Metro: Exodus (2019) - обзор

Metro: Exodus (2019) - обзор

После успеха игр Metro: 2033 и Metro: Last Light студия 4Agames решила взяться за более амбициозную задачу - сделать успешную AAA-игру. Месяц назад продажи этой игры составили 10 млн копий. В честь 15-летия серии Metro я решил сделать обзор на эту успешную игру - Metro: Exodus

Разработка и анонс

Летом 2017-го года на выставке E3 был представлен первый трейлер Исхода. Это было весьма неожиданно, ведь никаких сливов о новой части не было, а игру украинской студии представляли сами Майкрософт. Графика в трейлере была завораживающей, и фанаты стали с нетерпением ждать выхода игры.

Анонс игры на e3 2017
Анонс игры на e3 2017

Изначально её выпуск планировался на 2018-ый год, но позже игру перенесли, и геймеры смогли насладиться проектом в феврале 2019-го года. Через полгода вышло первое DLC "Два полковника", а ещё через полгода - "История Сэма". В них главным героем был не Артём, поэтому главное действующее лицо могло разговаривать...

В основу сюжета лёг роман "Метро 2035" Дмитрия Глуховского (признан иноагентом). Игра является прямым продолжением первых двух частей.

Книга "Метро 2035"
Книга "Метро 2035"

Сюжет

Главный герой вновь выступил бессменный Артём, всё так же молчаливый. У него сохраняется надежда, что после ядерного удара, произошедшего 20 лет назад, жизнь за пределами Москвы сохранилась. Выйти за пределы столицы нельзя, т.к. члены Ганзы охраняют границы Москвы от её же жителей. Поэтому Артём последние несколько месяцев выходит на поверхность и пытается поймать радиосигнал, исходящий откуда-то вне Москвы.

Во время очередной вылазки он вместе со своей женой Катей подходит слишком близко к границе Москвы и видит поезд - невиданное в разрушенной Москве зрелище. Им управляют члены Ганзы; помимо них, в поезде были старик и бабка, утверждающие, что прибыли в Москву из другого города. Значит, жизнь за МКАДом есть!

Однако Ганза надёжно это скрывает, так что стариков и Артёма расстреливают. Главный герой не был бы главным героем, если бы не выжил. Он пробрался на базу Ганзы, освободил жену и уничтожил систему подавления радиосигнала. Оказывается, все исходящие из Москвы сигналы намеренно глушились, дабы город воспринимался мёртвым. После этого Артём с Катей украл поезд и уехали из Москвы.

Поезд "Аврора"
Поезд "Аврора"

В поезде оказываются Мельник (отец Кати) и его команда. По законам военного времени Катю с Артёмом следует расстрелять, но не может же отец убить свою дочь и зятя! Они становятся соучастниками преступления и начинают путешествие на угнанном поезде, который называют Авророй. Они проедут тысячи километров, повывав не только в других городах России, но и другой стране.

Разработчики решились на смелый эксперимент: действия игры "Метро" разворачиваются большей часть не в метро, а в "открытом" мире. Эксперимент оказался удачным: как отметили многие обзорщики, всё, что можно было выжать из метрополитена, уже было выжато. Выход на поверхность, путешествие по разным городам вхохнули в Метро новую жизнь.

"Открытый" мир
"Открытый" мир

За счёт того, что мы посещаем разные города, игра совершенно не выглядит однообразной. Я бы сказал, что это несколько мини-историй, объединённых в одну большую историю. Наша команда, с которой мы путешествуем, состоит где-то из восьми человек. В каждом городе один из членов команды выходит на передний план и раскрывается; он становится, конечно, не главным героем, но его правой рукой на конкретном уровне.

Как отмечалось неоднократно, разработчики сюжетом высмеяли фразу "москвичи не знают, что есть жизнь за МКАДом". В игре есть и другие показательные моменты. Например, Секта Электроборцев - противников электричества, которые поклоняются богу-рыбе. Я вижу в этом критику православия: люди сами не знают, чему молятся и во что верят.

Орден (секта) электроборцев
Орден (секта) электроборцев

Один из сюжетных ходов, который раскритиковал каждый, связан с наивностью Мельника. А вот тут спойлер.

После того, как мы уехали из Москвы, Мельник связался с Военным правительством России. По всем признакам понятно, что мы едем в ловушку, и когда мы прибываем в бункер этого правительства, западня не выглядит неожиданностью. Более того, сборище каннибалов, 20 лет живущих в бункере, несколько нелогично: где они столько лет брали еду, почему за это время они не съели друг друга?Недаром видео с канала Loremore называется "почему эта сцена в Metro Exodus доводит до слёз".

