Split Fiction - печальный даунгрейд?..

"Split Fiction" — это как если бы две бездарные писательницы, которые не могут написать даже сценарий для сериала на канале ТВ3, решили создать свой собственный видеоигровой мир. Т��лько вот эти вымышленные вселенные — это, по сути, демонстрация их писательского тупика, разбросанная по десяткам часто вторичных или и вовсе душных механик. И, да, если вам всегда казалось, что одной демоверсии слишком мало для того, чтобы понять, как работает игра, то "Split Fiction" — это как сразу 40 демоверсий, но только для тех, кто никогда не держал геймпад в руках и думает, что игровые миры — это просто нарисованные картинки. Почему бы не стать одной из этих героинь и не погрузиться в мир, где сюжет — это просто вялая отмазка, объясняющая, почему перед нами две плохие писательницы, а Юзеф Фарес решил просто слегка стебануться?

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Меня часто спрашивают, знаю ли я Юзефа Фареса?

Конечно знаю! Ливано-шведский режиссёр, геймдизайнер и основатель компании Hazelight Studios. Вчера пытался до него дозвониться, но не вышло. Видимо, старая ещё мегафоновская симка. Ни Великой войны, ни Великой депрессии. Наша война – война духовная, наша депрессия – наша жизнь.

Общество потребления ведёт к тому, что скоро офлайн развлечения будут для высшего класса населения. Плебсы же будут играть в видеваигры, смотреть сериалы от Netflix и закупаться на озоне. А так же рилсы и бесконечный думскроллинг в поиске крупицы дофамина. И всё же, что не так с новой кооперативной игрой, собравшей 2 млн копий в первый месяц? Давайте разбираться.

Фарес - гений?

Часто можно слышать данный тэйк, мол, товарищ этот - наш слоняра, им будущее игровой индустрии за такими, как он. Мол, прёт против конвейерной машины и капитализма и выдаёт годные кооперативные игры, ещё и без denuvo. И отчасти это правда. Только вот его гениальность как геймдизайнера под вопросом, ведь в своей первой "Brothers: A Tale of Two Sons" (2013) Фарес не допёр, что людям нужен кооператив, т.к. аналогов практически нет. И да, вы играли за двух братьев на одной клавомыши или геймпаде.

Brothers: A Tale of Two Sons
Brothers: A Tale of Two Sons

И да, именно комьюнити геймеров подтолкнуло нереализовавшегося в Голливуде гения на путь исправления в сторону кооперативных игр. И вуаля, мы получили шедевр в виде "It takes two". Была бы гениальность - допёр бы уже в первой игре, но то скорее придирки.

На мой взгляд геймдизайнерская идея сближения двух братьев через восприятие геймплея одного игрока - работала вяло. Но попытку оценил.

В чём Фарес реально гений, так это в том, как ловко он создаёт иллюзию геймплея (без стёба) в своём кинце на подобие A Way Out. Серьёзно, я хочу ещё!

Чем цепляла It takes Two

Я прошёл It takes two четыре раза, с разными людьми, включая супругу. Самое первое прохождение мне скорее не понравилось, игра местами душила, идиотский испанский книга-учитель, слишком детские и очевидные геймплейные механики.

Лишь спустя время я начал понимать, насколько игра хороша, будто вино, которое с каждым годом всё лучше и лучше, и захочется проходить снова и снова. Это буквально единственная идеальная игра для женатиков! АНАЛОГОВНЕТ. Разберём, чем она цепляла и продолжает цеплять игроков по всему миру.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

1) Это идеальная игра для женатиков, вы буквально играете за доброго инфантильного мужа и разумную прагматичную мымру жену. Два сапога, дополняющих друг друга. От этого отыгрыш становится ещё лучше.

2) В этой игре есть, не подобрать другого настолько же подходящего слова, уникальная ебанца. Прошу простить за мой французский. То есть вы играете за двух родителей, задача которых заставить свою дочь плакать и страдать. То вам попадаются крысы (белки) партизаны. То на вашем пути встречаете маленького очаровательного шмеля в огромном роботе, управляющем улеем, как злой гений.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Ну а квест с убийством Слонихи - это отдельный вид искусства.

Такой диссонанс в аспекте эмоций мало какая семейная игра может преподнести. Короче чёрный юмор в миксе с иронией под соусом красивой, понятной и простой семейной игры. Идеальное сочетание с остринкой.

3) С точки зрения визуала игра очень хороша, и без люменов, ue5 и rtx path racing. Она просто красивая не засчёт технологий, а за счёт того, как к созданию этих миров подошли с душой и сердцем.

