270 великолепных часов в Ведьмаке
в 2025 году не так просто найти активного игрока, который не играл ни в одну из частей Ведьмака. Ещё сложнее - чтобы он при этом не выхватил ни одного важного сюжетного спойлера. И прям уж совсем хардкорно - чтобы он при этом был давним фанатом книг. Знакомьтесь, это я, @MorGott, и сейчас вы услышите рассказ о серии игр от человека, который в течение десяти лет уворачивался от сбора карточек, сражений с ведьмаком школы Протеина и не выбирал между Трисс и Йен.
Я знаю, что на этой планете ещё достаточно людей, которые не в курсе, в каких случаях надо вызывать ведьмака и почему триста оренов за риггера, поэтому начну издалека - во второй половине двадцатого века. Это тот самый период, когда Профессор Толкин уже издал свой эпохальный "Властелин Колец", и знатно удивлялся тому, как серьезная аудитория горячо приняла его труд, ведь сам он считал книгу чудовищно огромной и неудобоваримой. Европейская фэнтезийная мысль также поспевала за трендом, выдавая на-гора тонны того самого классического европейского фэнтези про ушастых эльфов и бородатых гномов, пока по другую сторону океана Фрэнк Герберт выстрелил своей нетленкой про планету Арракис, в которой уже оригинально сплавлял ближневосточную культуру с азиатской, европейской и бог весть чем ещё.
И как будто этого было мало, сверху нарастающее мировое сумасшествие полирнул сначала Роджер Желязны со своей мультивселенской теорией и обыгрыванием французского и британского мифологического эпоса в хрониках Амбера, а затем и звездные войны прокатились по миру атомным катком классической волшебной сказки. И жанр фэнтези и фантастики, долгое время считавшийся категорией Б, таки выгрыз себе место под солнцем, чтобы в 2025 году мы с ужасом слышали новости об экранизации очередной вселенной от Нетфликс.
И тем не менее, ещё в начале двухтысячных я наталкивался на мнение, что эта вся ваша фэнтези - от лукавого, а ролевики, бегающие с тупыми мечами по лесам родного региона - дегенераты. И в этом плане от братьев поляков мы ушли не так уж и далеко. В начале восьмидесятых Анджей Сапковский, обычный польский пан из области торговли, задумался о том, что бы такого написать.
В Польше тех годов отношение к фэнтези было все ещё пренебрежительным, а наштамповано классического "высокого" фэнтези-творчества - вагон и маленькая тележка. И потому, как немногие до него (почему я и упомянул многих именитых творцов) пан Сапковский пошел по нетривиальному на тот момент пути - решил не просто писать рассказы, а переосмысливать весь тот пласт польской, славянской и западноевропейской культуры, которые мы для краткости называем фольклором.
Более того - дабы отойти от приедавшихся гик-тусовке штампов классической фэнтезятины, автором было принято стратегическое решение переупаковать весь этот фольклор в более приземленную и реалистичную обстановку. И вот уже девиц в башне заточают и оставляют в лесу не в рамках набившей оскомину сказки о проклятии и прекрасном принце, а в результате масштабного псиопса. На бой с чудищем выходит не карикатурно отважный рыцарь или дурачок-энтузиаст, а специально подготовленный специалист-ремесленник, естественно с убитым здоровьем на почве неоплачиваемых переработок и высокорисковой деятельности. Ну а если главный герой желает окучивать баб штабелями и быть всем из себя любвеобильным Конаном, то взамен он будет бесплоден и на сдачу не будет переносить болезни (иначе реализм неизменно наткнется на букет венерических увеселений).
Так и родился Ведьмак - уже не человек, но ещё не чудовище, всё ещё фэнтези, но уже постмодернистское, как это особенно модно в наше время. Сначала - как цикл рассказов, а затем - уже как длинная сага с глобальным сюжетом, реалистичными сценами войны и поднятыми проблемами расизма и тому подобного. И в чем Сапковскому не откажешь - написано грамотно, хорошим литературным языком и несмотря ни на что, книги собрали армию поклонников.
И хоть до столпов мировой литературы ему на тот момент было далеко, в Польше и других странах восточной европы славянский сеттинг залетел на отлично. Подумайте сами - первая книга была написана в 1986 году, а уже в 1993 по ней начали выпускать комиксы, в 1997 впервые зашел разговор о создании игры по мотивам, а в 2001 вышел сериал, который в силу простоты и дешевизны стал своего рода культовым для фанатов книг.
Но вот до игр Ведьмак добрался чуть позже, когда на тот момент никому толком не известная польская студия CD Project Red в 2007 году выкатила свою адаптацию похождений ведьмака Геральта. Один только семиминутный трейлер чего стоит:
И это было очень хайпово - я помню год, когда он вышел, постеры и обзоры публиковались в Игромании, а те счастливчики, чьи компы тянули игру (я в их число не входил) превозмогали баги и рассказывали о новой крутой игре. Это был жанр, который называют ныне "евроджанк" - задел на большую игру, который сопровождался, скажем так, низким техническим качеством. Хотя, положа руку на сердце - на фоне других релизных версий игр типа Готики 3 и Сталкера, Ведьмак не то чтобы выделялся. Благо в течение двух следующих лет игру правили, доведя до более чем играбельного состояния.
Четыре года спустя вышла вторая часть, которая резко подняла ставки - локации все ещё представляли собой лабиринты, местами даже больше чем первая часть, но вот подтянутый графон в сочетании с апнутыми механиками и голливудской постановкой катсцен вывели игру на новый уровень. Однако большинством фанатов вторая часть не считается прорывной, потому что ещё 4 года спустя вышел Ведьмак 3.
И вот это был разрыв. Бомба. Несмотря на баги на старте, всем было похуй. Новая игра давала просто безумный размах открытого мира, разнообразные квесты и механики, а также сюжет, который постановкой, глубиной и размахом затыкал не то что предыдущие части, но и практически все другие РПГ в принципе. И до сих пор она заслуженно считается многими одной из лучших РПГ в истории.
Но все три игры я в свое время пропустил, потому что банально не мог потянуть их на своем слабеньком компе, а позже не мог заставить себя играть в них после прочтения книг, ведь история Геральта была закончена на 12 из 10 на кончиках крестьянских вил.
И так прошло больше 17 лет с выхода первой части, и почти 10 с выхода последней, когда я, наслушавшись очередного раунда обсуждений игры с друзьями, наконец, решился закатиться в серию ещё раз. Плюсом, забыв сюжет книг достаточно, чтобы не плеваться от продолжения, я все таки решил дать ей шанс, купил и запустил первую часть. И пропал.
Сюжет игры начинается некоторое количество лет спустя после окончания книг (пять? семь? Источники расходятся, но вроде как семь). В книгах умирающих Геральта и Йениффер Цири отвозит на Яблочный остров, на котором они могут жить по Мастер-и-Маргаритовски и обретают давно заслуженный покой. Для тех, кто не знал - это прямая отсылка к артуровскому Авалону, который буквально означает яблочный остров - райское место, где король Артур вместо смерти откисает после своего последнего боя, в ожидании, когда он снова понадобится миру.
