Пройденные игры в феврале и марте: Время Якудзы!
До чего же наивен Кирю...
Yakuza Kiwami 2
Свое знакомство с серией Yakuza я начал в прошлом году и вопреки любимому правилу проходить серии игр по порядку выхода, я начал с Zero, что одновременно было как удачным решением... так и неудачным.
Основная проблема в том, что Yakuza 0 была просто великолепной (хотя полюбил я ее не сразу), но она же и задала невероятно высокую планку, которая, увы, с каждой «последующей» частью все больше становилась недосягаемой.
Yakuza Kiwami 1 и 2 — это серия ремейков оригинальных игр еще с PS2, однако во всем, что касается сюжета, они практически идентичны. Разве что в ремейках расширили часть сюжета, так что если вам интересна история, то начинать с ремейков будет вполне оправданным ходом. Первый ремейк был весьма хорош собой, но значительно уступал приквелу как по сюжету, так и геймплею, хотя радовал приятной графикой и отличным управлением. Однако и досаждал очень душными противниками, которые в любой непонятной ситуации принимали позу, когда ты их колошматишь, а они вместо того, чтобы как порядочные люди пасть ниц, восстанавливали здоровье. Там, конечно, был хитрый ход с умением правильно подобрать режим боя для добивания, но если не разобрался — терпи боль.
Собственно, речь про Yakuza Kiwami 2.
Первое, что бросается в глаза — это графика. Она стала куда лучше и краше, чем в Kiwami 1 и Zero. Очень сочная, яркая, отличная детализация, отблески, отражения (их нет, но само ощущение). Визуально пока самая лучшая часть. Добавилась добротная физика: окружение классно ломается во время боя, что добавляет зрелищности и динамики.
Часть мини-игр отсутствует, но это тоже можно назвать проблемой Zero, которая дала целый ворох мини-игр, а в ремейках их суммарно даже как будто бы меньше. Некоторые мини-игры переделали до неузнаваемости, например, дартс сильно изменился за лето. А караоке стало настолько матерым, что после пары попыток я полностью отказался от него. Для любителей пикантности появилась игра, в которой нужно фотографировать моделей (реальное, а не игровое видео, кстати).
Зато вернулось управление клубом хостесс из Zero (продолжая тот же сюжет), что дарит приятные воспоминания. Кстати, это еще отличный способ заработка в игре, суммы там большие, хотя в этой части их тратить почти не на что.
Существенно изменили инвентарь, теперь можно носить с собой огромное множество разных лечилок, которые вносятся в отдельный, а не основной инвентарь, да и по городу расставлены автоматы с волшебными газировками. Оружие у врагом теперь можно забирать с собой. Все это очень облегчает игровой процесс.
Добавили боевые активности (огромное множество), когда нужно в отдельном уровне перебить полчища врагов (иногда на время), а лечиться нельзя. Поначалу сложно, но после прокачки становится куда проще (но не с Амонами). Так же есть своя мини-стратегия, когда приходится управлять своей маленькой армией и защищать стройплощадку от нападения бандитов.
В общем, драться есть с кем, и драк тут много. Боевая система кажется урезанной в сравнении с Zero и Kiwami 1, но все еще отлично работает с яркими добиваниями.
Что до сюжета, то вот интересный момент: после Zero сюжет первой части показался мне слабее, а после второй части сюжет первой уже воспринимался куда лучше. Да, кажется, что сюжетно становится все хуже и хуже, но это не совсем так. Сюжет по-прежнему отличный, просто впечатление от предыдущей части кажется куда сильнее, и новой тяжело чем-то удивить. Впрочем, впереди третья часть... но чуть попозже.
Здесь есть достаточно харизматичный, но глупый (не новость) злодей, любовная линия (!), внезапный Дайго (сын Додзимы), с которым у Кирю какая-то дружеская связь, хотя ранее Дайго вообще никак не появлялся (только в Zero, будучи ребенком, но это же приквел, который вышел по факту позже), и сама суматоха вокруг клана выглядит слишком сумбурной, вторичной и никак не важной для Кирю после всех событий. Но он же главный герой, и значит, должен принимать существенное участие во всех событиях, которые дойдут до того, что на кону будет судьба всего города (да, Кирю теперь супергерой).