Мои мысли о следующем проекте Фареса опять навлекли на себя эффект завышенных ожиданий. Но Split Fiction оказалась максимально проходной игрой, сборником 100 в одном, китайским картриджем на NES. Но давайте разберёмся в следующем абзаце подробнее.

Split Fiction и фактор безрыбья

И да, и нет. На безрыбье и рак - рыба. Так и живём. Аналогов действительно нет, поэтому эту игру я очень ждал. Но получил максимально безликую историю двух весьма посредственных писательниц уровня вливающегося в мир прозы 12летки. Во всяком случае очень странно было выбирать на сюжет двух героинь именно писательниц и строить миры вокруг их таланта к прозе. Ведь сам сюжет здесь стал ещё более безликий и пустой. Картонный антагонист "я плохой, потому что плохой!", игра буквально плюётся с экрана шквалом клише! И, надо ли упоминать, что никакой изюминки/остринки/ебанцы здесь нет и в помине.

Ох, было бы побольше такой годноты в плане иронии и юмора, как на моменте с оммажем (отсылкой) на Sailor moon на моменте с гифкой в якоре статьи. Но нет, очень мало.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Да, есть квест, где ваши ваши милые Свинюшки, взлетающие на силе пердёжной тяги превратятся в сосиски на последующие 2 мин геймплея, но на этом чёрный юмор и сатира исчезает вплоть до титров и окончания игры.

Миры более красивые в сеттинге фэнтези, на чём Фарес как геймдизайнер уже давно набил руку. Если же говорить про киберпанк - на минутку представьте, что из сеттинга TRON Legacy забрали всю эстетику, забрали мотоциклы, забрали весь саундтрек Daft Punk, забрали актёров, забрали сценарий. И оставили только похожие костюмы, неон на которых выглядит блекло. И насадили весь этот карниз на фундамент из игр консолей 1985-1990гг. Такую вот сумбур-солянку вы получите от здешнего киберпанка, он прям плох и нас с супругой многие квесты Зои душили. Это фанфик на Tron от писательницы без капельки креатива и крупицы таланта.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

100 игр по цене одной или игра про миры двух протеже Джоан Роулинг

Я уже упоминал этот момент абзацами выше, но хочу заострить ваше внимание на соринке(бревне), которая видимо мало кому попала в глаз.

Это игра, где корпорация ворует идеи у талантливых писателей, загружая их в свою машину, чтобы потом завладеть индустрией кино и прозы через тотальное доминирование. Своеобразная скайнет в мире нейросетей по написанию книг и сценариев. И...

При этом сюжетно - это довольно пустые, хоть и красивые несвязанные миры, где я буквально не чувствовал ни историю, ни персонажей. Это сборная солянка, блюдо "бигос", сварганенное из всего, что было в холодильнике. Демоверсия для новичка в мире видеоигр, который не играл ни в NES, ни в SEGA, ни в консоли. Сценарно даже раскрытие двух героинь преподнесено максимально халтурно. Мне даже нечего привести в пример, там практически не происходило ничего осмысленного и связного, а драма в конце игры вообще высосана из пальца. Фарес явно натягивал сову на глобус и не знал, как связно запихнуть интересную историю в свой китайский картрдидж.

Местный аналог Contra выглядит, как браузерная flash игра в моём 2007м, в который никто и никогда...
Местный аналог Contra выглядит, как браузерная flash игра в моём 2007м, в который никто и никогда...

Ок, я понимаю, что Фарес наверняка собирался отправить нас, 30-40летних геймеров в детство, паразитируя на ностальгии. Здесь и змейка, и Contra в жанре "стреляй и беги", но как же на отье?*сь это сделано... И с позиции геймплея, и с позиции визуала. Я вряд ли буду перепроходить это. Ламповость утеряна. Е%анца (перчинка) утеряна. По сюжету, лору и персонажам - бескомпромиссно омрачающий даунгрейд. Но что по геймплею? Давайте подробнее.

Геймплей

Геймплей стал сложнее. Вашей жене или девушке местами может быть сложно целиться с геймпада, и это будет её душить. Но в остальном это те же казуальные роуглайт механики, подпрыгнуть через кольцо, увернуться от снаряда, выстрелить в босса и т.д.

Но мне было не интересно. После двух часов игры с супругой ловил себя на мысли, что игра душит. С it takes two за 4 прохождения такого не было ни разу.

И, повторюсь, проблема не в сложности. Сам по себе геймплей ощущается бессвязным набором механик, пытающимся паразитировать на ностальгии. Лично автору этих строк Змейка понравилась, а Contra - нет. И это лишь то, что запомнилось. Хотелось бы подытожить, что 60% геймплея здесь провал, но на безрыбье мы, включая меня, будем кушать. Ведь аналогов почти нет.

