Sand Land — приключения в пустыне
Закончил проходить Sand Land — action-RPG по мотивам работы любимого Акиры Ториямы — решил поделиться впечатлениями, да и просто рассказать об игре.
Sand Land вышла год назад и получила в основном средние оценки. Руки до неё у меня дошли только сейчас. Но перед прохождением я решил сначала ознакомиться с мангой-первоисточником, посмотреть адаптацию и только потом приступить.Чтобы справедливо оценить, что в игре изменили, что добавили, может, что-то вообще убрали?
На всякий случай, если кому-то захочется пропустить разделы:
Об авторе
Акира Торияма — личность очень известная, а для многих легендарная. Автор Dragon Ball и Dr. Slump, поклонник Джеки Чана и дизайнер персонажей серии Dragon Quest, Chrono Trigger, дилогии Tobal и Blue Dragon. Если не считать ваншоты, сборники ранних неопубликованных работ и юбилейные кроссоверы, Sand Land — его предпоследняя работа в качестве художника (последней была Jaco the Galactic Patrolman, опубликованная в Weekly Shōnen Jump в 2013 году). Манга публиковалась с мая до августа 2000 года всё в том же сёнэн джампе, в ноябре уже вышла в формате танкобона.
Это должна была быть короткая, простенькая манга про старика и танк, которую я написал сугубо для собственного удовольствия. Но нарисовать танк оказалось намного тяжелее, чем я предполагал, а я, как последний упрямец, хотел все иллюстрации сделать сам — и даже начал жалеть, что вообще взялся за эту затею. Но сама история уже была полностью написана, так что я ничего не мог изменить — пришлось идти через этот ад до самого конца.
Манга
Действие истории разворачивается в Песчаной стране — много лет назад война лишила её жителей главного источника воды, могучей реки, и теперь люди и демоны страдают от засухи и жажды. Первые вынуждены покупать за огромные деньги воду у Короля, который где-то добывает драгоценную жидкость и теперь наживается на страданиях своего народа. Вторым приходится грабить армейские конвои, чтобы не умереть.
Но существует легенда, что на юге страны есть легендарный источник — озеро, до которого невероятно тяжело добраться, поскольку путь туда лежит через бесконечные пустыни, которые облюбовали опасные монстры и редкие, но злобные и жестокие бандиты.
И вот в Деревню демонов приезжает человек по имени Рао, шериф небольшого поселения, с необычной просьбой — помочь ему найти этот самый источник. В одиночку ему не справиться, поэтому он решился на визит к демонам, которые, по людским поверьям, являются причиной всех человеческих неприятностей и обожают развлекаться, убивая несчастных. Что, конечно же, неправда — в мире Ториямы демоны добрейшие существа, а всё зло на самом деле исходит именно от людей.
Так или иначе, в помощники шерифу набираются сам Вельзевул, сын Люцифера (на протяжении всего сюжета сидящего на троне и увлечённо читающего «Фауста»), и его мудрый приближённый Вор (Thief, シーフ, Shīfu — что ещё можно прочитать как «Мастер»).
И начинаются приключения. Нашу компанию чуть не съедает гигантский пустынный дракон Геджи, она попадает в засаду к бандитам и крадёт у военных старый танк, похожий на пузатую бриошь с гусеницами.
После угона раскрывается настоящая личность шерифа Рао — на самом деле он генерал Сиба, якобы погибший 30 лет назад при атаке на «военный комплекс», в котором мирный народец Пиччи работал над машиной по производству искусственной воды. Обманутый генералом Дзеу (который с возрастом стал полукиборгом и превратился в смешное летающее яйцо), он атаковал завод, что вызвал�� мощный взрыв, который уничтожил практически всех Пиччи и близлежащие поселения (в одном из которых находилась жена Сибы). Сам Сиба чудом выжил, но потерял свой танковый батальон. После того, как Вор рассказывает ему всю правду о прошлом, Рао клянётся отомстить Дзеу и заручается поддержкой генерала Аре, с чьим отцом служил.