И вот, игра начинается несколько лет спустя, когда ведьмак в исполнении Александра Реввы с полной потерей памяти, полуголый и избитый оказывается найден другими ведьмаками в окрестностях Каэр Морхена, которые его немного выхаживают. Однако в это время замок оказывается под осадой бандитов банды Саламандры и парочки харизматичных мудаков-наемников, которые крадут ведьмачьи секреты и оборудование, что и толкает вперед все события игры. Геральту предстоит отправиться в Вызиму, столицу Темерии, помочь королю Фольтесту раскрыть заговор, вернуть ведьмачьи секреты домой и порубить в капусту главгада из религиозного ордена Пылающей розы, который из страха перед будущим концом света, предсказанным пророчеством Итлины, намерен превратить всех в мутантов из Resident Evil.
И что я хочу сказать. Амнезия ведьмака - это более чем стандартный метод для того, чтобы объяснить начало нового сюжета, а также достаточно "обнулить" крутость главного героя, дабы мы качали его с нуля своими усилиями. У нас есть два меча, один для людей, второй для чудовищ, и да, я знаю, это расходится с книгами, где Гарольд почти всех рубил стальным мечом, держа серебряный только на случай больших государственных праздников.
Боевка очень простая, ведь у нас есть два меча, из которых мы выбираем нужный, выбираем один из трех стилей боя (тяжелый, быстрый, групповой) и кликаем по противнику в тайминги ударов, чтобы совершать комбо. По большей части мы будем использовать групповой стиль против нескольких противников, выкашивая их толпами и обильно орошая землю кровью своей стальной мельницей. Также в игре есть очень простая механика прокачки оборудования, которая позволяет буквально пару-тройку раз за игру поменять меч и броню на получше, и механика обучения, для которой нужно покупать задорого книжки и по ним изучать монстров, составляя собственный бестиарий.
Разумеется, в игре есть то, без чего Гервант не был бы ведьмаком - зелья, для которых нужно находить алкоголь и целую плеяду самых разных субстанций, которые состоят из определенных алхимических составляющих, необходимых для зелий. И по большому счету, если не нестись по сюжету как бешеный шарлей, то трав и кусков монстров, собираемых за игру, хватит на всё и даже больше даже на высоком уровне сложности, тем более что обильно пить их не выйдет, потому как интоксикация от их применения сказывается на здоровье.
Как и положено ведьмаку, мы берем разные заказы на истребление чудовищ, и не все из них закрываются по скрипту "пришел-увидел-заборол". Некоторые квесты довольно интересны, но большая часть из них все равно крутятся возле основного сюжета.
Ну и конечно, карточки. Признаюсь, единственная часть игры, которую я проходил, вооружившись гайдами - как и положено ведьмаку, Геральт активно трахает все, что шевелится, а что не шевелится, шевелит и трахает. Это могут быть случайные селянки, девочки-клерки и даже монашки из госпиталя, не считая чародеек, и к каждой нужен свой подход, что то сделать, сказать или подарить. За это мы получаем эротическую карточку очень фривольного содержания (за исключением пуританских штатов америки, в которых была цензурная версия). И это откровенное "собирательство", нехарактерное для современных целомудренных скромных игр, на самом деле здорово подкупает. Чтобы вы понимали, я вдохновился и купил себе физический набор этих карточек, из чисто эстетических чувств.
Кроме того, в игре развитая система прокачки самого ведьмака и виде набора талантов, которые можно вкладывать в два десятка направлений. И прокачка дает о себе знать со временем, но выбирать, в какую сторону развиваться, тебе особо не приходится - тщательный пылесос всех заданий и локаций позволяет прокачать до максимума 80% направлений, а вы стопроцентно не будете столько использовать.
Также в игре есть знаки, но по большей части на низких уровнях и не особо нужны - игра замечательно играется и без них, зато на высоком защитный знак Квен пригождается для получения права на один удар по лицу без последствий.
Ну и наконец, самая важная часть игры - это сюжет. С одной стороны, видимо, из-за каких-то проблем с авторскими правами Реды на тот момент не могли или не хотели сильно забуриваться в основной сюжет книжной саги. С другой, они здорово расширили историю и географию, почти не трогая книги. У нас есть основные персонажи в виде Трисс, Шани, король Фольтест и принцесса Адда, а также ведьмаки Каэр Морхена. Каждый из них знает Геральта и старается ему помочь вернуть память, но сделать он это может лишь разобравшись в себе, сиречь - проходя сюжет дальше и строя свой сюжет.
При этом ты вправе проходить игру как тебе угодно - в отличие от какого нибудь Скайрима, где у тебя дается выбор из правильного варианта и неправильного, здесь разработчики постарались сделать так, чтобы каждое твое решение было равносторонним, и если ты решил помочь одним - у тебя были для этого причины, равно как и для того, чтобы помочь другим или - вообще отойти в сторону, потому что ты же ведьмак, мать твою за ногу, и это не по кодексу. Ты можешь убить стрыгу или оборотня, а можешь пощадить, и для обоих вариантов у тебя будут причины. И это здорово - для 2007 года это было как минимум не избито, да и будем честны - не все современные игры это дают.
Но все таки замечу, что игра вполне начинает душить тебя ближе к концу - поскольку монстры появляются на одних и тех местах, мочить их в тысячный раз пиздец как утомляет. Точно так же, как и боевка - однотипная, она не меняется и к концу игры, а вызов тебе бросает разве что сам Яков из Альдерсберга да пара чудовищ типа Кащея (за дизайн которого мой поклон Редам, обосраться можно). В остальном ты просто нажал на врага и начинаешь ритмичный куки-кликер. Также выводит из себя обязательный фарм денег и необходимость чистить каждый угол, иначе перед тобой стоит выбор: или сильный, но тупой, или дохуя умный, но в трусах. Игру немного разнообразит покер на костях, успех в котором определяется рандомом, тем более выгодным, чем больше вы играете, да бои на кулаках, которые станут неотъемлемым спутником всей серии.
Также игра не дает тебе понимания, как так вышло, что Геральт вернулся - мы так и не восстанавливаем память к концу игры, сюжеты книг не затрагиваются, а Цири и Йен не упоминаются, будто их и не существует. Нам оставляют намеки на то, что это мы, МОЖЕТ БЫТЬ, узнаем в продолжении, но интрига сохраняется. А благодаря тому, что между книгами и игрой есть временной лаг в 7 лорных лет и само действие отходит от сюжета саги, у разработчиков получается не наломать дров. И как показала история, это было очень кстати.