Утерянная ламповость или ларчик закрылся

Не учите детей мечтать об игрушках и сладостях, учите их мечтать об удобной инфраструктуре.

Ламповость не совсем утеряна, но её меньше, чем в it takes two. Есть и ужасно няшный (даже для меня, 31летнего мужика) побочный уровень, где играешь за зубик в мире сладостей. Я просто зубик...

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Есть пердящие свинки, можно валяться в грязи. Был замечательный сайдквест, где наши героини передвигаются по страницам записной книжки, где действие придумывается и рисуется на ходу карандашом. Визуально впечатляет, а нотки юмора как нельзя кстати.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Но всё, что будет касаться сеттинга киберпанка - сразу мимо кассы. Ламповость в катсценах? Nope, лишь скупой на эмоции и фан сюжет про поиск глитчей во спасение души своей грешной.

Юзеф Фарес - последователь Майкла Бэя

Говорить красноречиво — очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.

Снаружи постучали, но никто не ответил. И здесь мир умолк.

Меня ещё в предыдущих его играх умиляло его желание сделать блокбастер, и вот этот рапид, слоу моу и яркие взрывы с килотоннами цифровой пиротехники делали своё дело. Игра приобретала нестандартную смесь боевика, комедии и кринжа, под теплым одеялком семейной игры.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Казалось бы, в Split Fiction нет проблем с экшном. И всё же лучшее, что есть в этой игре - погони, которые были максимально эффектно реализованы и в прошлых играх. Взять квест на гидроскутерах - вам предстоит спасти огромного осьминога - дух захватывает! Хоть геймплея там почти нет. Ведь Фарес ещё в a way out бескомпромиссно талантливо создавал иллюзия геймплея, в однокнопочном кинце. За это его и уважаю. Впрочем и здесь есть прогресс, ведь конкретно в этой погоне нам нужно управлять гидроскутером, периодически опускаясь под воду, чтобы не врезаться в препятствие. Мелочь, а приятно!

Зрелищные погони под взрывы - лучшее, что вы можете получить от игры именно в аспекте экшна. Ведь те же боссфайты здесь повторяют механики it takes two, а под конец и вовсе три раза делаешь одно и то же в финальном боссфайте. Торопились выпустить игру?

Что новенького?

Появились интересные фичи. Например, перемещение двух персонажей в двух разных мирах на разделённом экране из одного в другой. То есть теперь в некоторых миссиях мы могли пересекаться, хотя мы находились в двух разных мирах. Нововведение эффектное, но скорее косметическое и визуальное, ведь на геймплей оно повлияет только в миссии на скриншоте ниже.

Split Fiction - печальный даунгрейд?..

Из новенького, раз уж мы об этом упоминали, попытка вставить кучу старых игр, что тетрис, что контра, что змейка. Ностальгия-момент. Сомнительно, но окэй.

Игра очень красивая, факт.
Игра очень красивая, факт.

Я буду краток

Давайте тезисно:

1) Слабый сюжет, халтурная проработка персонажей и антагониста, будто сценаристу 12+. Да, я понимаю, что игра делалась для ЦА детей и семьи. Я вырезал из текста еще 5 лишних упоминаний слова "дженерик" - но это ДЖЕНЕРИК. По аналогии с сериалами CW. Даже нейросеть создала бы более яркий сценарий. Иногда гениальность в простоте - но не здесь (в простате).

2) Миры фэнтези очень красивые, а реализация сеттинга киберпанка только портит игру.

3) Зрелищные погони в лучших традициях Майкла Бэя. Нравица!

4) Геймплейно это всё та же it takes two, но без остринки и прям плохо написана.

5) Некоторые геймплейные механики больше душат, чем доставляют. Хотя часть механик здесь постарались углубить и сделать разнообразнее и сложнее, чем в предыдущей игре. Но результат спорный.

6) Это напоминает демоверсию "Что такое игры для чайников", только, судя по играм, видимо из богом забытых 1990х.

Вижу это как попытку продать ностальгию 40летним и детскую тональность и простоту истории малышам. Но вспомним, что там история про двух "талантливых" писательниц... И мой мозг не воспринимает этот оксюморон, или диссонанс, как угодно.

Как итог - слабо, даже посредственно. Я не хочу демку на 100 видеоигр сразу, я хочу цельную историю. Но на безрыбье и рак рыба.

6/10.

19
11
2
1
1
46 комментариев