Вельзевул во время песчаной бури находит в скрытом скалами оазисе некоторых выживших Пиччи, и друзья понимают, что нашли легендарный источник, но решают оставить его и двинуться на поиски места, откуда берёт воду Король. Этим местом оказывается старая река, которая была не высушена, а заблокирована королевской дамбой. Рао, Вельзевул и Вор принимают решение разрушить дамбу, но появляется генерал Дзеу со своим секретным оружием — капсулой, в которой находится человек-насекомое, существо, созданное королевскими учёными только для убийства (инсект-мен!).
Вельзевул побеждает монстра, генерал Аре приходит на помощь Рао, и вместе они расправляются с Дзеу. Дамбу взрывают, Короля, бывшего в руках Дзеу обычной пешкой, заставляют раздать половину своих богатств на народные нужды в обмен на сохранение трона, демоны возвращаются к себе домой. Рао продолжает путешествовать по пустыне, периодически снабжая найденных Пиччи пищей и одеждой и иногда заглядывая в деревню к Вельзевулу и Вору.
Вот и всё. Какую историю Торияма планировал, такая и получилась — короткая, забавная, динамичная и добрая. Его художественный стиль, которому уже перевалило за сорок лет, по-прежнему не стремится к реализму, а главные персонажи обаятельны и вызывают симпатию. Поэтому его мангу с удовольствием читают люди всех возрастов, от дошкольников до старичков.
Ну а сравнивать с Dragon Ball, наверное, всё-таки не стоит. Не всем произведениям обязательно обладать масштабным сюжетом на несколько десятков томов.
Аниме — фильм
Полнометражный CGI аниме-фильм от Sunrise, Anima и Kamikaze Douga вышел в августе 2023 года и представляет собой практически постраничную экранизацию. Оригинальную историю бережно перенесли в 3D и не стали нагружать уже существующий мир манги лишними деталями. Персонажи по-детски беззлобно пикируются друг с другом и в итоге становятся настоящими друзьями.
Только концовка претерпела небольшие изменения: вместо одного инсект-мена (можно я так их буду называть) Дзеу отправляет сражаться с Вельзевулом пару десятков. А самому Вельзевулу, как главному герою, здесь позволили поставить точку в противостоянии со злобным генералом, лишив тем самым Аре его вклада в победу.
Аниме — ONA
Первые шесть эпизодов пересказывают уже известные по фильму события и содержат всего около 20 минут нового материала. Вторая половина — новая сюжетная арка, написанная Ториямой непосредственно для сериала. Также он придумал дизайн для двух новых персонажей, Анн и Муниэля. Вот только застать премьеру и увидеть свои последние работы на экране он не успел — мангака умер 1 марта 2024 года, почти за три недели до начала показа.
Так что там с сюжетом? После разрушения дамбы Рао вместе с Вельзевулом и Вором отправляются в деревню Пиччи, чтобы поделиться с жителями провизией и одеждой. Там они замечают девушку на мотоцикле, которую преследуют боты, и помогают ей. Девушку зовут Анн, и она прибыла из Лесной страны в поисках акваниума — кристалла, хранящего в себе огромные запасы энергии. Она состоит в Сопротивлении, которое борется с нынешней властью — ангелом Муниэлем и верховным главнокомандующим Бредом.
Теперь они все вместе решают отправиться в Лесную страну, чтобы спасти короля Джема, отца Анн, от казни и выкрасть акваниум из королевского замка. План проваливается, к тому же Муниэль раскрывает перед жителями тайну происхождения Анн — её мать Лилит была демоном. Таким образом, Анн оказывается племянницей Вельзевула — ведь Лилит его старшая сестра.
Оказывается, десять лет назад Муниэль подговорил Бреда свергнуть королевский режим и заточил Лилит в магический сосуд. Советнику короля Ланго удалось спасти Анн и бежать. Теперь Ланго руководит силами Сопротивления, куда входят сторонники Джема и ветераны Великой войны (той самой, в которой отличился Рао — тогда генерал Сиба).