Сейчас, через 18 лет после выхода, игра заняла у меня 45 часов времени с облизыванием каждой локации, и она способна задушить (привет сраным болотам), но одного у нее не отнимешь - атмосфера вот этого самого славянского фэнтези под потрясающую музыку, за которую ты готов простить и баги, и кривое управление, и все остальное на свете. Глава в деревне Темноводье - буквально отдых для души, и если вы все таки позволите игре увлечь себя, это окупится. Заодно, она будет неплохим трамплином, чтобы вкатиться во вторую часть.
И если первая игра морально устарела, но все ещё может быть хорошим подспорьем для фанатов и желающих составить полную картину сюжета, то вторая - это был качественнейший рывок, как в плане графики, так и в плане постановки. Один только трейлер чего стоит:
Сюжет прямо продолжает первую часть, в финале которой ведьмак уже порывается было уйти с мешком монет, но тут на Фольтеста, короля Темерии, совершается нападение неизвестным убийцей, который оказывается ведьмаком. И ведьмак, проводя свое расследование, в течение следующего месяца ходит за Фольтестом как любимый телохранитель, спит с Трисс, потому что та ожидаемо его окучивает и даже участвует в осаде мятежного графа, где начинается настоящее блядство - сначала на армию Фольтеста нападает дракон, что уже само по себе нонсенс, а затем Фольтеста прям под носом у Геральта убивает другой ведьмак школы Змеи - Лето из Гулеты, а виновным во всем делают Геральта, ведь он оказался один, с окровавленным мечом и над трупом короля.
К счастью, глава тайной полиции Темерии Вернон Роше верит Геральту, и они отправляются на поиски реального убийцы - один хочет отомстить, другой - очистить свое имя. В ходе игры мы неизменно столкнемся с все той же темой расизма, скоятаэлями, которые все так же ведут себя как мудаки, и самим Лето из Гулеты, бой с которым больше похож на Шао Кана из девятой части Морталика - до того он нечестный. На высоком уровне сложности я плакал, кололся, но с сотни попыток таки одолел эту гору мяса, попутно окрестив его набором более подходящих имен - Лето ест Котлеты, Ведьмак школы Протеина, и так далее.
Что здесь изменилось по сравнению с первой частью? Да практически всё! Игра выглядит на порядок лучше, ярче, детализированней и очень неплохо смотрится даже сейчас (пусть после всех патчей, но тем не менее). Использование знаков стало более вариативным, а боевка ушла от рака закликивания по таймингу, став куда как более живой. Ну а ещё мы начали благополучно уходить от ударов врага перекатами, превращая её в дарк соулс в случае особо мерзких врагов.
Вот здесь боевка уже куда удобней дополняется знаками, пусть даже самым главным и остается Квен - на защиту, потому что это база всей серии. Механику зелий немного поменяли, что сделало её удобней, как и сбор всякой полезной хуйни, что щедро раскидана по карте. А вот механика крафтов и прокачки вооружения сменилась кардинально - теперь Гервант неизменно должен таскать с собой полтонны руды и три кубометра дров, чтобы крафтить себе доспехи или мечи получше на 2% чем предыдущие. Но этого добра полно и на локациях, так что всегда можно найти себе самую лучшую броню, а материалы - продать, накупив на них книг и конечно, же - шлюх.
Да, эротика здесь заменилась с карточек (которые теперь больше не выдают, грусть) на полноценные эротические катсцены, причем весьма неплохо срежиссированные. А есть ещё и несколько сюжетных сцен, весьма и весьма горячих. Ну так вот о чем там я? А да, лут. Лута в игре ДОХУЯ, за счет чего у ведьмака всегда есть немало чеканных монет, что делает дроч окрестностей необязательным. Сами же локации после первого ведьмака хоть и стали куда красивей, превратились по большей части в сраные лабиринты, в которых надо заучивать куда идти чтобы куда то попасть - так разработчики прятали небольшие размеры карт, ведь у нас кроме пролога будет лишь три главы и по одной локации на каждую.
Квестов тоже не то чтобы много - но кривая глобальная карта и отсутствие маркеров для некоторых заданий типа поиска гнезд монстров заставляет побегать, заучивая окрестности. Впрочем, заскучать вам не дадут монстры - они стали куда разнообразнее, опаснее и как я уже говорил, обычным закликиванием по таймеру вам не обойтись. Монстры разнообразны и в плане атак, у них разные мувсеты, что неизбежно периодически заставляет попотеть.
Впрочем, и люди в большом количестве тоже дадут вам просраться, особенно на высоких сложностях, потому что даже несмотря на отсутствие вил зайти в спину и в крысу ударить ведьмака мечом - никто не осудит. С такими приходится использовать всё, чему тебя научили в Каэр Морхене, и это кстати, окупается - динамичный бой, в котором нужно уворачиваться от толпы противников, юзать весь свой арсенал и раздавать тычки, превращается почти в танец.
Поэтому ведьмаку дали во второй части целый дополнительный арсенал - ловушки, которые можно заранее расставить по полю боя, метательное оружие, чтобы как Эцио Аудиторе валить очередную сороконожку, и бомбы, которые становятся мастхев-инструментом чтобы чистить те же гнезда. Что действительно хорошо - все это, как и зелья, как и фехтование, на высоком уровне сложности вам придется использовать, обмазываться знаками и зельями, а это - весьма неплохой показатель, потому что существует масса игр с кучей механик, которые для прохождения игры нахер не нужны и выглядят как добавленные чисто чтобы были.
Что касается прокачки Геральта - вот тут все изменили очень сильно. Есть четыре ветки (базовая короткая, фанат дрына, любитель знаков и обдолбыш зельями), но прокачать их все не выйдет - будь добр мил человек, выбери одну и качай до упора либо парочку до среднего уровня. Это балансно, но я любитель дрынов и ещё с книг помню эти цитаты Сапковского, где Геральт "крутанулся в воздухе, разворачивая меч вполоборота в тройном акселе, в танце проходя защиту и нанося тройной тайный укол в области пигидия разгневанного кащея", поэтому качал мечника. И это мне понравилось - ты чувствуешь прогрессию, как интереснее и легче тебе становится превозмогать и как по чуть чуть, но все же меняется боевка.
Но что меня на самом деле покорило в игре - это сюжет и персонажи. Во-первых, они все чудовищно харизматичные и живые (что усугубилось грамотной русской локализацией) и их буквально хочется слушать дальше. Многие из них в условиях войны между Каэдвеном, Аэдирном и нелюдями - мудаки, но каждый со своей правдой, и слушая всех их, ты так или иначе можешь хотя бы понять их и снова - отойти в сторону либо помочь одной из сторон. Кем бы ты ни был, ты для половины или большей части всегда окажешься мудаком. Но по крайней мере тебе никто не говорит, кто в этой заварухе плохой, а кто хороший. Ну, кроме Детмольда - вот кто сын собаки, рожденный жопой в полнолуние.
И даже посторонние второстепенные персонажи порой запоминаются, типа бухающего тролля, который перестал следить за дорогой или два ебаната, предлагающие тебе деньги за эксперименты над тобой. Но это все были только вишенки на торте, потому что все 45 часов прохождения игры тебя нарративно готовят к финальному выбору всей игры.