Мини-игры тоже стали слабее, большинство никак не запомнились, и часть историй направлены только затем, чтобы открыть человечка в городе, который во время потасовок кинет тебе оружие. А некоторые истории открывают хостесс. Плюс сами хостесс, у них тоже есть свои сюжеты, ради которых нужно выслушать их бесконечные разговоры в барах и ресторанах (реально, минут 10 каждый).
***
В общем, если пробежаться по сюжету, то это будет вполне отличное и насыщенное эмоциональное приключение. Можно погрузиться в игру с головой и пройти все истории и боевые испытания, но не то чтобы это подарит море впечатлений. Большинство историй лишены какого-либо смысла.
ЗАТО (важный момент!) в ремейке добавили отдельный сюжет за Горо Мадзиму, который сам по себе довольно средний, а геймплея там с гулькин нос. Но если вы, как и я, начали с Yakuza 0, именно здесь вы получите очень драматичное и чувственное завершение сюжетной линии.
9/10
Ушло порядка 102 часов.
Yakuza 3 Remastered
Здесь я заступал на практически неизведанную территорию. Kiwami были современным переосмыслением, но третья часть хоть и ремастер с подтянутой графикой, по сути является продолжением именно классических игр со всеми вытекающими.
Сразу бросается в глаза графика: да, выглядит хуже. После ремейков сразу смотрится очень неказисто и грубо, но к этому быстро привыкаешь, особенно на Окинаве, где все выглядит ярко, сочно и вообще приятно.
Второе — боевка. Она просто другая. Сначала мне показалось, что в чем-то даже лучше, боевых приемов много, есть какие-то новые движения, а враги постоянно используют окружение и умело ставят блок. Но потом! Увы, но боевка — это вторая самая слабая черта Yakuza 3. Дело в том, что враги действительно постоянно ставят блок. Настолько часто, что порой из него не выходят. И никакой урон им не наносится, сами же они могут исподтишка напасть и загасить толпой. В игре есть контрудары, но применить их можно только при полоске ярости, а эти черти, не выходящие из блока, как будто это знают и даже не пытаются атаковать, пока вся полоска ярости не испарится. В итоге при всем обилии ударов и приемов приходится использовать какой-то один, наиболее подходящий, либо постоянно брать оружие (которое, к слову, не всегда спасает).
Да, бои очень нужные, и наиболее нудно именно на улицах. Если в ремейках, исследуя город, вы могли наткнуться на бандитов, то от них при желании можно было убежать. То здесь нет, стоит кому-то вас заметить, как мгновенно начинается драка, уйти от которой нет возможности. Спустя 50 часов игры это становится настолько невыносимо, что бесить начинает.
Но какой бы проблемной боевкой ни была, хуже всего дела обстоят именно с сюжетом. Он пытается одновременно быть и масштабным, и личным, замахиваясь сразу на все, но с самого же начала нам ломают любовную линию, которая выстраивалась всю вторую часть, а потом погружают Кирю в совершенно другую жизнь, из которой его совершенно нелепым сюжетным ходом выкидывают назад.
Yakuza и ранее не обладала слишком логичным сюжетом, но здесь же абсурд на абсурде. И внезапные близнецы (этот ход причем был еще во второй части, но кое-как объяснялся и не особо влиял), и тайные правительственные заговоры, и смена власти в якудзе, и покушение на председателя (это уже база), и обиженный на жизнь злодей, которого никто не ценит, и ЦРУ, и т.д. Все настолько сумбурно, но не вызывает почти никакого интереса. Причем большую часть сюжета вываливают на игрока буквально в одной сцене, где сидишь и охреневаешь от сложных многоходовочек (нет).
В итоге история не оставляет никакого интереса, и только личная история Кирю хоть какой-то несет смысл. Тут мы видим Кирю в совершенно ином свете: он управляет приютом. Кому-то эти миссии могут показаться тягомотными, и не без этого, но с точки зрения истории они отлично раскрывают персонажа, придавая ему новых глубин.
В остальном игра воспринимается не более как филлером, события которого лучше и забыть.
Мини-истории снова звезд с неба не хватают: есть интересные (например, про вечного страдальца и его сложных отношений с девушкой), так и совсем дурацкие. Но они дают ценный опыт, который здесь наиболее важен. Дело в том, что в ремейках можно было довольно быстро прокачать Кирю, и он становился неубиваемой машиной. Здесь же и боевка сложнее, и враги вреднее, а прокачка слишком медленная. И я прошел все дополнительные истории, прошел весь сюжет, но даже тогда не докачал Кирю до максимума. Если же не проходить побочки, страдать вы будете куда больше.