Сейчас Муниэль хочет пойти войной на Песчаную страну — для этого ему нужно активировать летающую боевую крепость Гарам. Для её активации не хватает одного, последнего, кристалла акваниума, который хранится в Деревне демонов, в хранилище Люцифера (а спрятала его там именно Лилит). Муниэлю удаётся заточить верховного демона в сосуд, как и его дочь, и теперь злодеям ничто уже не мешает запустить Гарам.
Муниэль демонстрирует невероятную разрушительную силу Гарама, разрушив до основания гору, на которой находилась база повстанцев. Теперь огромная крепость движется в сторону Песчаной страны — ангел, возомнивший себя богом и вершителем судеб, хочет покарать и людей, и демонов, уничтожив всё живое.
Вельзевул вместе с Рао, Ланго и Аре планируют отвлекающую атаку на летающего гиганта. Под прикрытием огня танковых отрядов наши герои проникают внутрь Гарама и там разделяются: Рао, Вор и Анн вступают в бой с Бредом, управляющим своим личным мехом, а Вельзевул отправляется остановить Муниэля.
Разъярённый ангел использует энергию акваниума для собственной трансформации и почти побеждает, но подоспевшие Рао и Вор пробивают дыру в корпусе крепости, и внутрь проникает лунный свет. Это заживляет раны Вельзевула и придаёт ему сил. Демон одолевает злодея, Гарам, практически оставшись без энергии, начинает падать. Анн задаёт курс на Роковые земли — кратер, оставшийся от катастрофы тридцатилетней давности. Всем удаётся спастись, включая Бреда, раскаявшегося и осознавшего свои ошибки. Гарам падает, мощный взрыв его реактора вызывает реакцию в атмосфере. Начинает идти дождь.
Счастливый конец. Муниэль по решению архангела приговорён к тысяче лет общественных работ на Небесах, под надзором других ангелов. Анн присоединяется к Вельзевулу, Рао и Вору, и вместе они отправляются путешествовать.
Сериал мне понравился больше, чем фильм — арка «История ангела-героя» более интересная и насыщенная событиями, чем «История принца-дьявола». Муниэль, каким бы карикатурным психопатом ни был, больше подходит на роль антагониста Вельзевула, учитывая их нечеловеческое происхождение. Поэтому финальный поединок между ними смотрится гораздо естественнее, чем драка «демон против старика».
Игра
Сюжет
Общая канва сюжета осталась неизменной, но обогатилась огромным количеством мелочей, некоторые сюжетные линии были расширены, а какие-то эпизоды — просто переделаны. Ну а концовка превратилась в двухчасовую масштабную эпическую постановку, в настоящий cinema среди сёнэнов.
Анн появляется в игре с самого начала. Мы знакомимся с ней уже во время угона танка с военной базы — Анн, арестованная за незаконное пересечение границы, просит освободить её из камеры, а взамен обещает помочь с восстановлением боевой машины.
После этого мы прибываем в почти заброшенный городок Спино, мэр которого разрешает группе остаться и занять гараж для работы. Он также даёт новую задачу — разыскивать и приглашать в город новых жителей, особенно полезны будут ремесленники, торговцы, скотоводы и представители других нужных для общества профессий.
Спино — это наша первая база в игре. Именно здесь мы общаемся с жителями, покупаем ресурсы, чипы и части для машин, а самое главное — проводим время в гараже, собирая и прокачивая ботов и их компоненты.
Наш маленький городок не единственное поселение — на огромной карте Песчаной страны есть много небольших деревень, есть огромная Королевская столица с длинными торговыми рядами, есть несколько населённых пунктов в особо отдалённых местах: в горах или у заброшенных руин. Рядом соседствуют свалки, пещеры с полезными ископаемыми или тайниками и логова монстров.