Ведь ты гоняешься за Лето, ведьмаком школы всего сожранного белка в доме. Ты делаешь это, чтобы очистить свое имя, которое гремит по северным королевствам как "Геральт из Ривии, убийца короля Фольтеста". А ведь ты к королю проникся уважением по первой игре и прологу второй - он хоть и мудак, но весьма харизматичный, деятельный и в целом не худший из королей, если познакомиться с ними поближе.
Попутно ты узнаешь, что твой друг Роше сам устраивал заговоры и шпионил за королями соседних стран, помогаешь Хенсельту, королю Каэдвена, снять проклятие, наложенное чародейкой Сабриной Глевиссиг за то что он сжег её заживо на тележном колесе. И вроде бы Хенсельт мудак, но только пока ты не узнаешь, что сжег он её за то, что она целое поле с его войсками (и войсками противника) превратила в литералли вьетнам, банально испепелив три тысячи его лучших солдат, потому что входила в Тайную ложу чародеек, которая считала, что Хенсельту нельзя дать расширяться.
А потом Хенсельт вешает кучу людей Роше и насилует последнюю из его лейтенантов, вертит на хую всех, включая ведьмака, и ты вполне можешь дать Роше убить его, пополнив таки свои титулы честным "убийца королей". Позже оказывается, что Трисс - тоже член ложи, и вроде бы мудак, но её выгнали за травоядность, и вообще её Нильфгаард взял в плен непонятно зачем. А после небольшой резни в Лок Муинне на совете Ложа и вовсе устраивает королям и чародеям бомбардировку драконом, после чего вся политика окончательно едет в ад.
Это я к чему так сбивчиво и рвано поясняю сюжет - он постоянно играет с тобой на уровне нарратива, а не выбора сюжетных диалогов, и твоя цель в виде "достать голову Лето" теряется на фоне происходящих событий. И когда ты после всего наконец встречаешься с ведьмаком школы бодибилдинга, он тебе прямым текстом объясняет - надвигается война с Нильфгаардом, а Лето работал на императора. Его задачей было устранить всех по максимум всех королей, а Ложа чародеек пыталась использовать его, чтобы сделать то же самое, но уже создать себе карманное королевство в личное управление. Что кончилось резней в Лок Муинне и последующей раздачей пиздюлей.
Он не отнекивается от предложения "решить все здесь и сейчас", но рассказывает все, о чем Геральт спросит. И ведьмак, который успел узнать о Йеннифер, узнает, что Лето и его друзья (ныне покойные благодаря нашим действиям) помогали Геральту найти Дикую Охоту, которая похитила Йеннифер чуть ранее. Что Геральт поменялся с Йен местами и сам в качестве всадника Дикой Охоты катался по небу, пока не сбежал в первую часть игры. Что Лето выходил Йен, и все они сейчас работают на нильфов.
Но это не подается как "эй, я хороший, не убивай меня". За 45 часов игры ненависть к нему наоборот, только растет, потому что приходится жопу рвать чтобы его достать, но вот пока он тебе рассказывает сюжетную информацию о том, как так вышло, что он тебя подставил и заявляет "ну ты сам виноват, раз в телохранители пошел", ты обдумываешь сюжет и приходишь к выводу - а зачем?
Ну то есть буквально, твоя мотивация не столько в том, чтобы отомстить за Фольтеста (он тебе в сущности никто), а чтобы найти убийцу и отмыть свое имя. Вот только за время игры мир немного изменился - НЕМНОГО ТАК, трое из четырех королей мертвы, Капитул разогнан нахуй, последний из королей объявляет охоту на чародеек и Ложу, а повсюду ад, безвластие и разорение. Спрашивается - вот принесу я голову Лето, а собственно - куда я понесу? Кому? Тем, чье мнение мне реально важно, и так известно, что убивал не я, а всем остальным вообще абсолютно похуй, Геральт или Лето или кто угодно - у всех свои проблемы, так что доказывать что я не верблюд, мне просто некому.
И это просто охуительно. Об этом не говорится прямым текстом, но игра подталкивает тебя к тому, что в общем-то можно убить Лето, но зачем? Это нарративное давление, которое заставляет тебя размышлять и самостоятельно приходить к тому, что игра не озвучивает - просто прекрасно.
Что довольно забавно, ещё с первой части у тебя, как я говорил, есть свобода выбора, спасти тех или иных персонажей или наоборот, угробить, не смешиваться и так далее. А представляете себе, что если персонажей много, то и общая концовка может различаться очень активно. Как в таком случае определять, что канон? И тут Реды вышли из ситуации не то чтобы элегантно, но по крайней мере неплохо постарались. Судьба важных сюжетных персонажей на деле не так важна - от нас зависит, как большинство из них в итоге покинут сюжет и когда, появятся ли они в следующей игре в качестве камео или нет, и больше существенно не будут влиять на сюжет. Однако подается это вполне добротно, так что тебе действительно интересно, стоило ли спасать Шеалу (а то она та ещё сука), и что будет если ты не убьешь дракона.
А ещё создатели второй части сделали вещь, которую в некоторых современных играх просто не допустят. Представьте себе, что выбор в один конкретный момент игры меняет целую ТРЕТЬ игры? А здесь это есть - у нас сразу два варианта второй главы, которые различаются не деталями, а буквально это две разных истории, кардинально, даже на разных (почти) локациях. И есть вещи, которые ты не узнаешь, пока не пройдешь игру в обеих вариациях. Поскольку я проходил за Роше, а "белок" я не люблю, потому что они мудаки, которые портят жизнь нормальным людям, то я в конце игры просто убил дракона. Не, ну а хуле он, тем более что его зачаровали чародейки.
Но только при прохождении игры за белку-Иорвета, ты можешь узнать что это лидер всех нелюдей Саския, она же Саэсентессис - не просто дракон, а дочка книжного товарища Геральта Виллентретенмерта. И в моем прохождении я убил её, отчего меня это знание пиздец как приложило.
И вот этот нарратив в игре делает игру привлекательной до сих пор. Ну и плюс как всегда - отличный саундтрек со славянскими мотивами, который неизбежно создает "ту самую" атмосферу. Впрочем, приключение это длилось также 45 часов, и не успело мне наскучить. Тогда я уже был наслышан, что предыдущие две части были своего рода разминкой, разгоном на взлетной полосе, который разрабы набирали, чтобы ультануть в 2015 году. Тогда я ещё не знал, что меня ждут 180 часов сюжета, дополнительных квестов и сотни знаков вопроса на карте, из которых я закрою ВСЕ НАХУЙ.
И если первая часть мне понравилась, а вторая - очень даже зашла, то третья - это просто так не опишешь. Осторожно: дальше будет ОЧЕНЬ много обожания.
Что характерно - трейлеры игры и синематики не передают всей крутости того, что ты делал в игре, что редкость. Но это не самое главное. Самое главное - это сюжет, в который тебя швыряют как петарду в школьный сортир. И боевка. И локации. И музыка! И ГЕРОИ! Все, короче, счас пойдут восторги.