Есть и существенное нововведение геймплея: погони. Порой игра заставляет гоняться по городу за противником, и это не то чтобы очень весело. Нельзя натыкаться на препятствия, и подбегая к жертве, нужно ударить ее плечом, чтобы снизить ее выносливость. И так несколько раз, пока не повалите на землю. Конечно, это хоть какое-то разнообразие, но выглядит оно неуместно, особенно смешно, когда таймер отчитывает время до старта погони, а ваш противник просто стоит и ждет.
Мини-игр на сей раз снова немного. Изначально караоке появилось именно в этой части, так же есть рыбалка (ее повторили в Zero), но тут она намного сложнее. Есть гольф на поле (в Kiwami 2 гольф был в помещении), старина бейсбол, бильярд и дартс (который тоже намного сложнее), боулинг. К части игр тоже привязаны побочные истории.
Наиболее нудной «игрой» для меня было посещение кабаре-клубов, где нужно общаться с хостесс и правильно поддерживать беседу. За неправильные ответы больно наказывают, и приходится снова и снова слушать эти разговоры и отвечать, порой вообще неинтуитивно (какое счастье, что не нужно ходить на свидания, я бы такого сейчас не выдержал).
***
Подводя некий итог, скажу, что хоть серия слишком сдает позиции на фоне приквела (который вышел позже, не забывайте), именно третья часть дает понять, насколько крутые ремейки, в основе которых оригинальные первые части. Да, те игры новее, но сюжетно они на недосягаемо другом уровне. И постановка сцен, и диалоги тоже на высоте. И за это можно ценить тройку: если у меня были сомнения после Kiwami 2 в ее качестве, то Yakuza 3 эти сомнения развеяла.
6/10
Ушло порядка 84 часов.
***
Отдельно хочу сказать, что серия Yakuza имеет существенную ИДЕЙНУЮ проблему. На протяжении игр главный герой Кирю сталкивается с предательством, обманом, угрозами любимому городу, презрительным отношением, он видит воочию бандитизм, насилие, жестокость. Он как настоящий супергерой бросается на помощь любому страждущему, готов пойти на выручку незнакомцу, постоянно спасает людей. ОДНАКО он до сих пор верен якудзе, ценит какую-то честь, правила, чтит старшинство в этой организации и вообще. При том, что большая часть проблем исходила изнутри самой организации.
Да, там были и «хорошие» люди, но их меньшинство. Доходит до смешного в третьей части, когда Кирю объясняет бывшему якудзе, который затаил обиду на свою семью за то, что его предали и бросили умирать в разгар битвы, что, мол, «да, ты пойми, так бывает, ну что поделать».
Бывает, что проблема в людях, бывает — что в самой системе. В якудзе хорошие люди — исключение из правила. Но Кирю не видит проблемы в системе, он эту систему бережет. Понятно, что он так воспитан, но все же мужику почти 40 лет, столько опыта, но как будто ничего не понял.
(Кирю реально настолько наивный, что сразу не просек что-то преступное? Отец года.)
И еще игра смешно обходит сложные вопросы. Во второй части председатель вносит новые правила: кто больше дохода принес клану, тому и тапки. И другие главы семей возмутились: «Вы только о деньгах думаете! А как же честь?!»
И порой кто-то говорит, что есть вот нехорошие семьи, они занимаются откровенным бандитизмом. А вы чем занимаетесь?! Yakuza очень стыдливо прикрывает своих «положительных» героев, толком не раскрывая, чем занимается якудза. И с «гражданскими» они, видите ли, дел не имеют и не трогают их. А откуда деньги?
Я не говорю, что Yakuza романтизирует бандитизм, однако и честного взгляда здесь нет. Есть благородные герои, есть злодеи, а вот чем по сути занимаются и те, и другие, нам не скажут.
В Yakuza 0 Горо Мадзима ужасается своего поручения: убить человека?! Ну, добро пожаловать в якудзу. Или ты не знал? Кирю тоже поражается, что стал причиной смерти человека, когда выбивал долги. Ну что ж, наивные дети не знали, интернета у них не было.
Преступность есть преступность, как ее ни называй.