Крутки, гемы, саундтрек: как музыка Genshin Impact не дала мне свихнуться в процессе гринда
Обзор популярной гачи через призму саундтрека. Объясняю, как музыка «Геншина» может помочь справиться с рутинными действиями и повлиять на погружение в открытый мир.
Спокойствие и умиротворение окутали меня с первых секунд игры в Genshin Impact — а ведь на экране было только главное меню. Я никогда не понимал феномена «Геншина», но когда попробовал — провалился в неё на десятки часов, и в первую неделю больше не играл ни во что другое.
Моё знакомство с гачей случилось несколько месяцев назад, и сейчас, когда эйфория давно прошла, я могу смело назвать две вещи, которые удерживали меня в игре на протяжении долгого времени: это баннеры и саундтрек.
И если первое вполне очевидно — разработчики умело играют на «синдроме упущенной выгоды», — то влияние музыки сходу объяснить было сложно. Чтобы во всём разобраться, я сначала прослушал 38 альбомов оригинального саундтрека «Геншина», а затем снова вернулся в игру. Какие выводы я сделал для себя — расскажу в этом обзоре.
В статье я описываю субъективные ощущения, но стараюсь подтверждать их объективными музыкальными деталями. Возможно, вы испытываете от этой музыки другие эмоции — это нормально. Поделитесь своими ощущениями в комментариях, будет интересно почитать!
Меня чуть не угробил гринд
В своём обзоре я не буду акцентировать внимание на сюжете. Он есть, он большой — местами проработан хорошо, но порой возникает ощущение, что читаешь сгенерированные нейросетью диалоги. Куда важнее упомянуть баннеры, крутки и примогемы — три кита, на которых держится гача. И эти киты чуть было не раздавили меня морально в первую же неделю игры: желание не упустить выгоду и выбить Часку превалировало над удовольствием от изучения открытого мира и вникания в сюжет.
Спойлер: Часку я так и не выбил.
И даже если вы примете сознательное решение игнорировать гачу в гача-игре и сосредоточитесь только на сюжете, рано или поздно гринд всё равно вас настигнет: с повышением ранга приключений ваш отряд будет нуждаться в прокачке, иначе игра станет непроходима в одиночку. А для прокачки нужны ресурсы, которые вам придётся добывать.
Но в один момент я обратил внимание на музыку, которая всё это время звучала на фоне. И случилась магия: мне захотелось вслушиваться в каждый звук, искать параллели между звучанием и происходящим в этот момент на экране. Я стал получать какое-то невероятное эстетическое наслаждение, просто бродя по окрестностям, и перестал замечать, как выполняю ежедневные побочные квесты или собираю ресурсы для прокачки персонажей в отряде.
И тогда я задал себе вопрос: а как композитору это удалось? Что именно в музыке вызывает сильный отклик? Ведь если почитать комментарии на том же YouTube, многие фанаты «Геншина» будут солидарны со мной: музыка в этой игре потрясающая. Давайте разбираться.
Профессионал своего дела
Ю-Пэн Чэнь не был музыкантом-любителем. В свои ранние годы он учился играть на кларнете в Шэньчжэньской школе искусств, а после её окончания поступил в Шанхайскую консерваторию, где опытные профессора заметили у юного музыканта талант к сочинительству музыки.
В дальнейшем карьера композитора шла гладко: он преспокойно писал музыку для кино, телевидения и видеоигр. А в 2019 году ему поступило предложение, от которого невозможно было отказаться: студия звукозаписи HOYO-MiX искала композитора для саундтрека к Genshin Impact.
На новом месте работы Ю-Пэн Чэнь показал весь свой профессионализм и внимание к музыкальным деталям: саундтрек в каждом регионе игры имеет свои особенности строения мелодии и набор инструментов.