После второй части, которая активно строила из себя ААА-игру, не являясь ею из-за скромных локаций и небольшого размера, а также довольно обтекаемо касалась сюжета основной саги, развивая тему амнезии Геральта, третья просто берет и такая: НННА НАХУЙ! Геральт вспоминает всё - и если вы не читали книг, то я не знаю, как вы поймете сюжет игры, ведь его основной нарратив крутится вокруг Цири - ребенка-неожиданности, которая была обещана Геральту (и воспитана им с помощью Трисс и Йеннифер) Йожем, впоследствии более известным как император Нильфгааррдской Империи Эмгыр Ван Эмрейс, Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов и прочая, прочая, прочая.
В книгах за Цири охотились все кому ни попадая, потому что юная ведьмачка была наследницей генов Старшей крови, а значит, представляла собой уникальную силу, оружие и что угодно, но только не человека, которого в ней видел разве что Геральт и не давал максимально в обиду, пока мог (потом он её все равно проебал, но это очень долгая история). Для целостности картинки сразу поясню, что придумали разработчики, и это очень хороший ход.
В мире ведьмака существует множество миров независимо друг от друга. Они разделены так же, как Средиземье Толкина отделено от далекой-далекой Галактики, но иногда происходит так называемое "Сопряжение" - когда два мира буквально сталкиваются друг с другом, открывая врата, через которые люди полторы тысячи лет назад перешли в Неверленд, в котором и происходят действие Ведьмака. В качестве бонуса возникла магия, а в качестве помех от сопряжения возникла целая кавалькада разных чудовищ, которые мигрантов охотно жрали, как впрочем, и местных коренных москвичей - эльфов и краснолюдов.
Собственно, создание ведьмаков было ответом людей на крайне неблагоприятную экологию, которая хавала людей пачками. Но это было ещё не все, ведь древнее эльфийское пророчество предрекло помимо прочей хуйни, ещё и гибель буквально всего живого в будущем не то в виде ледникового периода, не то в виде тепловой смерти вселенной - нас устроил бы любой вариант.
Но как бы этого было мало - до Сопряжения миры между собой сообщались довольно легко, чем пользовались те же самые эльфы, которые с помощью единорогов перемещались между ними, меняли дом как перчатки и никто не знает куда подевались цивилизации людоящеров, чьи кости можно найти в катакомбах эльфийских городов. Но эльфы, будучи высокомерными мудилами, насрали единорогам в кашу, и те закрыли межмировые врата, в результате чего перемещаться между ними стало крайне тяжело.
Окей, сказали эльфы, нацепили свастоны и фуражки, и начали проводить генетическую программу для выведения сверхэльфа Старшей крови - чудовищной силы мага, который и между мирами путешествовать может, и врата открывать вплоть до полного Сопряжения, и Белый хлад остановит, и на дудке игрец и в общем молодец. Однако в момент, когда эльфийская расово-евгенистическая модель почти выстрелила, эльфийка-носитель генов влюбилась в человека, и сюжет местной Дюны пошел по пизде.
В общем, слово за слово, но наша Цири оказалась как раз носительницей гена, в которой он выстрелил особенно сильно - и она стала той самой избранной, которая волею судьбы была обещана Геральту как приемная дочь и воспитанница ведьмаков.
И вот, окончательно огигачадившийся Гервант вспоминает всю эту базу, а также то, что произошло между событиями книг и играми. Поскольку в конце книг он помер вместе с Йен, то их Цири доставила на Сапковский Авалон, где они и должны были жить как в сказке, вдвоем, не ебать себе мозги политикой и ценами за уши утопцев.
Вот только в книгах были и ещё типы под собирательным названием Дикая Охота. В мире ведьмака так называли странное явление на небе в виде призрачной кавалькады, которая забирала в свою армию молодых юношей, уводя их неизвестно куда, но по факту это была скучающая эджлордствующая молодежь, которая выходила из народа Aen Elle из другого мира - те же эльфы, только ещё более залупные, надменные и высокомерные. Они были заинтересованы в Цири, чтобы та открывала для них новые миры, снова сделав их боссом космической качалки или хотя бы дав спастись от Белого хлада, который превращал их заостренные уши в такие же заостренные сосульки.
Не имея возможности найти Цири, которая пряталась где угодно, включая мир Киберпанка 2077 (не фанатская теория, сам охуел когда узнал), Дикая охота решила выкрасть Геру и Йен, чтобы Цири сама пришла к ним. В общем, так почти и случилось - Йен украли, а Гарольд с криками "Никак бы блядь не научитесь" пустился искать эту самую дикую охоту. Попутно он нашел ведьмаков школы Змеи - Лето-ест-Котлеты и других, кто на поиске Дикой охоты сожрал собаку и вообще все мясо в доме.
Вместе с ними они отыскали Йен, попиздились с Дикой охотой, но в итоге Герхарт согласился обменяться - они отпускают Йен, а он вместо неё ездит по небу с Дикой охотой и занимается всяким аморальным непотребством. Однако спустя время ему удается бежать, он получает пыльным мешком по голове и просыпается Александром Реввой из первой части игры. А дальше мы уже играли, уже знаем.
Ну так вот - помимо прочего Геральт, вспомнив все, вспомнил также и про Йеннифер, под чьим каблуком он с перерывами на обед находился уже тридцать лет. И естественно, он ринулся её искать, с чего и начинается игра. И здесь надо остановиться и сделать передышку, потому что пересказывать весь сюжет я не буду, оно вам и не надо, важно лишь знать, что нам надо будет найти Цири, попытаться разобраться с Дикой Охотой и понять, что вообще можно сделать с Белым Хладом, который неизбежно прожарит всех до ледяной корочки.
И во-первых, масштаб целей несопоставимо больше, чем в предыдущих играх. Во вторых, нас ждет сразу несколько локаций, которые не локации, а скорее глобации. Начинаем мы в Белом саду, который представляет собой пролог, однако квестов, активностей и геймплея с точками интереса там уже на небольшую игру и первые часов 5-10 вы проведете там. А дальше вас ждут Велен и Новиград, Скеллиге, Каэр Морхен и Туссент, который не просто большие - они охуенно здоровые, на них вполне свободно помещаются СОТНИ разных квестов, тысячи нпс и что то около полутысячи знаков вопросов. Вот так выглядит Скеллиге, местный скайрим с пиратами и циклопами:
Видите зеленые значки? Это точки быстрого перемещения, без которых тут никуда. Видите, как плотно они расположены? Это не потому что они слишком частые, это потому, что карта ебически здоровая даже если ехать на лошади.