А вот что мне очень понравилось, так это финал игры. Я бы сказал, последние 20 минут. Драматизм, постановка сцены, музыка - всё на высшем уровне. Недаром видео с канала Loremore называется "почему эта сцена в Metro Exodus доводит до слёз".

Геймплей

Оружие. В обзорах на Metro 2033 (тык) и Metro: Last Light (тык) я отмечал, что у оружия нет видимых характеристик: урона, темпа стрельбы, точности и т.д. Из-за этого без практики трудно было понять, какое из двух оружий сильнее. В Исходе этот недостаток был исправлен, все характеристики на месте.

Более того: они могут меняться. Если Артём упадёт в воду или долго не будет чистить оружие, его характеристики ухудшатся (например, урон станет меньше). Чтобы вернуть стволам максимальные показатели, их нужно регулярно нужно чистить. Для этого нужна вода, которую можно получить путём лутинга. Так что исследование локаций в этой игре вещь весьма не бесполезная.

Что до разнообразия оружия, то его не слишком много. Всё-таки мы находимся в мире после "апокалипсиса", а не на оружейном заводе: что было найдено, то и используется. Хотя на оружие можно нацепить столько обвесов, что потом его и не узнаешь...

Metro: Exodus (2019) - обзор

Открытый мир. Можно ли сказать, что действия игры проходят в открытом мире? На самом деле нет. В игре представлены главным образом четыре большие карты: Волга, Каспий, Тайга и Мёртвый город (Новосибирск). Мы можем свободно бегать по ним, предварительно убив всех врагов, лутать домики и прочие места. Но игра всё равно ощущается линейной, линейной на большой локации. Игрока вроде как пытаются сподвигнуть изучить всю карту: открыв мапу, можно увидеть знаки вопроса на неизведанных метах; есть дополнительные миссии "сходи туда, принеси то".

Локации лишь на первый взгляд кажутся большими. Во-первых, они достаточно пустые. Уровень Каспий - это большая пустыня, где строения (дома, корабли и др) встречаются, скажем так, не на каждом шагу. Во-вторых, Артём, видимо, очень быстро бегает: всю карту можно пробежать по диагонали минут за пять.

Монстры. Часть монстров сохранились с прежних частей: демоны, упырыи, кикиморы и др. Из новых это... зомби. Да, ничего оригинальнее они не придумали. Они интересно реализованы на Каспии, где они сливаются с окружением.

Графика. Она весьма красивая, хоть игре и 6 лет. Рекомендую посмотреть видео, где идёт сравнение со Сталкером 2. Во многих аспектах игра начала 2019-го года уделывает игру конца 2024-го. Я играл на высоких настройках (на большее встройка Radeon 780m, увы, не способна), и игра выглядела хорошо. Особенно мне запомнился уровень "Тайга": как по мне, он в игре получился самым красивым (недаром в трейлере показали именно его).

Атмосфера. Не уходя далеко, хочу отметить атмосферу игры. Мы едем в поезде, и атмосфера путешествия преследовала меня на протяжении всей игры. Мы видим разные города и местности, разные времена года. Между крупными уровнями игрок находится в поезде; можно выйти наружу, глядеть вперёд, рассматривать окружение и др.

В игре, как и в предыдущих частях, ощущаешь что-то своё, родное. Персонажи, говорящие не на литературном, а на простом языке; советские панельные дома; интерьеры домов, плакаты из 1980-х годов.

Никуда не делся и присущий прошлым частям натурализм. Трупы, расчленёнка, кровь, монстры и ужасы - всё это есть, как и в прошлых частях.

Как и раньше, хочу отдельно выделить музыку Алексея Омельчука - создателя шедевральных саундтреков к Сталкеру и трилогии Метро. По сравнению с первыми частями, музыка кажется более лиричной, взрослой. Помимо этого, в игре порою звучаю известные всем песни группы Кино, АукцЫон и др.

Стелс. В игре прокачали стелс-режим. Есть кровать для смены дня и ночи. Днём больше врагов-людей, меньше мутантов, сложнее играть по-стелсу. Ночью всё наоборот: многие люди уходят спать, монстры просыпаются, во тьме легче стелсить. Игра поощряет "доброе" прохождение с минимальным числом убийств, дабы потом получить хорошую концовку.

Итоги

В заключении хочу отметить, что у 4Agames получилось создать замечательный сиквел.

7
1 комментарий