Скажем, в музыке Мондштадта встречаются духовые инструменты: так композитор передаёт элемент региона — ветер. А в основе некоторых композиций региона Ли Юэ заложена пентатоника — система из пяти ступеней, в которой совсем нет полутонов. Да, это придаёт музыке народный колорит: пентатоника — база китайской теории музыки.
Но объединяет все композиции единый стиль уже упомянутых ранее импрессионистов. Подобное музыкальное сопровождение настраивает игрока на созерцание окружающего мира. А созерцать действительно есть что: игра пестрит яркими пейзажами.
А ещё Ю-Пэн Чэнь — прекрасный мелодист, и красота его музыки отчасти заключена в строгом звуковысотном балансе. Внимательно послушайте главную тему игры без сопровождения других инструментов и проследите за её движением: если мелодия стремительно движется наверх (с начала до 00:05), последующие несколько секунд она будет медленно и без резких движений идти вниз (с 00:05 до 00:10).
И казалось бы: зачем я сейчас посекундно всё это объясняю? Но благодаря таким микроскопическим деталям эту музыку слушают снова и снова. Не хочу показаться ворчливым дедом, но мы живём в ту эпоху, когда пальцев на одной руке порой оказывается больше, чем нот в мелодии. И в этом плане композитор «Геншина» греет душу и вселяет надежду в светлое музыкальное будущее.
Я бы мог прямо сейчас разобрать эту композицию до конца, но не буду: кажется, это уже и без того звучит слишком заумно. Но я очень рекомендую вам вслушаться в каждый отдельный звук и попытаться определить, стал он выше или ниже по отношению к предыдущему. Это хорошая тренировка для вашего слухового аппарата.
Больше, чем просто лирика
В процессе прослушивания саундтрека я выделил для себя три критерия, которым придерживался композитор в процессе создания треков, — именно это, на мой взгляд, больше всего влияет на вовлечённость игроков в музыку «Геншина», а ещё помогает созерцать и погружаться в открытый мир.
В своём блоге я также провёл небольшой опрос, чтобы собрать среди фанатов самые любимые их композиции. Анализируя музыку, я опирался в том числе на их предложения.
Минимализм и неоклассицизм
Мелодия всегда ясно слышна. Инструменты, которые образуют гармонический фон, не перегружают композицию, а слегка украшают её: например, оркестр часто выступает в роли педали — создаёт тянущийся фон из выдержанных звуков.
А стилистика многих лирических саундтреков напоминает неоклассицизм.
Полифоническая фактура и лучшие практики великих мастеров
Полифония — забытая технология древних, но именно с неё начиналось зарождение профессиональной музыки. Такая композиция имеет несколько равноценных мелодий — голосов.
В своих интервью Ю-Пэн Чэнь рассказывал, что вся боевая музыка из саундтрека Genshin Impact написана в полифонической технике. Впрочем, я услышал полифонию и в «спокойных» треках: например, в Startled, Miko's Night и главной теме из меню игры.
А вот композиция Symphony of Boreal Wind, по словам самого автора, и вовсе вдохновлена оркестровыми сочинениями Людвига ван Бетховена.
Небанальные последовательности аккордов в гармонии
Пока в мелодии звучит самая стандартная пентатоника, где-то на её фоне рождаются невероятной красоты созвучия, немного даже джазового характера. Композитор не следует типичным и заезженным аккордовым прогрессиям.
Я могу с уверенностью рекомендовать поиграть в Genshin Impact хотя бы ради саундтрека: эту музыку нужно прослушать в связке с геймплеем, а не просто включить где-то на фоне.
И пусть все эти гринд-заморочки вас не пугают: достаточно прислушаться к тому, как звучит открытый мир, чтобы забыть обо всём остальном. Такой уровень проработки мне, как профессиональному музыканту, оказался очень близок. И оттого становится больно, когда узнаёшь, что Ю-Пэн Чэнь покинул HoYo-MiX ещё в 2023 году.
Но не будем заканчивать на грустной ноте.