И кстати да! Теперь у вас есть ваша личная Плотва, которая везет большую часть ваших припасов, а также позволяет здорово так сокращать расстояния и позволяет приторочить к седлу чью-нибудь бошку. Но несмотря на эти быстрые перемещения и лошадь, вы все равно не будете торопиться большую часть игры. Потому что - я не знаю, что эти колдуны из Сиди Проджект Ред сделали со своим движком, но после некстген-патча, который вышел то ли в 2022, то ли в 2023 году, окружающие пейзажи по праву можно считать одними из лучших в играх. Во время грозы или ветра деревья колышатся и это чувствуется по другую сторону монитора, а закаты и восходы на Скеллиге вызывают ноющую тоску по горным и морским пейзажам, которых я никогда не видел вживую.
А небо в игре - это отдельная песня. Поскольку значительную часть игры ты проводишь, бегая по лесам за монстрами, то эта природа может тебе надоесть, но она сделана так хорошо, с такой любовью к деталям и с такой проработкой, что это не надоедает. Я реально отдыхал, пока плавал по островам Скеллиге, собирая многочисленный лут, наслаждался волнами и лишь слегка раздражался от сирен, которые мешали мне наслаждаться пейзажами 13 часов подряд.
А теперь умножьте это на музыку от Марчина Пшибыловича, который пригласил целую орду музыкантов со славянскими, турецкими и ближневосточными инструментами, и они записали саундтрек, очень похожий на предыдущие части, но настолько более яркий и мощный, что я уже третий месяц не могу и не хочу выкидывать его из головы. Пасторальные спокойные темы идеально подходят к местности, по которой ты идешь, городская активная музыка подстегивает тебя в быстрый ритм горожан, а веселый оркестр настраивает тебя на игривый лад в таверне.
Зато когда начинается бой, раздается ритмичный барабанный вой под высокий хор и тревожные скрипки, от которых кровь вскипает, а волосы встают натурально дыбом. Когда в Белом саду после нескольких часов приготовлений на тебя налетает грифон, чудовищно здоровая тварь, с которой ты сходишься в бою, начинает играть Hunt or be Hunted - это просто захватывает дух. Эта же мелодия играет в самые напряженные моменты игры, когда, например, Цири прорубается через ночной Новиград, сражаясь за свою жизнь и отбиваясь от бандитов Ублюдка-младшего, музыка держит тебя в таком напряжении, что не отпускает даже когда все обрывается на высочайшей ноте. Слушайте сами:
Я пишу это, а у самого мурашки по коже бегают от воспоминаний, потому что музыка в игре делает половину работы. Когда ты влетаешь на поляну, на которой стоит бес высотой с трехэтажный дом, а тебе в уши "Серебро для монстров" начинает петь свою "ЛЕ ЛЕЛЕЛЕЛЕ ЛЕЛЕЛЕ ЛЕЛЕ ЛЕ ЛЕ ЛЕ ЛЕ" - это не передать. За последние десять лет я лишь дважды встречал игры, в который музыка настолько сильно давила бы на мои ощущения. Во-первых, это, конечно, Disco Elysium, которая мягко подводит тебя к тому, чтобы загадочно докурить дешевую сигарету и потушить её об руку, потому что она дает тебе 80% погружения в депрессивный Ревашоль, полный необъяснимой ностальгии по...собственно, чему? Во-вторых, это, разумеется, Outer Wilds, в которой саундтрек это буквально геймплейный элемент, который заставляет тебя лететь в неизведанную глубину космоса в надежде найти что-то, что ты сам ещё не знаешь. Хоть я и люблю Киберпанк 2077 от тех же Редов, но он в этом плане (да и во всех остальных, если честно, тоже) и рядом не стоит с Ведьмаком. Вообще не близко, и слава богу, я в него сыграл раньше, иначе бы он наверняка мне не зашел.
Ну так вот, а что все остальное? Все таки, это ж игра не только про музыку и пейзажи. И тут есть что рассказать. Потому что игра взяла все то лучшее, что было в предыдущих частях, переработала и умножила на два, сделав ещё лучше. Противники стали куда интереснее, добавилось много летающих (по настоящему летающих, а не как гарпии во второй части) типа всяких драконидов, да и в целом бестиарий сильно расширился - счет бестий идет на десятки, и к каждой в этот раз нужен свой подход.
Благо что теперь вместо "взял меч и ебошь до упору" у нас настоящее фехтование - два меча, как положено (оба для чудовищ, как гласит известная острота), быстрые и тяжелые удары, увороты как в балете и перекаты как в дарк соулс, обильное использование известных нам пяти знаков, бомбы и вместо ловушек/ножей нам выдали арбалет - ультимативное оружие борьбы с летающими и плавающими врагами, достать которых мечом мы не в состоянии.
Накиньте сюда блоки и парирование, и вам покажется, что этого не так и много, однако в дело вступает дифференциация противников. Одни, типа накеров и волков, охотятся стаей, из-за чего фехтовать с ними вы можете ровно пока вам не прокусят жопу. Другие, типа призраков, требуют особенного обращения типа знака Ирден, который не дает им развоплощаться, чтобы в крысу пощекотать вам позвоночник. Какой-нибудь королевский грифон и вовсе может летать, плюется ядом как злая соседка этажом ниже, а также имеет отличный набор атак и блоков, способных размазать не слишком расторопного ведьмака.
А ещё в игре есть абсолютно лорные масла, которыми надо смазывать мечи. Для каждого типа врагов они свои, благо их там больше десятка, так ещё и качеством масло бывает разное - ищите рецепты, крафтите крутое масло и смазывайте меч перед боем, а то вам вскроют жопу до того как вы расковыряете очередного кровососа. Впрочем, чтобы упростить эту механику, в настройках можно включить автонанесение масел, так что вся заковыка будет в том, чтобы их скрафтить. Само собой, механика крафта доспехов перешла из второй части и прокачалась - это тот ещё яростный дроч ресурсов, чтобы надеть пиздатую броню и собрать все комплекты всех доспехов ведьмачьих школ. Что ваш покорный слуга из сделал чисто из принципа, чтобы выглядеть как модный танк в доспехах школы медведя.
Аналогично с бомбами и зельями. И если бомбы используются в основном для контроля и нанесения всяких эффектов типа блокировки магии (с которым, правда, и вашим знакам пизда наступает), то мистер зелье - ваш друг пока вы не станете предельно зеленым от интоксикации. После этого мистер зелье вам не друг, пока вы не помедитируете.
И на закуску есть ещё отвары, которые способны дать какой-то ультимативный бонус, но без прокачки алкоголизма не позволят выпить больше одного. Разумеется, чтобы все это скрафтить, вам понадобится ебейшее количество разнообразных ингредиентов, большую часть которых можно купить или найти. Но вот за каким нибудь желудком тролля придется побегать.
А ещё я всем рекомендую играть сразу на уровне сложности "На смерть", потому что вот тогда ты и начнешь понимать, почему именно ведьмак нужен для охоты на чудовищ. Увы, я это понял только через пару часов, и хоть выкрутил все на максимум, но ачивку уже не получил. Пока ты как манчкин, не перекачался до 55 уровня, тебе надо быть осторожным, ведь два пропущенных по лицу - и ты вне зоны доступа. А каждый бой становится испытанием, в котором махание мечом превращает в танец - удар, удар, перекат назад, наложить квен, уворот, снова два удара, перекат, наложить игни, бросить бомбу, снова удар.
