускает юристов с цепи для трейдмарк-буллинга других команд.

Это статья о том, что при полной беззащитности инди-игр, Steam не то что не старается защитить или хотя бы разобраться, платформа даже придерживается принципов "сначала докажи". Steam не разграничивает мошенничество, которое и правда должно караться моментально — они не разбираются, не фильтруют входящие жалобы и не требуют никаких доказательств.

В конце концов, из-за этого, из-за плохой координации, медленной коммуникации ущерб терпят такие инди-игры.

Мы благодарны каждому, кто был рядом и поддерживал на протяжении этого разбирательства, до этого и сейчас. Продолжаем работать: ради игры, ради творчества, и ради вас.

129
38
24
12
4
2
2
1
195 комментариев