Песчаную страну мы покинем примерно на пятнадцатом часу, именно тогда Анн расскажет свою историю. Тем временем, нам начнут представлять новых персонажей. Среди них главные — это трое генералов Бреда: трусливый Эпи со смешными усами и противным смехом, харизматичный Крова (Куро), который ещё не забыл о солдатской чести, и Розетта. Розетта — дочь главнокомандующего Бреда, сначала она кажется безжалостной и даже жестокой, но на самом деле у неё очень справедливое и горячее сердце. Её жалко больше всех: Анн, с которой они были близки ещё до переворота, считает её предательницей, Эпи и его люди открыто не подчиняются приказам «выскочки», а собственный отец, опьянённый жаждой власти, совершенно забыл о ней.
Также большая роль и у Ланго, главы сил Сопротивления. Именно его лагерь Трикке станет нашей базой в Лесной стране. Ланго будет отвечать за стратегическое планирование операций и вместе со своими людьми оказывать помощь Вельзевулу и его друзьям.
Гараж
Большую часть времени мы проведём, управляя различной техникой. Выбор немаленький: сначала доступен только универсальный танк, но по ходу развития сюжета мы сконструируем бипедального джамп-бота, способного запрыгивать на большую высоту, обычный автомобильчик со средними характеристиками, мотоцикл для преодоления зыбучих песков и ховеркар для движения по любой поверхности — от песчаной до водной.
Ховеркару есть пара альтернатив: более быстрый ховерджет и ховерскутер, что-то среднее между ними по скорости и уровню брони. Ещё есть ховертанк, но это такая же машина смерти, как и танк обыкновенный, просто он не движется по земле, а левитирует. Вместо джамп-бота можно пользоваться хоппером, вместо мотоцикла — унирайдом.
Ещё есть багги, способный быстро передвигаться по песку и грязи, но обладающий большей боевой мощью, чем мотоцикл. А в последней трети игры нам подарят боевую броню, в которой можно крошить врагов врукопашную и передвигать тяжёлые контейнеры. Также есть возможность найти её улучшенную версию — боевого бота, на которого можно установить крутое и смертоносное оружие, например, лазер или мортиру.
Но для обычного прохождения половина этих машин просто не потребуется. Другое дело, если вы захотите пройти все испытания — тогда придётся апгрейдить технику, которой вы не пользовались всю игру, и привыкать к особенностям управления. Например: хоппер быстрее, чем джамп-бот, но его оружие поворачивается только на 180 градусов — вы не сможете эффективно прикрывать свой тыл, если на вас налетит множество быстрых противников на ховерджетах.
Для того, чтобы собрать свою машину, необходимо иметь при себе её каркас, а также совместимые с ней виды основного и вспомогательного оружия, двигатель и систему подвески. Каркасы продаются у торговцев или выдаются в качестве наград за выполнение квестов. Остальные части можно скрафтить в лавке, также они постоянно падают с врагов.
Компоненты могут быть разных классов: обычные, редкие, эпичные, легендарные и мифические. Каждый уровень для наглядности имеет свой цвет — чтобы игнорировать всякий хлам и поднимать только всё самое лучшее (сундуки тоже переливаются нужным цветом, и это здорово экономит время).
Любое оружие можно улучшить, но если оно относится к эпичному классу или выше, то, помимо апгрейда, для него доступен моддинг, который позволяет увеличить производительность (вероятность нанесения критического урона, время перезарядки) или добавить боеприпасам дополнительные эффекты (воспламенение, разрушительность). Использовать моддинг можно ограниченное количество раз (эпичные части можно модифицировать два раза, легендарные — четыре, мифические — шесть), и только если у игрока есть соответствующие наборы. Впрочем, это не проблема: если вы старательно выполняете сайд-квесты, в Спино появится резидент, торгующий редкими материалами и моддинг-китами. В противном случае придётся искать торговца с соответствующим ассортиментом на карте. Но он есть.