И вот эта херня с необходимостью двигаться и высоким риском отъехать в любой момент добавляет драйва и бои не надоедают тебе даже спустя 180 часов. Отвечаю - я конкретно заебался чистить точки и подбирать последние квесты, но вот бои до конца держали в напряжении. Кроме того, у мобов есть левелинг - совсем как у тебя, и если накеры 5 уровня - это голые мартышки, которые больно кусаются, но быстро откисают, то те же накеры, но уже 35+ уровня - это одетые в черепа и обрывки одежды крайне противные твари, которые не дадут тебе права на две ошибки (на случай одной ошибки есть все тот же защитный квен). И вот эта визуальная стилизация уровней тоже очень радует - потому что голые противные утопцы выглядят не так угрожающе как их собратья на 30 лвлов старше.
Кроме того, сражение с противником сильно выше тебя по уровню - это та ещё закалка выдержки, силы воли и духа. Как раз как только я выкрутил уровень сложности на "на смерть" я, ведьмак 7 уровня, нарвался на толпу гулей 26. И пока на стриме мне орали "не лезь туда, дебил сука, оно тебя сожрет", я минут семь танцевал вокруг них, зажевывая эликсир ласточку пирогами и накладывая знаки по кд, перекатываясь как суперсоник и нанося по паре едва царапающих ударов этим мразям, которые ещё и лечились в процессе. Зато когда я заборол последнего - ощущения были, будто я элден ринг на банане прошел. Игра дает тебе ощущение вызова и позволяет тебе удовлетворить его без мазохизма, но с удовольствием от превозмогания.
Умножьте это на реально живой мир. Не киберпанк, блядь, где тонны одинаковых неписей генерятся прямо у тебя за спиной, а целые города и деревни, каждый из жителей которых занят свои делом исходя из собственного распорядка дня. Они реагируют на действия ведьмака и разносят слухи о его подвигах или говнистости. Города здесь и вовсе - полноценные города, Новиград и вовсе огромен и полон закоулков, и везде есть люди, с кем-то можно поговорить, поторговать или найти случайный квест, в котором можно попустить жреца Вечного огня, потому что он пидор.
И тут же мы переходим к персонажам. Даже проходные крестьяне или торговцы - имеют свои фразы, очень живые и иногда интересно просто узнать, что тебе скажет этот кузнец. А уж квестовые и вовсе - они ХАРИЗМАТИЧНЫЕ считай поголовно, от тролля, охраняющего лодки до нищего на новиградских улицах. Бонус локализации - общаются они более чем живым и просторечным языком по большей части, что раскрывает характер с первых же реплик. А самое главное - постановка. Я вот скайрим обожаю, но вот эти диалоги, где камера стоит напротив персонажа и он тебе болванчиком выдает текст. Это органично смотрится в космических рейджерах, но не в РПГ с открытым миром.
В Ведьмаке все по-другому. В процессе персонажи могут ходить, строить гримасы, размахивать руками и банально бухать или заниматься своими делами. Геральт не остается в стороне и тоже не стоит болванчиком, а взаимодействует с людьми и окружением, что увеличивает погружение вдвое. Я вот думаю - че ты стоишь, оборись на стену хоть, а он уже это сделал, потому что это выглядит естественно.
И квесты здесь под стать. Самая задрипанная хуйня про поиск СКОВОРОДКИ дает тебе намек на персонажа из первой части и кучочек ниточки, которая всплывет через пятьдесят часов. Чтение книг и записок докидывает тебе лора, если тебе это интересно, что было до событий игры и в книгах (если ты не читал их, то оно прям мастхев), а случайно встреченный продавец зеркал через сто часов игры появляется снова, чтобы у тебя вообще отвалилась челюсть нахуй.
Что основной сюжетный квест, что побочные - они все разнообразные, и в отличие от точек интереса в виде этих блядских вопросиков, которые как раз могут повторяться, каждый ведьмачий заказ - своя история, даже если короткая, но у нее есть свои герои и виновники, помощники и жертвы, чья история раскрывается по мере прохождения. Их постарались сделать максимально не-болванчиками и это работает.
А уж основная сюжетная линия. Блядь, я не знаю КАК, но вот смотрите, в одной сюжетной линии в квесте по поиску лютику мне пришлось выполнить цепочку из шпионской миссии, ведьмачьего заказа, опросу любовниц, игры на сцене, флешбэка, расследования, выбивания долгов и бог знает чего ещё - я уже забыл. И вот десять часов я делаю эти квесты, связанные друг с другом, и они даже не повторяются, из-за чего процесс прохождения этой нихуя не маленькой цепочки, которая ещё и заканчивается погоней, сжиганием казарм и так далее - не отпускает вообще. Это настоящий восторг, потому что разнообразие не позволяет тебе заскучать. И вот ты вроде прошел его, но можно помочь Лютику организовать кабаре и хуй ты догадаешься, что закончится это кровавым расследованием и поисками серийного маньяка.
И все это ещё и ветвится с самыми разными вариантами развития. Основная сюжетная линия может закончиться тремя разными концовками, лучшую из которых можно нащупать лишь по наитию, понимая тот нарратив, который был заложен в книгах. Тебе надо принять ,что твоя приемная дочь - уже не ребенок, и все, что ей от тебя нужно - понимание и поддержка в трудной для неё ситуации. И если ты действительно будешь думать, как стать хорошим отцом для неё - игра закончится наилучшим образом.
А вот что касается других сюжетных линий - тут прям уух. Вариантов развития событий масса, ведь конец второй игры ознаменует начало Третьей войны между Нильфгаардом и севером, у которого остался лишь один король Редании Радовид, у которого, в свою очередь, хватило сил и яиц поглотить все кровоточащие куски соседей и остановить натиск черных, но у которого при этом течет кукуха на почве ненависти в магам, колдунам и ведуньям, которых тысячами жгут на кострах. Да-да, и в отношении твоих любимых ведьмочек тоже, товарищ ведьмак.
И вариантов того, чем закончится игра - херова гора. Ты можешь поставить интересы Севера выше личных отношений, или наоборот, либо вообще решить, что Радовид прав и не участвовать в политике, либо дать Нильфам победить в войне - кратко это не пересказать.
А ещё от твоих действий прямо зависит, увидишь ты кого нибудь из своих друзей на колу или нет, убьют кого-нибудь или нет, закосплеит барон черешню или нет, и игра никогда не скажет тебе прямо, что нужно делать. Но я играю ради сюжета, и потому никаких гайдов - я все делал исключительно из личных ощущений и знаете что? Я знатно так нажрался стекла в квесте с бароном и вывел для себя правило - НИКОГДА НЕ ЗАКЛЮЧАТЬ СДЕЛКУ С ДУХАМИ - и следовал этому правилу до конца игры, совершенно не зря.