В каждый агрегат можно установить чипы-модификаторы для небольшого прироста производительности — повышения мощности оружия, скорости перезарядки, ускорения — или редких неожиданных бонусов, например, увеличения количества падающего с врагов лута. По умолчанию доступных мест под чипы ноль, с помощью апгрейдов их количество увеличивается до двух.
Также у каждой машины есть пустой слот, в который можно установить бонусный компонент: дополнительную броню, генератор защитного поля, дрон для перехвата ракетных атак. Или сверхмощное оружие с долгим кулдауном: буры для боевого бота, нейтронную пушку для танка (моя любимая — добрую половину испытаний можно пройти, уничтожив боссов одним выстрелом), мега-ракету (она так и называется — Mega Rocket) для багги и хоппера и т.д. Всего более 50 опциональных частей.
Апгрейдить необходимо и саму технику, значительно улучшая показатели брони, наносимого урона, ускорения и скорости. Если у игрока достаточно ресурсов, то можно создавать машины максимально доступного уровня, совмещая два процесса в одном.
Но игра настолько лёгкая, что сюжетных боссов можно одолеть без лишних усилий, даже будучи не сильно прокачанным. Среди них как вражеские генералы на своих уникальных кастомизированных ботах, так и необычные создания: охранные боты, защитные системы, пещерный кракен.
Мини-боссы разбросаны по карте, это особо крупные монстры — омега рапторы, гигантские летающие птерано, огромные пантеры и кроки, драконы Геджи — и лидеры бандитских группировок. Кто пыхтит в танке, кто управляет багги, кто вышагивает в броне. Особой сложности бои с ними не представляют: достаточно аккуратно ездить кругом и непрерывно вести огонь. Лёгкие деньги и ресурсы.
Геймплей и активности
Несмотря на то, что практически вся игра это сражения на ботах, иногда придётся подраться кулачками и даже постелсить. Боёвка преимущественно двухкнопочная, но у Вельзевула есть несколько спецумений (уклонение в прыжке, броски здоровенных скальных глыб, добивающие приёмы) и режим Ярости, во время которого сила возрастает, а здоровье восстанавливается. Параметры этих умений можно прокачивать, также не стоит забывать о скиллах друзей — Рао может прийти на помощь в бою, Вор умеет искать спрятанные сокровища и ослеплять противников, а Анн может ремонтировать технику, не теряя при этом драгоценный рипейр-кит. У каждого из товарищей с десяток умений, активных и пассивных, которые иногда здорово выручают в непредусмотренных ситуациях.
Стелс в игре неплохой. Выжидаем момент, прошмыгиваем между патрулями, подкрадываемся к одиноко стоящим часовым, чтобы напугать их до обморока. Можно забраться в открытое окно какого-нибудь ангара и найти там сундук с лутом. Но лучше всё-таки проявлять осторожность — стоит только потерять бдительность и можно не заметить спрятавшегося солдата в самом неподходящем месте.
Чем заняться, если не хочется двигаться по сюжету? Можно выполнять сайд-квесты — помимо награды, результатом чаще всего будет прибытие нового жителя в Спино. Чем больше обитателей, тем быстрее будет отстраиваться город: появятся фермы, небольшие пастбища, водяная мельница, торговые палатки, ресторан, мастерские. Будет увеличиваться ассортимент и качество товаров, которые мы можем приобрести в лавках. А это значит, что мы будем эффективнее апгрейдить свои танки.
Ещё есть гоночные ивенты: для мотоциклов и багги доступны заезды на время и обычные состязания на кольцевых трассах, а для джамп-ботов — только соревнования первого типа. Забеги на джамп-ботах сводятся к поиску оптимального маршрута, и там даже присутствует какая-никакая вариативность: бипедальные боты могут прыгать как на стандартную, так и на большую высоту. Но они также и легко соскальзывают с краёв вниз — чтобы приземлиться точно на ровный участок скалы или выступ, нужно тщательно рассчитать, когда зажимать и отпускать буст.