Дайте вставлю картинку для знающих людей, чтобы и у них скукожило лицо, как и у меня, от этой сцены:
Не так много есть игр, которые способны заставить наворачиваться слезы на глаза. И не так много игр, в которых ты чувствуешь неподдельное удовольствие давая Цири порезать на ремни трех пиздливых старух. Скажу сразу - после прохождения игры я просмотрел все последствия и концовки на Ютубе, и честно - местами это пиздец. Я в своей игре не смог спасти Барона, надеясь всем сделать лучше, но в остальном Эмгыр так и остался на троне, а Роше и Талер выжили после покушения на Радовида, потому что Роше, хоть и мудак и заговорщик - но он был обе части мне верным другом.
Ну и наконец - Трисс или Йен. После книг я, как и любой заядлый триссофил терпеть не мог стерву Йен, которая активно использовала Герванта как половик или седло для единорога. Да, Трисс моложе и менее опытная, но она не использовала Геральта в личных целях и, понимая его чувства, отходила в сторону каждый раз, когда Йен натягивала поводок, на котором держала Геральта.
И в игре разработчики, учитывая, что мы тащемта спали с Трисс две игры, раскручивают этот сюжет, доводя его до логического финала. И хоть я до сих пор считаю, что Йен абьюзит Геральта, используя его и не скрывая этого, в то время как Трисс готова лечь в лужу, лишь бы он сапоги не намочил, но по сюжету Геральт как минимум должен был обдумать все. И после квеста с джинном на Скеллиге, когда разработчики убрали этот фактор в виде желания Геральта, я реально очень сильно сел и задумался, вспоминая все, через что они вдвоем прошли.
И пришел к выводу, что магия джинна не имела совершенно никакого значения, и Геральт (не я, он) просто обязан остаться с Йеннифер.
Накал драматизма в Каэр Морхене, крутость событий и героев - это выше всяких похвал. Как ты собираешь друзей, как они прибывают, как в конце концов мы по пьяни с другими ведьмаками наряжались чародейками, чтобы позвонить в сортир какому то вельможе - это просто сюжетный ахуй, от которого я в восторге.
Есть небольшое разочарование от Дикой охоты - если первые две игры рисовали её как такую эфемерную метафорическую угрозу, то в третьей части это буквально эльфы, которых можно вполне себе нашинковать, что в итоге мы и сделаем. Здесь, конечно, главный комедиант - это Лето, который перед боем спрашивает, мол, Эредин - он же король, да? Во первых, это забавно, потому что Лето как раз убийца королей, на что он и намекает, а во вторых - говорит он это при Роше, чьего короля он убил игрой ранее.
Зато позже разработчики отыгрываются в дополнениях Каменное сердце и Кровь и Вино. Гюнтер О'Дим, продавец зеркал - без сомнения, ЛУЧШИЙ антагонист, а сюжетная цепочка квестов, переполненная под завязку мифологическим и сказочным эпосом, попросту охуенна. Если ты внимательно слушал диалоги, если ты читал то что тебе давали, то в конце все твое естество кричит тебе: БЕГИ, ИДИОТ! Господин Зеркало - как раз та метафизическая угроза, даже осознать масштабы и силы которой не получается в полной мере. Он выглядит как настоящее ЗЛО и мы на его фоне попросту букашки. И потому нужно реальное мужество, чтобы попытаться ему противостоять, что звучит нереально, но возможно, если все делать правильно.
Ну а Кровь и Вино - это сказка. Как и сам Туссент больше похож на сказочный кусок из книг, так и все дополнение именно такое же. Плюс - как и во всей остальной игре, здесь тоже полно отсылок на всю мировую культуру, разве что в Туссенте их прям завались. И все они вписаны органично, что даже не обращаешь внимание на то, как Анна-Генриетта изменилась по сравнению с книгами, и вполне принимаешь объяснение о судьбе Региса после того, как его расплавил Вильгефорц.
И та угроза, с которой тебе предстоит бороться - внезапно, тоже выглядит куда серьезней и страшней, чем Дикая охота. Отдельный респект тем, кто делал "игровую комнату" для молодых принцесс. Я знатно так охуел. И разумеется, как и во всей остальной игре, здесь несколько концовок, которые также совершенно неочевидны и тоже представляют собой цепь случайностей, неотвратимо приближающих нас к хорошему, ПИЗДЕЦ ХУЕВОМУ и просто хуевому финалу.
И я нереально счастлив тому, что совершенно случайно смог добраться до хорошей концовки, чтобы в конце, распивая на кладбище с Регисом настойку из мандрагоры, прийти к выводу после 180 часов - да, пожалуй, мы заслужили отдых.
А на моей винодельне уже ждет меня Йен, которая перевезла свои вещи, чтобы читать книги, пить вино и наслаждаться жизнью. Чтобы, возможно, Геральт стал первым из ведьмаков, умершим в глубокой старости в своей постели. И видя, что это - результат моих трудов, я думаю, что это заслуженно. Это честно.
Как-то так. Я бы мог написать об игре ещё сто тысяч слов, но если честно, оно не имеет смысла. Те, кто уже поиграл, составили свое мнение, а те, кто не играл, может быть, пойдут играть и пройдут игру сами. Но с тем фактом, что это - одна из лучших РПГ в истории - я не могу спорить. Может быть, она и не займет золотой пьедестал в моем сердечке, но в десятке самых любимых она точно окажется.
Постскриптум: вещь, которую я забыл - ГВИНТ!
В игре есть, как и в предыдущих частях кулачные бои, но вместо QTE во второй части это полноценная боевка. А ещё есть скачки на лошадях, но я не знаю, как надо ездить ,чтобы проиграть их хоть раз. Зато вместо покера на костях есть ГВИНТ! ГВИНТ, ЕБАТЬ ЕГО В СРАКУ. Карточная игра, в которой тебе надо собрать всю сотню с хуем карт, чтобы получить ачивку. Это совершенно охуенная игра в игре, в которую я влюбился с первого раза. После обучающей игры я со своей начальной колодой два часа пытался выиграть вызимского вельможу, и в конце все таки сделал это. И после этого меня было не остановить.
Я нашел каждого торговца, каждого ремесленника и сыграл с ним в карты. Я нашел всех квестовых персонажей и выебал их. Когда я прибыл на скеллиге, мне оставалось найти всего 8 карт. Я выиграл каждый турнир, каждого друга, врага, знакомого, незнакомого, "ДА ТЫ БЫ И СОБАКУ ВЫИГРАЛ".
Этого было мало, так что я заказал себе настольный гвинт, выиграл жену, проиграл ребенку (ну я почти не поддавался, но мой сетап можете сами посмотреть на фото), я выиграл брата, друга, пиво (последнее было выиграно как раз у друга). И мне мало. Я хочу ещё. Несите сюда всех ваших карточных маэстро, время сыграть. И пусть весь мир, включая Цири, подождет.