Также есть арена с двумя режимами: Headline Bout и Ranked Match. Бои в первом режиме — это повторные сражения с сюжетными боссами. Для каждого доступны по три схватки разного уровня сложности: против противника 25-го уровня, 28-го и 30-го.
Ranked Match — небольшие сражения против самых разных противников, среди которых могут попасться экземпляры, которых вы в игре ещё не встречали. Можно выбрать любого бота, но победить необходимо за три минуты. По своей сути это те же самые Bounty Hunt квесты.
Но после того, как вы справитесь с последним рейтинговым боем, вам начнут выдавать Challenge Matches — уникальные и даже нелёгкие испытания, которые можно пройти, используя только определённый тип ботов. Вот где придётся потеть и привыкать к «нелюбимой» технике, постоянно навещать гараж, пытаясь подобрать наиболее оптимальную конфигурацию под каждый конкретный бой. Даже возникает ощущение, что ты играешь в упрощённый Armored Core.
Наградой за эти сражения служат специальные монеты двух видов, которые можно тут же обменять на новые компоненты для своих машин. Нигде, кроме арены, эти монетки больше недействительны, так что нет особого смысла их копить.
Если не хочется проходить арену или выполнять побочные задания, можно искать пещеры с сундуками, также для исследования доступно много заброшенных руин, в саркофагах которых можно найти ещё монеты: медные, серебряные и золотые. Их можно выгодно обменять на что-нибудь полезное. Например, Ласси отдаёт за золото карты с помеченными на них сундуками.
Также по карте разбросаны страницы из дневника Ланго и потерянные местными жителями предметы. Из страничек можно узнать историю бывшего королевского советника: что с ним произошло во время Великой войны, как он пересёкся с Рао, как ухаживал за Анн, как вступил в Сопротивление.
А найденные безделушки можно вернуть хозяевам — в описании обязательно будет подсказка, где искать беднягу.
Мир
Помимо Песчаной и Лесной стран, Вельзевулу с компанией придётся изучить заброшенные боевые корабли времён войны: один погребён в песок, другой частично затоплен, третий прочно закрепился на скалах. Эти места достаточно однообразные, их интерьер практически идентичен друг другу, и заблудиться там очень легко, даже карта не помогает. Но там тоже припрятано немало сундуков с сокровищами.
Пропустить их не получится — по сюжету вы обязаны посетить каждый. Потом в любой момент можно вернуться и попытаться пройти в ранее недоступные комнаты, чтобы найти какой-нибудь тайник.
Страна песков изобилует пышными дюнами, многочисленными крутыми скалами и бездонными ущельями. Но встречаются и редкие монументальные локации: песчаные водопады, зыбучие пески с греющимися в них крокодилами, оазис с легендарным источником Пиччи, Большой кратер Роковых земель.
Лесная страна почти вся покрыта растительностью, здесь есть обильные лесные пространства с обезьянами и гигантскими пчёлами, огромный водоём, полный своих зубастых рептилий, безжизненные горные цепи и глубокие каньоны, тихие пляжные городки с маяками, поселения с большими пашнями, массивные мосты, как целые, так и разрушенные.
Итог
Мне очень понравилась игра, даже со всеми её минусами. Да и немного этих минусов, в основном придирки чисто технические. То текстуры медленно прогружаются, прямо на глазах, то фреймрейт заметно падает (столкнулся с этим один раз, во время беготни внутри Гарама, уже в самом конце).
Sand Land практически идеальная адаптация манги и сериала, не безупречная, но сделанная с огромным вниманием к самой работе Ториямы и с любовью к старым классическим сёнэн-тайтлам. Старомодность чувствуется во всём, от подхода к дизайну локаций до содержания второстепенных квестов, не отличающихся оригинальностью.
На неспешное прохождение ушло 55 часов, оставалось только пройти последние сайд-квесты, арену и пропылесосить карту (на что я потратил ещё 20 часов, пока мариновал текст).
А игру я бы рекомендовал всем, кто любит олдскульные приключения.